«Нет героев от рожденья, они рождаются в боях»
классный час (2, 4 класс)

Хомяченко Елена Александровна

Классный час по теме: "Нет героев от рождения, они рождаются в боях" разработан в целях воспитания у детей чувства гражданственности и патриотизма у у чащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klasnyy_chas_geroi_rossii.docx44.8 КБ

Предварительный просмотр:

Полное наименование темы работы

«Нет героев от рожденья, они рождаются в боях»

Номинация                 

конспект классного часа, посвященного

Героям Афганской войны и Чеченских войн.

Фамилия, имя, отчество автора, должность

Хомяченко Елена Александровна,

учитель начальных классов

Территория (район, город), населенный пункт

Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, пгт Диксон

Наименование образовательной организации 
(в соответствии с уставом)

ТМК ОУ «Диксонская средняя школа»

Аудитория, для которой предназначено мероприятие

2 - 5 классы

Место выполнения работы

ТМК ОУ «Диксонская средняя школа»

пгт Диксон, 2021 год

Классный час

«Нет героев от рожденья, они рождаются в боях»

Время занятия: 45 минут.

Цель: воспитание у детей чувство гражданственности и патриотизма.

Задачи: 

  • Раскрыть понятие «герой»;
  • Сформировать понятие того, что делает человека героем;
  • Формировать представления о воинском долге и верности Отечеству;
  • Способствовать развитию у детей патриотизма и интернационализма.

Контингент: учащиеся 2-5 классов.

Форма проведения: беседа с постановкой проблемных вопросов.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, колонки;

  • выставка книг;  
  • список и фотографии участников боевых действий, проживающих на территории Красноярского края;
  • песочные часы;
  • словарь Ожегова;
  • аудиозаписи песен об Афганистане и Чечне;
  • видеоролики по теме;
  • плакат с изображением солдата;
  • раздаточный материал - звёздочки из бумаги, ручки, квадратики из цветной бумаги двух цветов;
  • свеча, воинская каска, цветы.

Место классного часа в воспитательном учебном процессе: проведение классного часа на данную тему  одна из важных составляющих направления воспитательной работы.

Содержательный компонент классного часа

I. Вступительная часть.
II. Основное содержание:
         1. Понятие «герой».

2. Историческая справка об истории Афганской войны.
         3.  Краткая информация о солдатах, погибших в Афганской войне.

4. Историческая справка об истории войны в Чечне.
5. Краткая информация о солдатах, погибших в Чеченских войнах.

III. Заключительная часть.

1. Минута молчания.

2. Подведение итогов.

IV. Рефлексия.

Ход классного часа

  1. Вступительная часть.

При входе в класс всем учащимся предложено выбрать бумажный квадратик одного из двух цветов. Таким образом, происходит разделение детей на малые группы: они садятся за стол, на котором табличка совпадает с цветом квадратика. В конце мероприятия, для каждой группы будет отдельное задание.

На экране – тема классного часа: «Нет героев от рожденья, они рождаются в боях».

А.Т. Твардовский

Учитель: Здравствуйте! Ребята, смотрите, у меня в руках песочные часы, которые отсчитывают время. Сегодня эти песочные часы превратятся в проводника, связывающего два времени: прошлое и будущее.

Часы, разделены на три части: нижняя часть – это наше прошлое, верхняя часть – будущее, середина – наше настоящее. Если не будет одной из частей, часы не будут работать. Так и мы с вами не сможем построить свое будущее, не помня прошлого.

Сегодня мы с вами отправимся в прошлое, чтобы вспомнить героев нашей страны, нашего края.

  1. Основная часть.
  1. Понятие «герой».

Учитель: Ребята, кого мы называем героем? (Ответы детей)

  • А теперь, сверим ваши ответы со словарем Ожегова. Найдите и прочитайте определение данного слова. (Один из учеников зачитывает лексическое значение слова герой).

На экране слайд с определением слова «Герой»

Учитель: 9 декабря наша страна отмечает День Героев, и сегодня наш классный час посвящен памяти солдат-красноярцев, погибших в Афганской войне и Чеченских войнах.

На экране слайд с фотохроникой военных событий.

Тихо звучит аудиозапись песни «Пришёл приказ».

Во время выступления сменяются слайды с фотографиями из книги «Памяти павших. Книга памяти Красноярского края. Афганистан (1979-1989)».

  1. Историческая справка об истории Афганской войны.
             Учитель: Афганская война. Она ушла в историю и за десять неполных лет унесла многие тысячи жизней солдат. Это война коснулась многих семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых, тяжелобольных молодых людей.

