Программа «Умелые ручки»
рабочая программа (4 класс)

Епифанова Татьяна Анатольевна

Пояснительная  записка

Программа “Умелые ручки” разработана в соответствии с требованиями ФГОС   для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся по художественно – эстетическому направлению.

Программа «Умелые ручки» разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 34 часа .

При реализации данной программы расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, воспитанники изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет развивать   творческие способности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umelye_ruchki.docx188.44 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

.

Рассмотрена на

заседание МО

Протокол № _1_

от «_28» 08 2020 г.

Руководитель МО

Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» 08 20_20г.

Утверждаюсписок 2

Директор                    /С.А. Дюг/

Программа

«Умелые ручки»

Программу составила

 учитель первой категории

Т.А.Епифанова

                                                          Смоленск 2020

Программа "Умелые ручки"

                                                                               

Пояснительная  записка

Программа “Умелые ручки” разработана в соответствии с требованиями ФГОС   для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся по художественно – эстетическому направлению.

Программа «Умелые ручки» разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 34 часа .

При реализации данной программы расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, воспитанники изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет развивать   творческие способности обучающихся.

Цель программы:

  •  формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры,
  • развитие художественно-творческой активности,
  • овладение образным языком декоративно- прикладного искусства,
  • привитие интереса к  изобразительному искусству,  
  • развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.

Задачи программы:      

  • Учить изготавливать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества ,   
  • развитие мелкой моторики рук,
  • выявление и развитие познавательных интересов через практическую деятельность.

Общая характеристика программы

      Содержание программы представлено различными видами техник работы с нитью, работы с проволокой, бумагой, тканью, картоном  доступных детям с нарушениями развития.  Программа построена с учетом принципа «от простого к сложному»: сначала обучающиеся осваивают несложные по способу выполнения техники, постепенно переходят к более сложным видам работ.   Занятия включают в себя организационную и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов, инструментов и организации рабочего места. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Обучающиеся выполняют работу  в определенной  технике, результатом, которой становится продукт творческой деятельности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать обучающихся, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

                                                                        

Количество часов по четвертям

1 четверть

8 ч.

2 четверть

7ч.

3 четверть

11ч.

4 четверть

8ч.

Итого

34 ч.

 

                        Результаты освоения программы     

  • развитие трудолюбия;
  • овладение установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;   
  • развитие самостоятельности;
  • поиск необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знание техник ;  
  • применение инструментов, приспособлений и материалов;   
  • освоение технологического процесса изготовления изделий;  
  • знание основных законов построения композиции;  
  • выполнение требований к организации рабочего места;
  • знакомство с профессиями декоративно-прикладного характера.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
  • подбирать и готовить материалы для  работы;
  • составлять эскизы работ
  • оформлять изделия;
  • определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий
  • презентовать свои изделия, защищать творческие проекты

Содержание

Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий. Дети учатся изготавливать изделия из разного материала, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов. Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.

Учебно-методическое обеспечение:

Основная форма обучения: учебно-практическая деятельность.

Методы: упражнения, практические работы, проекты (индивидуальные, коллективные).

Формы проведения занятий: комбинированные (теория и практические), беседа, лекция, выставка, мастер-класс.  

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

1 год обучения

Тема занятий

Кол-во часов

Iчетверть 8 ч

1

«Осень» аппликацияиз бумаги. Приклеиваем  листья из цветной бумаги.

1

2

«Бабочка» Объемная аппликация

1

3

«Игрушка из бумаги» Зайчик из втулки. Склеиваем лист бумаги, получаем трубочку, приклеиваем ушки, носик

1

4

«Зонитк» склеивания конусов из  цветной бумаги.

1

5

« Рамочка для фото» Аппликация из ниток.

1

6

«Ягоды » Из ниток путем наматывания на картон делаем ягоды

2

7

«Кукла» Наматываем нитки на картон и завязываем, снимаем, разрезаем нитки

1

IIчетверть 8 ч

8

«Кукла»Наматываем нитки на картон и завязываем, снимаем, разрезаем нитки.

1

9

«Пуговичка» Учимся пришивать пуговички разными способами

2

10

«Грибочки» Из пластиковой бутылки и пластилина. Используем донышко от бутылки

1

11

«Лес зимой» Картина аппликация, из ватных дисков.

