Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие по Заполярью» (Заполярьевна ёндарма) по произведениям В.Н. Ледкова. Познавательно- игровая программа.
классный час (2 класс)

Наталья Геннадьевна Талеева

Предлагаю вашему вниманию сценарий внеурочного занятия для первого и второго класса. Материал может представлять интерес педагогам начальной школы, библиотекарям для знакомства с творчеством ненецкого поэта Василия Ледкова, трудом людей, проживающих в тундре, природой севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие по Заполярью30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненецкого автономного округа

«Основная школа п. Нельмин–Нос»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Путешествие по Заполярью» (Заполярьевна ёндарма) по произведениям В.Н. Ледкова.

Познавательно- игровая программа.

Разработала:

Талеева Наталья Геннадьевна,

учитель начальных классов и родного (ненецкого) языка

2023 год

План-конспект

Буду вечно связан с этими краями,

Родина даётся в жизни лишь одна.

В ледяную тундру так я врос корнями,

Как врастают в почву ель или сосна.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организация начала занятия.

Цели: Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Слайд

Здравствуйте!

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Самоопределение

2. Мотивация к учебной деятельности.

личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.

- Ребята, прочитайте эпиграф к нашему занятию. Слайд 2.

- Как вы думаете, чьи эти слова? Молодцы.

- Эти слова принадлежат ненецкому поэту, прозаику, переводчику Василию Николаевичу Ледкову. Слайд 3.

Читают эпиграф.

Отвечают на вопрос.

#1060;ормулирование темы урока, постановка цели.

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

познавательные: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Вернёмся к эпиграфу занятия. Слайд 2.

- Выделите из него главные слова.

- Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего занятия?

Среди просторов нашей страны есть край где вы живете, где ваш дом родной, а называется он… (Ненецкий автономный округ) А ещё этот край называется Заполярье.

- Сегодня мы отправимся в путешествие на оленьей упряжке по Заполярью. Слайд 4.

Послушаем стихи Василия Ледкова, поближе познакомимся с северным краем и, конечно же, поиграем. Наша познавательно- игровая программа так и называется «Путешествие по Заполярью» Слайд 5.

Буду вечно связан с этими краями,

Родина даётся в жизни лишь одна.

#1055;одготовительный этап игры.

Цели: настроить учащихся на работу.

личностные: мотивация к работе на результат, развивать этические чувства, эмоционально нравственную ответственность;

регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата;

познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свои знания;

коммуникативные:

планировать сотрудничества.

Василий Николаевич Ледков родился 16 декабря 1933 году в Большеземельской тундре, на берегу озера Лая в чуме оленевода. Мальчишкой приобщился к труду: помогал пасти оленей, ходил на охоту, ставил капканы на песца и зайца, неводил рыбу. В долгие зимние вечера любил слушать сказки и песни стариков.

Учился в школе-интернате поселка Чёрная, а затем в поселке Варандей. Слайд 6.

В школьные годы и начал писать стихи. В 1951 году Василий продолжил обучение в школе-интернате при Ленинградском пединституте имени Герцена. В восьмом классе с трепетом переводил на ненецкий язык "Рассказы о Мичурине", в десятом - детские рассказы Льва Толстого. Переводил стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Есенина. В Ленинграде выходит первый сборник стихов поэта на ненецком языке «Детям моего стойбища».

Его стихи переводятся на арабский, монгольский, японский, итальянский, чешский, немецкий, румынский, польский языки. Слайд 7.

Василий Николаевич Ледков

Слушают рассказ о жизни поэта

5. Основной этап игры.

Цели: Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

личностные: определять правила работы в группах;

бережное отношение к духовным ценностям, понимать и сопереживать чувствам других людей.

регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата.

познавательные:

свободно ориентироваться и воспринимать текст;

осознавать и произвольно строить речевое высказывание.

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Итак, начинаем наше путешествие.(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)

Василий Ледков очень любил свой край. Многие стихи посвящены именно родной земле. В своих стихах ненецкий поэт рассказывал маленьким читателям о тундре с её бесконечными снежными просторами, северным сиянием и быстроногими оленями.

1. (Звучит стихотворение «Оленёнок»)

Слайд 8

А сейчас оленёнок познакомит вас с ненецкими подвижными играми, в которые вы сможете поиграть со своими друзьями.

Игра «Ловля оленей»

Играющие делятся на две группы. Одни «пастухи», другие «олени». Пастухи берутся за руки и становятся полукругом лицом к «оленям», «олени» бегают по площадке. По сигналу «Лови!» «пастухи» стараются замкнуть круг и «загнать» оленей. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число «оленей». Игроки – «олени» стараются не попадать в круг, но они не имеют право вырываться из круга, если он замкнут.

Игра «Волк и олени» Слайд 9.

2. Ненецкие мальчики и девочки с самого раннего детства отличаются трудолюбием и старательностью, из них вырастают верные помощники отцов и матерей. Об этом рассказывал в своих стихах Василий Ледков.

