Мероприятие "Природа жалуется"
методическая разработка (3 класс)

Мероприятие  посвящено проблеме охраны окружающей среды.

       Цель мероприятия: привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей среды, содействие формированию у них экологической культуры.

       Задачи:

 – активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы,

 – продолжить воспитывать бережное отношение к природе,

 – формировать умение работать в команде

Предполагаемые результаты:

 – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям;

– повышение экологической культуры учащихся начальных классов.

    Мероприятие состоит из нескольких частей, где создаётся проблема по защите окружающей среды, дети решают её и созждают правила поведения в природе соответственно каждой её части: растений, животных, грибов и т.д.

    Мероприятию предшествовала большая подготовительная работа: дети учили стихи, разучивали стихи и танцы.

     Соответственно, учащиеся танцевали несколько танцев, что значительно украсило мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhalobnaya_kniga_prirody.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии «Жалобная книга природы».

Цель мероприятия: привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей среды, содействие формированию у них экологической культуры.

Задачи:

 – активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы,

 – продолжить воспитывать бережное отношение к природе,

 – формировать умение работать в команде

Предполагаемые результаты:

 – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям;

– повышение экологической культуры учащихся начальных классов.

Ход мероприятия

(Звучит фонограмма «Голоса птиц»)
Учитель: - Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? (ответы детей)
Учитель: - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести беседу? (ответы детей)
Учитель: - Всем известно, в какой удивительной планете мы живём. Земля – единственная избранница Солнечной системы, на которой существует жизнь. Нас окружают: леса, реки, моря, небо, солнце, животные, птицы. Одним словом – природа. Все знают, что природу надо беречь, но не все всегда соблюдают это правило. Человек загрязняет атмосферу, уничтожает леса, отравляет воды рек, безжалостно использует природу. Не случайно, как предостережение всем нам, живущим на планете Земля, создана Красная книга природы. А что занесено в Красную книгу? (В неё занесены многие исчезающие виды животных и растений)
Учитель: - Ребята, почему цвет обложки красный? (Информирует, предупреждает, запрещает).
Учитель: - Но сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о другой книге.
(Запись ) - слова Жалобной книги - « Я – Жалобная книга природы». Я - тревожный сигнал о том, как порой трудно живётся цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным! Мой автор - сама природа. Мои читатели - люди с добрым, отзывчивым сердцем. Я - крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно – научится понимать, ценить, беречь природу, станет её другом и помощником.
Учитель: - Ребята, в чём же разница между Красной книгой и Жалобной книгой природы? (В «Красной книге» занесены исчезающие или полностью исчезнувшие растения и животные. А в «Жалобной книге природы» находятся жалобы…)
Учитель: - Сейчас мы будем разбирать жалобы и вместе искать ответы, как нам помочь природе и как сделать так, чтобы «жалобная книга природы» стала поменьше. Наша задача – научиться «читать» книгу природы. Будем составлять правила поведения в природе. Сейчас мы с вами превратимся в зелёную группу друзей природы. (учащиеся прикрепляют эмблемы)
Учитель: - Давайте посмотрим, чья же жалоба первой записана в книгу?
- Жалоба какая-то странная. Непонятно, кто её написал. Давайте отгадаем загадку и поймем от кого он
Ученик:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Мишеньку - орешком,
Толю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой. (лес)
Учитель: -Конечно, это лес, но он – такой большой и сильный, почему вдруг жаловаться надумал, на кого обиделся? (ответы детей)
Ученик:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заря,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь – мы свои!
Учитель:- А кто мне объяснит, что такое лес? (природное сообщество, в котором растут разные виды растений и обитают животные)
(Слышится шум. В класс заходит лесогуб, ломает ветку дерева, топчет насекомых, ловит бабочек)

Учитель:- Прежде чем вывести правила поведения в лесу, ответим на некоторые вопросы:
1) Как отличить дерево от кустарника? (У дерева один ствол, а у кустарников много)
2) Почему сломанная ветка засыхает? (Прекращается её питание)
3) Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать громко музыку? ( Шум пугает лесных животных, птицы улетают из гнезда, птенцы погибают)
4) Вы увидели гнездо птицы в лесу. Как правильно вести себя? (Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца, не брать птенца в руки)
5) Огонь траву с цветами вместе выжег,
Куста спалил, в зеленый лес вошел.
Он, испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры? (Лес - дом для животных, запах дыма пугает их)
Учитель:- Какие правила можно вывести исходя из этого?
Правила вывешиваются на доску:
НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
НЕ разоряй птичьи гнёзда.

 Учащиеся демонстрируют танец с ветками


Учитель:- А вот следующая страница, такая красивая и авторов много, но жалобы и обиды у всех одни. Итак, о ком следующая страница?
Учитель:- Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали страницу-жалобу в эту книгу? (ответы учащихся) Давайте послушаем стихотворение, которое всё поясняет.
Ученик: Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты;
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!»

Учитель:- Эта страница говорит о том, как много цветов гибнет от рук человека и как с каждым годом их становиться все меньше и меньше.
Учитель:- О некоторых цветах нам расскажут девочки – цветочки.
Ученик: Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, ландыш, зверобой.
Ромашка: Меня желтоглазым цветком называют,
Сорвали цветок, лепестками гадают,
А чтобы счастливым поистине стать,
Не стоит, поверьте, ромашки срывать.
Родина ромашки – Америка. Она, как сорняк, растущий на полях, попала к нам вместе с американским зерном. Мелкие семена американской ромашки сеялись по полотну железной дороги и щелей вагонов. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку. Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар из ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Применяют её от простуды и кашля.
Ландыш: Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами лес озолотился;
На его окраине, из травы душистой,
Выглянул на солнце ландыш серебристый.
Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал прошедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступала из его сердца и окрасила зеленые слезы в ярко-красные. Такие ярко-красные шарики появляются осень на месте белых цветков. Ландыш самый ароматный, самый изящный цветок. Из семян ландыша делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в духи и мыло.
Одуванчик: Я- Одуванчик!
Когда идешь тропинкою,
Куда не глянь - в полях
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
Для лекарственных целей заготавливают корни одуванчика. Одуванчик понижает температуру.
- А сейчас послушаем стихи, которые прочитали бы нам цветы, если бы умели говорить.
Ученик: Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнит воздух сада
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малышка,
Есть дома много роз,
Левкой такой душистый
И ландыш полный слез.
Не рви цветов, не надо!
Учитель:- Как же нам надо поступать по отношению к цветам? (ответы детей)
(Запись)-слова Жалобной Книги - Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как бы много было цветов в лесу, на полях, на улицах села, на клумбах. Изучайте цветы, узнавайте их больше, знайте их названия.
Учитель:- Перелистывая страницу о цветах, давайте добавим правила обращения с цветами.
Правила вывешиваются на доску:
НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
В лесу старайся ходить по тропинкам.

Учащиеся демонстрируют танец с цветами


(Запись) -слова Жалобной Книги – Следующая страница моей Книги посвящена «маленьким гномикам». Ранней весной они появляются в лесу. Сначала из прелой травы выглядывают их буро – коричневые колпачки. Летом гномики надевают яркие разноцветные шапочки. Живут они в лесу с мая по октябрь. О себе эти гномики говорят: «Хоть голову я не имею,
Но шляпу с гордостью ношу»

Учитель:- Догадались, что это за гномики? (грибы)
-Итак, следующая страница о грибах. Попробуйте отгадать загадки, а я увижу, знаете ли вы грибы.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осинок.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я… (подосиновик)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпах разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай
Это … (сыроежки)
Под березой старичок
На нем белым колпачок. (подберезовик)

Стоят Лукашка – белая рубашка.
А шляпа надета шоколадного цвета. (белый гриб)

Стоит мальчонка –
Замаслена шапчонка. (масленок)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый …(мухомор)

Учитель:- Ребята, а как вы думаете, почему и на кого обижаются грибы? (на людей, которые сшибают грибы или выдергивают, потому что повреждается грибница и на этом месте больше не могут вырасти грибы)
- Можно ли уничтожать ядовитые грибы? (нет, ими питаются животные)
Учитель:- Итак, какие правила поведения в природе добавим?
Правила вывешиваются на доску:
НЕ вытаптывайте грибы (даже ядовитые), ими питаются животные.
Срезайте грибы, чтобы не повредить грибницу.

Учитель:- Следующую страницу в Жалобную Книгу написали лесные обитатели – птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как мы порой бываем невнимательны к ним. Мы начинаем петь песни громко, аукаться, окликать звонко друг друга. Но, что мы говорили о шуме в лесу? (ответы детей)
Ученик: Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по полям куницей –
Жизнь прекрасна, Жизнь вокруг.
Человек природе друг!
Учитель:- Но, к сожалению, не все из нас по-настоящему любят и берегут сокровища леса. Вот вы увидели муравейник и быстрее к нему. Нет, вы не будете разрушать его, вы просто близко к нему подойдете, чтобы за муравьишками понаблюдать. Можно так делать? (нельзя, потому что около муравейника находятся муравьиные тропы, и около него бегают другие муравьи, их можно задавить,))
Учитель:- А вот гуляя по лесу или лугу, увидели мы красивую стрекозу или бабочку. Осторожно подошли. Поймали, подержали в руках и отпустили. Правильно ли мы поступаем? (нет, потому что повреждаются крыль

