Статья "Применение АРТ -терапии при работе с детьми с РАС
статья

Духно Нина Георгиевна

Арт-терапия включает в себя несколько направлений: изотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, двигательную терапию, музыкотерапию, библио- и музыкотерапию, куклотерапию и другие — все они являются инновационными и значимыми как при работе с детьми нормы, так и при работе с детьми с нарушениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vystup.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Использование арт – терапии

как формы работы с детьми с РАС»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я педагог дополнительного образования школы – интерната №1 при сетевом взаимодействии с детским садом «Сказка».

(слайд1) Рассмотрим использование арт – терапии  (Пластилинография) как формы работы с детьми с растройством аутистического спектра.

(Слайд2) Растройство аутистического спектра – нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения. У ребенка с РАС вместо положительной избирательности жизненных привычек, формируется и фиксируется отрицательная избирательность, т.е. в центре его внимания оказывается не то, что он любит, а то, чего не любит, боится, не принимает. Вместо развития эмоциональных контактов с окружающими сверстниками, у него выстраивается система защиты от активного вмешательства в его жизнь. Он устанавливает максимальную дистанцию в контактах с ними, стремится удержать отношения в рамках стереотипов.

       ( Слайд 3) Арт-терапевтические техники в данном случае помогают снизить эмоциональное напряжение, создать атмосферу доверия и базис для сотрудничества, налаживания социальных контактов.

(Слайд 4)  Арт-терапия включает в себя несколько направлений: изотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, двигательную терапию, музыкотерапию, библио- и музыкотерапию, куклотерапию и другие — все они являются инновационными и значимыми как при работе с детьми нормы, так и при работе с детьми с нарушениями. Подробнее остановимся на изотерапии: технике пластилинографии  (слайд5)(на примере использования  в коррекционной работе с детьми с аутизмом, с которыми я работаю).

 Пластилин является мягкой структурой, которую можно видоизменять, мять, растягивать, т.е. воздействовать на нее, что является хорошим методом в работе с эмоциональной сферой.  Для работы нужен  восковой пластилин.  Его не нужно заранее согревать, что дает возможность работать быстро. Поскольку  дети с аутизмом легко пресыщаются даже приятными контактами.

Задачи данной работы таковы:

-налаживание контакта;

-достижение эмоционального комфорта;

- формирование положительных эмоций.

 Пластилинография – это техника, основанная на принципе, с помощью которого на бумаге, картоне или иной поверхности создаётся лепная картина пластилином. Во время рисования пластилином формируется чувство координации и происходит осознание своих возможностей. Нет конкретной схемы ведения пластилинографии для детей с аутизмом. Все технологии и методики подбираются индивидуально и обычно представляют собой комплекс.

Работа по обучению пластилинографии состоит из этапов. Прежде всего, необходимо установить доверительные отношения с ребенком. Затем нужно привлечь интерес к процессу лепки и обучить основным ее приемам. Основные приемы это изготовление поделок с элементами декоративной лепки с использованием приёмов «размазывания» и «выдавливания», создание пластилиновых картин и «пластилиновой страны».

          Главным диагностическим инструментом в моей работе с детьми с РАС является непосредственное наблюдение за ребенком в процессе работы.

         На первых занятиях предлагали детям работу по образцу.  В первую очередь образец нужен для того, чтобы привлечь внимание  к предстоящей работе, заинтересовать, поскольку дети с аутизмом предпочитают зрительные стимулы слуховым. Кроме того следует уточнить, что образец нужен не для точного копирования, а как общее направление работы, имеющее несколько вариантов ее выполнения. В дальнейшем планирую постепенный отход от образца и работу в произвольной технике.

Очень важно перед началом работы проговорить все этапы: «Сейчас мы будем лепить осеннее дерево. (Слайд Сначала возьмем желтый цвет, скатаем колбаску, придадим форму дерева, а ствол у нас уже есть. Потом скатаем шарики красного, зеленого, желтого цвета -это листики, прикладываем их на наше дерево, придавливаем пальчиком. В дальнейшем эмоционально- насыщенным  комментарием сопровождаю все действия ребенка.

При раскатывании на дощечке колбасок или шариков, дети, не умея регулировать силу нажима, пластилин расплющивают, размазывают. Поэтому раскатываем пластилин на ладошке ребенка, на подушечках пальцев, между пальчиками. Если ребенок  отказывается и не дает  свою ладошку, раскатываю пластилин на своей ладони, привлекая внимание ребенка. Сначала работу выполняем «рука в руке», постепенно ребенок уже сам понимает, где приложить «колбаску» или размазать шарик.

Несколько раз прикасаясь к разным сторонам  образца жестом, наблюдаю за реакцией ребенка.

 В течение всего занятия отслеживаю  эмоциональное состояние ребенка, насколько ему комфортно то, что он делает. Наблюдения показывают, что при выполнении определенных действий с пластилином, дети успокаиваются и расслабляются. Работают чаще всего молча, на лице - улыбка. Дыхание становится  глубоким и спокойным.

   Заканчивается занятие обязательной  похвалой: «Какой ты молодец! У тебя очень здорово получилось!»

      Таким образом, с помощью пластилинографии  можно достичь эмоционального комфорта у детей с аутизмом, сформировать положительные эмоции,  что делает коррекционную работу эффективной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена танцевально-двигательной терапии и приемам работы с детьми младшего школьного возраста....

Арт-терапия в работе с детьми

Данный материал содержит упражнения арт-терапии в работе с детьми....

Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ» Цель – познакомить педагогов с приемами Су-Джок терапии, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в рабо...

АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о...

Тема: « Су – Джок терапия в работе с детьми младшего школьного возраста».

Применение Су-Джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптима...

Арт-терапия в работе с детьми с нарушениями речи различной этиологии.

Арт-технологии применяются для развития коммуникативных навыков....