Проект "Вместе в мир природы"
проект (2 класс)

Заикина Арина Вячеславовна

Проект "Вместе в мир природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_ekzamena.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Информационная карта проекта

«Вместе в мир природы»

Основная идея

Повышение уровня экологической воспитанности младших школьников

Вид проекта по продолжительности

Среднесрочный – 1 месяц

Вид проекта по содержанию

Исследовательский, творческий

Вид проекта по доминирующей деятельности

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Адресная аудитория

Педагог, учитель физкультуры, обучающиеся 2-го класса (28-30 детей), родители (законные представители) младших школьников.

Разработчики проекта

Заикина Арина Вячеславовна

Формулировка проблемной ситуации

Как организовать взаимодействие школы и семьи для формирования основ экологической культуры младших школьников

Целеполагание

Способствование формированию высокого(среднего) уровня экологической воспитанности у младших школьников

Для педагога:

Образовательные:

  • Преподнести новый теоретический материал экологической направленности для младших школьников,
  • Закрепить знания, которые получили младшие школьники в ходе реализации всего проекта.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к живой и неживой природе у младших школьников,
  • Развивать коммуникативные и творческие способности младших школьников.

Воспитательные:

  • Выявить уровень экологического сознания младших школьников,
  • Формировать у младших школьников умение заботиться о природе,
  • Формировать у младших школьников стремление соблюдать правила природосбережения.

Для младших школьников:

Образовательные:

  • Уметь работать с информацией – находить, выделять нужное для темы своего индивидуального задания,
  • Формировать необходимые трудовые навыков, включающие в себя понимание учебного задания, самостоятельно продумывание плана и хода его выполнения, осуществление подготовки к работе и соблюдение намеченного плана работы,
  • Уметь представлять доклад («Цветы на клумбе», «Обитатель Красной книги», «Помоги перезимовать», «Мир растений», «Юный ботаник», «Загрязнение водоёмов», «Птицы в моём дворе») на внеклассном мероприятии.

Развивающие:

  • Развивать мотивацию, интерес младших школьников к окружающей среде,
  • Развивать коммуникативные навыки младших школьников,
  • Развивать творческие способности младших школьников при выполнении макетов клумба с цветами, природная зона, кормушка для птиц, поделка-дерево, банка с пророщенным редисом, поделка «подводные обитатели», панно-гнездо с птицами),
  • Организовать выставку макетов в классе.

Воспитательные:

  • Формировать умение заботиться о живой природе, ее обитателях,
  • Воспитание таких личностных качеств, как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении заданий.

Задачи:

Этапы

  1. Организационный

Цель: Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией детей и родителей.

Задачи:

  1. Подобрать информационные источники,
  2. Подобрать способы диагностики младших школьников,
  3. Построить целостный комплекс мероприятий для младших школьников с учетом их возрастных особенностей,
  4. Подготовить дидактический материал для младших школьников
  1. Основной

Цель: реализация проекта

Задачи:

  • Провести мероприятия, запланированные педагогом;
  • Минимизировать риски при реализации
  1. Итоговый

Цель: Подведение итогов, закрепление

Задачи:

  1. Реализовать представление индивидуальных работ младших школьников и родителей,
  2. Провести оценочную диагностику младших школьников по 3-м методикам

На данном этапе проводится повторная диагностика младших школьников для проверки уровня их экологической воспитанности после реализации всех запланированных мероприятий учителем

  1. Прогнозирование

Данный проект будет интересен для детей, задания предполагают участие каждой семьи в программе «Вместе в мир природы». Взаимодействие школы и семьи поможет младшим школьникам понять ценность природы, улучшить свое отношение к ней.

Ресурсное обеспечение проекта

Научно-правовые источники:

  1. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды [Текст]: федер. закон: принят Гос. Думой 20 декабря 2001г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г. – Норматика, 2020. – 72 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [Текст]: приказ Минобрнауки России от N 373 (ред. от ) // Зарегистрировано в Минюсте России N 15785.

