Володько Г.Н.Урок окружающего мира во 2 классе на тему"Красная книга России.Правила поведения на природе",УМК "Перспективная начальная школа"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Володько Галина Николаевна

              Урок окружающего мира во 2 классе на тему " Красная книга России. Правила поведения на природе" ,УМК "Перспективная начальная школа"-это открытый  урок ,проведенный на районном МО учителей начальных классов Шемышейского района Пензенской области. Тип урока- урок открытия новых знаний. Технология построения урока :проблемно-диалогическая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка

Урок окружающего мира во 2 классе

по УМК « Перспективная начальная школа»

на тему:

«Красная книга России.

 Правила поведения на природе».

Автор: Володько Г.Н. ,

 учитель начальных классов

МБОУ СОШ р.п. Шемышейка

р.п. Шемышейка

 2013 год

-1-

Урок окружающего мира во 2 классе

по УМК « Перспективная начальная школа»

Володько Г.Н. , учитель начальных классов МБОУ СОШ р.п. Шемышейка

Тема урока: «Красная книга России. Правила поведения на природе».

Цели  урока:

  • воспитывать бережное, гуманное отношение к родной природе, чувства любви и ответственности  за неё;
  • формировать умение сравнивать и сопоставлять;
  • развивать наблюдательность;
  • формировать ответственность за свои действия и поступки

            Задачи:

  • познакомить с названиями растений Красной книги России и Пензенской области, правилами поведения на природе;
  • учить характеризовать средства сохранения природы,
  • учить ставить проблему, работать в паре,
  • составить самим правила поведения на природе.

Основные  термины, понятия: заповедник, Красная книга.

Оборудование : презентация, иллюстрации, фотографии на областной фотоконкурс «Мир заповедной природы», рисунки детей с изображением растений , занесённых в Красную книгу , 2 тома издания « Красная книга  России»и 2 тома изд. «Красная книга Пензенской области »,карта « Заповедники Пензенской области.

Планируемые результаты:

Предметные умения

Метапредметные умения

-умение характеризовать средства сохранения природы;

-обогащение кругозора учащихся новыми знаниями о растениях Красной книги России, Красной книги Пензенского края, заповедниках Пензенской области;

-умение работать с картой нашего края.

Личностные УУД

- формирование умений ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих;

-способность к самооценке;

-развивать чувство уверенности в своих возможностях;

-знать правила поведения на уроке;

-умение работать в малой группе (в паре);

-умение оценивать свою работу.

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свои мысли;

-умение выполнять учебные действия в материализованной громкоречевой форме.

Познавательные УУД:

-формировать  умение строить речевое высказывание в устной форме, использовать на доступном уровне логические  приёмы мышления;

-формировать умение сравнивать и обобщать;

-составить самим правила поведения на природе

 Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли;

-умение оценивать результат;

-умение работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать своё мнение.

I . Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой на урок.

-Дети ! У нас на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает.

Будем работать творчески , с интересом и с удовольствием.

-Давайте улыбнёмся друг другу.

Пусть урок принесёт нам всем радость общения.

-Давайте поработаем над нашим

настроением, чтобы оно стало радостным.

II. Актуализация знаний

Слайд 1.

-Сегодня у нас урок открытия новых знаний.

-Какие перед нами задачи на сегодня?

Слайд 2.

( Ребята отвечают, используя схему)

Учиться…

Развивать…

Открывать…

Контролировать …  

III. Постановка проблемы.

Слайд 3.

-Ребята! Я хотела с вами посоветоваться. Перед вами 2 фотографии. Как вы считаете, какую из них можно отправить на фотоконкурс « Мир заповедной природы»? Почему? Обоснуйте свой ответ. Все ли термины в названии конкурса вам знакомы?

 Слайд 4.

Как вы понимаете слово « заповедный»? Какое однокоренное слово знаете к  этому слову? ( Слово «заповедник»).

-Что такое «заповедник»?

                                                        -2-

                                                        -3-

Заповедник – это территория, находящаяся под охраной, где запрещена

охота на животных и птиц,где нельзя собирать ни цветы. ни травы, запрещена вырубка деревьев, где необходимо не нарушать покой растений и животных.

-Посмотрите , как прекрасен этот натюрморт , творение природы, им б только восхищаться, поражаясь ,сколь щедра на выдумки природа.  

- Если бы не одно тягостное обстоятельство: все растения очень редкие  и им угрожает исчезновение с лица Земли.

Как вы думаете, а растения могут разговаривать?

 IV.Работа по теме урока

Слайд 4.

-Ребята! Почему растения, герои инсценировки считают, что  их защитит какая – то Красная книга?

