Час общения "Семейные традиции"
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Васильева Елена Леонидовна

Общение в современной семье, представление учащихся о семейных ценностях, семейном счастье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_v_sovremennoy_seme.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

«Средняя образовательная школа №2»

г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, Васильева Елена Леонидовна

Час общения

Тема: Семейные традиции. Общение в современной семье

Цель: углубить представление учащихся о семейных ценностях, семейном счастье.

Задачи:

-        закрепить понятия «семейные ценности», «семейное счастье»;
-        развивать навыки общения в семье;
-        воспитывать бережное отношение к семейным традициям.

Оборудование: альбомные листы,  вырезанные ладошки, облака, фломастеры, толковый словарь.

Ход мероприятия:

  1. КРУГ  РАДОСТИ

Упражнение «Групповое приветствие»:

Время - вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час,
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?

Дети образуют круг. Затем каждый по очереди встает в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, но не повторяет сказанное ранее. Остальные же все вместе (хором) повторяют каждое предложенное приветствие.

  1. БЕСЕДА:

-Ребята, кто мне скажет, когда появилось слово семья?.

Когда появилось слово “семья”?

Когда – то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

,,Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

- Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь “Я”.

Вот так на земле появилась семья.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.

Обсуждение содержания стихотворения.

•        Что такое семья?
•        Как вы понимаете?

-Кто скажет,  тему нашего занятия?  

-Чему будем учиться, сформулируйте цель занятия.

  1. Формулирование темы урока.

- Сегодня мы поговорим о том, что такое семья, семейные ценности и о том, что нам так дорого в жизни.

Учебная информация:

Семья необходима каждому человеку, независимо от возраста. Это небольшой коллектив родных, близких людей, которые помогают и поддерживают в трудную минуту. И именно в семье рождаются чувства добра, которого сейчас так мало, любви и, конечно, ответственности.

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но всегда ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

Посмотрим, какое  понятие  слова « Семья»  дал в своём  словаре С. И. Ожигов.

В словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников».

Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому  и семье. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.

Где любовь и совет,          

Дом с детьми - базар,    

Бабушка, любящая внука,

Лишь потеряв свой дом,

Молодому растению нужна влага,

Брат без брата - что сокол без крыла,

Верблюдица некрасива,

Дитя хоть и криво,

там и горя нет.     (русская)

а мила верблюжонку (монгольская)

дом без детей – могила. (казахская)

готова штаны променять на сахар.

( китайская)

младенцу нужна ласка. (алтайская)

 сестра без брата - как хворостина голая. (чеченская)

да отцу-матери мило.

( украинская)

оценишь его по достоинству.  ( армянская)

(После работы идёт проверка, полученные пословицы записываются на доске.)

  1. Учебная информация:

Семейные ценности считают важнейшими в жизни. При этом мало кто может внятно объяснить, что же такое семейные ценности.

К ценностям семьи можно отнести семейные традиции.

Найдём в  словаре С.И. Ожегова слово традиция- 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

2.        Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

Учебная информация:

В каждой семье есть свои обычаи. Касаются они всего: как обустроить дом, распределить обязанности, воспитывать детей, что готовить для праздничного стола, где отдыхать... И нам кажется, что по-другому просто и быть не может. Мы к этому привыкли.

Основное назначение традиций — подсказывать нам, как вести себя в той или иной ситуации. Традиции могут «строить» нашу жизнь буквально по кирпичику: на завтрак непременно едим кашу, праздничный стол не мыслим без торта, квартиру убираем по субботам, а отпуск проводим на море... А почему именно так, мы и не задумываемся. Просто так изначально сложилось...

Обычаи бывают «живыми и мертвыми». «Мертвые» означают слепое следование заведённому когда-то кем-то порядку. Обычно они поселяются у тех, кому лень или недосуг проявлять инициативу, придумывать что-то своё: ведь за любое нововведение придется нести ответственность!

«Живые» традиции, наоборот, делают жизнь веселее, пробуждают фантазию и укрепляют отношения между людьми.

Добрые семейные традиции определяют степень жизнеспособности семьи.

Чаще всего добрые семейные традиции приурочиваются к праздникам и выходным: ведь эти дни предполагают, что вся семья в сборе.

Какие семейные традиции и семейные реликвии есть в ваших семьях?

Ритуал отхода ко сну: дети обожают пошептаться с мамой, послушать сказку или простенькую колыбельную.

Воскресной традицией может стать семейный «выход в свет» - экскурсия, кино. Катание на лыжах.  Непременное условие: четкая повторяемость.  И еще: это должно нравиться всем!

На          праздники можно отправляться в лес — костер, шашлыки, игры на

свежем воздухе.

Субботней традицией может стать семейное чаепитие с пирогом.

Памятные моменты: Семейный альбом. К сожалению, большинство из нас мало что знает о своих родственниках дальше третьего колена. Собери фотографии своих прадедов

и прабабушек, сделайте к ним подписи  —  пусть твои дети, а потом и внуки, помнят свой род.

  1. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».

Встаньте, те:

- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!

- И я думаю, что вы счастливые дети, потому, что «Счастлив тот, кто счастлив дома». Это семейное счастье, благополучие рождается, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами.

-А что отличает одну семью от другой? (ответы детей)

-Это имя и фамилия.  Каждое имя имеет свою историю. Раньше людей называли по каким-то внешним признакам, по положению в семье или по роду занятий:

- по внешности человека:

Мал, Бел, Косой, Рябой, Некраса.

- по характеру:

Добрыня, Горд, Умник, Несмеяна.

Что вы узнали о своих именах ? (рассказы детей)

  1. Построить свой дом.

– Ребята, давайте нарисуем свой дом.  Каким вы его представляете.  Придумайте, какие правила должны соблюдать в вашем доме,  чтобы всем в нём жилось хорошо.

На листочках дети рисуют. свой дом,  придумывают правила , благодаря, которым  можно сохранить семью.

- «В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи “как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово “понимание”

 Значит семья – это понимание. Это слово уже написано на одном из кирпичей. Придумайте, какие  ещё кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома.

Проверка проделанной работы.

С единым телом я сравню семью:
Отец – глава, а руки – дочки, сыновья.
И в теле – мать, она, как сердце,
И от нее зависит вся семья
!

  1. Итоги

Пора подвести итог нашего занятия. В заключении я предлагаю каждой  группе написать выражения на тему «Семья».(Работа в группах. Учащиеся записывают свои мысли на облачках, зачитывают и прикрепляют на доску)

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце на веки останется в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Группа продленного дня. Пасхальные традиции.

Методическая разработка внеурочного занятия для начальной школы. Возможно использование как воспитателями группы продленного дня так и учителями начальных классов для проведения тематических классны...

Проектная работа "Народные традиции - исток национальной культуры"

Работа по проекту "Народные традиции - исток национальной культуры". Проведение проектной работы с учащимися 3 класса. Цели, задачи, планирование работы с учащимися....

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Семейные традиции

Выступление на родительском собрании...

Семейные традиции

Конспект ведения классного часа...