Внеклассное мероприятие "Масленица"
классный час (3, 4 класс)

Рубцова Ирина Владимировна

Внеклассное мероприятие "Масленица" знакомит детей младшего школьного возраста с традициями,  играми праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_maslenitsa_dlya_3-4_kl.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Тема: «Масленица» (3-4 класс)

Цель:  познакомить с традициями и обычаями русского народного праздника

           Масленица

Задачи: 1. познакомить с традициями празднования Масленицы; разучить

                  несколько игр, закличку;

              2. развивать познавательную активность, коммуникативность,

                  воображение, память; расширять кругозор;

              3. воспитывать личностные качества.

Оборудование: презентация, самовар, блин бутафорский, 2 сковороды, чучело Масленицы, валенок на веревке, цветной платок, шумовые инструменты, лоток, сувениры детям (солнышки из соленого теста), изображение солнца с лентами (на доске), карточки с названиями дней Масленицы, жаворонки из теста, скатерть, блины.

Ход занятия

   

  1. Орг. Момент. Знакомство.

– Здравствуйте, ребята и взрослые!

Меня зовут Ирина Владимировна.

Видеть всех мы очень рады

Здесь скучать совсем не надо!

Ох, сколько ребят на празднике собралось!

Надо бы нам всем познакомиться.

Слушайте меня внимательно, как только имя свое услышите, сразу действуйте – выполняйте то, что обрядом «Знакомство» предусмотрено.

Саши, Танечки и Вали-

Руки дружно все подняли.

Лены, Светы и Сережи

Все в ладоши хлопаем!

Антошки, Данилы, Андреи

Все ногами топаем.

Вики, Данилы и Лерочки  

Головою покивали,

Денисы, Лены, Юлечки

Плечи все подняли.
Про кого я не сказала,

И сегодня промолчала,

Как единая семья

Дружно, громко крикнем Я!

- Ну вот мы и познакомились!  (звучит песня про Масленицу). Я делаю недоуменное лицо.

  1. Актуализация знаний.

-А вы догадались, почему звучит  именно эта песня, какой праздник празднуют православные христиане на этой неделе? (Масленица)

- И поэтому мы сегодня наш классный час и посвящаем этому яркому, красочному, веселому, разгульному и щедрому народному  празднику – Масленице.

- Что вы знаете про этот праздник?  (ответы детей)

  1. Беседа о празднике.

1) - Вы много знаете об этом празднике, молодцы. На нашем занятии мы еще ближе познакомимся с русскими обычаями и традициями этого праздника.

Масленица празднуется целую неделю, которая приходится  на период с конца февраля до начала марта.

- Когда-то на Руси к этому празднику готовились заранее, еще в субботу. Хозяйка уже начинала печь блины, посылала мальчика лет 8-10  «встречать Масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на кочерге по огороду и кричал : « Прощай зима! Приходи  весна! (тем самым он  как бы прокладывал первую борозду, подготавливал к посеву землю).

- Был еще один обычай накануне Масленицы: ребятишки бегали, собирали старые  лапти. Выбегали с ними на дорогу и встречали возвращающихся из города с покупками людей и задавали вопрос: «Везешь ли Масленицу?». Кто отвечал «Нет», того били  в шутку лаптями. Ну, а кто говорил «Да, везу» - того пропускали.

 2) –Как я уже сказала, Масленицу праздновали 7 дней. Каждый день имеет свое название.  Кто знает, как называется 1 день?  (Понедельник- «Встреча»)

- В этот день всем селом изготавливали чучело Масленицы – делали из соломы куклу, наряжали ее как девушку.

-Олицетворением чего являлась эта девушка? (Зима)  

И вот она  сегодня у нас в гостях. Делали ее в рост человека из мочала, ветоши  и соломы.

И мы со своими ребятами изготовили красивую Масленицу. (Показываю на чучело)

Затем сооружали санный поезд,  ставили  на сани   Масленицу, везли через все село  и  приговаривали:

Приди весна красная,

Приди с радостью.

Принеси лета теплого

Хлеба вольного!

Затем    устанавливали ее на  высоком холме на целую неделю.

 А дети с печеными из теста жаворонками выходили на пригорок, на самое солнечное место и кричали заклички, звали весну. (раздать детям жаворонков)

Давайте и мы позовём весну!  Разучим закличку:

(в лукошке лежат жаворонки, я раздаю детям, дети встают с ними, протягивают вверх руки)

-А звали весну так: (1 раз я читаю, 2 раз – учим, 3 раз – позовём весну звонко, весело)

Жаворонки! Жаворонки!

Заберите зиму холодную,

Принесите весну красную!

(прошу одного ребенка помочь собрать жаворонков)

  1. -Как называется 2 день? (Вторник – «Заигрыш»)

Заигрыш беспечный – вторника отрада

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них награда-

Сдобный и румяный масленичный блин!

 В этот день катаются с гор на санях, водят хороводы, проходят развлечения.

А на празднике на нашем

Все  запели – только тронь!

Кто из вас сегодня сыграет

Под веселую гармонь?

- И я приглашаю на наш заигрыш!

 Кто смелый, выходи, бери инструменты.(раздаю в лотке инструменты). Остальные приплясываем!  Прихлопываем!

(Показать как правильно надо держать инструменты, особенно ложки,           1 куплет дать прослушать, затем вступают инструменты)

 Молодцы!

