Игра-викторина "Мои права и обязанности"
классный час (1 класс)

В группе продлённого дня я провела с детьми ингру -викторину по правовому воспитанию. Мероприятие прошло в игровой форме .

Цель: формирование у обучающихся правильного отношения к своим правам и ответственности при соблюдении своих обязанностей.
 

Задачи:
1. Обобщить знания обучающихся о правах и обязанностях, об элементарных правовых понятиях.
2. Корригировать и активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воссоздающее воображение на основе заданий викторины.
3. Формировать навык коллективного общения и активности, создать настроение позитивных состязаний, воспитывать положительные эмоции, связанные с правовой культурой.
4. Воспитывать начальную правовую грамотность.
 

Материалы: карточки с заданиями к конкурсам «Зачеркни лишнее», «Отгадай ребус» и «Слова перевертыши», Дипломы участникам.
 

Методы и приёмы: художественное слово, вопросы-ответы, дидактическое упражнение, словесно-дидактическое упражнение, наглядный материал, сравнение с реальностью.
 

Предварительная работа: беседы с воспитанниками группы продлённого дня  о правах и обязанностях детей, чтение и заучивание стихов о правах, рассматривание иллюстраций с изображением прав и обязанностей, д/игры «Отгадай ребус» и «Что лишнее?», изготовление эмблем команд.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-viktorina.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры-викторины «Права и обязанности»

Тема: «Права и обязанности».

Цель: формирование у обучающихся правильного отношения к своим правам и ответственности при соблюдении своих обязанностей.

Задачи:
1. Обобщить знания обучающихся о правах и обязанностях, об элементарных правовых понятиях.
2. Корригировать и активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воссоздающее воображение на основе заданий викторины.
3. Формировать навык коллективного общения и активности, создать настроение позитивных состязаний, воспитывать положительные эмоции, связанные с правовой культурой.
4. Воспитывать начальную правовую грамотность.

Материалы: карточки с заданиями к конкурсам «Зачеркни лишнее», «Отгадай ребус» и «Слова перевертыши», Дипломы участникам.

Методы и приёмы: художественное слово, вопросы-ответы, дидактическое упражнение, словесно-дидактическое упражнение, наглядный материал, сравнение с реальностью.

Предварительная работа: беседы с воспитанниками группы продлённого дня  о правах и обязанностях детей, чтение и заучивание стихов о правах, рассматривание иллюстраций с изображением прав и обязанностей, д/игры «Отгадай ребус» и «Что лишнее?», изготовление эмблем команд.

Ход занятия

Учащиеся  сидят за двумя столами, разделенные по командам

I. Организационный момент
- Разминка, настрой на работу.

II. Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы собрались на викторину, чтобы поговорить о правах и обязанностях, проверим ваши знания, поиграем в разные игры, связанные с этой темой. У нас две команды, которые вы сами сейчас представите.

Представление команд. Командиры представляют названия команд. Показывая эмблемы, рассказывают о них. Команда «Знайки» и команда «Выполняйки».

Воспитатель: Первым делом нам надо размяться, а поможет нам в этом разминка «Доскажи слово» (ответы хором):

Разминка «Доскажи слово».
1) Мама работала,
Папа трудился,
А я на учебе все находился.
Все, кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на … (отдых)

2) Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё … (имя)

3) Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)

4) Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на … (жильё)

Воспитатель: Молодцы, правильно закончили стихи, все были активны. Можно приступать к викторине. Готовы?

Дети: Да, готовы! (хором)
Воспитатель: Во время викторины, за каждый правильный ответ, команда получает 1 балл, в конце баллы суммируются и, команда, получившая большее количество баллов, побеждает.

Первый конкурс «Что такое право и что такое обязанность?»
Каждой команде по жребию даётся задание объяснить значение понятий «Право и «Обязанность».

Второй конкурс «Права героев сказок»
1. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
2. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).
3. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).
Определи, кто из героев сказок лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.
1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).
2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).
3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).
4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).

Третий конкурс «Вспомним сказку»
Каждой команде по очереди предлагается вспомнить название сказки:
- где нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”)
- где литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
(“Ледяная избушка”)
- где нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

Физкультминутка для всех «Да! Нет!»
Воспитатель: Давайте поиграем. Я задаю вопрос, а вы, если ответ «да» - встаёте и поднимаете руки вверх, если ответ «Нет» - приседаете, обхватывая голову руками. Ответы такие, если прочитанное мной в пользу человека – говорим «Да!». Если это противоречит закону, говорим «Нет!».
– Россия – наша страна? – Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище другого человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом? – Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Четвёртый конкурс «Права обучающихся в школе»
Вопросы задаются командам по очереди.
А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
Б) Право на получение оценки своих знаний;
В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;
Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;
Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.
(Ответ: А, Б, В, Д)

Пятый конкурс «Обязанности обучающихся в школе»
Вопросы задаются командам по очереди.
А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;
Б) Бережное отношение к имуществу школы;
В) Допустимость пропуска учебных занятий;
Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.
(Ответ: А, Б, Г)

Шестой конкурс «Блиц-опрос»
Блиц-опрос среди командиров команд, за каждый правильный ответ которого, команде начисляется по баллу. Командиры отвечают по очереди.
1. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).
2. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).
3. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).
4. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).

Подведение итогов викторины
(можно включить спокойную музыку для релаксации обучающихся), вручение дипломов участникам.

III. Итоги
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша игра-викторина. Все работали замечательно, активно отвечали на вопросы, играли, выполняли задания, показывая свои знания и зарабатывая баллы для своей команды. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...