Учащиеся демонстрируют танец тигрят


Учитель:
- Собираете вы в лесу ягоды. Красивые они, сочные. Вот и корзина целая, а ягод еще много и такие они на кустах красивые, что рука не вольна, тянется и срывает весь кустик. Один, другой, третий. Вот и красивый букет набрался. Можно так делать? (на этом кустике ещё не все ягодки созрели, а ещё кустик потом может засохнуть)
Учитель:- Какие ещё правила добавим?
Правила вывешиваются на доску:
НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
НЕ разоряй муравейники.
В лесу старайся ходить по тропинкам.

(Запись - слова Жалобной Книги) – Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но все-таки есть ещё люди, которые пока не умеют в природе вести себя правильно. Пусть одно, но что-нибудь сделают неверно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред, беду. Давайте будем стараться поступать в лесу осторожно, внимательно относиться к тому, что нас окружает.

Учитель:- А сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд. Справившись с ним, вы прочтете просьбу, которая содержится на последней странице Жалобной Книги. (Сетка кроссворда находится в презентации)
1. Насекомые, питающиеся цветочной пыльцой (бабочка)
2. Дерево, которое очень часто встречается в наших лесах и которое называют «русской красавицей» (береза)
3. Насекомое – санитар леса.
В лесу у пня
Суета, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Из лесного сора
Стоит себе город. (муравей)
4. Цветок, который распускается в марте на проталинах. (подснежник)
5. Птица, прилетающая к нам зимой. (снегирь)
6. Дерево, ягодами которого питаются птицы. Ягоды обладают лечебными свойствами. (рябина)
7. Птицы - санитары леса. (дятел)
8. Лесной певец. (соловей)
9. Цветок, занесенный в Красную Книгу. Распускается ранней весной в лесу. (ландыш)
10. Сама мелковата, а хвост богатый. С ветки на ветку, скок – поскок. Орешек за орешком, щелк да щелк. (белка)
11. Хвойное дерево с длинными иголками. (сосна)
Учитель:- А сейчас прочтем, что у нас получилось, какую просьбу написал лес в Жалобной Книге. (Берегите лес)
Учитель:- Вот и закрыта Жалобная Книга. Но цвет её обложки не изменился, потому что еще много объектов природы могут написать в эту книгу свои жалобы. А мы с вами постараемся сделать так, чтобы природа на нас не обижалась. И для этого надо знать и соблюдать правила поведения в природе.
Учащиеся: Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: « Ты – мой друг!
Спасибо!»

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Если только захотите,
Вы природе помогать.
Лучше правила учите,
Чтобы их не забывать!
(Хором):
Умных правил не забудем,
Охранять природу будем
Учитель:- А сейчас приложите свою ладошку к эмблеме – ромашке. Прислушайтесь, рядом с ромашкой бьется ваше доброе сердце. Пусть ваша рука еще не такая крепкая и сильная, но как уютно чувствует себя в ней хрупкая ромашка. Эта эмблема останется с вами на память. Приколите её на видное место дома. Чаще смотрите на неё и думайте о том, что в мире, нас окружающем, есть много живых организмов, чья жизнь зависит от нас. Помните, что человек, который любит и знает природу, духовно богаче, добрее и красивее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не жалейте время на детей!

Не жалейте время на детей, Разглядите взрослых в них людей, Перестаньте ссориться и злиться, Попытайтесь с ними подружиться. Постарайтесь их не упрекать, Вовремя послушать и понять, Обогрейт...

Природоохранный проект "Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек"

Природоохранный проект включает цель, задачи и методы исследования, а также фотографии конечных продуктов....

Урок «Учитесь жалеть и беречь!»

Педагог дополнительного образования Учитель экологии Марюхнич Вера Михайловна Статья отнесена к разделу: Преподавание экология,природоведение....

Шуточная информация для любителей болеть, стонать, жаловаться...

Дети в начальной школе любят привлекать к себе внимание. Кто чем может. Этот материал поможет учителю ,  классному руководителю и родителям решить некоторые проблемы в легкой шуточной форме....

Внеклассное чтение по теме: «Не жалей, малыш, стараний …!»

«Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда», - сказал М. Шаймиев. Тукай сыграл значительную роль в развитии детской литера...

Классный час 1 класс "Не жалейте сердца..." (Конспект + презентация)

Воспитательная работа на тему "Не жалейте сердца..." о милосердии и ранодушии....

Исследовательская работа "Когда и зачем жалят пчёлы"

Исследовательская работа на конкурс "Сохраним пчелу - сохраним планету"...