ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Д.УШИНСКОГО «ДОБРОТА СПАСЁТ МИР»
классный час (4 класс)

Васильева Алевтина Георгиевна

Подробное знакомство с  К.Д. Ушинским и  его творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_a.g.docx308.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    Васильева Алевтина Георгиевна,

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                         МБОУ «Карачуринская НОШ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ

200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Д.УШИНСКОГО

«ДОБРОТА СПАСЁТ МИР»

 Цель:  Создание условий для формирования осознанного и ответственного поведения, а также интереса к окружающему миру

 Задачи: наблюдение и анализ поведения героев; развитие внимания, мышления, памяти; формирование нравственно-этических качеств личности, формирование норм межличностных отношений через анализ поведения персонажей.

 Планируемые результаты:

Личностные: умение выражать свои эмоции,  высказывать  свое  отношение  к 

персонажам,  формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, воспитание чувства долга и ответственности перед другими  людьми и природой.

Метапредметные:

Познавательные: Более подробное знакомство с  К.Д. Ушинским и  его творчеством,  формирование алгоритма действий для решения  учебных заданий, выстраивание логической цепи рассуждений по заданной теме.

 Регулятивные:    умение планировать свои действия в соответствии  с поставленной задачей, излагать свое мнение,  аргументировать свою точку зрения, контролировать и  оценивать свои действия.

Коммуникативные:  умение высказывать свои суждения, умение слушать,  понимать других.

Форма: внеклассное мероприятие

Оборудование:  компьютер, проектор, выставка книг, карточки с текстами для игры, презентация.

                 Ход мероприятия:https://cdn.culture.ru/images/d5bdb5b7-459e-57c1-9868-19f744a64c5e

-Добрый день, ребята! Рассаживайтесь удобнее, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь солнечному дню. Что подарили вы своему соседу? (улыбку, добро). Молодцы, ребята! Действительно, доброта – это удивительное явление, которое преображает человека.

А сегодня мы продолжим знакомство с удивительно добрым, умным и интеллигентным человеком. О ком же пойдет речь? Познакомьтесь, пожалуйста, с выставкой книг. Догадались? (На доске портрет К.Д.Ушинского)

  Учитель:                                                                                        

  - Константин Дмитриевич Ушинский – это знаменитый российский педагог, который жил в 19 веке. Он работал учителем и школьным директором, а также писал книги о воспитании и обучении детей. Ушинский придумал много новых методов обучения. Например, он считал, что дети должны учиться через игры и общение друг с другом. Он также говорил, что учителя должны уважать детей и не наказывать их слишком строго.

Сегодня многие школы в России и других странах используют методы Ушинского, а его книги остаются популярными в области педагогики. Он считается одним из самых важных и влиятельных педагогов в истории России и мира.

В нашей стране любят и знают рассказы Ушинского, которые учат доброте, отзывчивости, взаимопомощи и многим другим хорошим качествам, при этом автор делал это на примере простых вещей, которые нас окружают. Одним из самых важных в произведениях Ушинского было то, что он рассказывал детям о важности труда. Ведь, действительно, ребята  хлеб на столе - дело рук людей, парта, за которой вы сидите, сделана руками человека. Показал, что одни из самых востребованных и уважаемых людей в обществе - это труженики. 

А сейчас наши ребята расскажут вам об этом замечательном человеке.
1. Рассказ   детей о писателе. 

 1 ученик: Константин Дмитриевич Ушинский появился на свет 200 лет назад в 1823 году 3 марта, в Туле. Ласково приняла его жизнь. Ни строгих взысканий, ни нужды не испытал он в детстве.

Особенно счастливо провёл маленький Ушинский первые одиннадцать лет своего детства, пока была жива его мать. Любовь Степановна Ушинская сама руководила первоначальными его занятиями и сумела вложить в сына прочные задатки именно воспитывающего обучения, дав ему прекрасное направление в этом отношении, пробудив в нём любознательность и пытливость ума, любовь к чтению.

Мать Константина Дмитриевича умерла, когда сыну было 12 лет.

2 ученик: Его отец Дмитрий Григорьевич был военным офицером. Невелико было состояние отца будущего писателя. Оно заключалось в сотне десятин земли и 30 крепостных. Тем не менее, он был самым видным лицом среди новгород-северских дворян, как по уровню образования, так и по складу домашней жизни. Об этом можно судить уже по тому, что у него была хорошая домашняя библиотека, им самим составленная. В 1824 году года отец Константина Дмитриевича был назначен судьёй в Полтавскую казённую палату в уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, и семья Ушинских переехала туда.

3 ученик: Всё детство и отрочество Ушинского прошло в небольшом имении в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учителей.

