УРОК СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
план-конспект урока

Нестеренко Наталия Васильевна

УРОК СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx13.25 КБ
Microsoft Office document icon 2.doc108 КБ
Файл 3.docx11.99 КБ
Файл kartochka_remesla.docx12 КБ
Office presentation icon remesla_kubani.ppt1.04 МБ
Файл remesla_na_kubani.docx35.39 КБ
Office presentation icon semya_semeynye_traditsii.ppt449.5 КБ
Файл soedini_strelkami.docx13.32 КБ

Предварительный просмотр:

Лист ответа

Название ремесла

Название мастера

Изделия

Материал для работы

Лист ответа

Название ремесла

Название мастера

Изделия

Материал для работы



Предварительный просмотр:

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.

http://4.bp.blogspot.com/-_aQojVaOcAw/Ta8VFGdykSI/AAAAAAAAAJ0/kb8FKue1Y1g/s200/OINARUS-2007-039.jpg

В основном из глины делали простую посуду – тарелки, кувшины, миски, игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для  изготовления кирпичей. Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану.

Подумайте: где гончар мог брать глину для своего ремесла?

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.

http://4.bp.blogspot.com/-_aQojVaOcAw/Ta8VFGdykSI/AAAAAAAAAJ0/kb8FKue1Y1g/s200/OINARUS-2007-039.jpg

В основном из глины делали простую посуду – тарелки, кувшины, миски, игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для  изготовления кирпичей. Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану.
Подумайте: где гончар мог брать глину для своего ремесла?

На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами. 
Они изготавливали все необходимое для быта –
замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы. В кузнице всегда темно. Почему в кузнице было темно? (В темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.) Кубанские кузнецы создают и в наши дни настоящие художественные произведения из металла: козырьки, решетки на окна, ворота, парадные лестницы, ограды, флюгера, фонари. Они плетут кружева из металла. В наше время мастера кузнечного дела продолжают традиции своих предков.
_______________________________________________________________

На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами.
Они изготавливали все необходимое для быта
– замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы. В кузнице всегда темно. Почему в кузнице было темно? (В темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.) Кубанские кузнецы создают и в наши дни настоящие художественные произведения из металла: козырьки, решетки на окна, ворота, парадны е лестницы, ограды, флюгера, фонари. Они плетут кружева из металла. В наше время мастера кузнечного дела продолжают традиции своих предков.

Одним из древнейших народных ремесел является лозоплетение. Главную роль в плетении играла гибкая ивовая лоза. Из нее мастера лозоплетения делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (емкость для хранения зерна). В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома. В наше время мастера достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. Их продукция и в наши дни пользуется спросом.

___________________________________________________________

Одним из древнейших народных ремесел является лозоплетение. Главную роль в плетении играла гибкая ивовая лоза. Из нее мастера лозоплетения делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (емкость для хранения зерна). В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома. В наше время мастера достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. Их продукция и в наши дни пользуется спросом.

Искусство   вышивания всегда ценилось на Кубани. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение вышивать считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к вышиванию.

Вы шивальщицы украшали одежду, рушники, салфетки, подушки, простынки, занавески и др. Им для работы нужны были нитки и ткань.

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению, вышиванию.
Вы шивальщицы украшали одежду, рушники, салфетки, подушки, простынки, занавески и др. Им для работы нужны были нитки и ткань.



Предварительный просмотр:

         Соедини стрелками

Железо

Лозоплетение

Нитки

Гончарное дело

Глина

Кузнечное дело

Лоза

Вышивание

         Соедини стрелками

Железо

Лозоплетение

Нитки

Гончарное дело

Глина

Кузнечное дело

Лоза

Вышивание

         Соедини стрелками

Железо

Лозоплетение

Нитки

Гончарное дело

Глина

Кузнечное дело

Лоза

Вышивание


       Соедини стрелками

Железо

Лозоплетение

Нитки

Гончарное дело

Глина

Кузнечное дело

Лоза

Вышивание




Предварительный просмотр:

Гончарное ремесло – изготовление посуды из глины.  Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик» - горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану. Среди глиняной посуды есть и макитры – для варений и солений.  Каждый мастер старался создать посуду оригинальной формы, расписать ее разными красками.