Официальной версией ввода наших войск в Афганистан стала помощь дружественному афганскому народу и защита южных рубежей нашей Родины. Правительство Афганистана обратилось к нашей стране с просьбой о помощи и 25 декабря 1979 г. наши войска пересекли границу Афганистана. Это было началом войны.

Условия были суровые - жара под 50 градусов, но советские военнослужащие мужественно выполняли свой долг.

Страшно подумать! Сколько жизней за это время искалечила война в Афганистане. Война продолжалась 3338 дней! Это больше 9 лет!

 В боевых действиях приняли 546 255 советских солдат и офицеров. Согласно статистике в Афганистане каждый день погибало 4 человека. Ранения и контузии получили свыше 53 тыс. человек. Многие скончались от последствий тяжелых ранений.

Видео «Афганистан»

3. Краткая информация о солдатах, погибших в Афганской войне.

На экране слайды с фотографиями солдат

Учитель: На службу в Республику Афганистан с 1979 по 1989 годы из Красноярского края были отправлены около 4,5 тысячи военнослужащих, 171 из них человек погибли:

  • Первым из погибших в этой страшной войне был майор Николай Бизюков, зверски убитый моджахедами в марте 1979 года.
  • Аброськин Андрей организовал оборону и руководил боем во время обстрела сторожевой заставы, был смертельно ранен.
  • Беговатов Сергей подорвался на мине-растяжке в районе горы Чашмай-Инджир на границе с Ираном.
  • Раненый Алексей  Бледнов прикрывал от боевиков отход группы, погиб в ущелье Чандаран.
  • Во время разведывания местности Владимир Болдырев попал под сильный перекрестный огонь моджахедов и умер от тяжелых ран в госпитале.
  • Владимир Ведерников неоднократно, рискуя жизнью, обезвреживал мины и фугасы, установленные противником. Погиб в районе аэродрома Герат.
  • Евгений Ветров погиб в Афганистане при выполнении боевого задания.
  • Владимир Галковский погиб в городе Чирикаре во время боя, прикрывая товарищей.
  • Борис Дрожжин спас молодых солдат при отступлении и погиб в бою при сдерживании противника.

И таких примеров геройства наших земляков - сотни. Подвиги в Афганистане можно сравнить с подвигами воинов Великой отечественной войны. Но по-другому было нельзя – одна армия, а главное – войсковая дружба, где жизнь товарищей дороже своей:

4. Историческая справка об истории войны в Чечне.

Учитель: Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. Закончилась война в Афганистане, но, спустя некоторое время, вновь вспыхнула война в Чечне.

Тихо звучит аудиозапись песни «Ты только маме, что я в Чечне не говори».

Во время выступления сменяются слайды с фотографиями из книги «Книга памяти Красноярского края. Северный Кавказ»

Учитель: Одна из причин обострения конфликта - это обида чеченского народа на Россию за то, что их не воспринимали как равных. Этой обидой воспользовались люди, стремившиеся к власти. Они настроили мирных чеченцев против Советского Союза и объявили о независимости Чечни от СССР, а потом и от России.

Россия не могла допустить потери своей территории и пыталась договориться с чеченскими лидерами мирно, но ряд обстоятельств заставил Россию принять решение о вводе в Чечню своих войск.  10 декабря 1994 года с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены вооруженные силы Российской Федерации. Военная авиация подвергла бомбардировке Грозный. Война продолжалась два года – с 1994 по1996г.

Вторая война в Чечне началась в 1999г со вторжения боевиков в Дагестан. Российское руководство приняло решение провести военную операцию по уничтожению боевиков на территории Чечни.

Это была самая массовые и жестокие войны в истории современной России. Давать оценку количества пострадавшим от нее очень сложно, поскольку источники приводят разные цифры. По официальной версии, количество погибших военных со стороны России насчитывает более 4 тысяч человек.

Чеченские войны стали одним из самых масштабных вооруженных конфликтов новейшей истории, а битва за Грозный стала крупнейшей битвой в Европе со времён второй Мировой войны.

Видео «Чечня»

5. Краткая информация о солдатах, погибших в Чеченских войнах.

На экране слайды с фотографиями солдат

Учитель: Пройдут года. Многое со временем забудется. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата. Такие молодые встретили они грудью врага, защитили Родину. Не всем было дано вернуться домой. В Чеченских войнах погибло около двухсот военнослужащий из Красноярского края:

  • Помозов Александр погиб, спасая раненых.
  • Гладько Александр побежал помочь товарищам, в двадцати метрах от него упала мина, осколок попал в район затылка. 
  • Гусаров Сергей, ехал в БМП. Машина с солдатами подорвались на заложенных бандитами фугасах, он с ребятами сгорел заживо.
  • Атланов Алексей за отвагу и мужество во время боевых действий посмертно награжден Указом Президента Российской Федерации орденом Мужества.

