Мы дети опалённые войной
методическая разработка

Алагузова Рауза Зайнуловна

Нравственно-патриотическое сознание воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_deti_opalyonnye_voynoy.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алагузова Рауза Зайнуловна,

воспитатель,

МБОУ «Школа - Интернат п. Эгвекинот»

воспитательный час

«Мы – дети, опалённые войной»

                                                                       

Цель:

Формировать нравственно-патриотическое сознание воспитанников.

Задачи:

-Расширить знания о Великой Отечественной войне;

-познакомить с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений;

-развивать творческие и коммуникативные способности воспитанников;

-коррекция мышления, внимания, памяти;

-воспитывать чувство патриотизма, сострадания, уважения к памяти павших героев ВОВ,

 к старшему поколению.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений о войне, просмотр фильмов Блокада Ленинграда, Брестская крепость, рисунки на выставку «Ради жизни на земле», подготовка сообщений о пионерах героях.

Ход мероприятия

1.Орг.момент.

-Добрый день, ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать всех на мероприятии  «Мы - дети, опалённые войной», посвящённое памяти юных героев, детям военной поры, отдавших свои жизни во имя мира на Земле.

-Вспомним  подвиги юных защитников Родины во время ВОВ.

-Для того, чтобы знать  и  помнить, какой была война когда-то.

- Будьте внимательны в конце занятия  Проведём викторину, чтобы узнать, что вы знаете о ВОВ.

-Мир был бы другим, если бы наш народ не выстоял, не выдержал этих четырёх страшных лет.

22 июня 1941г. по 9 мая 1945г.

2.Вводная часть.

«Дети войны»- так называют это поколение. В том далеком 1941г. Они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22июня 1941г.

(звучит фонограмма песни «Священная война» муз.А.Александрова, сл.Лебедева-Кумача)

Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

   -Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы.  Путь к ней был труден и долог. 1418 дней войны. И в каждом из них - боль и горечь утрат, радость больших и малых побед.

-Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной стали местами ожесточенных сражений, местами массового героизма людей.

 Многие города получили почётное звание  «Город-герой».

Почетное звание «Город-герой» присваивалось тем городам жители, которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны.

-А вот какие города получили почётное звание «Город-герой»  ВЫ узнаете разгадав ребусы.

          Разгадайте ребусы.

(Дети разгадывают ребусы о городах  героях.

Москва, Ленинград, Сталинград, Тула, Брест, Смоленск, Одесса, Севастополь).

-Какие «Города-герои» вы узнали?   Назовите.

                                  Дополняю ответы детей

Также получили звание «Города-героя» города Киев, Минск, Керчь, Новороссийск, Мурманск.

- СЛАЙДЫ

города Киев, Минск, Керчь, Новороссийск, Мурманск.

 .

2.Основная часть

+ В этих городах в суровые дни войны рядом со взрослыми встали на борьбу против фашизма и дети.  Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее.

(Слайд)

-Тысячи школьников  работали на военных заводах -  выпускали вооружение и боеприпасы.  Часто к станку пристраивали подставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления.

(Слайд) Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирали завалы после бомбежек.  

-Сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Можно сказать, что на территории нашей страны действовал самый настоящий детский фронт.

-Ребята подготовили материал о юных героях пионерах.

(Слайд)

Информационный блок «Детский фронт»

(Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.)

(рассказы воспитанников сопровождаются слайдами презентации)

Леня Голиков - юный партизан-разведчик.

Ходил в разведку и  приносил важные сведения.

Участвовал в 27 боевых операциях,  им  уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами.

Проникал в фашистские гарнизоны.

 Сопровождал обоз с продовольствием в 250-й подвод в блокадный Ленинград.

В группе разведчиков совершил покушение на фашистского генерала и захватил ценные бумаги

Лёня Голиков погиб смертью храбрых 24 января 1943 года.

Присвоено звание Героя Советского Союза.

 (Звание присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета от 2 апреля 1944 года)

Награждён :

Орденом Ленина

Орденом Отечественной войны I степени

Медалью «Партизану Отечественной войны» II степени

Медалью «За отвагу».

Валя Котик - юный партизан-разведчик.

В партизанском отряде он был подрывником.

На его счету 6 взорванных эшелонов

вёл работу по сбору оружия и боеприпасов

расклеивал карикатуры на гитлеровцев

предупредил отряд об облаве.

За совершение героических поступков, за особый героизм, проявленный в боях.

Присвоено звание Героя Советского Союза

Награждён:

орденом Ленина,

орденом Отечественной войны 1-й степени,

медалью "Партизан Великой Отечественной войны" 2-й степени.

Зина Портнова - юная  разведчица партизанского отряда

вступила в организацию «Юные мстители»

распространяла  и расклеивала листовки

добывала для партизан сведения о действиях немцев.

во время выполнения задания была схвачена фашистами

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.

13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

Присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждена:

орденом Ленина

           В Минске установлен памятник Зины Портновой.

