Природоохранный проект "Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек"
материал по окружающему миру (1 класс) по теме

Природоохранный проект включает цель, задачи и методы исследования, а также фотографии конечных продуктов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества

города Слободского Кировской области

Проектно – исследовательская работа.

Работу выполнил

Ученик 1 «В» класса

МОУ СОШ №5

города Слободского,

Елькин Иван

Руководители проекта:

Елькин Алексей Геннадьевич,

Кайсина Ирина Юрьевна.

Город Слободской

2009 год.

Введение.

Окружающий нас мир очень интересен, в нем кроются различные тайны и секреты, которые очень хочется разгадать. Помогает нам в этом школьный урок – окружающий мир. Одна из загадок природы – как проводят зиму наши птицы, как добывают себе пропитание, где прячутся.

Много интересного мы наблюдали в жизни птиц. Летом они стремительно летают, ловят насекомых, некоторые плавают. С приходом осени все изменяется: часть птиц куда – то скрывается.

Мы решили выяснить, куда и почему улетают птицы с приходом холодов, какие птицы остаются зимовать и как проводят зиму? Это и стало целью нашего небольшого исследования.

Для этого мы поставили задачи:

  1. Выяснить, почему некоторые птицы улетают в теплые края.
  2. Пронаблюдать, какие птицы остаются на зиму и как находят себе корм.
  3. Изучить справочную литературу по данной проблеме.
  4. Проанализировать различные варианты кормушек и выделить наиболее эффективные.
  5. Изготовить кормушку.

Из курса предмета «Окружающий мир» мы знаем, что информацию можно получить несколькими способами: наблюдения во время экскурсий, обращение к специальной справочной литературе, просмотр специальных научно – популярных фильмов по телевидению, обращение к сети Интернет, проведение экспериментов. Именно таким способом решили поступить и мы.

Чтобы получить нужную информацию нам помог учебник «Окружающий мир» 1 класс, О.Т. Поглазовой, учебник «Окружающий мир» 2 класс, А.А. Плешакова, большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 года, детская энциклопедия «Мир леса», издательства «Махаон», книга В.Бианки «Синичкин календарь», беседа с учителем, мои наблюдения.

Зимующие птицы.

Из беседы с учителем мы узнали, что все зимующие птицы делятся на оседлых (они живут на одном месте, т.е осели в наших краях – это воробьи, сороки, галки, голуби, вороны) и кочующих (это птицы, живущие в северных лесах, прилетающие зимовать к нам – это снегири и свиристели.) 

Кочующие (номадные) птицы, непрерывно странствуя в поисках массовых кормов, преодолевают сотни километров, но при этом не придерживаются постоянных сроков, маршрутов и мест пребывания (клесты, чечетки, розовые скворцы). Жизнь оседлых птиц протекает на постоянных участках, зимой они совершают недальние перекочевки или суточные перелеты на несколько километров к местам кормежки (врановые, тетеревиные, синицы).

Пронаблюдав, я действительно заметил, что остались воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки.  В зимний период им очень трудно найти себе пропитание, и, поэтому, они зачастую прилетают на подоконники, крыши и крылечки людских жилищ, в надежде, что люди будут к ним благосклонны и покормят их.

Во время экскурсий мы заметили, что значительная часть птиц с наступлением холодов улетела. В городе можно было увидеть только синиц, воробьев, ворон, голубей и сорок. Снегири и свиристели пока не прилетели.  Также мы заметили, что эти птицы питаются ягодами рябины, находят себе насекомых. В последнее время много птиц находится рядом с предприятиями, в которых есть столовая, буфет, мусорный контейнер, потому что часть отходов пищи работники столовой выносят туда.

Однажды в поисках пищи и тепла к нам на уроке залетела синичка. Она была испугана, но нашла открытое окно и вскоре вылетела.  Мы обратились к большой энциклопедии Кирилла и Мефодия , там узнали, что синицы вьют гнезда в дуплах, расщелинах, иногда за отставшей корой деревьев. Для привлечения гнездования синицам устраивают искусственные дуплянки. При постройке гнезд используют мягкий строительный материал. Синицы питаются мелкими беспозвоночными, семенами, ягодами. Эти птицы -  одни из основных истребителей вредных насекомых. Желательно привлекать синиц в сады, развешивать им искусственные гнездовья, подкармливать их зимой (сало для подкормки должно быть несоленым).

Это подтвердило наше небольшое открытие, что птицы стремятся быть ближе к человеку.

