Народная кукла.
план-конспект занятия (3 класс)

Чернова Ирина Михайловна

Приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни

Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_narodnaya_kukla.docx58.7 КБ

Предварительный просмотр:


Цель занятия: приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей.

Задачи:

способствовать –

 воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

 бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

 расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

 развитию эстетического и художественного вкуса;

 развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии;

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

-  работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и  инструменты),

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой  деятельности.

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.

Оборудование и материалы: лоскутки ткани разноцветной, кусочки ваты или другой наполнитель, нитки, ножницы тесьма для украшения; презентация.

  1. Организационный момент.

Пусть вам лучшею подружкой

Станет русская игрушка.

И недаром все музеи

Дорожат, гордятся ею.

Виртуальная экскурсия в музей

https://museumdolls.ru/znakomstvo-s-jekspoziciej/

  1. Познавательный материал

(Презентация)

Много о жизни предков можно узнать у кукол. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество.

"Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего  многообразия кукол. Все они несли в себе магическое действие.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы,  тоже не был случайным. Он должен был оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Костюм  состоит из рубашки (она же тело), сарафана, передника, пояса, косынки и платка. Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен быть подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной. Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась вышивкой, чтобы злые духи не пробрались к телу через отверстия в одежде. У нашей куклы роль вышивки выполняет красная нитка.

Куклам лицо не рисовали.  «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Куклы выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол- закруток. Они служили оберегами  жилища, сна, хозяйства.

Погремушки – лапушки - это гроздья ярких тряпичных мячиков, набитых ветошью, и «куклы - куватки» предназначались для самых маленьких, их развешивали над колыбелькой младенца.

Закрутка «Берегиня сна» с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка.

Куклу «Любаву» с тесемочками располагали над входом. Завязанные на тесемках узелочки - обереги не давали проникнуть в жилище темным силам.

  1. Практическая деятельность.

Раньше дети с трех лет умели мастерить таких кукол. Попробуем и мы. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии.

Бытовое название этой куклы – закрутка (от слова «крутить, закручивать»).

Существует несколько способов изготовления кукол-закруток. Рассмотрим один из них. Мы с вами будем делать куклу подорожницу.

  1. Выставка работ.

https://рицо.рф/pedagogi

Ссылка на скачивание:

https://flhub.ru/gEEWx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Народная кукла

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру, приобщение к которой становится условием стабильности личности и обществ...

Русская народная кукла. (доклад)

Ах ты, куколка моя!Ах ты, умница моя!Прародительница,Берегинюшка моя.  С лоскутков, сучков И лыка соберу.Сшить наряд иглой тебеЯ никому не разрешу. Чтоб была бы Очень счастлива се...

Русская народная кукла.

Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом. В те далекие в...

Тема проекта: «Кукла-колокольчик» Номинация: «Традиционная народная кукла»

Изготовление тряпичной народной куклы по традиционной технологии.Ознакомиление  с культурными традициями предков,Повышение интереса у детей к русской тряпичной кукле как к виду народно...

Методическое пособие "Кукла-столбушка" (традиционная народная кукла")

Столбушка или закрутка -одна из самых древних кукол и самая простая в изготовлении. Для изготовления куклы можно использовать разные материалы: бересту, солому и ткань. В методическом пособии описывае...

Народные куклы. Изготовление куклы «столбушки» 2 класс

Тема: Народные куклы. Изготовление куклы  «столбушки».Цель: ознакомление и приобщение детей школьного возраста к народной культуре с помощью изготовления куклы «столбушки»...