Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности «Светофорчик»
рабочая программа (3 класс)

Съедина Светлана Вадимовна

Занятия по программе «Светофорчик» помогает обучающимся успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetoforchik._3_a_klass.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка

«Рассмотрено»

на заседании кафедры

эстетического образования и воспитания

Протокол №1 от 27 августа 2020 г.

Руководитель кафедры

_________/Кошкина О.А./

             «Утверждено»

Директор  МБОУ «Лицей  № 3

им. К.А. Москаленко»

______________С.В. Тюнина

                                Приказ №138от 27 августа   2020 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

социальной направленности  

«Светофорчик»

                                      Срок реализации: 1 год.

(3 класс – 68 часов)

Составитель: Съедина С.В.

2020 -2021

Актуальность программы

Ежегодно в нашей стране в дорожно – транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребенок!

В настоящее время из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети.

Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного движения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.

Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного движения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Следует воспитывать у обучающихся неукоснительное выполнение на практике правил дорожного движения – закона улиц и дорог, соблюдение которого является их обязанностью.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

При составлении программы учтены рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.

Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся. Каждое занятие по программе «Светофорчик» помогает обучающимся успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

Цель программы: формирование осознанной культуры поведения, которая   обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам.

Задачи программы:

  1. Развитие дорожной грамотности детей.
  2. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
  3. Формирование мотивационно - поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
  4. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
  5. Формирование у младших школьников личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальные учебные действия.

Для достижения личностных результатов у школьника будут формироваться:

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • осознание ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Для достижения метапредметных результатов у школьника будут формироваться следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся будет учиться:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся будет учиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся будет учиться:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение поребрика (бардюра) и пешеходных ограждений.
  2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
  3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
  4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
  5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
  6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
  7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
  8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
  9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе, организованной колонне.
  10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
  11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
  12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
  13. Безопасный путь в школу, кружок, магазин и т. п.
  14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
  15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.


Учащиеся должны уметь:

  1. Определять места безопасного перехода через проезжую часть.
  2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
  3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги.
  4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
  5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
  6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде.
  7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
  8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
  9. Определять признаки движения автомобиля.
  10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.

Содержание

1.  Улица полна неожиданностей.

Город, поселок, в котором мы живем. Основные улицы в микрорайоне школы.

Почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.

Безопасность на улице. Как правильно ходить по тротуару, переходить проезжую часть.

Наиболее безопасный путь в школу и из школы домой. Разбор конкретного маршрута.

Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь).

Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным!

2. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина.

Правила пешехода на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге.

Игры на развитие внимания (правая – левая сторона, что где находится, определение расстояния на глаз, замеры расстояний, рассматривание картин с оптическими обманами). Рисуем элементы дороги: проезжая часть, поребрик, тротуар, дорожная разметка.

3.  Практическое занятие «Мы идем по улице».

        Экскурсия по микрорайону – практическое закрепление тем № 1-2.         

4 Остановочный путь и скорость движения.

Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно.

Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути.

Опасность перехода перед близко движущимся транспортом.

Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.        

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по сводкам дорожной полиции).    

         

5. Пешеходные переходы

        Где можно переходить дорогу? (Места перехода проезжей части).

        Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (дорожные знаки, разметка).

        Дорога с двусторонним движением. Что делать, если не успел перейти проезжую часть. Поведение пешехода, стоящего на середине проезжей части.

        Дорога с односторонним движением. Правила перехода дороги с односторонним движением.

  Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.

        Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

        Опасные ситуации при переходе дороги.

        Подземный и надземный пешеходные переходы, их обозначения.         Правила перехода при их наличии.

        Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами.

        Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

6. Нерегулируемые перекрестки

        Что такое перекресток? Типы перекрестков.

        Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

        Нерегулируемый перекресток. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

        Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.                

                                

7.   Регулируемые перекрестки. Светофор.

        Для чего нужен светофор? Типы светофоров.

        Сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. Как работает 3-секционный светофор.

        Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором.

        Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством.

        Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрестке. Регулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

        Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми на регулируемых переходах (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

8.  Где еще можно переходить дорогу.

        Подземный и надземный пешеходный переходы, их обозначения.

        Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

        Правила перехода дороги при наличии этих переходов.

        Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами).

9.  Поездка на автобусе и троллейбусе.

        Какие транспортные средства называют маршрутными?

        Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси.

        Остановка автобуса и троллейбуса, ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке.

        Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе.

        Правила перехода проезжей части после выхода из автобуса или троллейбуса.

10. Поездка на трамвае и других видах транспорта.

        Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трамвайной остановки от автобусной.

        Как правильно пройти на трамвайную остановку. Правила поведения на трамвайных остановках.

        Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе.

        Правила перехода проезжей части после выхода из трамвая.

        Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным такси.

        Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка).

11. Дорожные знаки и дорожная разметка.

        Назначение дорожных знаков и дорожной разметки. Группы дорожных знаков и их назначение.

        Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков).

        Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса.

        Дорожные знаки в микрорайоне школы.        

  Практика. Конструирование дорожных знаков «Сделай знак своими руками». Практические занятия на макете дороги «Я - пешеход», «Я - автомобиль», «Я -светофор», «Я = регулировщик». Разводка транспортных средств на разных типах дорог.

