Эколого-просветительский потенциал экологических троп
методическая разработка (4 класс)

Птюшкина Галина Николаевна

Экологическое образование и просвещение официально признано сегодня как одно из первостепенных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экологическое просвещение направлено на гармонизацию экологического мышления людей, что в свою очередь может способствовать отказу от потребительского отношения к окружающей природной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologo-prosvetitelskiy_potentsial_ekologicheskih_trop.docx65.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Региональный модельный центр дополнительного образования детей

Аттестационная работа

Эколого-просветительский потенциал экологических троп

Автор:

Птюшкина Г.Н., педагог дополнительного образования,

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

                                                      8 (911) 816-19- 67

Санкт-Петербург

2023

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

1. Экологическая тропа: история…………………………………………………………….4

2. Обзорная  экскурсия по экологической тропе

2. 1 Организация экологической тропы…………………………………………………......6

2. 2  Деятельность учащихся на экологической тропе……………………………………..8

3.  Эколого-краеведческая тропа как педагогическая технология, направленная на экологическое воспитание учащихся …………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………………….….14

Список литературы………………………………………………………………………….15

Приложения …………………………………………………………………………………17                                                                    

                                                 

Введение

   

        В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества.

К числу важнейших глобальных проблем относится охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия.

        Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности непосредственно в природной среде и мире природы. Наибольший ущерб окружающей природе наносит экологическое невежество. Однако экологическое просвещение, образование и воспитание, ценные сами по себе, в то же время должны рассматриваться и как наиболее приемлемая основа для формирования экологической культуры личности и общества, ответственного отношения каждого человека к природе. Экологическое образование и просвещение официально признано сегодня как одно из первостепенных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экологическое просвещение направлено на гармонизацию экологического мышления людей, что в свою очередь может способствовать отказу от потребительского отношения к окружающей природной среде.

        Эту проблему можно решить с помощью создания экологических троп. Особенность экологического обучения и воспитания на тропах заключается в том, что процесс получения информации и правил поведения происходит непосредственно в природном окружении. Эффективность такого метода подтверждается различными психологическими исследованиями, в ходе которых было выявлено, что человек усваивает только 10% услышанной информации, визуальное усвоение составляет около 50%, а в результате практической деятельности этот показатель поднимается до 90%.

        Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения. Экологические тропы способствуют экологическому воспитанию и образованию.  Основные цели создания экологических троп можно объединить в две группы: эколого-просветительскую и природоохранную.

        Актуальность темы работы определила постановку следующей ее цели.

        Цель работы: выявление эколого-просветительного потенциала эколого-краеведческой тропы на примере ГМЗ «Ораниенбаум».

        Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:

- Анализ информационных источников по теме исследования, выявить проблемы и перспективы его развития.

- Выявление образовательного потенциала эколого-краеведческой тропы.

- Создание условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между возникновением экологических проблем различного уровня и хозяйственной деятельностью человека, решать эти проблемы на доступном для учащихся уровне.

- Развитие потребности участия в природоохранной деятельности.

        Объект исследования: эколого-краеведческая тропа.

        Предмет исследования: реализация эколого-просветительского потенциала эколого-краеведческой тропы.

        Материалы работы могут быть интересны педагогам дополнительного образования, учителям школ, учащимся младшего и среднего звена, местной общественности, всем, кто готов познавать мир, чтобы научиться правильно обращаться с ним.

        Методы исследования:

- теоретические (изучение педагогической, научно-методической литературы по теме исследования и учебно-методической документации; изучение и обобщение педагогического опыта передовых учителей по теме исследования; анализ, синтез, сравнение, моделирование);

- эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование);

- математические (количественный и качественный анализ результатов).

        Практическая значимость. Материалы работы могут быть интересны педагогам дополнительного образования, учителям школ, учащимся младшего и среднего звена, местной общественности, всем, кто готов познавать мир, чтобы научиться правильно обращаться с ним.

  1. Теоретическая часть

Экологическая тропа: история

        История создания организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. В разных странах они назывались по-разному: тропа природы, естественная тропа, научная трасса или стежка, природный познавательный маршрут, экологическая тропа и т. д. Обычно они прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы и помогают, во-первых, извлечь наиболее познавательную и воспитательную пользу из этих природных комплексов, во-вторых, сберечь наиболее уязвимые участки природы от беспорядочного посещения, упорядочить поток посетителей...

        Впервые понятие природная или экологическая тропа   появилась в США. В начале XX века лесничий Бентон Маккей предложил  проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году конная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США [5].

        Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее известные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихоокеанская на западном побережье США. Такие же тропы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.

        Более 35 лет идет работа по созданию учебных троп в национальных парках Польши. Они проходят главным образом по существующим туристским тропам и являются их составной частью.

        Большой популярностью пользуются учебные тропы в Чехии и Словакии. Одни проложены по пещерам окрестностей охраняемой ландшафтной области «Моравский крас» («Мацоха»), другие — в словацких горах «Малой Фатры» («Стефаново — Нижние и Новые Диеры», «Разбойничья тропа» и др.). Интересен также опыт организации троп природы, накопленный в ФРГ [5].

        В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство проводилось по указанию князя Л. С. Голицына. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими природными объектами исключительной красоты и своеобразия.

        Широкое распространение учебных и учебно-познавательных троп на территории бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы — первое студенческое природоохранное объединение в нашей стране, образованное 13 марта 1958 года под руководством Я. X. Эйларта —  специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп. К настоящему времени практически вся территория Эстонии, включая национальный парк, ландшафтные заказники, зоны отдыха и просто лесные массивы, покрыта тщательно спланированной сетью учебных троп. Широко известны тропы Лахемаа — первого национального парка, организованного в 1971 году. Здесь посетители могут ознакомиться с валунными полями ледникового времени и 200-летними борами (тропа по п-ову Кясму), ледниковыми озерами и камовым рельефом (тропа Вийтна), растительностью бывших дюн и современных болот (тропа Вирусоо) и многими другими природными объектами [13].

        Примерно в это же время стали создавать учебные и познавательно-рекреационные тропы и в соседних Прибалтийских республиках. В окрестностях г. Бирш-тонас Литвы большой популярностью у взрослых и детей пользуется «Тропа зверей» с оригинально оформленными, стилизованными под различных животных пунктами-остановками. Силами сотрудников дома-музея «Лесное эхо» недалеко от г. Друскининкай уже около 50 лет существует тропа «Солнечная». Все сооружения тропы выполнены из неделовой древесины, обработанной для долговечности по специальной методике. Тропа служит местом отдыха и познавательных экскурсий для многих тысяч людей, приезжающих со всех концов света.

        Оригинальные тропы созданы в лесничестве Швянтойи (Кретингский район). На территории агробиологической станции Вильнюсского педагогического института в Тамошаве создана учебная экологическая тропа «Лебедь». На ней будущие педагоги овладевают методикой работы с детьми в природе [14].

        Широкое распространение этого опыта в нашей стране затруднялось некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму организации просветительных троп в природе. Причем нельзя было ограничивать задачу создания троп только расширением природоведческих знаний. Время выдвигало и иную задачу — целенаправленного использования троп для формирования экологической культуры населения, прежде всего учащейся молодежи. Это предъявляло новые требования не только к характеру маршрута тропы, но и к их организаторам и пользователям. На тропах, которые получили название учебных экологических, основное внимание обращают не столько на знакомство с природными объектами, сколько на оценку деятельности человека в окружающей среде, как естественной, так и преобразованной [6].

        Опираясь на результаты экспериментов по  созданию подобных маршрутов, Всероссийское общество охраны природы (ВООП) приняло решение распространить опыт создания учебных троп на территории России. С этой целью в короткое время было организовано два республиканских семинара на базе действующих троп «Измайловская» (в черте Москвы) и «Пущинская» (Московская обл.). Результаты этих мероприятий не замедлили сказаться. По данным ВООП, всего за два года в разных уголках Российской Федерации было заложено более 120 учебных троп. В их создании в содружестве с местными отделениями Всероссийского общества охраны природы  активное участие принимали студенты из дружин охраны природы различных вузов, советы по туризму и экскурсиям, турбазы, детские туристические станции и станции юных натуралистов, школьные лесничества, Дома пионеров, отдельные школы под руководством учителей географии и биологии.

        Создание учебных троп для нашей страны — дело достаточно новое, но набирающее быстрые темпы, особенно в последние годы. Разнообразие форм и методов их создания позволяет вовлечь в эту деятельность довольно большой круг заинтересованных организаций и широкую общественность. А это, в свою очередь, способствует расширению не только числа троп, но также и географии их распространения [13].

        В Санкт-Петербурге с 1998 года на базе Дворца детского творчества «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района проводится городской конкурс - «Северная Пальмира. Сады и парки». Одним из этапов конкурса является создание учебной экологической тропы. В эту работу включились коллективы школ и учреждений дополнительного образования: Дом творчества юных г. Павловска, Дом детского творчества Приморского района, школа № 436 г. Ломоносова, школа-лицей № 95 Калининского района, школа № 73 Выборгского района и № 241 Адмиралтейского района.

2. Основная часть

Обзорная — экскурсия по экологической тропе

2.1 Организация экологической тропы

        Экологическая тропа может одновременно использоваться как познавательная тропа природы, рассчитанная на широкие слои населения, так и в качестве учебной экологической тропы. Такие тропы называются также учебными тропами природы.

        Учебная экологическая тропа, в свою очередь, предусматривает три категории граждан [7]: педагогов и воспитателей, студентов педвузов и учащихся колледжей; детей старших групп дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических лицеев и колледжей; отдыхающих граждан, интересы которых выходят за рамки познавательных троп природы.

        Слушатели первой категории на этой тропе приобретают опыт или повышают уровень образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях.

        Вторая категория слушателей овладевает знаниями в соответствии с учебными программами и учебно-исследовательскими работами школьников.

        Третья категория слушателей, организованная в экскурсионные группы, наряду с повышением уровня экологических и природоохранительных знаний, нацеливается на решение современных экологических проблем посильными им способами.