И таких примером много. А сколько молодых парней, наших земляков, погибло при штурме Грозного.

III. Заключительная часть.

1. Минута молчания.

Зажигается свеча и учитель продолжает

Гори, свеча, гори, не затухай, не проходящей болью будь.

Пусть в пламени твоем встают, чей оборвался путь.

Кто из спокойных мирных дней шагнул в наземный ад,

И кто до роковой черты нес звание — солдат.

Кто в восемнадцать с небольшим познал цену потерь.

Кто за Россию жизнь отдав, открыл в бессмертье дверь.

Гори, свеча, не затухай, не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех, погибших на войне!

Звучит метроном. Горит свеча

Учитель: Прошу всех встать. В память обо всех российских парнях, погибших на Афганской войне, Чеченских войнах, в горячих точках, объявляется минута молчания.

  1. Подведение итогов.

На доске висит плакат с изображением солдата; у ребят на столах лежат заранее разложенные звёздочки и ручки.

Учитель: Ребята, я предлагаю Вам поразмышлять и составить словесный образ Героя. Отразите на бумажных звёздочках те качества, которые, Вы считаете, присущи Героям. Первая команда опишет Героя прошлого, а вторая команда опишет Героя настоящего времени. Звёздочки прикрепите, пожалуйста, на плакат с изображением солдата. Сравните, получившиеся качества Героев. (Сравнивают качества и делают вывод)

Мы видим, что качества не изменились. Герои были, есть и будут.

IV. Рефлексия.

  • Понравился ли вам классный час?
  • Что нового вы открыли для себя?
  • Актуальна ли данная тема?
  • Какие выводы вы сделали?

Я хочу поблагодарить вас за внимание и пожелать, чтобы всегда был мир на нашей планете! Не забывайте историю своего государства, любите малую Родину, гордитесь героями – земляками, помните об их подвигах!

Список использованной литературы и интернет - ресурсов

  1. Голубые береты - Ты только маме, что я в Чечне не говори [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mp3store.net/get-music/golubye-berety-ty-tolko-mame-chto-ya-v-chechne-ne-govori/ ;

  2. Классные часы о патриотизме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.su/;
  3. Количество красноярцев, отправленных на службу в Афганистан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20140214/994884349.html;
  4. Лалетина Е. Памяти павших. Книга памяти Красноярского края. Северный Кавказ / Елена Лалетина, Галина Терехова, Анна Воробей и др. Красноярск: ООО «Издательство «Поликор» 2015. - 320 с.
  5. Памяти павших /Северный Кавказ очерки о погибших [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.com/26974348-Severnyy-kavkaz-kniga-pamyati-krasnoyarskogo-kraya.html#show_full_text;
  6. Память ПОГИБШИЕ. АФГАНИСТАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://battle-museum.krasu.ru/html/3.html 
  7. Погибшие в Афганистане из Красноярского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://my.krskstate.ru/docs/afgan;
  8. Погибшие военнослужащие из Красноярска  во вторую Чеченскую войну [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gazetazp.ru/news/gorod/4963n-za-chetyire-goda-vtoroy-chechenskoy-voynyi-pogib-151-voennoslujaschiy-iz-krasnoyarskogo-kraya.html ;
  9. Путеводитель по биографическим электронным ресурсам по отечественной истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nlr.ru/res/inv/guide44/record.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нет героев от рожденья они рождаются в боях

Литературно-музыкальная композиция   для 3-4 классов...

"Героями не рождаются, героями становятся" разработка классного часа с презентацией

Цель: познакомить с личностью А. В. Суворова,              рассказом С.П. Алексеева «Медаль» ...

Исследовательская работа "Героями не рождаются- героями становятся"

Исследовательская работа "Героями не рождаются- героями становятся. История трудового пути Мясоедовой Марии Ивановны"...

Героями не рождаются-героями становятся

Цель: Создать условия для формирования представления о подвиге, мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности.Дать знания об Отечестве и его героях в разные исторические времена. Воспит...

классный час "Героями не рождаются, героями становятся"

Классный час разработан для учащихся 4 классов....

Сценарий классного часа, посвящённый 23 февраля: «Нет героев от рожденья, они рождаются в бою»

Данное мероприяте можно провести в канун праздника Дня защитника отечества в 3-5 классах. Музыкальное оформление можно подобрать по своему усмотрению. Основными целями мероприятия являются: актуализац...

«Героями не рождаются, героями становятся»

Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме, патриотизме;- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа....