Рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Лещенко Ольга Юрьевна

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 2 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТИТУЛЬНИК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Интеллект. Мышление. Логика»

 2Г КЛАСС

 (интеллектуально-развивающее)

Составитель:

 Лещенко Ольга Юрьевна

2021-2022 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности............

3

2.

Содержание курса внеурочной деятельности …………….…

6

3.

Тематическое планирование......................................................

Приложения:

Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности……………

8

12

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Интеллект. Мышление. Логика» (далее Программа курса) разработана для 2 Г  класса     в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» общеинтеллектуальной направленности  рассчитана   на один год обучения, ориентирована на обучающихся 1–4 классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
  5. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)
  6. Учебный план МБОУ «СШ №40»   на 2021-2022 уч. год.
  7. Годовой календарный учебный график на 2021-2022 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

Освоение курса внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» предполагает достижение следующих результатов:

     В результате изучения данной программы  во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

.  

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Курс внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач.

При реализации курса «Интеллект. Мышление. Логика» ведущей формой организации внеурочной деятельности является групповая и коллективная формы работы. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, что дает возможность    сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

задания на совершенствование воображения;

задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

 Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Система оценки усвоения  курса внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» включает следующие критерии:

участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;

участие в городских, региональных, российских  творческих и интеллектуальных мероприятиях;

итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем впортфолиоученика.

Содержание программы.2класс (34 занятия)

Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)

 Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

Сравнение (4 часа)

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

Комбинаторика (2 часа)

 Перестановки. Размещения. Сочетания.

Действия предметов (4 часа)

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

Элементы логики (10 часов)

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

Развитие творческого воображения (3 часа)

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

Практический материал (4 часа)

Учебно-тематический план

 Раздел

Общее  к/часов

В том числе

Теоретические

Практические

I.Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

II.Свойства, признаки и составные части предметов

3

-

3

III.Сравнение

4

-

4

IV.Комбинаторика

2

-

2

V.Действия предметов

4

-

4

VI.Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями

2

-

2

VII.Элементы логики

10

-

10

VIII. Развитие творческого воображения

3

3

  1. Практический материал

4

4

  1. Обобщающее занятие «Наши достижения»

1

-

1

Итого

34

1

33

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ за

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

обучающихся

план

факт

1 четверть - 9 часов

1

01.09.21

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

2

08.09.21

Закономерности в чередовании признаков.

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

3

15.09.21

Классификация по какому-то признаку.

1

Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий.

4

22.09.21

Сравнение предметов по признакам.

1

Ориентироваться в пространстве листа.Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве .Описывать признаки геометрических фигур

5

29.09.21

Тест «Сравнение»

1

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

6

06.10.21

Состав предметов

1

определять основной

состав предмета и

действия,  совершаемые

предметом  

определять основной

состав предмета и

действия,  совершаемые

предметом  

Определять основной состав предметов и действия, совершаемые предметами; записывать составные части объекта

7

13.10.21

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет»

1

 Определять основной состав предметов и действия, совершаемые предметами; записывать составные части объекта

8

20.10.21

Найди отличия

1

Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы.

9

27.10.21

Действия предметов.

1

Описывать состав и возможные действия объекта -предмета в табличном виде;

2 четверть - 8 часов

10

10.11.21

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

1

Строить суждения при решении нестандартных задач.

11

17.11.21

Функциональные признаки предметов.

1

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления.

12

24.11.21

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

13

01.12.21

Логическая операция «и».

1

Знакомство с логическими и логически-поисковыми  задачами, пути их решения. Решение логических задач. Развитие мышления. Составление своих логических зада

14

08.12.21

Координатная сетка.

1

Знакомство с координатной сеткой, её назначением; игры с помощью координатной сетки

15

15.12.21

Решение логических задач и задач-шуток.

1

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

16

22.12.21

Результат действия предметов.

1

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

17

29.12.21

Обратные действия.