        Экологическая тропа — своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. Это, как считает один из инициаторов создания экологических троп А. Н. Захлебный [7, 8]:, обуславливает следующие требования к организации экологической тропы:

  • выбор маршрута и его протяженность;
  • взаимодействие с землепользователями территории, по которой пролегает тропа;
  • составу экскурсионных объектов;
  • подготовке экскурсоводов;
  • изданию печатного комплекта с описанием экскурсионных объектов и методических рекомендаций для учителей и экскурсоводов.

         Выбор маршрута и его протяженность. Экологические тропы организуются в ландшафтных заказниках, крупных ботанических или комплексных памятниках природы, в зонах массового отдыха, окрестностях школ или лагерей, на территориях детских дошкольных учреждений.

        При выборе маршрута экологической тропы следует учитывать ряд основных условий: доступность; достаточная посещаемость; эстетическая привлекательность; информационная емкость.

        Общая протяженность маршрута зависит от средней продолжительности маршрута и в среднем должна составлять примерно 2 часа. Для младших школьников она не должна превышать 1 часа, а для педагогов, воспитателей и студентов — достигать 3 часов.

        Информативность — второе из важнейших требований к организации тропы, т. е. способность удовлетворить познавательную потребность людей по отношению к природе Достигается это с помощью информационных досок и щитов, буклетов, плакатов, устного рассказа экскурсовода, умелой планировки самой тропы.

        Экскурсионные объекты. Каждому виду информации соответствуют свои зрительные объекты на маршруте тропы. Это особенности ландшафта, сообщества, виды растений и животных, формы рельефа, почвы, горные породы, следы человеческой деятельности.

        Наибольший интерес у экскурсантов вызывают биологические объекты: животные, грибы, растения, так на них больше всего заметно влияние антропогенного воздействия. Это направляет посетителей тропы не только на знакомство с этими объектами, но и с сообществами, образованными ими, и с законами природы, обуславливающими их взаимодействие и обеспечения определенных экологических условий в окружающей среде.

        Очень важным, по мнению некоторых авторов [7, 11, 19], является экологическая выразительность объекта, под которой понимается то, что выбранный вид или наблюдаемый процесс позволяет экскурсоводу наглядно показать и построить беседу о роли этого вида или процесса в создании или поддержании экологического равновесия в окружающей среде.

        Важно, чтобы в пределах тропы были представлены различные древесные и кустарниковые породы, разнообразные травы, мхи, лишайники. В разные сезоны года они будут интересными экскурсионными объектами.

        Особенностью экологической тропы является то, что в ее маршрут включаются прежде всего объекты природы (леса, луга, болота, озера). Памятники природы небольшого масштаба (вековые деревья, уникальные растительные и геологические объекты, ключи) должны лишь разнообразить маршрут экскурсии.

        Носителем информации, необходимой для проведения экскурсии по экологической тропе, являются специально установленные информационные знаки и щиты. На тропе используются следующие основные типы информационных знаков: общий указатель, схема тропы, правили поведения, лозунги и призывы по рациональному использованию и охране природы, сведения о наиболее интересных видах растений, животных, грибов, поэтические тексты, информация о трудовых делах молодежи в решении экологических проблем, экологические дорожные знаки и указатели.

        Организация тропы. Процесс организации тропы, ее оборудования имеет большое воспитательное значение. Если познавательные экологические тропы вблизи заповедных земель и на их территории прокладываются специалистами в рамках своей профессиональной деятельности, то учебные экологические тропы рассчитаны на организацию силами общественности. Эти тропы могут быть разного масштаба: городскими, районными, школьными, но общим для их создания является именно то, что в них участвуют широкие круги населения от ученых педагогов, общественных деятелей, выступающих инициаторами, до студентов, школьников и дошкольников, представителей трудовых коллективов и общественных организаций.

        Прежде чем планировать и оборудовать экологическую тропу, необходимо получить официальное разрешение у организации землепользователя. Разрешение оформляется в виде решения местных советов или приказа той или иной организации. В этих документах конкретизируются вопросы оборудования и пользования тропой.

        Оборудование тропы. Оно начинается с составления картосхемы для участка, на котором планируется прокладка тропы. При этом возможно использование имеющегося картографического материала землепользователя. Если такого материала нет, то необходимо составить схему самостоятельно с привлечением учителей географии городских и сельских школ. В организационную группу, которая на первом этапе возглавляется, например,  учителем экологии, наряду со школьниками могут быть включены учителя биологии, географии, истории, труда, художественного воспитания. После составления картосхемы с указанием на ней объектов экскурсий предварительно планируются места установки информационных щитов, экологических знаков и указателей, обзорных площадок, мостиков, переходов, мест отдыха.

        Учащиеся должны выполнять разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Это может быть создание микрозаказников для насекомых, пробных площадок с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц, пробными площадками для геоботанических и лесоводческих исследований за развитием трав, деревьев, кустарников. Здесь может проводиться исследовательская работа школьников как в рамках школьной программы по биологии, так и внеклассной работе. Результаты и выводы, полученные учащимися, используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей тропы.