 С детства Константин был умным и любопытным мальчиком, который отлично учился в школе. По окончании учебного заведения он поступил в Московский педагогический университет и стал преподавателем.

4 ученик: Константин Дмитриевич работал преподавателем в разных городах, включая Ярославль, Санкт-Петербург и даже за границей. Его основной целью было научить детей чтению и письму так, чтобы это было легко и интересно для них. Ушинский  - великий педагог.   Всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании и обучении детей. Ушинский очень любил детей.  В то время учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось заучивать их наизусть. И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно.  И Ушинский составил целых  два таких учебника для начальной школы: «Родное слово» и «Детский мир». Они были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было все понятно и очень интересно. Уж их-то начнешь читать и не оторвешься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

5 ученик: Около двухсот лет назад были опубликованы книги Ушинского "Родное слово" и "Детский мир", на страницах которых находилось много знаний для многих поколений людей, начиная от прапрабабушек и прапрадедушек и заканчивая нашими бабушками и дедушками. Эти книги помогали детям открывать тайны мироздания и отвечали на многие вопросы о непонятных вещах. Еще важнее то, что книги Ушинского помогали ответить на вечный вопрос о том, как достичь счастья. По его рассказам и сказкам, нам стало ясно, что счастье ожидает только тех, кто является честным, добрым и трудолюбивым.  

Учитель: "Родное слово" и "Детский мир" отличаются от традиционных учебников тем, что они более понятны и интересны. В них захватывающе написаны истории, которые читатель не хочет бросать и желает узнать, что будет на следующей странице. К примеру, Ушинский в одном из текстов учебника "Родное слово" объясняет, что рубашка может в поле вырасти.  А как? Давайте посмотрим мультфильм, снятый по произведению Ушинского «Как рубашка в поле выросла». 

(Показ мультфильма (4:36) https://www.youtube.com/watch?v=hSaNHcIZXBQ) https://i.ytimg.com/vi/ouA1_Uts4e8/maxresdefault.jpg

- О чем здесь рассказывает автор?

- Во времена Ушинского дети своими глазами видели, как из пшеницы получается хлеб, изо льна - одежда, из дерева - игрушки. И сколько сил уходит на это. Это сейчас мы можем все купить и не задумываемся, как все эти привычные вещи – одежда, ткани, хлеб, крупы и многое другое приходит в наш дом.

Ушинский описывает процесс выращивания и обработки льна. Главная мысль текста "Как рубашка в поле выросла" - это уважение к тяжелому крестьянскому труду. С мая по сентябрь люди трудились на полях и огородах, выращивая растения, борясь с сорняками, убирая и обрабатывая полученный урожай. При этом надо было еще ухаживать за домашними животными, заготавливать сено на зиму.

-Если взять наше время, часто ли встречаются люди, которые не уважают чужой труд?

-Можете привести примеры неуважения к чужому труду?

  Учитель:  Константин Дмитриевич Ушинский создает короткие рассказы и небольшие сказки, которые переносят читателей в мир природы, наполненный волшебством. Художественно описывая природу в разные времена года, автор учит нас доброму отношению к живой природе и замечать красоту в окружающем мире. Несмотря на простоту языка, Ушинский передает звуки ручья, пение птиц и шум леса, учит ребят замечать существенные черты в окружающей природе. 

- Ребята, давайте отдохнём, немного поиграем.

Игра «Вот такой Ушинский». - Я подготовила для вас карточки, на которых написаны интересные факты из жизни К.Д. Ушинского. Ваша задача - взять карточку и поведать нам один из фактов.

Факт 1. В краткой биографии Константина Ушинского он обычно именуется писателем. Да, он был писателем, это правда. Но большую часть жизни Ушинский посвятил педагогике и стал одним из ее основоположников в нашей стране. Поэтому педагогом он является в большей степени, нежели писателем.

Факт 2. Принято считать, что Ушинский родился в 1824 году. Однако, есть сведения, что он родился на год раньше. Современные исследователи заявляют об этом, опираясь на документы тульских архивов. Путаница с данными произошла из-за переезда семьи и несвоевременной регистрацией на новом месте жительства.

Факт 3. Первым учителем Константина Дмитриевича стала его мать, женщина образованная и интеллигентная. Она настолько хорошо преподавала ему основы всех наук, что тот впоследствии в гимназию был зачислен сразу в третий класс, а не в первый.

Факт 4. Когда он учился в гимназии, ему приходилось ходить на уроки пешком, причём дорога в одну сторону занимала более часа. Его родители жили небогато, и позволить себе кучера с экипажем, который возил бы ребенка на учёбу, они не могли.

