конспект внеурочной деятельности по экологии
план-конспект занятия (2 класс)

Надежда Полехина

Конспект занятия по экологии " Вода -удивительное вещество в природе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-обобщить знания по теме «Гидросфера».

- Донести информацию о водных ресурсах мира, России, региона и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Воспитать познавательный интерес к предметам естественного цикла на основе межпредметных связей и путем усиления практической направленности знаний, формировать целостное восприятие явлений происходящих в природе, в быту, производстве.

- Побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и в будущем

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Формировать критическое и аналитическое мышление и устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:

  1. мультимедийное оборудование для демонстрации видеосюжета и презентации
  2. глобус
  3. фильтр для воды,
  4. поднос,
  5. фильтровальная бумага
  6. Посуда и реактивы для проведения демонстрационных опытов: 7 стаканов, емкости с дождевой, родниковой, водопроводной водой, раствор мыла, активированный уголь, масло растительное, воронка, мензурка, колба
  7. серебряная ложка, банка с водой

Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I.Орг. момент.

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ. В корзине капельки с пожеланиями.

- Ребята, эта нарядная корзина так и светится любовью, радостью, теплом. Называется она «Корзина добрых пожеланий». Какие это пожелания мы сейчас с вами посмотрим. Дети достают из корзины пожелания, читают их (пожелания написаны на листочках в виде капли воды).

- У тебя всё получится!

- Ты всё знаешь!

- Желаю тебе успехов!

- Будь самым внимательным!

-Ты самый умный!

-Будь самым активным!

- Лени - нет, Ученью - да!

-Успехов на занятии!

-Желаю удачи!

- 10 раз подумай, один раз ответь!

Прочитать 2-3 капельки

- Ребята, я присоединяюсь к этим пожеланиям и желаю вам быть внимательными и активными на нашем занятии.

2 РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

А вот о чем пойдет речь на занятии, попробуем сами определить с помощью стихотворения, в котором пропущено слово.

Вы слыхали о …..?

Говорят она везде!

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что ….. –

Наша спутница всегда!

Какое слово пропущено? Вода. Прочитаем вместе, по группам.

Как вы догадались что пропущено слово вода?

3.СФОРМУЛИРУЕМ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ: Вода – источник жизни

Какую цель поставим на занятие?

А что такое вообще вода?

А кто знает от какого слова произошло слово вода? Посмотрите на картинки

На доске показаны слова: аквариум, акваланг, акварель. Понятно ли значение этих слов? Какое отношение они имеют к теме нашего урока?

“Аква” в переводе с латинского – вода. Как алфавит начинается с буквы “А”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении. И уходит из них только вместе с жизнью.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4.Беседа

Как известно, мы живем на планете Земля.

-Где можно встретить воду на земле? (на реке, озере, роднике, снегу, во льду, в дожде).

-Ребята, что это? (Глобус). -А кто знает, что такое глобус? (Модель земли) (выслушиваются мнения)

Глобус — это уменьшенный макет земного шара.

-Что означают желтые, коричневые цвета? (желтые - пустыни, коричневые - горы).

- Как вы думаете, много ли воды на земле? Каким цветом изображена вода на глобусе? Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Вода есть и под землей

Сказка о воде

1 ученик.

Расскажи мне сказку о воде!

 Знаешь, внученька, вода везде.

 Осмотрись вокруг – озера и моря,

 Без воды не проживет Земля твоя.

                                                                Воду ценит каждый человек,

                                                                Дерево не выросло б во век.

                                                                Птицы, звери тоже воду пьют,

                                                                Рыбки без водички не живут.

2 ученик.

Как бы жили мы в своей квартире,

 Если бы нам воду отключили?

 Не умыться и не постирать,

 Как тогда в квартире убирать?

                                                             

                                                      Что сказать? Вода – она везде!

                                                              Травка без водички не растёт,

                                                              Все живое без воды умрёт.

3 ученик.

По морям не плыли б корабли

 И цветы на клумбах не цвели.

 С речек орошаются поля,

 Чтоб была красивою Земля.                        

Что ж, цени и береги водичку,

 Расскажи о ней друзьям, сестричкам,

 Что бы все про ценность эту знали

   И водичку зря не проливали.