        Подготовка экскурсоводов. Экскурсовод по экологической тропе — это то же лектор, но находящийся в особых, природных условиях. Его демонстрационные возможности гораздо шире, чем у лектора в аудитории. Одновременно они сложнее, так как природная обстановка постоянно меняется. Подобно лектору, экскурсоводу приходится взаимодействовать с разными категориями слушателей. В связи с этим, возможна подготовка экскурсоводов нескольких уровней. С учащимися различного возраста могут работать учителя, студенты, старшеклассники школ. Свои беседы экскурсоводы должны строить на основе предварительно подготовленных рефератов, которые являются заключительной частью подготовки экскурсоводов.

2. 2  Деятельность школьников на экологической тропе

        

Экологическая тропа создавалась с детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт; вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Мы живем в регионе Финского залива. Его неповторимый образ составляют Ценности среды обитания. Это конкретные природные, исторические, культурные объекты, которые воспринимаются его жителями как значимые и их жизни, и которые важно сохранить для нас и для будущих поколений. Часть этих Ценностей не имеют охранного статуса государства, а связаны либо с особым периодом в жизни природы, либо с культурно-историческими событиями в жизни региона, или даже конкретного жителя этой территории. Кроме того, это среда обитания многих других видов животных и растений. Это наша общая с ними среда обитания!

В 1998 году на Конференции Организации Объединенных Наций в Рио-де-Жанейро был принят документ об Устойчивом развитии. Устойчивое развитие определяется этим документом как «развитие без ущерба основным экологическим, социальным и экономическим процессам, не наносящее вреда экологическим и общественным системам, от которых эти процессы зависят». Надежду на успех Устойчивого развития дает ощущение общих Ценностей, необходимых для построения гармоничной, устойчивой, сбалансированной жизни для сегодняшнего и следующих поколений.

Создание Карты Ценностей – это эффективный метод экологического образования, помогающий человеку осознать тесную взаимосвязь со своей средой обитания и понять, как действовать в своей каждодневной жизни, чтобы эту среду обитания сохранить для себя и для следующих поколений. Создание Карты Ценностей территории помогает детям найти ответ на вопрос: «Что такое Моя Среда Обитания?», «Что в этой среде обитания наиболее важно для моей жизни, для жизни моих близких?», «Что я обязательно хочу сохранить для будущего?», «Какие факторы среды обитания вызывают у меня тревогу».

Очевидно, что для природного баланса важен любой «кирпичик» экосистемы – и лес, и река, и трава, и птицы – все это Ценности среды обитания. Но также очевидно, что люди научились не замечать этого в повседневной жизни. Планируя очередной промышленный объект, его авторы, как правило, видят перед собой лишь «контурную карту», не принимая в расчет тысячи живых организмов, населяющих эту территорию.

Карта Ценностей – это условность, методический прием для привлечения внимания детей, жителей, властей к проблемам территории и совместного поиска путей ее развития не в ущерб всем ее обитателям, соседним территориям, а также будущим поколениям. По существу речь идет о создании на местном уровне системы ценностей, которые обязательно должны быть сохранены.

Первым этапом работы стало обсуждение личных Ценностей, рассказ о том, что для каждого конкретного человека – участника группы – является ценным. С помощью методического приема – составления «Списка Ценностей», – участники дискуссии (учащиеся 4-6 классов) сначала составляли в порядке предпочтения список того, что для них важно в их среде обитания, а затем список того, без чего они не могут обойтись. Второй список, как правило, дает истинный ответ.

Следующий этап – выбор группой той территории, которой они будут заниматься. Для того чтобы сделать этот выбор, мы ответили на два вопроса: «Какую территорию мы можем считать жизненно важной для себя средой обитания?» и «О какой территории мы сможем собрать достаточную и достоверную информацию?». Это должна быть территория знакомая и любимая с детства авторами Карты Ценностей – где они живут, отдыхают, куда ходят в походы. 

Предварительную информацию о природе, истории, культуре, о том, какие Ценности были важны для людей раньше и значимы сегодня, можно получить на занятиях в экого-краеведческом кружке, из краеведческой литературы, старых газет, бесед с местными жителями (родителями, бабушками, дедушками...). 

Важнейшие этапы работы над Картой Ценностей – это собственные наблюдения, анализ впечатлений, обмен мнениями о наиболее важных «Ценностях», увиденных во время тематических прогулок, экскурсий, экспедиций. На этом этапе повторно составили два приоритетных списка: «Что для нас важно» и «Без чего мы не можем обойтись» каждым участником. Совместное обсуждение этих списков позволило выбрать объекты для нанесения на карту эколого-краеведческой тропы.

Украшением нашего города является дворцово-парковый ансамбль 18 века – Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум». В список Ценностей большинство детей внесли:

  • Большой (Меншиковский дворец) и Нижний парк;
  • обширный Верхний пейзажный парк с прудом, водопадом;
  • павильон Катальной горки;
  • Китайский дворец;
  • дворец Петра III и Петровский парк;
  • река Караста и Нижний пруд, образованный с помощью плотин еще в 18 веке.