Мы решили обратиться к учебникам «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешакова, «Окружающий мир» 1 класс О.Т. Поглазовой. Так мы узнали, что с приходом осени все меньше становится корма: насекомые исчезают, травянистые растения увядают. Поэтому часть птиц не могут себя прокормить. Прочитав книгу В.Бианки «Синичкин календарь», нам стало жаль тех птичек, которые остаются у нас зимовать, тем более, что рябина тоже может закончиться, насекомые спрячутся глубоко в кору деревьев.

Мы решили провести эксперименты:

Опыт 1.

Насыпали на снег семена подсолнечника, пшена, арбуза, тыквы и хлебные крошки. Что будут клевать птицы? Оказалось, что семена подсолнечника, пшена, тыквы и хлебные крошки клюют все зимующие птицы, семена арбуза не клюют воробьи.

Опыт 2.

Но так как птицы очень часто прилетают к жилью людей,  а бросать крошки не эстетично, мы решили изготовить кормушки. Для этого мы принесли различные коробки, пластиковые бутылки. Осторожно вырезали в них отверстия для того, чтобы туда насыпать корм, с помощью учащихся 5 «В» класса повесили их на деревья.

 Некоторое время птички, действительно прилетали к их домикам с кормом. Их привлекала яркая окраска, наличие корма.  Но совсем незимняя погода испортила наши кормушки: они намокли под дождями и распались.

Опыт 3.

Мы выяснили, что кормушки из пластиковых бутылок и коробок недолговечны, потому что легки и непрочны. В сети Интернет мы просмотрели различные варианты, нам нужно было применить немного сил, но сделать ее красивой и удобной для подкладывания корма и прилета птиц. Пришли  к выводу. Что изготовить кормушки для птиц нужно из остатков листов фанеры или досок.  Так  Шуткин Женя выполнил простейший вариант кормушки для птиц. Для этого взял 2 одинаковых листа фанеры,  к  нижнему  листу фанеры приклеил небольшие рейки по периметру, чтобы корм не смог улететь при сильном ветре, просверлил в каждом листе 4 отверстия, соединив их с помощью крепкой веревки.

Этот вариант кормушки мы внимательно проанализировали, нашли недостатки  и достоинства в его работе: кормушка не совсем удобна для птичек, потому что при порывистом ветре корм не задержится на ней, ветер не спасет от холода замерзающих птиц. К достоинствам отнесли большие размеры кормушки, может поместиться много птичек.

Папа мне посоветовал выполнить кормушку в виде домика, с двускатной крышей, небольшими проемами для окон, чтобы птички могли спастись не только от голода, но и от холода.. Эскиз маленькой столовой придумал я сам, папа помог выполнить чертеж, выпилить детали лобзиком и приклеить листы фанеры специальным клеем.

Заключение.

Задачи, которые я поставил перед собой, выполнены: изучена литература по данной теме. Я пронаблюдал за птицами в зимнее время года, просмотрел различные варианты кормушек, предложенные не только нашими одноклассниками, но и в сети Интернет. С помощью папы выполнил маленькую столовую для птиц.

Кормушка для птиц изготовлена. На изготовление маленькой столовой ушли выходные (суббота и воскресенье). Думаю, что, насыпая корм для птиц, спасем их не только от голода в холодное время года, но и немного от холода. Потому что не замерзает тот, кто всегда сыт. Поэтому, не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек!

Библиографический список.

  1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия  [Текст];
  2. Детская энциклопедия «Мир леса». Махаон [Текст]; М.: Махаон, 2009.
  3. В. Бианки Синичкин календарь [Текст]/ Бианки В, М.: Детская литература, 1979.
  4. А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс [Текст]; учебник/А.А. Плешаков М.: Просвещение, 2006.
  5. О.Т. Поглазова «Окружающий мир» 1 класс [Текст]; учебник/О.Т. Поглазова, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.
  6. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА « РАЗВИТИЕ ПТИЦ. КЛЮВЫ»

Задачи:  - продемонстрировать  умение  классифицировать птиц  по  одинаковому  назначению  их  клювов;- продолжить  работу  над  взаимодействием...

Заключительное проектное мероприятие "Зимующие птицы"

Это мероприятие интересное и поучительное подводит итоги недельной проектной деятельности по предмету ООМ...

Проектно - исследовательская работа "Птицы на наших кормушках"

Работу выполняла ученица 3 б класса Гильмиева Зиля под руководством учителя начальных классов Давлетшиной Ильсеяр Зарифулловны....

Проектная работа "Перелётные птицы и не только..."

При изучении темы 8 "Осень: природа готовится к зиме" возник вопрос, только ли птицы осенью улетают на юг. Работа рассказывает о сезонных перелётах, которые совершают некоторые рукокрылые и насекомые....

Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"

Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...

План - конспект . Акция "Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек"

Экологическая акция "Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек" направлена на развитие у детей заботы  о  зимующих  птицах....