Звучит стихотворение «Мой костёр» Слайд 10.

- Как называется жилище народов Севера?

- Как по ненецки «чум»?

Чум – переносное жилище народов Севера. Слайд 11.

- Как установить чум?

Чтобы построить такой «дом», нужно установить длинные шесты в виде высокого шалаша и покрыть его шкурами (в зависимости от времени года). Обычно на возведение чума требуется около получаса.

Рассмотрите внимательно рисунок в книге М.Бармич «Ебцотако тохолку» («Малыш учится»).

- Как устроен чум внутри?

3. Отгадайте загадку

«В тундре белый лис гуляет,

Мышек маленьких пугает.

Очень хитрый он ловец.

Как зовут его?»

- Как по ненецки?

Послушайте стихотворение «Песец».

(Звучит запись) Слайд 12.

- Существует 5 фактов о песцах:

1)У песца много общего с лисицей, поэтому его ещё называют полярной, белой и снежной лисицей.

2)Белые песцы меняют мех два раза в год. Зимняя окраска у него ярко- белая, а летняя – серая.

3) Песцов часто называют любителями лабиринтов, потому что они роют норы с множеством запутанных ходов. Так они спасаются от хищников и защищают свою семью.

4) Когда песец охотится, ему приходится прорываться сквозь толстый слой снега.

Для этого зверёк подпрыгивает высоко в воздух и ныряет головой в снег.

5) Обычно на песцов охотятся белые медведи, но однажды был замечен удивительный случай дружбы между двумя этими животными. Они вместе играли, а медведь даже делился едой со своим маленьким другом- песцом.

4. - А сейчас послушайте следующее стихотворение Василия Ледкова «Букварь» Слайд 13.

Вас ждёт задание Букваря.

1)- Какой месяц у ненцев носит «месяц малой темноты»? Слайд 14

Василий Ледков написал об этом роман, который называется «Месяц малой темноты».

В ней поэт рассказывает о становлении колхоза в тундре, о трудностях первых послевоенных лет, о самоотверженных людях и их повседневных делах и заботах.

2) Букварь предлагает вам

дидактическую игру «Кому что дашь?»

5. В тихий зимний вечер в чуме дети любят слушать бабушкины истории, сказки, загадки.

- Послушайте стихотворение «Бабушкины загадки» Слайд 15.

- А теперь попробуем отгадать ненецкие загадки о явлениях природы.

1) «Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится»

- Как по ненецки?

2) С неба летит- пляшет,

Всё, что есть в тундре- прячет,

А в чум попадёт – плачет.

- Как по ненецки?

3) В безбрежном море щепка плавает.

- Как по ненецки?

Настраиваются на дальнейшие действия

Слушают правила игры

Играют

Слушают правила игры, играют

Чум

Мя

Дети рассказывают

Дети рассказывают

Песец

Нохо

Ноябрь

Дети играют на классной доске

Слушают стихотворение

Северное сияние

Харп

Снег

Сыра

Луна

Ирий

6. Заключительный этап игры.

Цели: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

личностные:

определять правила работы в группах.

регулятивные:

определять промежуточные цели с учётом конечного результата;

определять и формулировать цель деятельности;

высказывать своё предположение.

познавательные:

находить ответы, на вопросы, используя свои знания.

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вот и подошло к концу наше путешествие по Заполярью. Надеюсь, что вам понравились добрые и поучительные стихи Василия Ледкова. Читайте и другие замечательные стихи ненецкого поэта в его книгах «Быстроногий оленёнок». «Солнце сна лишилось» и другие.

7. Рефлексия.

Итоги занятия.

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Молодцы. Вы очень хорошо работали. Ненецкие слова знаете. Посмотрите на доску. Составьте предложения. Слайд 16.

Сегодня на занятии я узнал…

Мне особенно понравилось…

Своей работой на занятии я …

Молодцы. Спасибо за внимание.

Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают себя на занятии.

Список использованных источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов Познавательно-игровая программа «Фикси - приборы»

Методическая  разработкавнеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов  Познавательно-игровая программа«Фикси - приборы»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия позновательно - игровая программа "Покормите птиц зимой"

Целью внеклассного мероприятия является  привлечение подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц, создание для птиц кормушек....

Методическая разработка внеклассного мероприятия с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий "Там на неведомых дорожках"

Сценарий мероприятия для воспитанников начальной школы, позволяющий в доступной игровой форме закрепить представления и знания о здоровом образе жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие с Айболитом по городу «Неболейка». в начальной школе

Данное мероприятие способствуют воспитанию здорового образа жизни, любви к спорту....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»

Цель:1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;2. Развивать умение применять полученные знания на практике, смекалку, внимание, мышление;3. Обобщить знан...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся Развлекательно - познавательная программа для учащихся 3-х классов «Вперёд, мальчишки»

Цели:познакомить обучающихся с историей возникновения праздника и поздравить будущих защитников Отечества.Задачи: расширить кругозор учащихся;способствовать формированию чувства патриотизма;развивать ...