Работа над Картой помогает создать положительный образ территории, наполненный конкретными ценностями и как следствие – мотив к социально активным действиям по сохранению и защите наиболее важных для них Ценностей. Такая деятельность может осуществляться в разных формах – публикация Карты Ценностей в местной прессе, распространение листовок среди жителей, оформление стенда в наиболее посещаемых местах города, проведение публичных природоохранных акций, выступление с исследовательскими работами на экологических конференциях, разработка эколого-краеведческой тропы (Приложение 1).

Приведем примерное содержание работы бригад по созданию учебной экологической тропы.

Первая бригада – поисковая – в составе 5-6 человек любителей и знатоков природы. Она занималась исследовательской деятельностью на данной территории, прокладкой рекомендованного маршрута, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха.

Вторая бригада занималась разработкой информационных стендов. Главная трудность разработки этих стендов заключается в необходимости найти такие слова, чтобы текст получился не назидательным, приветливым и доброжелательным. Вместе с тем, смысл его должен доходить до сердца каждого читающего и действенным образом отражаться на его дальнейшем поведении. Мы пришли к выводу, что большую роль в этом деле играет поэзия.

Третья бригада – организаторы внутриучрежденческой работы. Эта бригада проводила конкурсы на лучший дорожный знак.

Четвертая бригада – изготовители – делала стенды, дорожные знаки. В государственном музее заповеднике допустимы только небольшие стенды, которые расставляются непосредственно перед проведением экскурсии по тропе: это могут быть папки-раскладушки, ламинированные иллюстрации, рисунки, которые можно положить на землю.

Пятая бригада – экскурсоводы. Подготовка экскурсоводов играет большую роль в овладении навыками самообразования. Ребята учатся работать с научной и публицистической литературой, устанавливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике, которая включает и трудовую природоохранительную деятельность. Экскурсоводы принимали участие в научных конференциях, фестивалях, конкурсах, проектах и имели возможность встретиться с учеными, специалистами в области охраны окружающей среды. Задача педагога – научить ребят не только хорошо владеть текстом, актуализировать свои знания при ответах на вопросы, но и рассказывать эмоционально, вызывая интерес слушателей. Успех выступлений экскурсоводов во многом зависит от таких личных качеств, как манера говорить, вступать в общение. Надо помнить, что не только знания экскурсовода-школьника, но и вся его личность, его убежденность, заинтересованность в тех проблемах, о которых он говорит, влияют на слушателей, производя на них обычно большее впечатление, чем беседа взрослого человека.

Следующий этап – открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт. Мы провели его весной и надеемся, что открытие тропы станет праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для жителей города.  

Надеемся, что рассказы наших экскурсоводов будут интересны для всех посетителей тропы, ведь ребята будут использовать примеры из личных наблюдений в природе, из отчетов своих товарищей о работе, которую они выполнили по разным темам во время экологической практики в зоне тропы (Приложение 1).

3.  Эколого-краеведческая тропа как педагогическая технология, направленная на экологическое воспитание учащихся

Одной из стратегических задач, стоящих перед нашим обществом, стало сохранение и актуализация природного и культурного наследия, являющегося национальным достоянием народов России. А это во многом зависит от воспитательной и образовательной деятельности в нашем обществе.

Говоря о формах и методах использования в воспитательных и образовательных целях объектов культурного и природного наследия, следует выделить одно из направлений этой деятельности – проведение экскурсий. Но важно понимать и учитывать при работе с современными обучающимися, что им не достаточно экскурсии в ее традиционном виде, дети хотят стать участниками конкретного действия или события, и здесь немаловажная роль принадлежит организации эколого-краеведческих экскурсий по эколого-краеведческой тропе.

Практические действия необходимы еще и потому, что дорогим и любимым становится только то, во что вложен личный труд. Не хватает любви человека к природе, ее понимания и бережного отношения. В этом кроется главная причина грязных улиц, вытоптанных газонов, поломанных деревьев и кустарников. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Эколого-краеведческая тропа – это маршрут, проходящий через различные природные и культурные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором учащиеся получают устную или письменную информацию об этих объектах.

На учебных эколого-краеведческих тропах, основное внимание обращают не столько на знакомство с природными и культурными объектами, сколько на оценку деятельности человека в окружающей среде, как естественной, так и преобразованной.

Информативность – одно из важнейших требований к организации тропы, т. е. способность удовлетворить познавательную потребность детей по отношению к природе. Достигается это с помощью информационных досок и щитов, буклетов, плакатов, устного рассказа экскурсовода, умелой планировки самой тропы. Каждому виду информации соответствуют свои зрительные объекты на маршруте тропы. Это особенности ландшафта, сообщества, виды растений и животных, формы рельефа, почвы, горные породы, следы человеческой деятельности. Наибольший интерес у экскурсантов вызывают биологические объекты: животные, грибы, растения, так как на них больше всего заметно влияние антропогенного воздействия. Это направляет посетителей тропы не только на знакомство с этими объектами, но и с сообществами, образованными ими, и с законами природы, обуславливающими их взаимодействие и обеспечения определенных экологических условий в окружающей среде.

