Мой край родной - Чукотка
методическая разработка

Алагузова Рауза Зайнуловна

 Родной край – Чукотка. Воспитание  любви к родному краю, чувство гордости за свой край.

Понимание национального колорита музыки чукотского народа, развивитие  чувства уважения к культуре своего народа,  чувство ответственности за её сохранение и развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray_rodnoy_-_chukotka.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алагузова Рауза Зайнуловна,

воспитатель,

МБОУ «Школа - Интернат п. Эгвекинот»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - ЧУКОТКА»

Цель: формировать знания учащихся о своем родном крае – Чукотке;

содействовать пониманию национального колорита музыки чукотского народа;

развивать у школьников чувство уважения к культуре своего народа и других народов;

способствовать речевому, музыкальному, художественно-эстетическому, нравственному, социальному развитию детей;

формировать чувство ответственности за её сохранение и развитие;

воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к старшим, дружелюбие, чувство гордости за свой край.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Нунлигран»

Вед.1.Амын еттык  тумгытури! Амын  еттык  нэнэтури  ынкъам  рэмкыльытури!

Вед. 2.Добрый день дорогие ребята и учителя!

Вед.1.Вы знаете, что наша страна очень большая, а называется она очень красиво - РОССИЯ.

На много километров протянулась она с запада на восток и с севера на юг. Это наша с вами Родина.

Вед.1.Но у каждого человека есть свой любимый уголок, своя маленькая Родина, где он родился и живет. Для нас с вами родиной является наш северный край – Чукотский автономный округ.  Главный город нашего округа – г. Анадырь.

10 декабря 1930 года образовался наш родной  ЧАО.

Вед.2. И сегодня наше мероприятие посвящено образованию ЧАО.

Звучит гимн ЧАО  на экране  герб и флаг Чукотки (на экране  слайды природы Чукотки)

«Моя Чукотка» 

Моя земля, мое дыхание, 
Тебя любимей в мире нет. 
Твой взгляд – полярных звезд сияние, 
Твой блеск – алмазный лунный свет. 

Ты – мать, своих детей вскормившая 
Суровым снежным молоком. 
Земля, простор ветрам открывшая, 
Ты – берег мой, мой свет, мой дом. 
Мой край, где песня журавлиная 
Согрета нежною весной. 

Седые сопки молчаливые 
Твой тайный берегут покой. 
Здесь море плещется безбрежное, 
Здесь существует наяву 
Прекрасный мир, который с нежностью, 
Своей Чукоткою зову. 

Песня «Чукотка»

Поют учителя, а на экране видео клип о Чукотке

Читают учителя (на экране  слайды природы Чукотки)

1.Ты слышишь? – ветер северный поет, 
Летя над тундрой в шубе серебристой. 
Ты видишь? – солнце яркое встает, 
Даря Чукотке новый день лучистый. 
2.Чукотка, мой суровый снежный край, 
Я все люблю в тебе: твои закаты, 
Собак упряжных нетерпимый лай, 
И зимние густые снегопады. 

3.Люблю сияний изумрудный цвет, 
Бессонницу июньской ночи белой, 
И новой жизни розовый рассвет, 
И в сопках по весне ручей несмелый.

4.А где-то есть края: там снега нет, 
И там под теплым бризом пальмы гнутся. 
Но все же, каждым летом сотни лет, 
Сюда стремятся журавли вернуться. 

5.В твоих глазах – сияние снегов, 
В твоих руках – брусничное раздолье, 
Твоя душа – пушинки облаков, 
И голос твой – шуршание прибоя.

6.И не разрушить ни пургой, ни льдом 
Мою любовь к тебе, земля родная. 
Чукотка – мой причал, мой свет, мой дом, 
Чукотка – нежность северного края. 

Вед.2: Народы Севера очень любят танцевать. Ни один праздник не обходится без танцев. Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта!  В танцах мы встречаем быстрого оленя, ленивого медведя, легкокрылую чайку: В танцах оживает северная природа.

Чукотский танец «Рыбаки»

Вед.1.  Любите ли Вы Чукотку так, как я люблю её, то есть  всеми силами души Вашей? Чукотка - это место уникальной природы. Это озера и реки, полные сверкающей чешуёй рыбы. Это стада оленей и мирно горящие костры чукотских пастухов, это моржовые лежбища, киты. Это азартные гонки на собачьих и оленьих упряжках...  И просто чистый воздух.

Для вас Чукотская песня "Маленький каюр"  

Вед.1. Сейчас  проведём викторину  «Знатоки родного края»

Вед.2. Вопросы трудными не покажутся. Тот, кто знает край родной, знатоком окажется.

1.Какие коренные народы проживают в чукотском автономном округе?

2.Основное занятие населения тундры?

3. Жилище чукчей… 

4.Как называется теплая часть яранги, отгороженная оленьими шкурами?

5.Женская верхняя одежда…

6.Для чего чукотские женщины используют оленьи сухожилья?

7.Как называют олениху?

8.Как называют маленького олененка пыжик или рыжик?

9.Основная пища оленей?  

10.Транспортное средство для езды на оленьей упряжке?

11.В каком чукотском поселке находится косторезная мастерская, известная во многих странах мира?

12.Прилёт какой птички знаменует начало весны на Чукотке?

13.Какая птица меняет окрас оперенья с темного на белый и остается   зимовать в тундре?

14.Он под шубою жирок

    Нагулял за лето впрок

    И улегся спать в берлоге

    Под себя поджавши ноги.  

15.Колыбель белых медведей?

16.Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится.

17.Как еще можно назвать чукотский музыкальный инструмент бубен?

18.Лодка у чукчей?   

19.Самая длинная река Чукотки?  

20.Как называется наш край?

21.Назовите столицу ЧАО…  

22.Как раньше назывался город Анадырь?  

Игра «Составь чукотский флаг»

А расскажут нам о флаге учащиеся 6 класса.

Белый треугольник символизирует территорию Чукотского автономного округа.

Голубой цвет, символизирующий два океана, омывающие округ – Северный Ледовитый и Тихий.

Желтый ободок означает, что в России день начинается именно с Чукотки.

Кроме того, желтый ободок символизирует ярар и еще золото, которое в большом количестве добывают в округе.

Эмблема российского флага означает, что Чукотка – это земля России.

Награждение победителя в викторине.

Вед.2.

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь и горы:
Раскинулась моя страна -
От севера до юга:
Когда в одном краю весна, 
В другом - снега и вьюга.

Песня  "Россия, мы дети твои!"

Вед.1.

В ночь беззвёздную до чума

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

Ну, конечно же, олень!

Олень имеет большое значение для северных народов.

Олень, как будто специально создан для того, чтобы с его помощью человек мог выжить на Крайнем Севере.

Все в олене – от рогов до копыт – используется человеком:  для пошива одежды, для постройки жилища, приготовления лекарств.

Оленья упряжка является самым надежным видом транспорта для жителей тундры.

Игры. Предлагаю игру «Вперед по бездорожью».

Игра «Вперед по бездорожью».

Сейчас на ваших глазах оленья упряжка повезет своего хозяина по бездорожью к яранге. Ребята будут соревноваться парами. Хозяин запрягает своего оленя, затем они бегут до стойки и возвращаются обратно.

Первая пара передает эстафету второй паре. Команда, выполнившая задание раньше, побеждает.

Игра «Қорачет».  Приглашаю 2 участников, надо поймать оленя.

Вед.1. А теперь послушаем, ребята расскажут стихотворение знаменитого не только у нас на Чукотке, но и за пределами нашей родины, Юрия Сергеевича Рытхэу  «Пять солнц».

Стихотворение «Пять солнц»

1.Золотых четыре солнца

Я из дома выношу.

