Беседа "Вежливость и этикет"
план-конспект

Березина-Ерочкина Елена Васильевна

Цель:  продолжать знакомить детей с правилами  этикета.

Задачи:

- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

- раскрыть значение слова «Здравствуйте»;

- закреплять умение использовать неречевые средства при приветствии (улыбка, приветливый взгляд, жесты);

- систематизировать правила доброго, вежливого поведения;

- обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_vezhlivost_i_etiket.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

 Беседа на тему «Вежливость и этикет»

Цель:  продолжать знакомить детей с правилами  этикета.

Задачи:

- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

- раскрыть значение слова «Здравствуйте»;

- закреплять умение использовать неречевые средства при приветствии (улыбка, приветливый взгляд, жесты);

- систематизировать правила доброго, вежливого поведения;

- обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Ход  занятия:

   Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы поговорим об  этикете. Итак, Что же такое этикет? (ответы детей.)  

   Этикет – это правила поведения, которые помогают поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Человек, соблюдающий этикет, приятен и интересен окружающим, у него много друзей.  

Одно из главных правил этикета – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Правила поведения – этикет – сопровождают нас повсюду.

Есть этикет речевой.

Есть этикет  телефонного разговора.

Культура внешнего вида или искусство нравиться окружающим.

Столовый этикет.

Семейный этикет.

Этикет в общественных местах и в транспорте.

Подарочный или гостевой этикет.

Мы с вами  остановимся на речевом этикете, а точнее – на приветствии.

   Воспитатель: Ведь всё начинается со слова «Здравствуйте».

«Здравствуйте!» - хорошее, доброе слово! Сказав его, мы желаем человеку здоровья.

Недаром, одно из правил вежливости гласит: «Всюду сначала поздоровайся».

Раньше в русских деревнях был прекрасный обычай здороваться со всеми, кто шёл навстречу – со знакомыми и даже незнакомыми людьми.

   - Давайте сейчас поздороваемся друг с другом.

 (Дети встают в два круга, идут противоходом и здороваются друг с другом.) 

Так приятно быть вежливым  и  желать человеку здоровья!

Но, оказывается вежливым быть не так – то просто. Вот послушайте, что произошло в одном детском саду.  

                     СКАЗКА О ВОЛШЕБНОМ ЦВЕТКЕ.

    В одном классе учились очень вежливые дети. И рос у них на окне цветок такой красоты, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Дети назвали этот цветок  «Цветок Вежливости». Этот цветок был волшебным: он не любил грубых и злых людей. Стоило такому человеку дотронуться до «Цветка Вежливости», как он сразу же закрывался. И всем становилось понятно, какой человек пришёл, и никто не хотел с ним дружить.

Но был один день в году, (как раз под Новый год), когда «Цветок Вежливости мог вдруг заговорить и ответить на один вопрос.

    Однажды, в класс пришёл новый мальчик. Его звали Олег. Олег со всеми поздоровался, после полдника не забыл сказать «спасибо». Но, как только он подошёл к «Цветку Вежливости», - цветок закрылся. Ребята удивились и подумали, что цветок ошибся. Олег продолжал быть подчеркнуто вежливым, но играть с ним почему–то не хотелось. Так продолжалось несколько дней. И вот, наконец, настал тот самый день, когда можно было задать цветку вопрос и получить ответ.

   Вопрос детям: Как  вы думаете, какой вопрос задали цветку дети?

                         Что ответил цветок?

  Итак, ребята спросили:

- Почему цветок закрывается, когда к нему подходит Олег, ведь мальчик такой вежливый?

- Олег никого не любит. Но вы должны ему помочь. – Ответил Цветок.

Олег, услышав это, засмеялся и отошёл.  На следующий день Олег вошёл в класс, громко поздоровался и вдруг, ребята услышали:

- Петька – трус, Катька – дура, Егор – обжора, Федька – толстяк…

И ни одного доброго слова. Тут ребятам стало всё ясно. Они поняли слова Цветка. Но как,  же помочь Олегу?  - Вопрос детям.

А ребята поступили вот как. Каждый, по очереди подходил к Олегу и говорил ему что - нибудь хорошее. Вдруг Олег заплакал:

- Мне очень стыдно, простите меня. Я понял, что вежливым считается тот, кто, здороваясь, искренне желает всем добра.

С тех пор «Цветок Вежливости» не закрывался, когда к нему подходил Олег.

Вот какое замечательное и волшебное слово «Здравствуйте!».

Не забудьте, что, произнося его, нужно смотреть в глаза тому, с кем вы здороваетесь и быть дружелюбными и приветливыми.

   Воспитатель: продолжим  знакомиться со словом «Здравствуйте!».

Проигрываются ситуации:

Мужчина и женщина. Кто здоровается первый?

- Мужчина, но руку подает первой женщина.

Взрослый и ребёнок.

- Ребёнок, но руку протягивает первым взрослый или старший.

Проходящий и стоящий.  

- Проходящий.

Входящий и присутствующие.

- Входящий.

   Воспитатель: давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка

Дети выполняют движения под песню «Если друг не смеётся…»(физкультминутка на проекторе).

Вы отдохнули, а теперь садитесь на свои места и мы продолжаем занятие.

1.Игровое упражнение:

1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?

Дети: Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день. Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

2. Что вы говорите, когда уходите?

Дети: До свидания, пока, до скорой встречи.

3. Какие вежливые слова еще вы знаете?

Дети: Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо»?

Дети: Когда хотим поблагодарить.

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»?

Дети: В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь .

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает?

Дети: Когда сказано грубым голосом или слово расходиться с делом.

Воспитатель: Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

2 .ЗАГАДКИ:

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «… » (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «… » (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «… » (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «… » (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала! »

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «… » (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали: «… » (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «… » (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «… » (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «… » (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «… » (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам … » (аппетита)

  3. Игра «Вежливая просьба».

Воспитатель: Я буду показывать разные движения, а вы должны их повторить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

  4. Дидактическая игра «Антонимы».
Воспитатель: это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?
Злой - добрый, жадный - щедрый, слабый - сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый - умный, страшный - красивый, грязный - чистый, жёсткий - мягкий, плохой - хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.

Воспитатель: Хорошо, ребята! Вы знаете много добрых, хороших слов. Мне очень понравилось, как вы справились с заданием, молодцы!

Послушайте, пожалуйста,  музыку (из мультфильма про кота Леопольда)

Из какого мультфильма эта музыка? Кто главный герой? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

Дети: Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:

- Никогда не груби своим товарищам.

- Не называй обидными словами.

- Не давай прозвищ.

- Не толкайся и не дерись.

   Игра: «Веселые детки».

Воспитатель: Я буду называть вам ситуации, а вы если согласны с моим утверждением хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

Воспитатель: Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Улыбайтесь друг другу чаще!

Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. 
И я надеюсь, что вам пригодятся в жизни волшебные слова.

Итак, наше занятие подошло к концу, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Что, вам понравилось и запомнилось?
Ответы детей

Воспитатель: А мне очень понравилось, как вы сегодня активно отвечали на занятии, хорошо себя вели и я надеюсь, что запомнили новые слова для вас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"

Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...

Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."

Цель: освоение  обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи  занятия:1.      Познакомить  детей  с  правилами  этикет...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"

Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...