Информационные сайты:

  1. Мастер - класс по экологии [Электронный ресурс].– URL: .

Методическая:

  1. Глазачев С. Н. Экологическая культура – метафора эпохи перемен [Текст] / С. Н. Глазачев, А. О. Глазачева // Вестник международной академии наук. – 2008. – № 2. – С. 24-32.

Материально-техническая: Кабинет, меловая доска, мел, компьютер, проектор, колонки, бумага, карандаши, пластилин, заготовки из древесины, семена, клей ПВА, ножницы, капрон.

Кадровая: Педагог

Вид показа сделанного проекта общественности

1. Заочное знакомство с лесом «Путешествие по экологической тропе»;

2. Совместная работа детей и родителей над поделкой по теме «Красота родной природы»;

3. Интеллектуальная игра «О природе знаем всё!»;

4. Экологическая беседа «Загрязнение окружающей природы»;

5. Экологический тренинг «Что такое заповедник?»;

6. Мастер-класс «Эко-игрушка Травяник»;

7. Экологический квест «Веселые задачки»;

8. Проектный метод «Мы – защитники природы!».

Продукт проекта

  • Устный доклад и макет по индивидуальному заданию экологической направленности:

Темы индивидуальных заданий:

  • «Цветы на клумбе» - (Устный доклад о цветах, которые выращивают дома, на клумбах, создать макет клумбы из бумаги, пластилина и т.п.),
  • «Обитатель Красной книги» - (Устный доклад-рассказ об одном из животных или растений Красной книги, подготовить макет природной зоны, где оно обитает),
  • «Помоги перезимовать» - (Устный доклад о видах помощи животным зимой, изготовление кормушки для птиц),
  • «Мир растений» - (Мини-доклад о роли растений в мире, что было бы, если их не стало, подготовить макет дерева из бисера или пластилина),
  • «Юный ботаник» - (Рассказать о профессии и вырастить в течении подготовки семечко редиса),
  • «Загрязнение водоёмов» - (Мини-рассказ о том, что такое загрязнение, чем загрязняют, создание поделки «Подводные обитатели»,
  • «Птицы в моём дворе» - (Рассказать о видах птиц, которых ты наблюдаешь в своём дворе, сделать панно-гнездо с птицами).
  • Плакат «Профессия для спасения будущего»,
  • Эко-игрушка «Травянчик,
  • Изготовление поделки своими руками.

Ожидаемые результаты

  • Положительное отношение младших школьников к природе,
  • Повышение уровня экологической сознательности младших школьников,
  • Умение выбирать и обрабатывать информацию по теме индивидуального доклада («Цветы на клумбе», «Обитатель Красной книги», «Помоги перезимовать», «Мир растений», «Юный ботаник», «Загрязнение водоёмов», «Птицы в моём дворе»),
  • Защита устного доклада и макета индивидуальной работы (клумба с цветами, природная зона, кормушка для птиц, поделка-дерево, банка с пророщенным редисом, поделка «подводные обитатели», панно-гнездо с птицами),
  • Оформление выставки «Природа и мы» вместе с родителями по теме индивидуального задания

Показатели результативности

У учителя получилось реализовать проект по задуманному маршруту, есть продукт, который выполнили дети и родители

Прогноз-перспектива

Если реализовать мероприятия природоохранной направленности в школе, совместно с родителями, можем получить высокий уровень ЗУН у младших школьников в области экологии

  1. Концепция проекта

Пояснительная записка:

Актуальность проекта

Проблемы экологии в России являются объектом пристального внимания со стороны государства и ученых. На территории одного из самых крупных в мире государств находится множество уникальных природных комплексов, имеющих большое значение не только для страны, но и для всей планеты. Экологической ситуации в России угрожают те же факторы, с которыми сталкиваются все государства, и связаны они с расширением цивилизованных пространств, использованием человеком ресурсов планеты, развитием промышленности и проблемами загрязнения.

Экологические проблемы, наиболее актуальные для страны, можно разделить на следующие группы:

  • загрязнение воздуха, почвы, воды промышленного характера;
  • изменение природного ландшафта, вырубка лесных массивов;
  • уничтожение животных и растений;
  • комплексное отрицательное влияние на окружающую среду, оказываемое крупными городами;
  • большие объемы сжигаемого и складируемого мусора;
  • последствия техногенных катастроф.

Именно поэтому, современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся таким качеством, как высокий уровень экологической воспитанности. Необходимо с раннего возраста формировать экологически грамотную личность. «Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе».

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств: умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её (эстетическое воспитание);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (трудовое воспитание).
  1. План реализации проекта

Реализация проекта происходит на протяжении месяца во время внеурочной деятельности, состоит из 8 мероприятий:

Дата

Мероприятие

1

Заочное знакомство с лесом «Путешествие по экологической тропе» (Приложение А)

2

Виртуальная выставка «Красота родной природы» (Приложение Б)

3

Интеллектуальная игра «О природе знаем всё!» (Приложение В)

4

Экологическая беседа «Загрязнение окружающей природы» (Приложение Г)

5

Экологический тренинг «Что такое заповедник?» (Приложение Д)

6

Мастер-класс «Эко-игрушка Травяник» (Приложение Ж)

7

Экологический квест «Веселые задачки» (Приложение И)

8

Проектный метод «Мы – защитники природы!» (Приложение К)

Формы: беседа, игра, квест, виртуальные выставки, мастер-класс, тренинг.

Методы: проектный

  1. Возможные риски и пути минимизации угрозы

Риски

Пути минимизации

1. Отсутствие заинтересованности со стороны младших школьников

При выборе материала необходимо отталкиваться от возрастных особенностей младших школьников 2-го класса. Учитываются индивидуальные особенности младших школьников. Материал должен быть новым и эмоционально окрашенным.

2. Коллективные разногласия со стороны детей, споры.

Уметь сглаживать конфликтные ситуации и недопонимания с помощью игровой формы.

3. Неполный состав класса или совмещение с другими учащимися, что нарушает целостность задумки реализации внеурочного мероприятия.

Педагог должен заранее обдумать пути решения, подготовить план работы с меньшим или большим числом детей. Всегда необходимо большее число копий дидактического материала.

4. Отсутствие заинтересованности со стороны родителей при выполнении индивидуального задания.

Провести беседу с родителями. При необходимости педагог сам выполняет роль родителя (помощь с организацией и воплощение проекта).

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный проект может быть реализован в начальной школе до 4-го класса, предназначен для классных руководителей и может быть использован сразу в готовом виде, все приложения мероприятий изложены подробно.

  1. Заключение

Проблемы экологического воспитания актуальны в современном мире, поэтому школе необходимо сотрудничать с родителями младших школьников и прививать любовь, уважение к природе и ее объектам в стенах образовательных организации и в кругу семьи. В данном проекте мы отразили основы экологической культуры, подобрали разные формы реализации с учетом возрастных особенностей детей.

  1. Литература
  1. Алябьева, Е. А. «Природа. Сказки и игры для детей»: [Текст]: / Е.А. Алябьева, Т. В. Цветкова. – Сфера. – 2015, с.128.
  2. Глазачев С. Н. Экологическая культура – метафора эпохи перемен [Текст] / С. Н. Глазачев, А. О. Глазачева // Вестник международной академии наук. – 2008. – № 2. – С. 24-32.
  3. Дунаева, Ю. А. «Животные из Красной книги России» [Текст]: познавательная и справочная литература/ Ю. А. Дунаева. – Балтийская книжная компания. 2012, с.80.
  4. Журнал «Юный натуралист». [Электронный ресурс]. – URL: .
  5. Мастер - класс по экологии [Электронный ресурс].– URL: .
  6. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды [Текст]: федер. закон: принят Гос. Думой 20 декабря 2001г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г. – Норматика, 2020. – 72 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [Текст]: приказ Минобрнауки России от N 373 (ред. от ) // Зарегистрировано в Минюсте России N 15785.
  1. Приложения

Приложения А-К находятся в отдельном документе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...