"Самоконтроль своего поведения детей с ЗПР в начальной школе"
статья

Ночевнова Валентина Тарасовна

              

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Самоконтроль своего поведения детей с ЗПР

 в начальной школе».               

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы.

Характерные особенности детей ЗПР:

  1. Снижение работоспособности.
  2. Неустойчивое внимание.
  3. Своеобразное поведение (шести - семи летние дети с ЗПР не проявляют интереса к играм по правилам, такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение)
  4. Низкий навык самоконтроля.
  5. Дефицит звукопроизношения.
  6. Бедный словарный запас.
  7. Отставание в развитии мышления.
  8. Недостаточность произвольной памяти.
  9. Незрелость эмоционально-волевой сферы.
  10. Ограниченный запас общих сведений и представлений.

Вследствие этих особенностей детям с задержкой психического развития чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким правилам поведения, т.е. обнаруживаются трудности школьной адаптации. Во время уроков они не могут усидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе и в сумке, лезут под стол. На переменках бесцельно бегают, кричат, часто затевают бессмысленную возню. Существенную роль в таком поведении играет и свойственная большинству из них гиперактивность.

Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью: они часто не усваивают задания, даваемые учителем, не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые посторонние стимулы. Проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т. п.)

Перед учителем в работе с такими детьми стоят несколько задач:

- научить слушать учителя,

- видеть учителя,

- реагировать на его требования,

- сидеть за партой во время урока,

- понимать руку, когда хочешь что-то сказать.

 Другими словами, нужно научить детей с ЗПР осуществлять самоконтроль за своим поведением. Только при этом условии можно будет добиться положительных результатов в учебной деятельности. Если ребёнок не будет слушать воспитателя , воспринимать его требования, то урок будет неэффективен.

Этапы формирования самоконтроля:

  1. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
  2. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих одноклассников.
  3. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

Я работаю в 1 дополнительном классе. То есть у нас второй год обучения. Мои ученики научились первичным навыкам самоконтроля своего поведения. Занятия у нас проходит традиционно: встали в начале занятия; сидим ровно, молча; слушаем воспитателя; при ответе на вопрос поднимаем руку; выполняем все задания по инструкции воспитателя ; в конце занятия , когда прозвенел звонок, никто с места не срывается, ждём разрешения воспитателя. Так проходят наши занятия. Такого результата мы достигли спустя полтора года обучения. Нужно заметить, что дети пришли в школу разные, с разным уровнем подготовки и с разным поведением. Кто-то вообще не понимал, что на занятиях нужно сидеть. Есть у меня ученик, который постоянно вставал с места, ходил во время занятия . В этом учебном году он сидит, работает, поднимает руку. Одним словом, следит за своим поведением, осуществляет самоконтроль.

Как же добиться положительных результатов в работе с детьми ЗПР по организации своего поведения? Существуют основные принципы, на которые нужно опираться:

  1. Единство требований всех специалистов (у нас это учитель, воспитатель, логопед, психолог, дефектолог и педагоги дополнительного образования), а также родителей. Не должно быть разногласий.
  2. Учёт формы и степени тяжести ЗПР. Нужно правильно составить индивидуальную программу развития (ИПР) и работать строго в соответствии.
  3. Повышение компетенции родителей в вопросах преодоления ЗПР (очень много проводила встреч с родителями, беседовала, давала рекомендации, направляла к специалистам и т.д.)
  4. Повышение мотивации к обучению (похвала, поощрение в виде наклеек, смайликов)
  5. Тщательное соблюдение режима дня ребёнка.
  6. Чёткая организация повседневной жизни ребёнка.

Принципы 1, 2, 3. В ИПР строго прописываются основные направления развития каждого ребёнка. Рассмотрим на примере. Обучающийся поступил в 1 класс, не знающий букв, цифр, не имеющий элементарных представлений об окружающей среде. Ставим перед собой задачи:

Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, психологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям, встречи с родителями (в основном с мамой ребёнка). При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности, школьная неуспеваемость, несформированность учебного поведения могут постепенно преодолеваться, и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.

. На занятии  работают двое –воспитатель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Использование современных технологий на занятии помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся и формирует самоконтроль учебного поведения.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на занятии . Его поддержанию на занятии способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом занятии ; умение хвалить любого ученика на каждом занятии , даже за малые достижения и успехи. У детей с ЗПР любая похвала, поощряющий смайлик вызывают бурю эмоций. Они стараются заработать похвалу. Тем самым проявляют максимум усилий при выполнении работы.

Опора на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делая игру естественной формой организации быта детей   во внеурочное время – вот, что я считаю основным видом работы с детьми с ЗПР. :

  1.  Игра «Два друга»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое; коррекция поведения учащихся.

Ход игры.

Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т. Волиной «Два друга»:

Пришли два юных друга на речку загорать.

Один решил купаться - стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пришли зимой два друга кататься на коньках.

Один стрелою мчится - румянец на щеках!

Другой стоит растерянный у друга на виду.

«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу

Один пробежку сделал - согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами - «Кха - кха!.. Апчхи!»

Дети оценивают поведение ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети его иллюстрируют.

 Стимулировать познавательный интерес можно многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т.д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы; использовать проблемно-поисковые методы обучения.

У нас чётко по расписанию организованы занятия, часы самоподготовки, питание детей, дневной сон, игры, дополнительные занятия, прогулки. Организм ребёнка привыкает к такому ритму. Родителей мы просим (а иногда даже настаиваем) придерживаться данного режима, не пропускать дневной сон, прогулки на свежем воздухе. При такой постановке вопроса наблюдается положительная динамика развития и формирования самоконтроля у ребёнка.

 На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Для того чтобы учащиеся добились успеха на  занятии , контролировали своё учебное поведение следует:

  • Мотивировать познавательную деятельность учащихся на занятии за счет создания на каждом его этапе ситуации успеха.
  • Включать обучающихся в коллективную деятельность, организуя взаимопомощь.
  • Предлагать детям только доступные задания.
  •  Создать обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции.
  • Организовать гуманную систему взаимоотношений педагог -ученик, ученик-педагог при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций и общения.

Итог:

С целью улучшения поведения и лучшей социализации в обществе необходима  коррекционно-развивающая работа в сфере изменения в лучшую сторону поведения детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе.

В данном методическом материале рассматривается, как на уроках математики во втором классе формируется самоконтроль и самооценка у детей. Критериальное оценивание и ежедневное решение реальных задач р...

Володько Г.Н.Урок окружающего мира во 2 классе на тему"Красная книга России.Правила поведения на природе",УМК "Перспективная начальная школа"

            Урок окружающего мира во 2 классе на тему " Красная книга России. Правила поведения на природе" ,УМК "Перспективная начальная школа"-это открытый ...

Роль классного руководителя в обучении навыкам безопасного поведения обучающихся на дорогах в начальной школе

Роль классного руководителя в обучении навыкам безопасного поведения обучающихсяна дорогах в начальной школе...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Безопасное поведение на водоёмах». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: расширение и углубление знаний детей о правилах поведения на водоёмах.Планируемые результатыПредметные: знать правила безопасного поведения на льду и на водоёмах в теплое вр...