Классный час «Природа наш дом»
план-конспект занятия (3 класс)

Надежда Павловна Крюкова

Классный час «Природа наш дом»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_nash_dom_26.04.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Природа наш дом»

Природа- наш дом

Добрый день! Перед тем, как мы начнем, покажите, как должен сидеть настоящий ученик.

Обратите внимание на тему нашего урока. Смотрите у нас прошла буря и одно слово пропало. Ребята помогите понять, о чем мы сегодня будем говорить.

А чтобы узнать какое слово пропало, внимательно слушайте загадку.

Снег, дожди, жара и ветер,

Лист, травинка, время года,

Все животные на свете

Это матушка — ...природа

Совершенно верно! Сегодня мы с вами будем говорить о природе. И какая же тема нашего занятия? Кто мне поможет прочитать?

Отлично! Тема нашего занятия: «Природа-наш дом»

Но перед тем как мы начнем, давайте поставим цель и задачи занятия.

Смотрите буря еще забрала некоторые слова с собой. Помогите нам понять, что же это за слова.

Цель: познакомиться со значением природы в жизни каждого человека.

Задачи:

  1. Образовательная – сформировать представление о том, что такое природа и что нас окружает;
  2. Развивающая – развивать представление о важности природы в жизни всего человечества в целом;
  3. Воспитательная – воспитать эмоционально–положительный взгляд на окружающую нас среду, воспитать чувство принадлежности к природе;

Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа!

Мы с вами живем в удивительном месте. Удивительна природа, окружающая нас. Иногда мы не обращаем внимания на чудесное, удивительное только потому, что оно близко, рядом. Многие из вас были в лесу. Много загадок таит лес. Общая площадь лесов на Земле составляет 19 млн. кв.км. Ежегодно вырубается 33 000 га леса. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее его существование.
Леса – это легкие планеты. 1 га леса поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек.
Первый привал мы устроим на полянке при входе в лес.

Идем гулять по лесу. Как вокруг красиво! Сколько всего интересного. Отгадайте загадку:

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. 
(Береза)

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист.

Мы идем дальше по тропинке. Отгадайте, что это за дерево?

Дерево спокойное,
Высокое да хвойное,
Лапы вразлёт –
Зеленеет круглый год. 
(Сосна)

А вот и место, где растут сосны. В сосновом бору светло и сухо. А как пахнет хвоей! Торжественно и ровно гудят древние сосны. Воздух здесь удивительно чистый. Сосновую смолу используют для лекарства, которое служит для укрепления десен.

 А вот еще очень интересное дерево. Угадайте, как оно называется. Иголочки у этого дерева мягкие, на зиму оно сбрасывает свою хвою.

Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. 
(Лиственница.) 

Лиственница растет очень долго 500-600 лет. Древесина очень твердая, плохо поддается гниению, тяжелая. Это дерево тонет в воде. Используется при строительстве домов на сваях.

Мы двигаемся дальше.

Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель

Перед нами ельник. В еловом лесу темно, сыро и прохладно, потому что ели растут близко друг к другу. Ель живет до 250 лет, достигая в высоту более 40 м. Наши ноги утопают в мягком мху. Для отдыха устроимся на привал.

 А для чего мы ходим в лес? (Отдыхать, собирать ягоды и грибы)

1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ... 
(подосиновик) 

2. В роще у березки
Повстречались тезки! 
(Подберёзовики)

3. Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! 
(Белый гриб)

4. Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут ... 
(масленок)

5. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
А на шляпке горошки. 
(Мухомор)

Какой гриб лишний? Почему?

И все это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые,  и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных и растений.

Хотите ли вы спасти свою планету?

А знаете ли вы главные беды Земли?

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем.

Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Давайте разминку сделаем узнаем, кто из вас знает об окружающей нас природе.

«Законы экологии».

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске ( по очереди выкладываются 4 закона на доске см.приложение ).

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем рекомендации от имени природы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут .

Пришло время прочитать наши рекомендации. Приглашаю к доске представителей групп.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Конкурс «Экологический светофор».
Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, учащиеся поднимают красный кружок, если действия героя не вредят природе - зеленый. Желтый цвет - это ситуация выбора.
1. Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.
2. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и цветы. «Как же быть? - задумались они. Можно ли здесь кататься»?
3. Учитель попросил Алешу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось - кран не закрывался. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.
4. Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли полиэтиленовые пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо - вдоль главной улицы города, там, где и жили Андрей с бабушкой, одна за другой стояли липы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие, с крытыми кузовами. Было очень шумно, так что Андрей и бабушка почти не слышали друг друга, хотя рвали цветки липы с одного дерева.

А теперь давайте с вами вместе подведем итог. А для начала давайте вспомним цель нашего занятия.

  • А как вы думаете мы достигли цели нашего занятия?
  • Что нового мы узнали на занятии?
  • А что для вас оказалось самым интересным на нашем занятии?

Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Природа Изобильненского района"

Игровой и информационный материал к классному часу...

Сценарий классного часа "Природа - наше богатство" на татарском языке

Сценарий классного часа для 1-3 классов на татарском языке...

Классный час "Природа родного края"

Материал к проведению беседы о природе Костромской области....

Классный час "Природа в опасности. "

Классный час "Природа в опасности. "...

Классный час "Природа не прощает ошибок"

Классный час предназначен для учащихся 4 класса, который учит детей уважать окружающий мир, бережно  к нему относиться....

Классный час "Природа не прощает ошибок"

Методическая разработка предназначена для организации и проведения классного часа, направленного на популяризацию экологической культуры среди детей младшего школьного возраста. Классный час на тему ...

Конспект классного часа «Природа в мире смешариков» (2 класс)

Мои методические разработки: Цель урока: формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы.Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео, раздаточ...