 Практическая работа

Для того чтобы познакомиться со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию.  (Слайд).

-Кто знает, что такое лаборатория?

Словарь: Лаборатория - место, в котором проводятся научные опыты. (Слайд).

-Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество.  (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

К концу занятия  мы должны определить «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

Объектом нашего исследования – будет являться что? (жидкость в сосуде).

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)

- А кто – ни будь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?

- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус запах.

- Ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА  

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад, повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать.

Сейчас вы с ними познакомитесь. 
Опыт № 1(прозрачная)

- Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?

Уч-ся: Видна

- Какой вывод можно сделать из опыта?

Вывод: вода прозрачна. Отмечаем в листе исследования.

Оборудование (6стаканов химических .3 палочки)

Опыт № 2(не имеет цвета)

- Около стакана с водой положите полоски цветной бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?

Уч-ся: Вода не имеет цвета.

Вывод: вода не имеет цвета.

Оборудование (3стакана химических, 3 полоски цветной бумаги)

-Сделайте отметку в «Листе исследований».

Опыт № 3(жидкая, течет).

-Аккуратно перелейте из пробирку в пробирку воду. Течет вода? Почему?

Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.

Оборудование (6 химических пробирок, с водой и без)

Вывод: Вода – жидкая; течет.

Опыт № 4(не имеет форму)

- Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан и   вазу. Какую форму имеет вода?

Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

Оборудование (банка, стакан и   ваза).

 Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.

Опыт № 5 (изменила цвет)

-Посмотрите, возьмём каплю краски и растворим ее в воде.

 -Что же произошло? (Вода изменила цвет)

-А от чего зависит цвет воды?

Оборудование (пробирок с водой краска)

Вывод: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.

А теперь я насыпьте соль в пробирку, и хорошо встряхните.

Оборудование (химические пробирок с водой соль)

- Что произошло?)

-  Так какое же свойство воды этим опытом можно подтвердить? ( вода растворитель)

Уч-ся: (Отмечают в листе исследований)

Опыт № 6(по запаху)

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Не забывайте правила безопасности при определении запаха.

- Приглашаю к своему столу по человеку из группы.

Оборудование (химические стаканы с кофе, водой, с водой)

- Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают сок, кофе)

- Какое чувство помогло вам? (обоняние)

-Почему было трудно определить третье вещество? (нет запаха)

-Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? Вода

- Какой сделаем вывод?

Уч-ся: Отметьте это свойство в «Листе исследований».

Опыт № 7

-Как можно ещё отличить вещества друг от друга? По вкусу.

- Приглашаю следующую группу экспертов.

-Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

-Вспомним правила безопасности. - Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю. Что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. 

Оборудование: (Стакан №1 – молоко(сладкий) № 2- лимонный сок (кислый)№ 3 – вода (не имеет вкуса!!!)

- Какой вывод сделаем о вкусе воды?

Уч-ся: (Отмечают в листе исследований)

- А может ли вода приобрести какой - ни будь вкус? Как? (Посолить, посластить).

5. Рефлексия учебной деятельности.

Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований и возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него.

«Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы не могли это определить? А теперь?

- Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.

Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования.

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 

- Оцените свои знания на конец занятия (капельки)

Карточка.

Синяя – узнал на занятии много;

Желтая – знал, но не все

Красная – ничего не узнал.

И в конце занятия ребята я советую вам посмотреть документальный фильм «Великая тайна воды»

-Спасибо за занятие.

                                   

    ВОДА

-УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО ПРИРОДЫ

Цель:

познакомить с одним из главных богатств природы - водой; 

- познакомить со свойствами воды 

- показать значение воды для растений, животных и человека;

-познакомиться с одним из главных богатств природы - водой;

- познакомиться со свойствами воды

 Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований».

 Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований».

Свойства воды        да                        нет

Прозрачность

Цвет

Жидкая, течёт

Форма

Вода- растворитель

Запах

Вкус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...

Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности Юный эколог

Конспект на тему "Жалобная книга планеты Земля"...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Конспект занятия внеурочной деятельности «Юный эколог»

Материал предназначен для использования во внеурочной деятельности по теме "Экология"....

Конспект занятия по внеурочной деятельности курса " Экология" 2 класс.

Конспект занятия по экологии " Какие тайны хранят запасы угля"...