Роль учителя на этапе адаптации первоклассников к школе
статья (1 класс)

Ханова  Марина Александровна

Совместная деятельность педагога- психолога и учителя на этапе адаптации к школе обучающихся должна быть систематической и  с учетом индивидуальных личностных осо­бенностей . Следуя рекомендациям можно оказать помощь обучающимся  для успешной адаптации и обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя на этапе адаптации первоклассников  к школе

Поступление ребенка в школу – ответственный момент, в который ребенок из беззаботного малыша превращается в школьника. Веселые игры, которым дошкольник посвящает почти все свое время, сменяются необходимостью ежедневно учиться в школе, а дома прилежно готовить уроки. Новые обязанности требуют от ребенка усидчивости, внимания, напряжения памяти, что без подготовки дается с большим трудом. Для того чтобы достигнуть максимальных результатов в этом важном деле в сентябре проводится диагностика уровня развития его познавательной, мотивационной и эмоционально-личностной сфер.

1. Личностные УУД. Интерес к новому, положительное отношение к обучению в школе.

Для формирования у обучающихся учебной мотивации и положительного отношения к школе необходимо использовать различные формы и методы работы: беседы о школе,  чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы, игры в школу.

В зависимости от содержания педагог должен так организовать урок, чтобы сформировать у учеников  соответствующий этой работе мотивационный цикл, состоящий из нескольких этапов. На этапе возникновения мотивации важно зафиксировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»). На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации необходимо использовать чередование разных видов деятельности, материала различной трудности. А на этапе мотивации завершения важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла положительная установка на дальнейшее учение. Для развития чувства компетентности педагог должен как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился, и чему еще может научиться. Если ребенок в чем-то неуспешен, задача педагога – внушить ему, что успех обязательно придет.

2. Регулятивные УУД. Планирование деятельности, контроль, оценка, особенности зрительного восприятия, уровня развития пространственных представлений, координации «глаз – рука».

На результат значительным образом влияет уровень развития мелкой моторики руки, уровень пространственной ориентации и свойств внимания. Развивающую работу в этом направлении необходимо проводить с учетом ряда рекомендаций.

В процессе развития умений планирования деятельности важно формировать у детей контроль речи при выражении своей точки зрения по заданной тематике, обучать их выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, формировать способность адекватно оценивать выполненную работу, создавать игровые ситуации.

Решая задачу развития пространственных представлений, необходимо развивать  способность к деятельности с опорой на наглядность ситуации, развивать практическую деятельность с конкретными предметами, использовать в развивающей работе дидактические игры, активно употреблять в своей речи предлоги и слова, отражающие пространственное положение предметов, вводить упражнения на различение направления в условиях поворота (сначала реального, затем мысленного), использовать понятия «верх-низ», «лево -право» и т. п.

В процессе коррекции произвольности внимания можно использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания (объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение), использовать упражнения, на основе которых формируется внимательность к деталям как свойство личности.

3. Коммуникативные УУД. Потребность в общении с взрослым, со сверстниками, эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение владеть вербальными и невербальными средствами общения.

Часто проблемы в коммуникации связаны с высоким уровнем тревожности или маленьким словарным запасом. В этом случае коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: повышение самооценки; обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях.

Для того чтобы помочь  данной категории обучающихся повысить самооценку необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Полезно называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Если педагог хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад, а не с достижениями других детей. При обращении к тревожному ребенку взрослому необходимо установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия.

Для развития общей осведомленности и обогащения словарного запаса можно использовать следующие приемы: ознакомление с окружающей природой, средой, чтение различных произведений, пересказ прочитанного материала, обсуждение прослушанных рассказов с использованием в своей речи новых слов и высказыванием собственной точки зрения, а также использовать различные словесные игры.

4. Познавательные УУД. Умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Для развития навыков систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями необходимо применение в работе заданий, связанных с операцией дополнения до целого, использование различных упражнений и игр.

Данные  направления работы учителя позволяют успешно адаптироваться первоклассникам к процессу обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в оказании психологической помощи первоклассникам в период адаптации

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмо­циональное благополучие, ощущение психологического ком­форт...

Роль учителя в период адаптации первоклассников

Роль учителя в период адаптации первоклассников...

Роль учителя в период адаптации первоклассников

Роль учителя в период адаптации первоклассников...

Адаптация первоклассников и роль учителя

Роль учителя в адаптации первоклассников...

Творческий отчёт Проектная работа по теме: «Роль учителя в период адаптации ребёнка к школе»

Проектная работа по теме:«Роль учителя в период адаптации ребёнка к школе»...

Роль учителя в адаптации первоклассников современной школы.

Адаптация к школе - это процесс привыкания  ребенка к новым школьным условиям, к новым видам деятельности, к новым образовательным нагрузкам....

Выступление на родительском собрании "Роль учителя в период адаптации первоклассников"

        С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие...