Планирование занятий по коррекционному курсу "Сказкотерапия" (1 - 4классы)
материал (1 класс)

светлова татьяна евгеньевна

Создание

образовательной среды, чтобы дать ребенку

 возможность проявить себя в театральной деятельности.

Построение образовательного процесса осуществляется на диалоге воспитателя и ребенка, который направлен на развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создания атмосферы творчества и

социально - эмоционального развития детей, средствами театрального искусства .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по коррекционному курсу

«Сказкотерапия»

младший школьный возраст.

Воспитатель

ГКОУ СО МО «Преображение»: Светлова Т.Е.

Г.

г.Егорьевск.

2021г.

Пояснительная записка.

Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Эмоции «Особых детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности, увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказок, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки - все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказка не только учти детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.

Цели занятий:

-развитие эмоциональной сферы у детей с «ограниченными возможностями здоровья»;

-развитие внимания, памяти. мышления;

-развитие волевой сферы, эмпатии, толерантности;

-умение узнавать и различать персонажей из сказок;

-воспитание интереса к сказкам.

Задачи:

-вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки;

-узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов;

-развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов;

-учить выделять предметы в группу(сказку), опираясь на зрительный образ;

-понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы;

Воспитательно - развивающие задачи:

-воспитание  у детей положительных нравственных качеств;

-развивать у детей умение имитировать речь и движения сказочных героев;

-способствовать развитию чувства сопереживания и сочувствия.

Нормативно – правовая база:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203- ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от19 декабря 2014г. №1599). Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015г.;

Приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, от 17.12.2010 №1897, от 17.05.2012 №413;

Диагностики коммуникативных, вербально – невербальных навыков.

Формы организации работы учащихся:

-индивидуальная;

-коллективная – фронтальная – парная – групповая.

Формы учебных занятий:

Игры ролевые

Беседы

Настольные игры

Проигрывание сказок

 Рисование сказочных героев.

Основные этапы работы над сказкой:

-знакомство с персонажами сказки;

-знакомство с главным героем сказки;

-первичное рассказывание сказки;

-повторное рассказывание сказки

-анализ сказки;

-стимулирование «подсказок» детьми;

-совместное проговаривание сказки педагогом и ребенком;

-проведение игр.

Личностные результаты:

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных особенностей ребенка.

Программа направлена на формирование способности лучше адаптироваться и преодолевать трудности. Необходимо учить детей преодолевать препятствия.

Формирование положительного представления о себе

 Снятие  уровня тревожности и агрессивности

 Формирование приспособлений к жизни в социуме

 В результате работы по программе предполагается оказание своевременной социально-психологической помощи. Основным методом работы в программе «Сказкотерапия» с детьми с умственной отсталостью избран при ем погружения в ситуации и роли сказочных героев. для того чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых возможностей, укреплять в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода каждый ребенок проживает эти ситуации выбора в роли сказочного героя. Развивать воображение ребенка, достигать позитивных изменений, благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

-действие смыслообразования (интерес, мотивация);

-действие нравственно – этического воздействия («что такое хорошо, что такое плохо»);

-формирование личного, эмоционального отношения к себе и к окружающему миру;

-формирование желания выполнять учебные действия;

-использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;

-формирование коммуникативных навыков;

-умение работать в коллективе;

-целенаправленная деятельность.

Календарно – тематическое планирование по программе « Сказкотерапия»  1 класс, 34 часа в год, 1 час в неделю.

№ п/п

Содержательные линии

Кол – во часов

Дата

Коррекционно – развивающие задачи

1 четверть

9

1.

Мир сказок (вводная беседа)

1

Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно – следственных связей.

2.

Сказки о животных. «Курочка Ряба».

Настольный театр – сказка «Курочка Ряба».

2

1

Развитие произвольного внимания: умение слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле.

3.

Сказка «Теремок».

Настольный театр – сказка «Теремок».

2

1

Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и выполнить их.

4.

Рисуем сказочного персонажа.

1

Коррекция мелкой моторики. Умение передать сказочный  образ, используя цветные  карандаши.

5.

Любимые сказки. (Просмотр сказок)

1

Развитие визуального восприятия и воспроизведения действий. Развитие слуховой памяти.

2 четверть

7

1.

Сказка «Репка».

Настольный театр – сказка «Репка».

2

1

Развитие воображения и фантазии. Формирование произвольных мимических движений.

2.

Сказка «Рукавичка».

Театр на ладошке «Рукавичка».

2

1

Коррекция мелкой моторики.

3.

Имитационные игры.

1

Развитие коммуникативных навыков.

3 четверть

10

1.

Сказка «Лисичка со скалочкой».

Инсценирование сказки «Лисичка со скалочкой»

2

1

Развитие внимания, памяти.

Тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать.

2.

Пальчиковый театр.

1

Коррекция мелкой моторики.

3.

Рисуем сказочного персонажа.

1

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного аппарата.

4.

Сказка «Колобок».

Настольный театр – сказка «Колобок».

2

1

Развитие произвольного внимания. Формирование мимических движений.

5.

Игра «Угадай сказку».

1

Воспитание добрых качеств.

6.

Имитационные игры.

1

Развитие коммуникативных навыков.

4 четверть

9

1.

Сказка «Лиса и кувшин».

Настольный театр – сказка «Лиса и кувшин».

2

1

Развитие воображения и фантазии. Формирование произвольных мимических движений.

2.

Рисуем сказочных героев.

1

Коррекция мелкой моторики.

3.

Игра «Угадай героя из сказки».

1

Коррекция памяти, внимания, мышления.

4.

Сказка «Волк и семеро козлят».

2

Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и повторить их.

5.

Рисуем сказочного персонажа.

1

Коррекция мелкой моторики.

6.

Имитационные игры

1

Развитие коммуникативных навыков.

Календарно – тематическое планирование по программе «Сказкотерапия»

 4 класс, 34 часа в год, 1 час в неделю.

№ п/п

Содержательные линии

Кол-во часов

Дата

Коррекционно – развивающие задачи.

1 четверть

9

1.

Волшебный мир сказки (вводная беседа)

1

Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно – следственных связей.

2.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Игра «Расскажем сказку вместе».

2

1

Развитие произвольного внимания: умение слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле.

3.

Игра «Угадай, о ком я расскажу».

1

Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и выполнить их.

4.

Нарисуем сказку.

1

Коррекция мелкой моторики.

5.

Сказка «Три дочери».

2

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного аппарата.

6.

Поиграем в сказку. (Мы поставим сказку вместе)

1

Развитие коммуникативных навыков.

2 четверть

7

1.

Волшебные сказки. Играем с Несмеянной.

1

Развитие наблюдательности, воображения, мышления.

2.

Сказка «Гуси –лебеди».

Изобрази героя с помощью цветных  карандашей.

2

1

Коррекция мелкой моторики.

3.

Игра «Расскажем сказку вместе».

1

Развитие коммуникативных навыков.

4.

Сказка «Золушка».

2

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного аппарата.

3 четверть

10

1.

Авторские сказки.

1

Развитие произвольного внимания. Формирование мимических движений.

2.

К. Чуковский «Муха -Цокотуха».

Просмотр мульфильма «Муха – Цокотуха».

2

1

Развитие внимания, памяти.

Тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать

3.

Рисуем сказочного персонажа.

1

Коррекция мелкой  и общей моторики.

4.

К Чуковский «Тараканище».

Просмотр мультфильма «Тараканище».

2

1

Развивать способность наблюдать последовательность событий.

5.

Игра «Расскажем сказку вместе».

1

Развитие коммуникативных навыков.

6.

Юные художники.

1

Коррекция мелкой моторики.

4 четверть

8

1.

«Что за прелесть эти сказки!»

1

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, развитии творческого воображения.

2.

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин.

3

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного аппарата.

3.

Вспомним сказки А.С. Пушкина

1

Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и выполнить их.

4.

Игра «Угадай, из какой сказки этот предмет».

1

Развитие наблюдательности, внимания, мышления.

5.

Имитационные игры

1

Развитие коммуникативных навыков.

6.

Дорисуем сказку.

1

Коррекция мелкой моторики.

Методическая литература:

1.»Воспитание сказкой» Л.Б. Фесюкова, Москва «Фолио» 2000г.

2.»Сказкотерапия» И.В Вачков, (Ось -89).

3.Практикум по «Сказкотерапии» Т.Д Зинкевич – Евстилигнеева.(2001г. Санкт – Петербург «Речь».

4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой, Санкт – Петербург «ОЛМА – ПРЕСС – 2003г.

5.»Читаем сказки с логопедом» О.Г. Ивановская, Санкт – Петербург издательство «Каро» 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков литературного чтения в 4классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий

Уроки литературного чтения распланированы  на год) включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....

внеурочное занятие "Эрудит в 3-4классах

Внеурочное занятие по математике. Развивать  у детей логическое мышление, прививать  любовь и интерес к предмету....

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4классе по программе В.П. Канакиной на 170часов (5раз в неделю). "Школа России.

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4 классе по программе В.П. Канакиной на 170часов (5раз в неделю)....

Календарно-тематическое планирование индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 - 4 класса VIII вида.

Календарно-тематическое планирование индивидуальных  комплексных коррекционно-развивающих занятий  для учащихся 1 - 4  класса VIII вида....

Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»

Занятие   формирование  целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...