  Игра «Расставь дорожные знаки на макете дороги». Викторина по дорожным знакам «Знаки дорожные знать каждому положено».

12. Где можно и где нельзя играть?

        Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте.

        Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д.

        Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть?

  Где можно и где нельзя играть во дворе.

        Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

13. Виды травм при ДПТ.

        Виды травм: переломы, ушибы, раны, ожоги и т.д.).

        Основные виды травм, получаемые при наезде на пешехода.

        Виды травм, получаемые пассажирами, сидящими в кабине или салоне автомобиля.

        Характерные травмы, получаемые велосипедистами.

14. Как помочь себе и товарищу при получении травмы?

        Виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное.

        Способы остановки кровотечения. Виды повязок.

15. Ты – велосипедист.

        Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение.

        Правила безопасной езды для юных велосипедистов.

        Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

  1. Проектная работа Азбука пешехода».

Выполнение и защита индивидуальных проектов.

  1. КВН «Путешествие с дядюшкой Светофором».

  1.  По страницам газеты «Добрая дорога детства».

  1. Проектная работа «Красный, жёлтый, зелёный».

Выполнение и защита индивидуальных проектов.

  1.  Конкурсная программа «Я – участник дорожного движения».

Выполнение заданий конкурсной программы.

  1. Коллективная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

22. Поездка за город.

        Элементы загородной дороги. Обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов.

        Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу.

        Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).

23. Дорога глазами водителей.

        Проезжая часть – место работы водителей. Особенности работы водителя.

Почему происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП)?

Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.

Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

                                 24. Итоговые занятия.

Проведение игр, викторин и т.п. по правилам дорожного движения. Подведение итогов (тестирование).

Календарное планирование

п/п

Темы занятий

Дата по плану

Дата по факту

Улица полна неожиданностей.

02.09

Улица полна неожиданностей.

03.09

Улица полна неожиданностей.

09.09

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

10.09

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

16.09

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

17.09

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

23.09

Практическое занятие «Мы идем по улице».

24.09

Практическое занятие «Мы идем по улице» .

30.09

Остановочный путь и скорость движения.

01.10

Остановочный путь и скорость движения.

07.10

Остановочный путь и скорость движения.

08.10

Пешеходные переходы.

14.10

Пешеходные переходы.

15.10

Пешеходные переходы.

21.10

Нерегулируемые перекрестки.

22.10

Нерегулируемые перекрестки.

28.10

Регулируемые перекрестки. Светофор.

29.10

Регулируемые перекрестки. Светофор.

05.11

Регулируемые перекрестки. Светофор.

11.11

Регулируемые перекрестки. Светофор.

12.11

Где еще можно переходить дорогу.

18.11

Где еще можно переходить дорогу.

19.11

Где еще можно переходить дорогу.

25.11

Поездка на автобусе и троллейбусе.

26.11

Поездка на автобусе и троллейбусе.

02.12

Поездка на автобусе и троллейбусе.

03.12

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

09.12

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

10.12

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

16.12

Дорожные знаки и дорожная разметка.

17.12

Дорожные знаки и дорожная разметка.

23.12

Дорожные знаки и дорожная разметка.

24.12

Дорожные знаки и дорожная разметка.

30.12

Дорожные знаки и дорожная разметка.

31.12

Дорожные знаки и дорожная разметка.

13.01

Дорожные знаки и дорожная разметка.

14.01

Дорожные знаки и дорожная разметка.

20.01

Дорожные знаки и дорожная разметка.

21.01

Где можно и где нельзя играть?

27.01

Где можно и где нельзя играть?

28.01

Виды травм при ДТП.

03.02

Виды травм при ДТП.

04.02

Виды травм при ДТП.

10.02

Как помочь себе и товарищу при получении травмы?

11.02

Как помочь себе и товарищу при получении травмы?

17.02

Как помочь себе и товарищу при получении травмы?

18.02

Как помочь себе и товарищу при получении травмы?

24.02

Ты – велосипедист.

25.02

Ты – велосипедист.

03.03

Ты – велосипедист.

04.03

Проектная работа Азбука пешехода».

10.03

Проектная работа Азбука пешехода».

11.03

Проектная работа Азбука пешехода».

17.03

Проектная работа Азбука пешехода».

18.03

КВН «Путешествие с дядюшкой Светофором»

24.03

По страницам газеты «Добрая дорога детства».

25.03

По страницам газеты «Добрая дорога детства».

31.03

По страницам газеты «Добрая дорога детства».

01.04

По страницам газеты «Добрая дорога детства».

07.04

Проектная работа «Красный, жёлтый, зелёный».

08.04

Проектная работа «Красный, жёлтый, зелёный».

14.04

Проектная работа «Красный, жёлтый, зелёный».

15.04

Проектная работа «Красный, жёлтый, зелёный».

21.04

Конкурсная программа «Я – участник дорожного движения»

22.04

Коллективная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

28.04

Коллективная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

29.04

Поездка за город.

05.05

Поездка за город.

06.05

Дорога глазами водителей.

12.05

Дорога глазами водителей.

13.05

Дорога глазами водителей.

19.05

Итоговое занятие.

20.05

Итоговое занятие.

26.05

Итоговое занятие.

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Культура добрососедства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (4 класс) "Культура добрососедства"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс

Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...