Факт 5. Несмотря на хорошие успехи в учёбе, Константин Ушинский провалил выпускные экзамены из гимназии, а потому даже не получил аттестата. Но в ту эпоху подобный документ для поступления в университет не требовался, а знаний Константину Дмитриевичу хватало, поэтому поступить в высшее учебное заведение он сумел.

Факт 6. За годы учебы в университете Константин полюбил театр. Он давал частные уроки, чтоб позволить себе покупать билеты на самые дальние ряды.

Факт 7. Благодаря Ушинскому исчезло разделение на “благородных” и “неблагородных” учащихся, все стали учиться вместе. А также учащимся было разрешено каникулы и праздники проводить дома.

Факт 8. Благодаря Ушинскому преподавать многие предметы стали на русском языке, а не на французском и немецком, как раньше.

Факт 9. Ушинский открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц.

Факт 10. У Ушинского было 3 сына и 3 дочери.

Факт 11. Имя Константина Ушинского носят улицы в 16 городах России и других странах, 20 учебных заведений и Научная педагогическая библиотека Российской Академии образования.

Факт 12. К 75-летию смерти Ушинского была учреждена медаль за отличие в педагогической науке. Медаль вручается по сегодняшний день.

Физминутка https://fs.znanio.ru/methodology/images/9e/6d/9e6d2a96e8df2e2deca9404fadc3da80453329ca.jpg

 Давайте послушаем увлекательный рассказ Ушинского о гусях. Мы будем читать его по ролям. Кто желает присоединиться ко мне? (Текст раздается каждому ученику)

-Почему домашние гуси не отправляются на юг, как дикие гуси? (Домашние гуси потеряли свою былую ловкость и силу в полете, а также не могут так хорошо летать, как их дикие сородичи.)

-Каким образом дикие гуси остаются сильными и здоровыми? (Они добывают пищу и защищаются от врагов самостоятельно, без помощи человека. Они полагаются только на себя.)

-Что произойдет с человеком, если ему все время будут помогать? И он не приложит сил и усилий? (Он станет слабым, как физически, так и умственно.)

-Что происходит с мозгом, если ты не дает ему работать, не тренируешь его? (Когда мозг не используется, он утрачивает свои мыслительные способности.)

-Какими способами можно развивать мозг? (Мозг, как мышечная ткань, требует тренировки. Развитию мозга способствует чтение книг, решение задач, заучивание наизусть, пересказ текста, кроссворды, логические игры и шахматы.)

Молодцы, ребята!

А теперь,  мы познакомимся с еще одним произведением К.Д. Ушинского.

Просмотр  фильма «Солнце и ветер»                                http://story2kids.com/wp-content/uploads/2020/06/4l3JAt4aN4-1.jpg

Учитель:

Действительно, ребята солнышко помогает нам быть добрее, согревая своими лучами. Давайте  и мы осветим этот зал как солнышко и споем песню  о доброте.

      Дети поют песню из мультфильма  «Дорога добра» 

Учитель: Действительно, тот,  кто  сделал  добро  другому  человеку,  и  сам  становится добрее. И добрее стал тот, кому он помог. Давайте же помогать друг другу, дружить и творить добро. Помните, доброта спасёт мир! Ведь Ушинский в своих произведениях открывал самую большую тайну: в чем радость и счастье человека! Он также учил своих читателей тому, что такое хорошо, и что такое плохо, как правильно общаться с другими, уважать чужой труд.

Имя Д.К. Ушинского останется в истории благодаря его огромному вкладу в развитие образования. Сегодняшние школьники любят читать рассказы и сказки Ушинского, и это будет продолжаться еще много поколений, потому что люди всегда ценят труд, знания, честность и доброту.

До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "День рождения класса"

Цель проведения праздника: узнать детям лучше друг друга, родителям – познакомиться друг с другом. Подготовка к празднику: каждый ребенок совместно с родителями готовит страничку «классного с...

Сценарий внеклассного мероприятия "День Рождение детской организации."

Сценарий вступления обучающихся начальной школы в детскую организацию...

Внеклассное мероприятие(1 класс) С днем рождения

Внеклассное мероприяти в первом классе.Цель: формирование коллектива, развитие умения договариваться через познавательные задания в нестандартной ситуации, воспитание внимательного отношения к товарищ...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «День рождения книги» Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .

Внеклассное  мероприятие  по литературному чтению «День рождения книги» по произведению Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .  ...

Семейный экологический проект "Малыши и взрослые" . Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Доброта спасёт мир!"

Через это мероприятие воспитать у детей внимательное отношение к животным, оберегать животных, проявлять заботу....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «День рождения книги»

Внеклассное  мероприятие  по литературному чтению.«День рождения книги»Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» ....