Золотых четыре солнца

На ладони я держу.

Золотых четыре солнца

Я подкидываю ввысь.

2.И мелькают все четыре –

Где какое? – Разберись!

Что за мячик!

Что за чудо!

Подходите-ка, друзья!

Я один играть не буду,

Одному играть нельзя.

3.Только вместе,

Только вместе!

Всех мой мячик подружит!

Он набит оленьей шерстью,

Сверху солнцами расшит.

4. Золотых четыре солнца

Шире делают наш круг.

Золотых четыре солнца

Горячи от наших рук.

5.Золотых четыре солнца

Улетают к небесам.

Солнце пятое откуда

Улыбается друзьям!        

Вед.2. "Земля чукотская"

Земля чукотская такая -

Как только первый луч скользнет

Вокруг все сразу оживает

Местами тундра зацветает

И первых птиц весенних стаи

В свои объятья тундра ждет

Земля чукотская такая -

В ней крик души,

И день растет

И как прекрасно в этом крае

Где все с природою живет!    

Танец «Журавлей»

Вновь для вас ещё игра, выходите, детвора!

Предлагаю поиграть национальную игру «Чукотский хоккей».

Игра «Чукотский хоккей».  Две команды по 3 человека толкают «қэпыл» (мяч)

 до отметки при помощи «тивичгына» (палочки).

Игра «Смотай клубок».  Проверим быстроту и ловкость  рукодельниц.

Чтобы сшить  теплую  кухлянку нужны нитки. Нитки тундровички плетут из жил. Вот для конкурса сплетены нитки, но их надо смотать аккуратно на палочку.

Вед.1.  А сейчас для вас зазвучит «Гортанное пение»

Вед.2. У коренных народов севера единственной сокровищницей на протяжении столетий остается фольклор. Именно он, обогащаясь из поколения в поколение, впитал многовековую мудрость и опыт северян, их жизнестойкость и правильное воспитание будущего поколения.

Главным персонажем в чукотских сказках является ворон и сейчас я предлагаю посмотреть сказку "Лиса и ворон". (Инсценировка чукотской сказки «Лиса и Ворон»).

Жили по соседству Лиса и Ворон. Лиса ленивая была, пищу себе не добывала, поэтому плохо жила, голодала, а у Ворона всегда и еда была и припасы в кладовой. И вот однажды вышла Лиса из яранги и говорит дочери:

Чтоб такое придумать, чтоб вкусно поесть… (стоит, думает и говорит хитро):

Обману-ка я Ворона, скажу, что замуж вышла, что жать богато стала (прихорашивается, прическу поправляет). Дочь в ответ:

Не надо обманывать, иди лучше по-хорошему еды у дядюшки Ворона попроси.

Не послушалась Лиса дочери, взяла один мешок для еды, а во второй мешок рыбацкую сетку засунула и пошла к Ворону. Ворон услыхал шаги на улице и спросил: Кто там? Лиса в ответ: Это я – Лиса, в гости к тебе пришла радостью поделиться, замуж я вышла! Удивился Ворон:

Надо же двоюродная сестрица замуж вышла, заходи скорее! Уселись, Ворон спрашивает: Что есть будешь: мантак, игылькын, нывкурок, кыкватоль и рыбкой перекусишь?

Лиса: Ой, у нас еды много, я не голодна. Сидят, разговаривают, а Ворон все удивляется: Наконец-то, ты , сестра замуж вышла! (радуется за сестру, головой качает, улыбается). А Лиса похваляется обманным добром: У моего мужа много оленей, два больших стада. Мяса много, молока оленьего, шкур – какие хочешь расцветки. А, кстати, у тебя птичьи яйца есть? Мой муж очень кушать яйца любит! А я взамен оленьих шкур оставлю, вот они, в мешке, пощупай (Ворон трогает мешок, довольный). Ворон пощупал и вправду лежит что-то мягкое. Обрадовался: Вот богатство – сколько одежды будет!!! И пошел Ворон за яйцами. (Лиса встает со стула). (Ворон танцует «Сбор яиц на скалах».)