       ВЫШИВАНИЕ. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть.  Неумение ткать и вышивать считалось большим недостатком у женщин. Молодая девушка к свадьбе должна была приготовить не менее 40 рушников.

    ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ – плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.  Лозоплетение – одно из древнейших промыслов восточных славян. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины. Значительную  часть домашней утвари жители делали из лозы. Всевозможные корзины, коробы плелись из гибкой ивовой лозы. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы - большие шляпы /брыль/,  из камыша, плелись колыбели, столы и стулья корзины, лукошки. В наши дни мастера достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения.  На рынках можно купить изделия на разный вкус – хлебницы, этажерки, декоративное настенное панно, мебельные гарнитуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ 2 класс Нестеренко Наталия Васильевна

Слайд 2

Расставьте номера картинок в нужном порядке 4 1 2 3

Слайд 3

Проверьте свои ответы 2 4 3 1

Слайд 4

Е Е ,,КОРОМЫСЛО

Слайд 5

РЕМЕСЛО

Слайд 6

ЛОЗО куз ГОН ПЛЕ вы неч ТЕ ЧАР шива НОЕ ние НИЕ ное

Слайд 7

Правила работы в группе убедись, что в разговоре участвует каждый; говорить спокойно и ясно; говорить только по делу; не говорить всем сразу; реагировать жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего; обращаться друг к другу по имени.

Слайд 8

Гончарное дело

Слайд 9

Кузнечное дело

Слайд 10

Лозоплетение

Слайд 11

Вышивание

Слайд 12

ФИЗМИНУТКА А сейчас мы отдохнем. Строить с вами дом начнем. Надо глину замесить, Наверх солому постелить. Стены надо побелить, И гостей в дом пригласить. Ах, какой я молодец. Будет мною горд отец!

Слайд 13

Соедини стрелками Железо Лозоплетение Нитки Гончарное дело Глина Кузнечное дело Лоза Вышивание

Слайд 14

Казачья ярмарка



Предварительный просмотр:

Предмет: кубановедение

Тема урока: «Ремёсла на Кубани»

Класс: 2

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока:  комбинированный

Используемые технологии:    технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии),  информационно – коммуникационные технологии (использование презентации  на тему:«Ремёсла на Кубани»), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающая технология.

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать  текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД:  развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или  предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:  участие в групповой работе с использованием речевых  средств для решения коммуникативных задач;  использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД:  добывание новых знаний из текста раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск информации).

Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем),  метод самоорганизации познавательной  работы на всех  этапах  урока.

Цель урока:знакомство с видами ремёсел на Кубани.

Задачи занятия:

1. Познакомить с видами ремёсел на Кубани.

2. Развивать словарный запас учащихся, любознательность, интерес к прошлому родного края.

3. Прививать любовь к родному краю, через познание его истории.

4. Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Дидактические средства: проектор, экран, презентация,  карточки с заданиями

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

Цель этапа

Деятельность учителя: содержание работы, приемы  и способы реализации содержания, формы организации

Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся

Какие УУД формируются на каждом этапе

1. Организационный этап.

Психологическая установка на урок

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталия Васильевна. Я сегодня проведу у вас урок кубановедения.

Люди, живущие на Кубани- добродушный народ. Улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Актуализация опорных знаний и умений

Повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.

-Ребята, а как называется ваше жилище?  (дом, квартира)

-А как называлось жилище наших предков? (хата)

-Назовите, какой материал казаки использовали для строительства своих хат.

-Сейчас, давайте,вспомним, в какой последовательности строилась хата(Слайд 1)

-На слайде изображены этапы строительства.  Расположите картинки  в нужном порядке.

На  жёлтой карточке  напишите номера картинок в нужном порядке в строчку.

- Молодцы!

- А теперь я предлагаю вам выступить в роли учителя и проверить работу своего соседа по парте.  Для этого обменяйтесь, пожалуйста, карточками с выполненным заданием и сравните с образцом на слайде. (Слайд 2)

-Если все цифры совпали, то поставьте «+», если допущены ошибки «-».

Работа в парах (взаимопроверка)

Личностные:

Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности

Сообщение темы и цели урока

Определить вместе с учениками тему и цель; каждого ученика на решение учебной задачи урока.

- Опишите мне внутреннее убранство хаты

-А кто изготовил эти предметы? (Люди) 

Слайд №3

-А как называется процесс их производства

вы ответите, разгадав ребус. 

         е   е

,,коромысло

Слайд №4

-Молодцы! Ремесло. Как звучит  тема нашего урока?( «Ремёсла на Кубани»)

- А что такое «ремесло»? (Профессиональное занятие, профессия)

-А какие ремёсла вы знаете?

-На уроке мы с вами ответим: какие  ремёсла были на Кубани.

Личностные:

Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности

Изучение нового материала

Формирование новых способов решения поставленных учебных задач.

Коренные жители станиц – казаки издавна занимались  земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое- либо мастерство занимались этим лишь «для своих нужд». Люди устраивали свой быт, делали мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом, развивались ремесла.

Слайд № 5

- Посмотрите на  экран. Расшифруйте  название ремесел, о которых мы будем говорить на уроке.

ЛОЗОкузГОНПЛЕвынечТЕЧАРшиваНОЕниеНИЕное

Сейчас мы отправимся в путешествие по ремёслам Кубани.

Работать вы будете в группах.

Первая группа «Гончары»

Вторая группа «Лозоплетельщики»

Третья группа «Кузнецы»

Четвертая группа «Вышивальщики»

Слайд № 6

Вспомните правила групповой работы.

-Молодцы!

 -Договоритесь, кто будет капитаном, то есть отвечать.

-Возьмите  информационные карточки (белого цвета). Вы исследуете тексты и, посоветовавшись, заполните листы ответа.  

-После окончания работы  каждый капитан выйдет  к доске и объяснит, почему его группа заполнила именно так. После выступления вы должны поместить на доску лист ответа рядом с названием ремесла.

-Я вижу, вы готовы представить ремесло.

Гончары Слайд № 7

Как вы оценили работу своей группы?

Кузнецы Слайд № 8

Лозоплетельщики Слайд № 9

Вышивальщики Слайд № 10

-Молодцы!

-ФИЗМИНУТКА

А сейчас мы отдохнём.

Строить с вами дом начнём.

Надо глину замесить,

Наверх солому постелить.

Стены надо побелить,

И гостей в дом пригласить.

Ах, какой я молодец.

Будет мною горд отец!

Слайд 11 Часть изготовленных изделий казаки оставляли для своих нужд, а остальные приносили на ярмарки и продавали.

 СЛАЙД 12

-Ребята, не все ремёсла на Кубани были распространены одинаково. Например, гончарное дело было развито в станицах Пашковская, Старощербиновская, Холмская, Надёжная.

-Как вы думаете, почему?

На доске вывешиваю названия ремёсел.

Работа в группах

Выступление представителей

Регулятивные:

проговаривание

последовательность действий на уроке; формирование

познавательной инициативы.

Познавательные:

 умение находить и выделять

необходимую информацию;

умение делать предположения и

обосновывать их.

Личностные:

 умение осознавать

ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении

моральным нормам и этическим

требованиям.

Коммуникативные:

 умение выражать свои мысли с достаточной полнотой

и точностью; умение слушать и

понимать речь других;

учитывать разные мнения.

Закрепление изученного материала

Подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов решения поставленных учебных задач.