1

Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

3 четверть - 11 часов

18

12.01.22

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1

Решение  задач-шуток и выявление причины возникновения ошибочных решений

19

19.01.22

Тест «Отношения»

1

20

26.01.22

Порядок действий, последовательность событий.

1

21

02.02.22

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

1

Знакомство с правилами комбинаторики - правила суммы и произведения,   вычисление, сколько различных комбинаций, согласно некоторым условиям, можно составить из заданных объектов (одинаковых или разных).

22

09.02.22

Составление загадок, чайнвордов.

1

Объяснять  значение слов и выражений. Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Пользоваться облегчёнными приёмами запоминания.

23

16.02.22

Множество. Элементы множества.

1

понятия множества; элементы множества

24

02.03.22

Классификация по одному свойству.

1

описание словами групп в готовой классификации. Нахождение признака, по которому произведена классификация

25

09.03.22

Тест «Классификация».

1

классифицирование объектов позаданному основанию. Нахождение ошибок в классификации (задания на проверку результатов классификации)

26

16.03.22

Способы задания множества.

1

Упражнение в способе задания множества: простое перечисление элементов множества. 

27

23.03.22

Сравнение множеств.

1

сравнение предметов по длине приемом приложения. Сравнение множеств способом взаимно - однозначного соответствия.

применение умения сравнивать количества установлением взаимно-однозначного соответствия.

28

06.04.22

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1

Знакомство с кругами Эйлера (или диаграммами Эйлера – Венна).

4 четверть - 6 часов

29

13.04.22

Решение задач с использованием понятий о множествах.

1

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

30

20.04.22

Выражения и высказывания.

1

31

27.04.22

Высказывания со связками «и», «или».

1

Определять  истинность сложных высказываний, содержащих слова «не», «и», «или». Решение логических задач

32

04.04.22

Отрицание.

1

Решение логических задач на отрицание

33

11.05.22

Итоговый тест.

1

34

18.05.22

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1

Итоговое занятие -открытый интеллектуальный марафон.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.

Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.

ШевченкоН.И. Роль общеучебных интеллектуальных умений в общении, совершенствовании языка. М.2001

Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Издательство: Типография Н.А. Лебедева (СПб) Год: 1875 2. Автор: Садовников Д.Н. Название:

Косенко С.В. Загадки, скороговорки, шарады, задачи – М.: АСТ,2009.



Предварительный просмотр:

ТИТУЛЬНИК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В мире книг. Живые страницы»

2Гкласс

(интеллектуальное направление)

Составитель:

Лещенко Ольга Юрьевна

2021-2022 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        3

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        4

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        7


1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы»:разработана на основе авторской программывнеурочной деятельности под редакцией
Н.Ф. Виноградовой общеинтеллектуальной направленности рассчитана на 1 учебный год,ориентирована на обучающихся 2 Г класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
    №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
  4. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 мая 2017 г. №845 «О реализации шахматного образования вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
  6. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
  7. Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2021-2022 уч. год.
  8. Годовой календарный учебный график на 2021-2022 уч. год. МБОУ «СШ
    №40» города Нижневартовска.
  9. Локального акта МБОУ «СШ №40» «Об утверждении структуры рабочей программы»

Реализация данной программы предусмотрена на основе сборника программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013г.)

Освоение курса внеурочной деятельности«В мире книг. Живые страницы»:предполагает достижение следующих результатов:

В результате освоении программы курса «В мире книг. Живые страницы» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные результаты:

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

  • Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  • Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  • Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • Пользоваться аппаратом книги;
  • Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        «В мире книг. Живые страницы» — внеурочный курс для младших школьников.

  • Книга, здравствуй (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

  • Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?».Игра «Я — библиотекарь».

  • Книги о твоих ровесниках (6 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

  • Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

  • Писатели-сказочники (4 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

  • Книги о детях (4 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,С. Михалков, А. Барто).

  • Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

  • Книги о тех, кто подарил нам жизнь (1 ч)

Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

  • Защитникам Отечества посвящается (1 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише- Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

  • По страницам любимых книг (1 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Разделы программы

Количество часов

1

Книга, здравствуй!

