Отчёт на МО
методическая разработка

Амерханова Елена Николаевна

Отчёт о трудовой деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_mo_o_trude_may_2023.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Вознесенская ОШ-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Воспитание творческого отношения к учению, к труду, к жизни»

Составила: Амерханова Е.Н.

Одной из задач вспомогательных школ является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности умственно отсталого ребенка. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.

Школа психологически и практически должна готовить учащихся к сознательному, активному труду на пользу личности и общества. Поэтому конкретные задачи трудового воспитания в нашей школе далеко выходят за рамки только трудовой подготовки, которая осуществляется в процессе профессионального обучения.

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде необходимо воспитывать черты высокой морали труженика - производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. На этой основе происходит вооружение учащихся, одной из массовых рабочих профессий.

Одновременно с выполнением этих задач в процессе труда необходимо обратить серьезное внимание на развитие у детей с умственной отсталостью интереса к знаниям, к технике, к профессии, которую они осваивают.

При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для ученика вспомогательной школы большое коррекционное значение.

Используя в процессе труда знания, полученные на уроках, учащиеся их уточняют, более глубоко осознают. Так, труд в школе выступает как средство, помогающее сознательности обучения умственно отсталого ребенка. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика вспомогательной школы. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении умственно отсталый ребенок часто отстает от своих нормальных сверстников. Поэтому вопрос видов труда, его форм, возрастной нагрузки, посильности приобретает во вспомогательной школе особое значение.

И, наконец, ученики требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.

Среди учащихся есть дети с недостатками моторики. Но и эти ученики должны найти свое место в труде. Им может подойти работа со специально приспособленной аппаратурой. Это будет не только средством коррекции физических недостатков, но и средством осознания ими необходимости подготовки к участию в общем труде людей.

Таким образом, труд в школе имеет свои специфические задачи, которые можно назвать коррекционно-воспитательными. В связи с этим подготовка умственно отсталых школьников к участию в общественно полезном труде приобретает свою специфику.

Психологическая подготовка к труду

Уже с первых лет обучения школа должна психологически готовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формирования положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией в соединении с практической подготовкой помогают сформировать новое отношение к труду.

Известно, что для любой работы необходимо владеть целым комплексом умений. При образовании трудовых навыков ученику вначале показывают образцы работы, приемы ее выполнения, и он, подражая учителю, овладевает автоматизированным действием - навыком выполнения той или другой операции, что необходимо в овладении любой профессией. Но если остановиться только на этом, процесс труда и его влияние на личность были бы обеднены. Очень важно развивать у ребенка стремление внести новое в свой труд, проявить творчество и самостоятельность, только тогда работа захватывает мысли и чувства человека, доставляет ему истинное наслаждение.

Творческий подход к делу требует больших умственных усилий, опирающихся на изучение, собирание и обобщение опыта.

На основе сочетания теоретических знаний и практических умений складываются правильные представления о природе и обществе, формируется отношение к жизни, определяется дальнейший жизненный путь.

Соединение обучения с производительным трудом, с жизнью помогает использовать навыки мыслительной деятельности, полученные в школе, на практике, в производстве.

Предметные уроки и уроки ручного труда, проводимые во вспомогательной школе, создают необходимые условия для развития сенсомоторной культуры ребенка. Их дополняют уроки физического воспитания, ритмики, пения и музыки, подвижные игры во внеклассное время. Значительное место в решении этой задачи принадлежит также системе эстетического воспитания: в кружках художественного слова, изобразительного искусства.

В целях психологической подготовки учащихся к труду во вспомогательных школах проводятся специальные беседы, организуются вечери, проводятся разъяснительные работы.

Ценность такой разъяснительной работы заключается в том, что она проводится с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с возрастом усложняются виды и характер труда, изменяется и содержание форм воздействия на сознание учащихся.

Так, например, в рассказах, обращенных к школьникам I-IV классов, идея трудового подвига раскрывается на конкретных ярких примерах. Подросткам уже можно рассказать о том, что только определенным усилием воли, упорством и настойчивостью можно достигнуть намеченной цели.

