Программа внеурочной деятельности "Арт-настроение"
рабочая программа (1 класс)

Кратюк Марина Валерьевна

Программа «Арт -настроение» является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности.

Новизна программы заключается в том, в процессе творческой деятельности ребенок, путешествуя по странам мира, получает не только новые знания в изобразительной грамматике, но и знания о мире.

Особенность программы является то, что ребенок открывает для себя новый мир: мир творчества и искусства, мир ярких впечатлений и эмоций, что не позволит быть равнодушным и поможет в будущем раскрыть в себе много творческих граней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_art-nastroenie_1_klass.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 гимназия имени А.И. Яковлева

Утверждена

приказом директора

_________________

        Дополнительная общеразвивающая программа

 

«Арт-настроение»

Направленность: художественная

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1год

                                                                                          Автор-составитель:

                                               Кратюк Марина Валерьевна,

                                               учитель ИЗО

 

г. Урай, 2020 г.

Содержание

        

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.

Пояснительная записка (общая характеристика программы).

Цель и задачи программы.

Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана.

Планируемые результаты.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

Формы аттестации

Оценочные материалы

Методические материалы.

Условия реализации программы.

Календарный учебный график

Список литературы

Пояснительная записка

    Направленность образовательной программы дополнительного образования детей «Арт -студия» - художественная.

1.2. Актуальность программы

      Программа дополнительного курса «Арт-настроение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в общеобразовательных школах. Изобразительное искусство – это  целая  наука  со  своими  законами  и  техническими  приемами,  которые   нужно  изучать. Это особый  язык,  на  котором  нужно  учиться  говорить  с  помощью  цвета,  формы,  ритма,  линии,  фактуры,  движения, других  средств  выражения. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами изобразительной деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Дополнительный курс «Арт-настроение» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, позволяет всесторонне развиваться творческим способностям ребенка (воображению и фантазии, пространственному мышлению, абстрактному мышлению, стилизации, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки  работы с различными  художественными материалами. Особенностью программы является то, что ребенок открывает для себя новый мир: мир творчества и искусства, мир ярких впечатлений и эмоций, что не позволит быть равнодушным и поможет в будущем раскрыть в себе много творческих граней.

Педагогическая целесообразность в том, чтобы разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение к активной познавательной и творческой работе, на желание создавать нечто новое своими силами. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.

   

 1.3. Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

   1.4. Задачи программы:

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству,
  • способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  • познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека;
  • приобретение умения грамотно строить композицию Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти,
  • фантазии, воображения;
  • развитие колористического видения;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению

содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим

людям, самому себе):

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
  • художественным творчеством;
  • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.

1.5. Отличительные особенности программы

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала. Занятия «Арт-настроение» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

1.6. Принципы реализации программы

Реализация программы основана на нескольких идеях, на которых должны основываться принципы организации учебно-воспитательного процесса.

Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

Принцип наглядности - осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры;

Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей детей по принципу дидактики (от простого - к сложному);

Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Принцип сознательности и активности - обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям;

Принцип открытого общения способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

   1.7. Сроки реализации программы

Программа реализуется в течение одного учебного года.

    1.8. Форма обучения и режим занятий

Форма проведения занятий – мелкогрупповая (10 человек). Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных и друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

В работе кружка принимают участие дети 7-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

1.9. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностные результаты

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
  • развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий;
  • Учиться работать по предложенному плану;
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
  • Преобразовывать информацию и самостоятельно выполнять творческие задания.      

Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника;  б) оформить свою мысль в устной форме
  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им;
  • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками творческого проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы

Учебный курс «Арт-настроение» способствует достижению обучающимися предметных результатов.

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развития эстетического, эмоционально – ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально – пространственного мышления как формы эмоционально – ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей;
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведения искусства; формирования активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической личностно – значимой ценности;
  • осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.

Способы определения результативности

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в работу.

Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Так же одной из «экспертных оценок» являются, участие конкурсах и выставках.

Учебно-тематический план

Дата

занятия

Тема занятия

Введение в курс «Арт-настроение»

1

Изучение инструкции по ТБ и поведения в изостудии. В мире изобразительного искусства.

2  

Рисуем штрихом.

3

Линия, точка, пятно.

4

Волшебные краски

5

Декоративное рисование.

6

Конструирование из бумаги.

7

Аппликация.

8

Изонить

9

Коллаж

10

Пленэр

Содержание курса «Арт-настроение»

Занятие 1. Введение

Изучение инструкции по ТБ, правила поведения в изостудии.  Знакомство с материалами и инструментами. Демонстрация работ. Знакомство с правилами техники безопасности и санитарно – гигиеническими требованиями. Рассказ о видах живописи и графики. Рекомендации по организации рабочего места. Простые упражнения с элементами игры.

Материал: формат А4, простой карандаш, цветные карандашами, фломастеры.

Занятия 2. Рисуем штрихом.

Теория: Понятие «композиция листа». Техника работы цветными карандашами, фломастерами. Техника штриха.