-Ребята! Почему книга, в которую занесены редкие и исчезающие растения и животные, одета в красный переплёт?

-Как вы думаете, сколько томов, частей  в Красной книге нашей страны? Почему?

-О каких растениях и животных рассказывают страницы Красной книги?

1 .Работа по учебнику, с. 81

Слайды 5-6

-Какие группы растений вам известны? Приведи примеры.

дикорастущих растений вашего края?

-А знаете ли вы, что некоторые из этих растений относятся к редким  и исчезающим? Как вы понимаете слово « заповедный»? Какое однокоренное слово знаете к  этому слову?

-Посмотрите , как прекрасен этот натюрморт , творение природы, им б только восхищаться, поражаясь ,сколь щедра на выдумки природа.

 - Если бы не одно тягостное обстоятельство: все растения очень редкие  и им угрожает исчезновение с лица Земли.

-Как вы думаете, а растения могут разговаривать?

-Я слышу какой-то шум. Да это кто-то разговаривает! Кто же это?

Сценка « Разговор растений»

Незабудка. Доброе утро, дорогой Ландыш!

Ландыш.

-Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию, а когда увидели меня и моих братьев, набросились на нас . Даже не знаю, как я жив остался. Остальных  нарвали в букет и унесли.

Незабудка:

-Что же нам делать?

Ландыш:

Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берёт под охрану животных и растения.

Незабудка:

Так давай пойдём к Красной книге, пусть она нас защитит.

-4-

Слайд 6.

-Ребята! Почему растения, герои инсценировки считают, что  их защитит какая – то Красная книга?

1 .Работа по учебнику , с 81

-Какие группы растений вам известны? Приведи примеры

дикорастущих растений вашего края.  

-А знаете ли вы, что некоторые из них относятся к редким исчезающим ?

Слайд 7.

-Ребята! Почему книга, в которую занесены редкие и исчезающие растения и животные, одета в красный переплёт?

Слайд 8.

-Как вы думаете, сколько томов, частей  в Красной книге нашей страны? Почему?

Слайд 9.

-О каких растениях и животных рассказывают страницы Красной книги?

Слайд 10.

-Рассмотрите на рисунке  некоторые цветковые растения, занесённые в Красную книгу России. Есть ли они в вашем крае?

Слайды 11-13.

- Какое из сообщений вам показалось особенно интересным. Почему?

-2013 год объявлен в России годом охраны окружающей среды. В Пензенской области были выпущены календарики с изображениями  животных (вручение календариков). Научный клуб « Мы и окружающий мир  » объявил конкурс на лучший экологический знак года. Лучшие рисунки издательство «Академкнига/Учебник» издаст на школьных закладках.

Уже поступило несколько работ на конкурс, их надо защитить.

Выберите из правил, помещенных в учебнике на с.81-85  те, которые подходят к нашим знакам.

-Ребята, все запомнили правила поведения на природе?

V.Физкультминутка.

Динамический момент проводится в форме игры

День закончился, но впрок

Надо  повторить урок!
Если   я скажу про вас,
Отвечайте вы сейчас:

«Это я, это я!

Это все мои друзья!»

Не согласен - так кричи,

Всем ребятам сообщи:

 «Это не я, это не я!

Это не мои друзья!»

-6-

  • Не развожу костров в лесу,

Берегу его красу!

  • Я люблю в лесу гулять,

Разные цветочки рвать!

  • Любим мы в лесу шалить и кострища разводить.
  • Чтобы ягоды собрать, надо ветки обломать!
  • Молодые деревца мы посадим у крыльца.
  • В выходной мы в лес идём музыку с собой несём, чтобы вдоволь накричаться и на ветках покачаться.
  • Кто бруснику собирая, с корнем кустик вырывает?

По тропинке кто шагает, на траву не наступает?

VI. Закрепление изученного материала .Творческая работа учащихся.

Слайд 14.

-Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли на Земле такое разнообразие растений и животных потому каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи,  имя которой  ПРИРОДА. А как вы думаете, что надо для того, чтобы придумать свои знаки охраны природы?

(Работа на интерактивной доске,  рисование запрещающего знака, используя функции доски).

-Что нужно сделать, чтобы фотографию, на которой изображён букет с полевыми цветами, превратить в экологический знак?

Работа в рабочей тетради, с. 34

-Какой цветок изображён в тетради на с. 34.? Нарисуйте кубышку по клеточкам. Раскрасьте и с помощью шаблонов превратите в экологический знак.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Слайд 15-16.

Тест « Красная книга. Растения»

-Следующее задание поможет вам проверить, насколько хорошо вы усвоили тему нашего урока. ( См. Приложение к уроку)

Слайд 17.