Сбор пословиц и поговорок о труде также имеет большое воспитательное значение. Создание образа рабочего, фермера, отображение труда в произведениях живописи и скульптуры - хороший материал для бесед с детьми учителя рисования, Отображение героики труда в песнях и музыке должен показать ребятам учитель пения.

Практическая подготовка к труду

Практическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи в школах решаются на занятиях ручным трудом, домоводством, в процессе профессионально-трудового обучения и во время общественно производственной практики. За время обучения в школе дети проходят через целую систему упражнений в коллективной трудовой деятельности. Уже в процессе изучения основ наук учащиеся получают некоторые практические навыки и умения, необходимые им в жизни. Например, на уроках арифметики и черчения учатся производить различные измерения, приобретают умения и навыки обращения с некоторыми инструментами .

Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места - это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Однако учащиеся вспомогательных школ таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, в чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями, полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая натирку полов и участие в ремонтных работах , - таков перечень дел, которыми могут заниматься умственно отсталые дети. В школах с интернатами добавляется еще и уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.

Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках домоводства.

Труд по самообслуживанию имеет большую ценность для формирования коллектива. Каждый ученик выполняет определенные обязанности по самообслуживанию, которые помогают лучшей организации жизни интерната. Дежурство по школе, участие в бригадах по ремонту мебели, белья, обуви, шефская помощь старших ребят младшим - все этот помогает установить между детьми товарищеские отношения и убедить их на конкретных примерах в том, что от работы каждого зависит общий успех.

Общественно полезный труд

 Участие детей в общественно полезном труде является необходимым условием воспитания в любом обществе. Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели - вот мотивация общественно полезной деятельности. Для учащихся она воплощается в мотивах: “Поможем детскому саду”, “Сделаем наглядные пособия для урока”, “Поможем школе, городу, селу, нашим шефам”.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися вспомогательных школ, страдающими пассивным отношением к жизни.

Работы по охране в близлежащих скверах зеленых насаждений, заготовку и развешивание кормушек для птиц, заботу о памятниках героям, помощь предприятиям, общественно полезный труд в лагерях летнего отдыха, сбор лекарственных растений.

В сельской школе в содержание общественно полезного труда входит участие детей в сельскохозяйственных работах.

В общественно полезном труде всегда должно быть место для детского изобретательства и творчества. Развитию изобретательности, находчивости, смекалки способствует соревнование на лучшую организацию выполнения полезных дел, на лучшее качество работы и т.д. Соревнование поддерживает трудовой подъем, побуждает каждого жить общими интересами.

В младших классах общественно полезные дела тесно связаны с ручным трудом, самообслуживанием. А в старших классах часто устанавливается связь между трудом общественно полезным и производительным. Чем старше учащиеся, тем более тесная связь у них с окружающей действительностью, тем ближе они знакомятся с трудом и жизнью людей.

Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, организуются также праздники труда, на которых в торжественной обстановке отмечается работа отдельных классов и учащихся. Поощрения возможны и в том случае, если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов необходимо учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами учащиеся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о работе МО учителей начальных классов МОУ Гимназии №16, г. Владикавказа за 2009-2010 уч.год.

Данная публикация представляет собой годовой отчёт по работе МО учителей начальных классов МОУ Гимназии №16, г. Владикавказа за 2009-2010 уч.год....

Отчёт о работе МО учителей начальных классов

В отчёте работы МО учителей начальных классов отражены главные проблемы над которыми работали учителя.В течение всего учебного года МО учителей начальных классов работало над следующими проблемами:1....

Творческий отчёт "Опыт работы по реализации программы "Разговор о правильном питании"

Творческий отчёт содержит важный материал из опыта моей работы по программе "Разговор о правильном питании" за последние 5 лет....

Классная газета-отчёт

Газета-отчёт о проделанной работе по патриотическому воспитанию учащихся 2 "б" класса...

Газета-отчёт 9 мая

Газета-отчёт о проделанной работе по патриотическому воспитанию учащихся 2 "б" класса...

Отчёт о проведении "недели по русскому языку".

Отчёт о проведении недели по русскому языку....

Отчёт работы летнего оздоровительного лагеря «Дружба»

Целью летней оздоровительной кампании «ЛЕТО-2010» было:обеспечение занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков в  условиях образовательного учреждения, развитие личности ребёнка, ег...