Пока Ворон за яйцами ходил, Лиса в кладовую залезла и давай продукты в мешок складывать, набрала, села на свое место, за спиной мешок с едой спрятала. Ворон дал лисе яиц птичьих, Лиса обрадовалась, что обхитрила Ворона и давай собираться. Ой, засиделась я, пойду мужа деликатесом обрадую! Схватила птичьи яйца, мешок с ворованной едой и побежала быстренько домой. (Дочь встречает Лису возле яранги, Лиса показывает мешок)  Смотри-ка, обманула я Ворона. Он теперь думает, что замуж я вышла и и старую сеть за оленьи шкуры принял! Дуралей! (ехидно смеется) Дочь Лисы:

Зачем дядю обманула, нужно было по-хорошему еды попросить! (стоит грустная)

Лиса: Не учи меня, а то одна все съем! Тем временем Ворон пошел в кладовую за шикшевым вареньем к чаю, а там пусто все, развел крыльями и думает вслух: Надо же с сестрицей все запасы съели. Пошел Ворон, взял мешок с сетью и говорит: Ой, сколько шкур, ай, сестра, молодец! (пока говорит, открывает мешок) Достает старую сеть, и понять не может, где шкуры оленьи? Рассердился Ворон на Лису, что так поступила с ним, взял сеть и завесил в кладовой. (Ворон садится на свое место и продолжает чай пить) (Выходит Лиса из яранги, прихорашивается) Через несколько дней, как еда закончилась, Лиса опять к Ворону собралась. Пришла, Ворон делает вид, что рад сестрицу видеть, чай ей наливает, а лиса опять лживые речи ведет: Вот, муж тебе пыжики в подарок передал! (Ворон сидит, улыбается) А взамен муж юколы попросил! Ворон вышел на улицу за юколой. А Лиса шмыг опять в кладовку за едой, да как в сетке запуталась и давай орать: Ой-ё-ё-ё-ё-ёй! Помогите, вы что со мной делаете!? (стоит, сетка на голове, руками машет)

Ворон подходит к Лисе: Ты сама плохо себе сделала, зачем меня обманула: вместо оленьих шкур старую рыбацкую сеть подбросила и еду мою воруешь, будешь знать, как обманывать и воровать!!! И бросилась Лиса наутек в рыбацкой сетке, все кто видел ее, смеялись до упаду.

Вот так Ворон Лису за обман и воровство проучил.

Все учителя выходят:

Вед.2. На Чукотке Россия встречает рассвет,         

           В наших недрах запасы на тысяче лет!

           Здесь гордятся доверием люди, добром...

Все вместе:  Мы любим тебя, наш северный дом!

Песня о Чукотке «Северное сияние» (на экране сменяются слайды природы Чукотки)

Вед.1.  Там где сладко пахнет морошкой,

            Там где дом и родная семья –

Это все называется родина,

Дорогая родная земля!

Вед. 2.  Даже солнце здесь светит теплее

И ромашки красивей цветут.

И горжусь я землею своею –

Здесь хорошие люди живут…

Вед. 1.С праздником!

Вед. 2.С днём Чукотки!

Вед.1. Атав!  Нымэльэв қытваркынэтык!

Вед. 2.  Желаем всего хорошего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кузбасс - мой край родной

Программа по краеведению и статья о патриотическом воспитании младших школьников с применением ИКТ...

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

"Алтайский край-мой край родной".

Материал  об Алтайском крае....

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....

Край родной , родимый край.

Внеклассное мероприятие в начальной школе...

Воспитание любви к Родине, родному краю, родным и близким

Статья - отчет о работе воспитателя группы продленного дня...

Приморский край -мой край родной!

Презентация к классному часу...