Особенностью эколого-краеведческой тропы является то, что в ее маршрут включаются, прежде всего, объекты природы и памятники природы (вековые деревья, уникальные растительные и геологические объекты…), а также объекты культурного наследия. В качестве зрительного образа в процессе экскурсии могут быть элементы антропогенного ландшафта (транспортные магистрали, архитектурные сооружения, водо-источники, рекреационные зоны).

Для формирования культуры поведения учащихся в природной среде недостаточно ознакомить их с нормами и правилами. Необходимо создавать условия, в которых эти нормы и правила будут на практике закрепляться в сознании учащихся.

Эколого-краеведческая тропа на примере Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум» – это перспективный опыт в развитии экскурсий как средства охраны природных и культурных территорий. В процессе создания маршрута учащиеся активно собирают данные по истории родного края, уникальности и степени деградации природных объектов, в результате чего они восстанавливают картину многоаспектного взаимодействия человека и природы. Работа по созданию эколого-краеведческой тропы ведет к созданию экскурсии для выбранного маршрута (Приложение 2). Учащиеся младшего школьного возраста овладевают на эколого-краеведческой тропе частью программного материала дополнительных общеобразовательных программ: «Изучение родного города: от Ораниенбаума к Ломоносову», «Экология города: город – наша среда обитания», а также изучают объекты и явления природы, приобретают опыт взаимодействия человека и природы, занимаются проектно-исследовательской деятельностью, пропагандируют идеи охраны природы среди населения.

На эколого-краеведческой тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. Особенность знания на экологической тропе в том, что получаемые на тропе знания не сводятся лишь к расширению научной картины мира. Основное внимание направляется на анализ конкретного отношения человека к окружающему миру, развиваются навыки комплексной оценки результатов труда, умения прогнозировать экологические последствия, в том числе в результате личного поведения своих товарищей, знакомых. Высшим проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в систематической проектно-исследовательской деятельности, направленной на изучение и сохранение природного и культурного наследия родного края, просветительской деятельности среди товарищей, педагогов, родителей и жителей города Ломоносова.

С целью совершенствования системы знаний, активизации практической деятельности в области непрерывного экологического образования была выбрана педагогическая технология, построенная на основе системно-функционального подхода: создание эколого-краеведческой тропы.

Воспитательные возможности деятельности на эколого-краеведческой тропе основаны на добровольности освоения различных ролей и должностей социально-ценностной туристско-краеведческой деятельности; на неформальном общении и нестандартном содержании деятельности. В совместных прогулках и экскурсиях не только формируются новые виды взаимоотношений в коллективе, но и укрепляются позиции самоконтроля и самосовершенствования личности. Самосовершенствование происходит за счет многочисленных повторов и отработки навыков личностной деятельности. Таким образом, туристско-краеведческая деятельность позволяет понимать и принимать жизненные ценности Человека и формировать разумную модель поведения в меняющемся мире.

Новизна. Данный методический материал отражает опыт организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися в возрасте с 6 до 11 лет и с 11 до 13 лет (далее – школьниками младшего и среднего звена) по созданию эколого-краеведческой тропы на территории ГМЗ «Ораниенбаум» с помощью методического приема – создания Карты Ценностей и содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности с учащимися начальной и основной школы на эколого-краеведческой тропе (Приложение 1).

Результаты апробации эколого-краеведческой тропы. Данная форма организации учебно-воспитательного процесса прошла апробацию в течение 10 лет, опыт проектно-исследовательской деятельности на тропе представлен: на ежегодных экологических фестивалях учащихся и педагогов Петродворцового района Санкт-Петербурга, 2011 – 2022 гг.; на ежегодном городском конкурсе эколого-просветительских проектов «Новый век – новые ресурсы в номинации: Игра», 2018 – 2022 гг.; на Межрегиональной молодежной Биос-олимпиаде, 2019-2022 гг.; на научно-практической конференции «Игровые технологии в эколого-биологическом образовании» в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», 2019 г.

Результаты внедрения дидактического материала в учебно-воспитательный процесс учреждения. Эколого-краеведческая тропа используется как УМК к образовательным программам: «Изучение родного города: от Ораниенбаума к Ломоносову, «Экология города: город – наша среда обитания». Во время тематических прогулок и экскурсий в ГМЗ «Ораниенбаум» на эколого-краеведческой тропе дети овладевают умениями: наблюдать, работать со справочной литературой, организовываться в группы; определять виды животных и растений. Важно, что дети приобщаются к культурной среде своего города, бережно относятся к его прошлому. Каждый ребенок, участвуя в творческой деятельности под руководством педагога, открывает свой собственный город Ломоносов (Ораниенбаум), свою малую Родину, которая становится частью его души. Это способствует социализации личности в ее отношениях с природой и окружающей культурной средой.

Мы видим перспективы в организации воспитательного процесса на эколого-краеведческой тропе в изучении культурных и природных объектов дворцово-паркового ансамбля, новых исследований; в просвещении детей и родителей об истории данной территории.