Практическая работа: Выполнение упражнений, техника рисования штрихом. Рисование сказочной птицы «Счастья» цветными карандашами, фломастерами.

Материал: формат А4, цветные карандашами, фломастеры, иллюстрации.

Занятие 3. Линия, точка, пятно.

Теория: Классификация линий «Характер линий». Точка-«подружка линии». Техника «пуантелизма» (создание изображения при помощи одних точек).  Пятно как украшение рисунка.  «Характер пятна». Превращение путаницы из линий в цветовые пятна. Понятие симметрии.

 Практическая работа: рисуем насекомых.

Материал: формат А4, цветные карандашами, фломастеры.

Занятие 4. Волшебные краски

Теория: Живопись - язык цвета, цветное изображение мира. Свойства красок. Гуашь. Какие бывают кисточки.  Техника «сухая кисть». Волшебные превращения красок – смешение цветов.Техника «примакивание». Техника «тычок». Теплые и холодные цвета. Беседа о красоте природы с использованием иллюстративного материала.

 Практическая работа: Рисование осенних листьев, осеннего дерева.

Материал: формат А4 – бумага для акварели, гуашь, кисть, палитра, релаксационная музыка, презентация, иллюстрации.

Занятие 5. Декоративное рисование.

Теория: Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления.

Стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, народной вышивкой, дымковская игрушка и т.д). Симметрия и асимметрия на примерах природных форм. Стилизованное изображение фруктов, овощей.

Практическая работа: Рисование натюрморта.

Материал: формат А4 – бумага для акварели, гуашь, кисть, палитра, релаксационная музыка.

Занятие 6. Конструирование из бумаги.

Теория: Свойство бумаги. Виды бумагопластики. Конструировании из бумаги и её художественные возможности. Основные приемы сгибания бумаги.

Практическая работа: Создание объемной маски.

Материал: формат А4, цветные карандашами, фломастеры, ножницы, простой карандаш, клей, линейка.

Занятие 7. Аппликация.

Теория: Виды аппликации. Работа с цветной бумагой. Приемы наклеивания цветной бумаги при создании художественных образов.

Практическая работа: Коллективная работа.

Материал: формат А4, цветная бумага, клей, ножницы.

Занятие 8. Изонить

Теория: Техника изонити. Виды изонити. Характер линий в технике изонить.

Практическая работа: Рисуем букет цветов.

Материал: формат А4- бумага для акварели, нитки, гуашь, палитра, кисть, релаксационная музыка.

Занятие 9. Коллаж

Теория: Знакомство с техникой коллаж. Виды коллажа. Подбор материала.

Выполнение панно в смешанной технике.

Практическая работа: Коллективная работа «Город-сад»

Материал: формат А1, А4, цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандашами, фломастеры, гуашь, кисть, палитра.

Занятие 10. Пленэр.

Теория: Что такое пленэр. Законы линейной и воздушной перспективы. Понятие набросок и прорисовка, эскиз.

Практическая работа: Выбор объекта для изображения, творческая работа.

Материал: формат А4 – бумага для акварели, гуашь, кисть, палитра.

   Материально-технические условия реализации программы:

1. Компьютерный класс с аппаратными средствами для выхода в Интернет и мультимедиа;

2. OnLine выход в Интернет

3. Сканер

4. Цветной принтер

5. Программное обеспечение:

  • Операционная система  Windows  (версия XP и выше);
  • Интернет-браузеры MS Internet Explorer, Opera и др;
  • Пакет Microsoft Office 2007 или 2010;
  • Графические редакторы MS Paint,  Adobe Photoshop и др.
  • Программы для работы со звуком и видео.
  • доски планшеты;
  • Доска магнитно-маркерная (100x150 см) – 1 шт.
  • Гуашь, кисть, баночки для воды
  • Ватман А1 -5 шт, формат А4 на 10 занятий, бумага для акварели
  • Цветная бумага
  • Клей
  • Ножницы
  • Тряпочки или салфетки для красок, нить 1 шт.

   

Изучение инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе.

   

Методическое обеспечение:

1. Мультимедийные презентации в формате MS Power Point

2. Электронные книги и учебники.

3. Заготовки рисунков, иллюстраций и др.

4. Программа для просмотра рисунков (ACDSee, и т.п.).

Календарный учебный график

Дата

занятия

Тема занятия

Введение в курс «Креативный дизайн»

1

Изучение инструкции по ТБ и поведения в изостудии. В мире изобразительного искусства.

2

Рисуем штрихом.

3

Линия, точка, пятно.

4

Волшебные краски

5

Декоративное рисование.

6

Конструирование из бумаги.

7

Аппликация.

8

Изонить

9

Коллаж

10

Пленэр

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для нач. проф. Учебных. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208 стр.
  2. Волков И.П. Художественная студия в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С. Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  4. Графика и живопись: учебное пособие/ М. Т Ломоносова – М.: Астрель: АСТ, 2006 -202
  5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство

«Астрель», 2005. – 63с.

  1. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: Основы рисунка. Основы композиции. Основы живописи  Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;
  2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для вузов. -  М.: Агар, 2000.
  3. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...