Марат Казей- юный партизан- разведчик.

Проникал во вражеские гарнизоны

доставлял командованию ценные разведывательные данные

участвовал в боях, проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железные дороги.

добывал ценные документы неприятеля

вырвался из окружения и привел укрепление

раненным ходил в атаку

гранатой подорвал себя и окруживших его врагов

 Марат погиб в бою 11 мая 1944-го года.

За мужество и отвагу был удостоен

звания Героя Советского Союза.

Награждён:

орденом Ленина

          орденом Отечественной войны 1-й степени,

          медалью за боевые заслуги

          медалью за отвагу.

В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль  и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Вывод:  Дети – герои войны: Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, разведчиками отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно учиться и жить.

-СЛАЙДЫ (другие герои-пионеры)

Зачем на свет приходят дети?

Ведь не затем, чтоб ранней смертью

Ошибки взрослых исправлять,

За то, что столько мы столетий

Не перестанем воевать...

И сколько б век людской не длился,

Будь трижды проклята война

За то, что мы на обелисках

Детей читаем имена…

-ФИЗМИНУТКА-

Незабываемыми страницами вошли в историю войны подвиги советских воинов. Трудно было. А выжить помогла песня.

 «Три танкиста»  (Звучит песня и движения по тексту)

1.На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У  высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

2.

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит, отважен и силён,

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

3.  Беседа

Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Ходили в школу, учились, но случилась война. И они стали на защиту Родины.

-Ребята, вы смогли бы встать на защиту Родины?

-Почему вы стали бы защищать Родину?

-Как вы защищали бы Родину?

Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.  

Ребята, как вы думаете  какими качествами обладали юные бойцы?

-Мужеством

-Решительностью

-Выносливостью

-Смелостью

-Отвагой

-Смекалкой

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

На фронте дети, ходили, в разведку и приносили важные донесения, но их нужно было уметь расшифровать.

Сейчас мы с вами будем расшифровывать важное донесение.

(Выдаётся карточка с шифрограммой и ключом).

-И проявим качества, которыми обладали юные бойцы.

Шифрограмма «ВАЖНОЕ ДОНЕСЕНИЕ»

Молодцы, ребята вы справились с сложным заданием, а на фронте от этого зависит результат военной операции.

А сейчас мы проведём Викторину и узнаем, что вы знаете о ВОВ и на сколько были внимательны.

Викторина

1.Назовите годы ВОВ

2. Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война?

3.Назовите дату начала ВОВ

4. Что было написано на плакатах, призывающих отстоять свою Родину?

5.Огнестрельное оружие, которым пользовались солдаты во время войны.

6.. Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев?

7. По льду, какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда.

8.Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ?

9.Команда «Воздух» времен ВОВ означала именно это. Что?

10.Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня времен ВОВ

11. Назовите самый известный танк ВОВ

12.Назовите самые известные немецкие танки ВОВ

13.Как заканчивается крылатая фраза «Награда нашла ….»

14.Какое звание присваивалось за совершение героических поступков, за особый героизм, проявленный в боях в  годы Великой Отечественной войны.

15. Высшая награда за достижения во время войны.

16.За что вручали самую известную медаль ВОВ?

17.Кто помогал взрослым во время войны в тылу и на фронте.

4.Подведение итогов

   Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями.

Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Война лишила их счастливого детства.

Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в нашем внимании, в добром слове.  Как мы можем помочь этим людям?

-Мы можем помочь добрыми делами и добрыми словами.

-Какие чувства вы испытываете детям военных лет? Что особенно запомнилось?

Заключительное слово

-Вы счастливые, потому что родились и выросли в мирное время. Вы никогда не слышали воя сирен, грохота разрывающихся снарядов, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаете, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь  легко оборвать.

-Пусть жизнь детей военной поры послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.

                           

Почтим память всех героев, участников ВОВ.

Вам сегодня - наши сердца, наша признательность!

Благодарность и бесконечное уважение.

Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину.

-Включаю песню «Журавли»

Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"

Акция «Дерево памяти».

(Звучит песня «Журавли)

Нам нужен мир – тебе, и мне,
И всем на свете.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.

Этими словами мне и хотелось бы закончить наш воспитательный час.

Всем, спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Песни, опалённые войной"

Вспомним хотя бы десяток песен, созданных в 1941-1945 годах, известных во время войны всем и каждому и продолжающих свою жизнь и по сей день.  Слова этих песен конечно, же всец...

Детство, опалённое войной

Классный час для учащихся начальной школы о детях военного  времени...

Внеклассное мероприятие "Детство, опалённое войной"

Данное внеклассное мероприятие способствует формированию  патриотического духа подрастающего поколения,знакомит учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны; подвигими пион...

Презентация к классному часу к 9 мая "Детство, опалённое войной", а также презентация с 70- летию Великой отечественной войне

Презентация посвящена детям, которые принимали участие наравне со взрослыми в Великой Отечественной войне 1941 года....

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...

Классный час, посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне «Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…

Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В     преддверии     77-летия...