3

2

Книгочей - любитель чтения

2

3

Книги о твоих ровесниках

4

4

Крупицы народной мудрости. Книги -сборники

4

5

Писатели - сказочники

4

6

Книги о детях

4

7

Старые добрые сказки

4

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

3

9

Защитникам Отечества посвящается

3

10

По страницам любимых книг

3

Формы организации учебных занятий по курсу «В мире книг. Живые страницы»:

  1. индивидуальные,
  2.  групповые,
  3. коллективные (игровая деятельность).              

Основные виды учебной деятельности  на занятиях

  1. игровая деятельность,
  2. познавательная деятельность,
  3. проблемно-ценностное общение,

Система оценкиусвоения курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»:включает следующие критерии:

  • участие в школьных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российскихмероприятиях;

Результаты индивидуальныхдостижений обучающихся могут фиксироваться учителем впортфолио ученика

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дата

Наименование разделов и тем

 К/ч

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

план

факт

07.09.21

Роль книги в жизни человека.

1

Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль.

14.09.21

История создания книги. Первая печатная книга на Руси

1

Конкурс «Пословицы о книге и учении».

21.09.21

Структура книги (элементы книги).

1

Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители»

28.09.21

Экскурсия в библиотеку (городскую).

1

Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать  выбранную  книгу.

05.10.21

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.

Каталожная карточка.

1

Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?».Игра «Я — библиотекарь».

12.10.21

Выставка книг о детях. Структура книги.

1

Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои детских книг»

Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

19.10.21

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

1

Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

19.10.21*

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

1

Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

26.10.21

Книги Н. Носова. Типы книг.

1

Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

09.11.21

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

1

Знакомиться с книгами В. Драгунского Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.

16.11.21

Герои детских книг. Библиотечный стенд

1

Читальный зал. Читать произведения о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (работа в группах).

23.11.21

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

1

Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать по тропинкам фольклора

30.11.21

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

1

Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц

07.12.21

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

1

Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку».

 14.12.21

Скороговорки и чистоговорки

1

Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

21.12.21

Книги с литературными (авторскими) сказками.

1

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.Чтение выбранной книги.

28.12.21

Писатели-сказочники

1

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.

11.01.22

По страницам сказок Х.К. Андерсена.

1

Обзор сказок Х.К. Андерсена.

18.01.22

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»

1

Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

25.01.22

Книги о детях. Выставка книг

1

Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

01.02.22

Герои книг В. Осеевой

1

Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой

08.02.22

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

1

Читать книги-сборники о детях и для детей

Н. Носова

15.02.22

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы

1

Читать книги-сборники о детях и для детей

С. Михалкова

22.02.22

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители

1

Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

01.03.22

Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

1

Читать книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,С. Михалков, А. Барто).

15.03.22

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок.

1

Читать книги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран.

22.03.22

Народные сказки на страницах детских журналов

1

 Поисковую работа. Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

05.04.22

Сказки народов мира с "бродячими" сюжетами

1

Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.)

12.04.22

Книги о семье

1

Читать книги о семье, маме, детях. Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья».Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

19.04.22

Книги о семье. Кто подарил нам жизнь

1

Читать книги о семье, маме, детях. Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья».Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

26.04.22

Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

1

Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише- Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

26.04.22*

Рукописная книга "Защитники Отечества"

1

Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

33-34.

17.05.22

24.05.21

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

2

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Вести  проектную деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформлять  еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература для учителя

1.Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2013.

2. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2017

3.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2018

4.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2016

5.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2017

Литература для ученика

  • Учебник ХРЕСТОМАТИЯ по литературному чтению: 2 класс ,Ефросинина, Вентана-Граф, 2012
  • Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова. Издательство «Стрекоза», 2010
  • В. Железников «Таня и Юсник»  Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012

  • Книги-сборники малых жанров фольклора. Издательство «Феникс-Премьер», 2012 г
  • Книги-сборники о детях и для детей, С. Михалкова Издательство «Стрекоза», 2010
  • Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков.  Издательство: Стрекоза, 2010
  • Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...