Ребята, вы хорошо потрудились. А насколько вы  внимательно слушали выступления ребят, я сейчас проверю. Возьмите карточки голубого цвета и выполните задание. Соедините стрелками слова по смыслу. (КАРТОЧКИ). Проверьте на слайде.

СЛАЙД  13

Вспомните, какое ремесло было развито в нашей станице? (Гончарное)

Сейчас каждый из вас побудет гончаром. Возьмите пластилин и слепите свое изделие. Что это за предмет вы решите сами. Каждая группа выставляет свои работы на доску для лепки. У вас 7 минут. (Выставка работ.)

 И заканчивая наше знакомство с ремеслами,  мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова.

Мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.

Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки

определение границ собственного знания или «незнания»

Предметные :

использование теоретических знаний на практике

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация

Итог урока

Сообщение результатов решения учебной задачи.

    - Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.

     Выставление оценок.

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки,

осознание обучающимися своей учебной деятельности

Рефлексия

Самооценка учеником своих учебных достижений.

Сегодня на уроке мы заглянули в прошлое и узнали, чем занимались кубанские умельцы. Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали.

-Если вы запомнили, какие на Кубани были ремёсла, то возьмите листочек зеленого цвета и прикрепите на дерево успеха.

Если вы запомнили не все ремесла, прикрепите листочек желтого цвета.

Если вы не поняли  или испытываете трудности,

то возьмите листочек красного цвета.

Дети отвечают на вопрос

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки,

осознание обучающимися своей учебной деятельности

Домашнее задание

Прочитать материал учебника на с. _______, нарисовать предметы, которые изготавливали ремесленники.

Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУБАНОВЕДЕНИЕ 2 класс

Слайд 2

Соедини стрелками Лозоплетение Нитки Гончарное дело Глина Лоза Вышивание

Слайд 3

Гончарное дело

Слайд 4

Лозоплетение

Слайд 5

Вышивание

Слайд 6

ТРАДИЦИИ

Слайд 7

СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Слайд 8

Правила работы в группе убедись, что в разговоре участвует каждый; говорить спокойно и ясно; говорить только по делу; не говорить всем сразу; реагировать жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего; обращаться друг к другу по имени.

Слайд 9

Где любовь да совет, там и горя … клад Где мир и лад, не нужен и … нет В своём доме и стены … помогают

Слайд 10

Лучший клад, когда в семье … богатства Доброе братство лучше … лучше В гостях хорошо, а дома ... лад

Слайд 11

Чем богаты, тем и … добро При солнышке тепло, при матери… падает Яблоко от яблони недалеко … рады

Слайд 12

Семейные традиции - это обычаи, установившийся порядок в поведении, в быту, работе, а также то, что перешло из одного поколения к другому, унаследовано от предков.

Слайд 13

Осенью, весною, Летом и зимой. Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг, и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает. Папа бодро приседает. Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. А я сам бегу трусцой И качаю головой.



Предварительный просмотр:

           Соедини стрелками

Где любовь да совет, там и горя …

клад

Где мир и лад, не нужен и …

нет

В своём доме и стены …

помогают

      Соедини стрелками

Лучший клад, когда в семье …  

богатства

Доброе братство лучше …

лучше

В гостях хорошо, а дома …..

лад

      Соедини стрелками

Чем богаты, тем и …

добро

При солнышке тепло, при матери…

падает.

Яблоко от яблони недалеко …

рады


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.

Огромное значение во внеурочной деятельности  имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...

Урок знаний "Традиции семейного воспитания"

Данный урок можно провести на день знаний...

Урок «Семья и семейные традиции»

Семья -это главное. Чтобы сохранить её, необходимы семейные традиции.В каждом доме индивидуальный стиль существования. Правила поведения, заповеди, примеры,  домашние ритуалы, усвоенные в родител...

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.

Научить детей и взрослых правильному осознанному,  нравственно-направленному, использованию свободного времени....

Авторский творческий семейный вечер "Семья и семейные традиции"

Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной сем...