4)  А как называется 3 день?  (Среда – «Лакомка»)

А на лакомую среду –

Зазывай гостей к обеду!

В этот день лакомились блинами и другими вкусными яствами)

- Почему именно блины были основным блюдом в масленичную неделю?

(На Руси поклонялись богу солнца – Яриле. Блин – символ Солнца, такой румяный, горячий, круглый – похож на солнце)  Обратить внимание !

- Рецептов блинов было великое множество. Каждая хозяйка имела свой рецепт блинов. Между ними шел негласное состязание , чей блин лучше, румянее, вкуснее. Ну, а когда стряпала, она ловко переворачивала блин на сковороде.  (показать самой)

- А я сейчас посмотрю, кто из вас  самый проворный.(приглашаю 3 группу детей)  Кто уронит блин со сковороды, тот выбывает из игры, кто поймает, заслужит аплодисменты.

(по 2 человека)  Молодцы! Многие из вас тоже оказались проворными.

5)  Кто знает название 4 дня? (Четверг – «Разгуляй» или «Широкий четверг»)

- В этот день проходили различные игры, соревнования. Парни показывали свою силу, удаль молодецкую. Это, и метание снежков, и взятие снежной крепости, петушиные бои, залезание на высокий столб, и перетягивание  каната.

-А еще была такая игра, называется «Сшибалочка»  Кто смелый – выходи! Покажите и вы свою молодецкую удаль! (приглашаю всех детей)

(правила игры схожи с современной игрой «Рыбак и рыбки» Учитель раскручивает привязанный к веревке валенок, дети перепрыгивают через него. Кого сшибут, тот выбывает из игры, победителям – аплодисменты. Молодцы, показали удаль молодецкую!

- Устали?  Давайте переведем дух. Выполним упражнение на дыхание. Вдохнем глубоко через нос и выдох через рот.

6) 5 день – пятница – «Тещины вечёрки» 

 -Кто знает, кого называют тещей? (мать жены).

В этот день родители идут в гости к  детям. Существовала такая поговорка: «  Зять тещу блинами угощает, да думать заставляет»!

И вы подумайте. Кто самый догадливый, тот продолжит поговорки о Масленице.

  1. Именин не бывает без пирогов, а Масленицы- без …(блинов)
  2. Кашу маслом – не …(испортишь)
  3. Не житьё, а …(Масленица) – значит хорошее житье.
  4. Масленица идет – блин да мед …(несет).
  5. На горах покататься – в блинах …(поваляться).

 Молодцы!

7) А 6 день – суббота – «Золовкины посиделки»

Золовка – это сестра мужа.  В этот субботний день молодые хозяйки принимали у себя дома родных и близких.

Угощали блинами, пили чай из большого самовара. (учитель показывает на самовар)

Какой же славный стол накрыт!

И самовар давно кипит.

Мы блиночков пожуем

И песню звонкую поют! А песню пели про блины!

(Звучит песня  «Ой, блины, мои блины!».

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой блины, блины, блины! – 2 раза

Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины – то мастерица!

Ой блины, блины, блины! – 2 раза

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть

Сотен пять наверно есть.

Ой блины, блины, блины! – 2 раза

Вы блиночки мои!

8) 7 день – воскресенье – «Прощеное воскресенье» или «Проводы»

В этот день родственники и друзья ходили друг к другу просить прощения за умышленные или случайные обиды и огорчения.  Прощались с масленицей и просили друг у друга прощения. Прощаются все обиды и огорчения, ведь встречать весну необходимо с чистой совестью.

Заканчивалось веселье. Провожали зиму до следующего года.

В воскресенье люди поднимались на гору, где стоит масленица,   сжигали ее, тем самым прощаясь с зимой. Кидали в костер блины – задабривали, замасливали со словами : «Прощай, Масленица!»  Вокруг водили хоровод по движению солнца.

 В  нашем  городе  вы тоже можете поучаствовать в празднике  Масленица. 2 марта, в воскресенье, в 12 часов дня на Площади Революции  состоится  праздник Широкая Масленица. Соломенная кукла будет встречать горожан.  А закончится праздник сожжением Масленицы в  Этнографическом музее на Верхней Березовке.

 - Вы очень много узнали сегодня, наш праздник подходит к концу. Сейчас  я проверю,  что вы запомнили, проведем викторину.

Викторина.

  1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)
  2. Что является на Масленице олицетворением солнца? (блин)
  3. Назовите русскую крестьянскую обувь (лапти)
  4. Как называются все дни недели Масленицы?

(Понедельник - «Встреча»

 Вторник – «Заигрыш»

Среда – «Лакомка»

Четверг- «Разгуляй»

Пятница – «Тёщины вечёрки»

Суббота – «Золовкины посиделки»

Воскресенье- «Прощеное воскресенье»

  1. Итог занятия.

- Сегодня 4 день празднования. А это  «Разгуляй». А значит веселимся! Вставайте все на плясовую!

         -Я вас поздравляю с праздником, мне очень понравилось с вами работать. Большое спасибо.   С Масленицей вас Широкой!    

-Примите от меня с поздравлением   сувениры в виде солнышка, пусть они вам напоминают о нашем празднике и о весне.

-А какая же Масленица без угощения! Примите от меня эти блины!

Спасибо за участие . До свидания.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...