Отличительные особенности эколого-краеведческой тропы в ГМЗ. Большинство разработок маршрутов экологических троп включают в себя лишь карту маршрута тропы, некоторые ее характеристики, список станций и иногда перечень наиболее интересных объектов, которые можно встретить по ходу экскурсии.

Считаю, что этого недостаточно. Во-первых, состояние живой природы на станциях меняется в зависимости от времени года, одни объекты растительного и животного мира можно встретить весной, другие – летом или осенью, поэтому эколого-краеведческая тропа на примере ГМЗ «Ораниенбаум» учитывает фенологические изменения в природе (Приложение 3). Во-вторых, созданы примерные тексты экскурсий, рассчитанные на разные возрастные контингенты учащихся: младшие школьники получают первые знания о природном и культурном наследии музея-заповедника; для школьников среднего звена важной задачей является самостоятельная исследовательская работа, разработка проектов туристско-краеведческой и естественнонаучной направленностей (Приложение 4)..

Эколого-краеведческая тропа на примере ГМЗ «Ораниенбаум»

Организация движения по тропе:

  • проведение техники безопасности: основные правила поведения на природном и культурном объекте;
  • ЭГП (экологически грамотное поведение) — в стихотворной форме объясняют по ходу движения по тропе, что можно и что нельзя делать в природном окружении;
  • варианты движения по тропе (для детей младшего и среднего школьного возраста);
  • назначение экскурсоводов на каждую остановку;
  • распределение учащихся (группа 12-15 человек) по командам во время проведения некоторых заданий на остановках.

Описание станций эколого-краеведческой тропы

Станция

Название объектов и основное содержание

Задания

Материалы

Станция 1: «Большой дворец и Нижний сад»

Большой дворец, Нижний сад, Ограда, Канал, Картинный дом.

Историческая справка: история создания дворца и сада.

Уход за деревьями и кустарниками Нижнего сада.

Исторические костюмы начала 18 века.

  • Игра-викторина по теме по теме исторической справки.
  • Задание № 1 для учащихся младшего звена: «Исторические костюмы»: послушайте отрывок из стихотворения Людмилы Родинковой «Екатерина II в Ораниенбауме», дорисуйте и раскрасьте костюмы, а дома нарисуйте пейзаж Нижнего сада.
  • Задание № 1 для учащихся среднего звена: «Уход за деревьями и кустарниками»: нарисуй деревья или кустарники с заданной кроной; покажи стрелками, какие инструменты понадобятся тебе для обрезки деревьев; ответь: для чего нужна обрезка деревьев.
  • Игра «Построй Большой дворец»
  •  Информационный лист №1.
  • ! ЭГП (экологически грамотное поведение).
  • Иллюстрации-пазлы к игре «Построй Большой дворец».
  • Листы с заданиями по теме.

Станция 2: «Водоемы парка»

Река Караста, Нижний пруд с водопадом, искусственные водоемы-пруды.

Рассказ о реке Карасте.

  • Послушать отрывок из стихотворении «Ораниенбаум» Ольги Лаврентьевой.
  • Блиц-опрос.
  • Задание № 2 для учащихся среднего звена: «Игра: Фауна ГМЗ «Ораниенбаум».
  • Задание № 2 для учащихся младшего звена: «Анкета по водоплавающим птицам».
  • Информационный лист №2.
  • ! ЭГП.
  • Материалы к игре.
  • Листы раздаточные с анкетами.
  • Атласы-определители: птицы)

Станция 3: «Крепость Петерштадт»

Дворец Петра III, Почетные ворота, Петровский мост, Петровский парк, «Малое увеселительное море».

Экскурсия по Петровскому парку, рассказ об объектах.

Задание № 3 для учащихся младшего и среднего звена.

Командная викторина:

  • выложить из шишек любое слово, связанное с крепостью Петерштадт, и объяснить, как это слово связано с крепостью;
  • послушать стихотворение и составить краткий рассказ о том, что ждет вас дальше на тропе.
  • Информационный лист №3.
  • ! ЭГП.
  • Иллюстрации крепости Петерштадт.
  • Пакеты с шишками 7-8 видов хвойных деревьев парка.

Станция 4: «Многообразие хвойных»

Хвойные растения:

Туя западная. Сосна сибирская (кедровая). Ель европейская. Пихта сибирская. Сосна обыкновенная, лесная. Сосна веймутова. Лжетсуга тисолистная. Лиственница европейская.

  • Выявление хвойных растений.
  • Сбор образцов.
  • Задание № 4 для учащихся младшего и среднего звена: игра «Я знаю пять названий...». Игрокам предстоит назвать пять хвойных деревьев парка Ломоносова, при этом, с каждым названием надо ударять мяч о землю и ловить его.
  • Информационный лист № 4.
  • ! ЭГП.
  • Атласы-определители хвойных растений.
  • Пакеты для сбора образцов веточек, и плодов.

Станция 5: «Собственная дача Екатерины II

Верхний парк, Кавалерский корпус, Китайская кухня, Китайский дворец, пруд, пергола, Тройная липовая аллея, Каменное зало.