1

12

«Снежинка»

1

13

«Жар- птица» Елочная игрушка, путем склеивания разноцветных гармошек

2

IIIчетверть 11ч

14

«Снежинки» Снежинки из бумаги, элементами квилинга.

2

15

Рамка для картины .Путем растирания пластилина по рамочке из картона с нанесением узоров из круп

2

16

«Открытка- подарок» Объемная открытка – разворот аппликация с элементами оригами

3

17

«Карандашница из старых фломастеров» Путем склеивания фломастеров в квадрат

1

18

«Игольница»

3

IV четверть 8ч

19

«Браслет» Узелки макраме.

1

20

«Корзинка» Жгутики из пластилина плетем круглую корзинку

2

21

«Ангелочки» Путем сгибания бумаги в гармошку

2

22

«Голубь мира»

1

23

«Гнездо» Из веточек и сухой травы клеим гнездо, птенцов делаем из пластиковых крышек от бутылки.

1

2 год обучения

Тема занятий

Кол-во часов

I четверть (9 часов)

1

ТБ. Вводный урок.

1

2

«Осенний лист».

1

3

«Осенний лист».

1

4

«Птицы улетают на юг»

1

5

«Осенний дождь». Воскография

3

6

«Осенний пейзаж». Коллективная работа

2

2 четверть (7 часов)

7

«Снежинка». Аппликация

1

8

«Зимний пейзаж». Гуашь

1

9

«Новогодний карнавал». Гуашь

3

10

«Сказочная страна». Цветная графика

2

3 четверть(9часов)

11

«Дымковская игрушка». Лепка и роспись

3

12

«23 февраля».

1

13

«8 марта».Аппликация

1

14

«Былины и сказки Древней Руси».

2

15

«Народные промыслы России. Гжель. Хохлома».

2

4 четверть (9 часов)

16

«Весенний натюрморт»

2

17

«Весенний пейзаж»

2

18

«Русский праздник». Коллективная работа

3

19

Весенние цветы

2

3 год обучения

Тема занятия

Кол-во часов

I четверть (9 часов)

1

Вводный урок Т.Б.

1

2

«Волшебный пейзаж».

1

3

«Листопад».

1

4

«Ветка рябины».

1

5

«Превратим пятна в рисунок»

1

6

«Весёлые зонтики».

1

7

«Коврик из осенних листьев».

1

8

«Осенний пейзаж». 

1

9

Коллективная работа«Осенний пейзаж». 

1

2 четверть (7 часов)

10

«Снежинки».

1

11

«Витраж».

1

12

«Зимний пейзаж».

1

13

«Узоры на окне».

1

14

«Зимний натюрморт»

1

15

«Новогодний карнавал».

1

16

«Рисуем рождество».

1

3 четверть(9часов)

17

«Зимний пейзаж в графике».

1

18

«Натюрморт с фруктами».

1

19

«Животные в зимнем лесу».

1

20

«Пейзаж».

1

21

«Сказочная страна»

1

22

«23 февраля».

1

23

«8 марта»..

1

24

«Портрет друга».

1

25

«Автопортрет”.

1

4 четверть (9 часов)

26

«Натюрморт с фруктами».

1

27

Тематический натюрморт

1

28

«Весенний пейзаж»

1

29

«Сказки Древней Руси».

1

30

«Русская матрешка».

1

31

«Золотая Хохлома».

1

32

«Дымковская игрушка».

1

33

«Сказочная Гжель».

1

34

«Весенние цветы».

1

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  • компьютер, ноутбук, планшет и др. средства ИКТ;
  • разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов;
  • наглядные пособия, специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям;
  • предметные и сюжетные картинки по темам;
  • художественные произведения в печатном виде.

     Основные инструменты и приспособления:  ножницы,  линейка, карандаши, ластик. Материалы: пластилин, различные лоскуты ткани, меха, бумага белая, бумага цветная, картон белый, картон цветной, нитки ирис, пряжа, джут,  декоративные элементы, пайетки.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам;   знакомит детей с терминологией, техниками работы по...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа  «Умелые ручки»  предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...

Рабочая программа "Умелые ручки". 1 класс

 Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовател...