Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"
рабочая программа (1 класс)

Шелехова Татьяна Николаевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_moy_kray_1kl.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе «Мой родной край» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию

программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и

духовной жизни его родного края».

  Кружок «Мой край» разработан как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Программа ориентирована на учащихся 1 классов и рассчитана на 1год обучения, отводится 1час в неделю(33часа в год) .

В этом возрасте учащиеся понимают практическую ценность природы для людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его воздействия.

  В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.

Цель программы:

Формировать интерес к изучению природы родного края.

Задачи программы:

  1.  Расширение знаний учащихся об окружающем мире
  2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся
  3. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.

4    Обучение проведению наблюдениям за объектами природы.

  Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице,  в парке. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость  ее охраны и бережного отношения к ней.

К концу года учащиеся должны знать:

  • Смену времен года как смену условий существования организмов;
  • Особенности природной зоны своей области;
  • Представителей животного и растительного мира родного края;
  • Формы охраны природы .

К концу года учащиеся должны уметь:

  • Вести простейшие наблюдения в природе;
  • Устно описывать объекты природы;
  • Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира республики;
  • Соблюдать правила поведения в природе.

 Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих односельчан;
  • воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

 Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
  • участие в различных конкурсах;

Содержание программы :

1.Растительный мир. Растения родного края- 5ч

Природа своей местности. Деревья, кустарники, травы своей местности.  Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь.  Что растет на нашей грядке. Плодовые  и ягодные культуры.

2. Мир насекомых. Насекомые родного края – 6ч

Виды насекомых. Места их обитания. Где и как зимуют. Охрана полезных насекомых.

3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках родного края – 6ч

Общие признаки позвоночных животных. Аквариумное рыболовство. Охрана рыбных богатств.

4. Обитатели воздушного пространства  - 7ч.

Дикие и домашние птицы. Зимующие и перелётные птицы. Птицы леса. Хищники. Охрана птиц.

5.Звери, обитающие на территории родного края – 7ч.

Дикие и домашние животные. Подготовка животных к зиме. Борьба с грызунами. Героизм животных. Охрана животных.

6. Охрана  природы родного края – 2ч.

Охраняемые территории. Заповедники России.

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Растительный мир. Растения родного края

5

3

2

2

Мир насекомых. Насекомые родного края

6

4

2

3

Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках родного края

6

4

2

4

Обитатели воздушного пространства

7

4

3

5

Звери, обитающие на территории родного края

7

5

2

6

Охрана  природы родного края

2

2

Всего:

33

22

11

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во

часов

Дата проведеня

План.

Факт.

Растительный мир. Растения родного края- 5ч

1

Что такое экология? Растительный мир  (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие.)

2

Осенние краски природы. (смена окраски листьев, листопад) Хвойные и лиственные деревья.

3.

Кустарники.  Их роль для человека. Разноцветные плоды растений

4.

Травы. Лекарственные растения. Растения – сорняки и вредители здоровья человека.

5.

Комнатные растения. Разведение и  уход за ними.

Мир насекомых. Насекомые родного края – 6ч

6

Насекомые (виды, места обитания)

7

Мал золотник, да дорог (какую пользу приносят насекомые)

8

Насекомые - вредители

9

Где и как зимуют насекомые

10

Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями

Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках родного края – 6ч

11

Рыбы. Общие признаки позвоночных животных

12

Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб

13

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

14

Рыбы, обитающие в реках Суджанского района

15

Аквариумное рыбоводство.

16

Охрана рыбных богатств

Обитатели воздушного пространства  - 7ч.

17

Обитатели воздушного пространства ( виды, места обитания)

18

Дикие и домашние птицы. Как  зимуют птицы?

19

Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Составление портрета птиц

20

Водоплавающие птицы. Птицы открытых воздушных пространств.

21

Птицы леса. Хищники.

22

Охрана и привлечение птиц. Сооружение кормушек.

23

Птицы своей области, занесенные в Красную книгу.

Звери, обитающие на территории родного края – 7ч.

24

Дикие и домашние животные

25

Как готовятся к зиме дикие и домашние животные?

26

Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами.

27

Звери, обитающие на территории Суджи

28

Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека.

29

Животные, занесенные в Красную книгу

Охрана  природы родного края – 2ч.

30

Охраняемые территории

31

Заповедники, заказники, национальные парки России.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Брыкина Н.Т,  Жиренко О.Е  Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2004

2.Васильев Ю.Р.  Занимательное природоведение.-  М, «Омега», 1997

3.Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2007

4.Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 1991

5.Светлова И.Е. Атлас Земли. – М, «Эксмо», 2007

6.Шаталова Е.В. Праздничный калейдоскоп. – Волгоград, «Учитель», 2008

7.Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2009

9.Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-4 класса "Мой родной край".

Программа расчитана на 3 года. Творческое объединение создаётся на базе классного коллектива. Можно использовать как темы классных часов .  Проводится 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление) «Мой край»

Данная программа составлена для работы в 3 классе по духовно-нравственному направлению ( 3 год обучения) на основе авторской программы  Светловой Е.В....

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс

Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край мой единственный в мире".

Программа курса «Край мой, единственный в мире …..» (М.П. Смирнова) ориентирована на изучение «своей местности», при котором  у учащихся  развиваются творчески...