Взаимопроверка теста по ключу - работа в парах.

VIII. Рефлексия.

Слайд 18.

Соглашаетесь ли вы с поэтом Валентином Берестовым, который написал такие строки:

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

  Исполнение песни « Журавлик»

-7-

IX. Самооценка.

Слайд 19.

 Работа по схеме:

X. Домашнее задание:

Слайд  20.

Учебник, с.81-85.Экологический знак на конкурс.

Рабочая тетрадь, с.34-35.Растения Красной книги Пензенской области.

 

XI. Подведение итогов урока

Слайд  21.

-Итак, ребята, вы очень хорошо поработали, подготовили интересные сообщения и защиту экологических знаков, смогли выполнить тест, проверить соседа по парте. Это значит, что вы – молодцы! Значит те семена знаний, что мы посеяли на уроке, дали свои всходы. ( Просмотр видеофрагмента « Семя»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Красная книга России. Правила поведения на природе.» Учитель начальных классов МБОУ СОШ р.п.Шемышейка Володько Г.Н.

Слайд 2

У чимся… Р азмышляем… О ткрываем… К онтролируем…

Слайд 3

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ применяем новые знания ОПРЕДеЛяеМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА Вспоминаем то , что важно для урока

Слайд 4

Тюльпан двуцветный ДЕВИЗ УРОКА : ЛУЧШИЙ СПОСОБ ИЗУЧИТЬ ЧТО-ЛИБО – ЭТО ОТКРЫТЬ САМОМУ ФОТО НА ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС « МИР ЗАПОВЕДНОЙ ПРИРОДЫ» ?

Слайд 5

всПоминаем то ,что Важно для УРОКА Заповедник – это территория, находящаяся под охраной, где запрещена охота на животных и птиц, где нельзя собирать ни цветы, ни травы, запрещена вырубка деревьев, где необходимо не нарушать покой растений и животных.

Слайд 6

Почему красную книгу назвали Красной? ОПРЕДЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА

Слайд 7

Чтоб сохранить красу родной Земли, Чтобы сберечь растенья и цветы, Все исчезающие виды В книгу Красную сейчас занесены. Там сон-трава и медуница, Прекрасная кувшинка, горицвет. И рябчик русский там, и ландыш, Весны чудесный вестник – первоцвет. Красная книга – книга -тревоги. Знай, все растения в ней - недотроги. Рвать не нужно их, друзья! Охраняйте их всегда.

Слайд 8

В Красную книгу России занесены … , … и растения. В Красной книге нашей страны … тома. ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Слайд 9

В Красную книгу России занесены редкие и исчезающие растения. В Красной книге нашей страны 2 тома. ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Слайд 10

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ 1.Работа по учебнику, с 81-82. 2. Рассматривание Красной книги России ,ч. 2 « Растения».Сообщения детей от имени растений. 3. Рассматривание Красной книги Пензенской области ,ч. 2 « Растения. Грибы». 4. Сравнение названий растений Красной книги России и Красной книги Пензенской области. 5.Защита мини-проектов «Запрещающие знаки».

Слайд 11

( Прострел луговой(сон-трава) Красная книга России Красная книга Пензенской области СРАВНИТЕ Прострел раскрытый

Слайд 12

Тюльпан двуцветный Рябчик русский Рябчик шахматовидный Красная книга России Красная книга Пензенской области

Слайд 13

Адонис(горицвет) весенний - редкое растение , занесено в Красную книгу Пензенской области , охраняется в заповеднике Приволжская лесостепь.

Слайд 14

Тюльпан двуцветный ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ (Творческая работа в рабочей тетради , с .34 )

Слайд 15

Тюльпан двуцветный Дерево ,трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Валентин Берестов Соглашаешься ли ты с поэтом?

Слайд 16

Тюльпан двуцветный Тест « Красная книга» А 1.Сколько томов в Красной книге нашей страны? один 3)три два 4)пять А 2. Какое из этих лекарственных растений занесено в Красную книгу? 1)ландыш 3)мать -и- мачеха 2)одуванчик 4) зверобой В 1. Почему книга одета в красный переплёт? это красиво это сигнал тревоги это сигнал того , что животные и растения спасены просто так , красный цвет выбран случайно

Слайд 17

Тюльпан двуцветный С 1. О каких растениях и животных рассказывают страницы Красной книги? об исчезающих об ископаемых о редких о восстановленных

