Внеурочное занятие "Масленица"
план-конспект урока (4 класс)

Внеурочное занятие посвящённое празднованию масленичной недели

Скачать:


Предварительный просмотр:

Широкая Масленица

Цель: Социализация обучающихся через расширение их кругозора посредством ознакомления с историей возникновения и традицией празднования Масленицы на Руси.

Задачи:

- познакомить учащихся с историей возникновения праздника, с традицией встречи Масленицы на Руси;

- формировать ключевые компетентности: информационные, трудовые, коммуникативные;

- развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки общения, умение выступать перед аудиторией;

-активизировать активный и пассивный словарь;

- воспитывать интерес и уважение к народным традициям, чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, доска для просмотра, карточки с пословицами, загадками, скороговорками, рецепты блинов, лента времени.

Предварительная работа: работа с различными источниками для нахождения информации о Масленице, подготовка реферата, рецепты блинов, заучивание колядок, изготовление поделок.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Наше занятие я хочу начать с такого прославления:

Дорогая наша гостья,

Авдотьюшка Изотьевна.

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, триаршинная!

Лента алая, двуалтынная.

Платок новенький, новомодненький,

Брови чёрные, наведённые.

Угости нас, гостьюшка, блинами,

А мы тебя прославлять, величать будем.

#1040;ктуализация знаний.

-Догадались, о чём мы сегодня с вами говорить будем?

Слайд (Великая Масленица)

-Как называют Масленицу?

(широкой, весёлой, сырной)

- Почему у неё столько много названий?

#1054;сновная часть.

-Когда празднуют Масленицу?

(вот например, Нов.год - 1 января, женский день-8 марта, а Масленица когда?)

-Да, действительно, у Масленицы нет определённого числа. Отмечают её каждый год в разное время.

2013 году с 11 – 17 марта.

2014 году- с 24 февраля - 2 марта.

2015 году с16 -22 февраля. А знаете, почему так происходит?

- Ребята, Масленица-это языческий праздник. Каждую весну люди устраивали поминки по зиме и встречали весну. С радостью и тревогой ждал деревенский народ приближение весны.

-Почему с радостью? (несёт свет, тепло, пробуждение)

-Почему с тревогой? (боялись за озимый урожай)

А название Масленица появилось в 16 веке, когда пришло христианство.

работа с лентой времени

-В каком веке мы живём?

-Сколько веков назад праздник стал так называться?

-Сколько лет в одном веке?

-А сколько лет в 4 веках?

А называть проводы зимы стали Масленицей потому, что отмечать стали перед Великим Постом. В это время по церковным законам мясо в пищу употреблять уже нельзя, а вот молочные, рыбные блюда можно.

-Какие молочные блюда вы знаете?

-От какого слова образовалось слово Масленица?

-Считалось, что тот, кто Масленицу не отгуляет, жить будет в «горькой нужде». «Хоть кафтан на себе продай, а Масленицу отгуляй».

-А как вы понимаете выражение в «горькой нужде»?

-Что было символом Масленицы?

Да, ребята, ещё древние считали, что вместе с блинами съедают частичку солнца, его тепла, успеха.

Мы с вами все принесли рецепты блинов и можем поделиться ими друг с другом. А вот древние люди считали приготовление теста особым ритуалом

Слайды 2-6

Реферат «Старинная традиция приготовления блинов». (приложение1)

-Сколько дней отмечали Масленицу?

-И каждый день носил своё название.

Слайд 7. Понедельник-встреча

В этот день всем находилась работа. Молодая холостая молодёжь делали из соломы куклу Масленицу. Одевали старые одежды, плели косу, сажали в сани и возили по деревням. Затем Масленицу устанавливали на горе. А возили её с песнями, частушками, прославлениями.

Слайд8. Прославление.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая.

На саночках расписных ,

На конях вороных .

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков.

Слайд. Вторник- заигрыш.

В этот день устраивали кукольные представления, веселья. Устраивали конкурсы загадок.

Загадки (приложение 2)

Слайд. Среда-лакомка.

Какое самое главное лакомство в Масленицу?

Пословицы о блинах (приложение 3)

Слайд. Четверг-разгул.

В этот день даже работающие взрослые начинали гулянья, был общий праздник. Самая долгожданная игра «Взятие снежного городка» проходила в этот день. За соблюдением правил игры смотрели старейшины, если кто-то нарушал правила, то его удаляли с площади, запрещали играть.

Слайд. Пятница - тёщины вечёрки.

Кто такая тёща? Вечером мама учила свою дочь печь блины.

Слайд. Суббота - золовкины посиделки.

В такие вечера пожилые люди передавали свои знания молодым, делились с ними своими наблюдениями. Всё это проходило очень весело, устраивались разные конкурсы.

Бой скороговорок ( приложение 4)

Слайд. Воскресенье – прощёное воскресенье.

На площади собирался весь народ, водили хороводы, устраивали разные конкурсы, прославляли зиму.

Прославление масленицы.

А на площади народ,
Всякий лакомство найдёт,
Собрался народ не зря,
Тут блины и кренделя,
Растегаи, беляши
И пампушки хороши.
Ве-се-ли-тся народ,
Нынче маслена идёт,
Солнце стало припекать,
Будем мы весну встречать,
Зиму будем провожать,
Чучела пора сжигать
И ярило прославлять,

А блины-то горячи, словно солнце из печи.

-Мы с вами живём на севере, весна у нас приходит очень поздно.

Поэтому каждый год на площади у нас проходят проводы зимы, но природа нас не балует и ещё долго лежит снег и стоят морозы. Но традиции, которые существуют на России, также свято чтут и у нас.

Вот и в этом году праздник Масленицы будет проходить на площади, несмотря ни на какие морозы.

-Когда будут проводы зимы?

-Где они будут проходить?

#1048;тог занятия.

Анкета.(приложение5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....