Экскурсия по Верхнему парку. Рассказ об объектах.

  • Определение по ходу экскурсии пейзажного и регулярного стилей парка.
  • Задание № 5 для учащихся младшего звена: игра-викторина по теме.
  • Задание № 5 для учащихся среднего звена. «Определение уровня загрязнения атмосферы по лишайникам».
  • Информационный лист № 5.
  • ! ЭГП.
  • Дневники наблюдений, лупы и атласы-определители.

Заключение

        История создания познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Впервые  природная или экологическая тропа появилась в США.         Распространение этого опыта в нашей стране затруднялось некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму организации просветительных троп в природе. Причем нельзя было ограничивать задачу создания троп только расширением природоведческих знаний. Время выдвигало и иную задачу — целенаправленного использования троп для формирования экологической культуры населения.  На тропах, которые получили название учебных экологических, основное внимание обращают не столько на знакомство с природными объектами, сколько на оценку деятельности человека в окружающей среде, как естественной, так и преобразованной.

        Наша цель: создать эколого-краеведческую тропу на территории Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум», а также создать для учащихся ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» такие условия, в которых они успешно могут овладевать видами деятельности, где они – активные творцы.

        Данная эколого-краеведческая тропа преследует ряд целей и задач.

- Образовательную – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы. Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии. Научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

- Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения в природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

- Развивающую –  помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками –  для первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена – для уроков ботаники, зоологии, экологии, а также для внеклассных занятий в кружках и секциях естественного цикла.

На эколого-краеведческой тропе дети овладевают умениями: наблюдать, работать со справочной литературой, организовываться в группы, умению ухода за растениями; определять виды животных и растений. Важно, чтобы дети приобщались к культурной среде своего города, бережно относились к его прошлому. Каждый ребенок, участвуя в творческой деятельности под руководством педагога, открывает свой собственный город Ломоносов (Ораниенбаум), свою малую Родину, которая становится частью его души. Это способствует социализации личности в ее отношениях с природой и окружающей культурной средой.

        Мы видим перспективы исследования в освоении новых территорий дворцово-паркового ансамбля, новых исследований на эколого-краеведческой тропе; в экологическом просвещении детей и родителей.

Список литературы

  1. Алексеев С.В. Школьный экологический мониторинг в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы, перспективы: учеб. пособие. – СПб.: Политехника, 2000. –   95 с., ил.
  2. Город Апельсинового дерева –  сборник рефератов школьников-победителей историко-краеведческих чтений / под ред. Г. Б. Гржбовской: ч. 2. –   СПб., 2019. –  96 с., ил.
  3. Григорьева Ю.И. Формы внеклассной учебно-исследовательской и практической деятельности в школе эколого-краеведческого образования // Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании. Тезисы докладов III Всероссийского научно-методического семинара (11 — 14 ноября 2012 г., Санкт-Петербург). –   СПб., 2012. –  С. 58-60.
  4. Зайцев Н.Н. Роль эколого-краеведческого направления работы в становлении личности // Экологическое образование в Ленинградской области: сб. науч. ст.: вып. 4 / под ред. Л.А. Кузнецова.  –  СПб., 2018.  –  С. 15-22.
  5. Захлебный А.Н. На экологической тропе.  –  М.: Знание, 1986.  –  80 с.
  6. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя. –   М.: Просвещение, 1984.  –   115 с.
  7. Кючарианц Д.А. Ораниенбаум: дворцы, павильоны, парки.  –   СПб.: Лениздат, 2016.  – 320 с.
  8. Наши ценности среды обитания: регион Финского залива: сборник информационных и методических материалов / сост. В.В. Овчаренко, О.Н. Сенова. –   4-е изд.. доп. И перераб. –  СПб., 2003. –  140 с.
  9. Плаксин А.А. Ораниенбаум-Ломоносов. Историко-географический очерк. –   СПб.: ВВМ, 2004. –  79 с.
  10. Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы. Сборник. –  СПб.: Паритет, 2011. –  272 с., ил.
  11. Прогулки по Ораниенбауму. Сборник работ участников конкурса «Мир красочный, поющий и звенящий...». Вып. 1. –  СПб.: ВВМ, 2014. –  87 с.
  12. Симонова Л. П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. –  М.:Агар, 1997. — 144 с.
  13. Учебные экологические тропы / сост. В.С. Цвиль, В.С. Воробьева, М.С. Борисова. –  Архангельск: Солти, 2012. — 40 с.
  14. Чижова В.П. Учебные тропы и природа. –   М., 1989.
  15. Шевелева Л.М. Опыт создания экологической тропы в районе урочища Донца // Экологическое образование в Ленинградской области: сб. науч. ст.: вып. 4 / под ред. Л. А. Кузнецова. –   СПб., 2008.  — С. 42-51.
  16. Экологическая школа в Петергофе-наукограде Российской Федерации: Биоразнообразие и биоиндикация в естественных и трансформированных экосистемах Северо-западного региона». Материалы IV Региональной молодежной конференции.  –  СПб.: ВВМ, 2015.  –  243 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"

Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2020 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...