Слайд 18

Тюльпан двуцветный А1 А2 В1 С1 2 1 3 1,3, 1 балл 1 балл 2 балла 3 балла КЛЮЧ К ТЕСТУ 6-7 баллов - « 5» 4-5 баллов - «4» 2-3 балла- « 3»

Слайд 19

Тюльпан двуцветный 1. Какое было задание? 2. Удалось выполнить задание? 3. Задание выполнено верно или с ошибками? 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? 5. Определи отметку, которую ты можешь себе поставить. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

Слайд 20

Тюльпан двуцветный Я ЗНАЮ ЗАПОМНИЛ СМОГ

Слайд 21

Тюльпан двуцветный ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Уч., с. 81-85 Р.т., с. 35

Слайд 22

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D1%8F%D0%B1%D1%87%D0%B8%D0%BA+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&clid=1783273&lr=213 http://gri-gri.ru/photo/plants/flowers/pasque-flower/son-trava.html http://blogs.mail.ru/mail/valia-1954/32DB390F0086598A.html 4. http://evk-skell.ucoz.ru/forum/26-75-14 В презентации использованы материалы



Предварительный просмотр:

Володько Г.Н.                      

«Тренируем руку – развиваем навыки письма» .

     Как подготовить ребёнка к школе? Как сделать так, чтобы ребёнок стал    успешным? Эти и другие вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Важным критерием для определения готовности ребёнка к школе является графомоторная зрелость (зрительно-моторная координация), т.е. способность воплотить в рисунке зрительный образ. Конечно, полностью это удаётся лишь художникам, у ребёнка ещё не сразу получается  «координация руки и глаза».

Причина плохого почерка – проблема « тонкой « моторики, когда ребёнку не удаётся выполнять мелкие движения пальцами. Родителям необходимо понаблюдать, как ребёнок зашнуровывает ботинки, умеет ли нанизывать бусы, застёгивать пуговицы? Если родители заметили, что у ребёнка что- то не получается, о я рекомендую регулярно заниматься составлением рисунков из мелкой мозаики, плетением косичек из шнурков, выгибать различные фигуры из проволоки. Очень хорошо научить ребёнка вязать крючком, на спицах, исполнять сценки при помощи пальчикового театра, и, конечно же тренироваться шнуровать ботинки ,лепить из пластилина, теста или глины.

      Как подготовить ребёнка к овладению навыкам письма? К 6-7 летнему возрасту  ребёнок должен: привыкнуть к правильной посадке за рабочим столом, уметь правильно держать в руке пишущий предмет,  свободно совершать движения кистью рабочей руки, уметь  проводить в заданном направлении непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии. Уметь  проводить параллельные линии-прямые, волнистые и ломаные; не отрывая карандаша от бумаги, обводить по контуру или пунктиру сложный рисунок; без помощи контура копировать с образца отдельные геометрические фигуры и геометрический орнамент; восстанавливать отсутствующую половину симметричного рисунка. Рисовать узоры и предметы по клеточкам, писать графические диктанты, овладевать первыми представлениями о композиции и различными приёмами штриховки.

Для освоения навыков письма необходимо родителям выполнить  пять условий.

Во - первых, обеспечить ребёнку место для работы с достаточным освещением, наклоном поверхности стола, удобным стулом. Во- вторых,

  следить за посадкой ребёнка: спина должна быть прямой, прижатой к спинке стула. Ноги должны стоять  на полу или на перекладине.

Между животом и столом должно быть минимальное расстояние, хорошо, когда обе руки лежат на столе, локти не свисают. В-третьих, для выполнения заданий чаще всего используйте не ручку или фломастер, а простые или цветные карандаши. В-четвёртых, занятия, посвященные выработке навыков письма, желательно проводить не реже 4 раз в неделю по 15мин. В – пятых, после работы не забывайте делать  двигательную гимнастику.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Красная книга России"

Тема: Красная книга России Цели урока:рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России;учить осуществлять поиск информации в учебниках, сп...

Разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме : " Красная книга России"

В данном конспекте урока представлена методическая разработка по завершающей и обобщающей теме "Животные России " во 2  классе по учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 2 класс"...

Урок окружающего мира в 1 класе на тему: «Красная книга России. Правила поведения в природе»

Цель:Цель:воспитывать бережное, гуманное отношение к родной природе, чувства любви и ответственности  за неё. Задачи:•        формировать умение сравнивать...

Интегрированный урок окружающий мир и музыка по теме «Красная книга»

В ходе урока учащиеся познакомятся  с Красной книгой России, обобщат предсталение о факторах, угрожающих живой природе.  ...

Урок окружающего мира 4 класс Звездное небо-великая книга природы

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС НОО. В конспекте представлены новые образовательные технологии, формы и методы....