Рабочая программа кружка - Театральное искусство
рабочая программа (2 класс)

Багаутдинова Гульнафис Галимзяновна

      

Программа «Театральное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. 

     Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_-_teatralnoe_iskusstvo.docx51.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«Театральное искусство»

 (художественное направление)

Возраст обучающихся- 7-10 лет

Нормативный срок освоения программы- 1 год

Информационная карта

  • Направленность – художественно-эстетическая
  •  Функциональное назначение – коммуникативное, развивающее, социализирующее
  • Масштаб реализации – муниципальный
  • Возрастной диапазон – учащиеся 2 класса
  • Продолжительность реализации – 1 год

Пояснительная записка

       

Программа «Театральное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.  

     Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.

Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. Т.е. для познания искусства недостаточно овладения определенным набором ЗУНов, познание искусства возможно с помощью языка, на котором говорит само искусство.

Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает театр как форма внеурочной деятельности. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов, филологией; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений.

       Данная программа, отличается от большинства других прог рамм тем, что делает упор на развитие личности ребенка, а не на его профессиональную подготовку как актера. Программа направлена на формирование ключевых компетенций с помощью средств театрально го творчества.

Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности.

Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить задачи.

Курс внеурочной деятельности «Театральное искусство» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций сформированы цели и задачи.

Цель программы: Создание условий для гармоничного развития ребенка, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества. Формирования общей культуры, самореализации и самоопределения обучающихся средствами театрального искусства.

Задачи:

  • формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка,
  • воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения;
  • формирование интереса к театру как средству познания жизни,
  • духовному обогащению;
  • развитие творческих способностей.
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
  • ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

     Курс обучения рассчитан на 1 год - 4 часа в неделю (128 часов в год), адресован учащимся 2 класса.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты освоения курса

  • стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке;
  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.
  • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей дея тельности;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учите- ля позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные универсальные учебные действия:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении за даний;
  • проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям, инсценировании.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной дея тельности, приходить к общему решению;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю щих.

Предметные

Учащиеся будут знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спек такля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся будут уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интона циями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.


План воспитательной работы

п.п

Наименование

мероприятия

Сроки

Место

проведения

1.

«Давайте познакомимся»

Октябрь

МАОУ «Токаевская СОШ»

2.

 «Бал- маскарад»

Декабрь

МАОУ «Токаевская СОШ»

3.

«А ну- ка, мальчики!»  

Февраль

МАОУ «Токаевская СОШ»

4.

«А ну –ка, девочки!»

Март

МАОУ «Токаевская СОШ»


Учебно-тематический план

Подразделы и темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. 

4

2

2

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности.

2

Роль театра в культуре

26

13

13

 Понятие «театр», история возникновения театра. Театр «Петрушки», лубочный театр.

2

24

Театрально-исполнительная деятельность

13

2

11

 Игры «Маски», «Иностранец», Прикосновения».

2

11

Занятие сценическим искусством

13

2

11

Участие в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки- анимашки»).

2

11

Культура и техника речи

13

2

11

Правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию.

2

11

Работа над серией мини спектаклями

56

9

47

 Рабо та с пальчиковыми куклами, осваива- ние пространство, размещение в пространстве сцены.

9

47

Итоговое занятие

3

3

Итого

128

Календарно - тематическое планирование

Неделя

месяц

Подразделы и темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

4

2

2

1 неделя октября

Знакомство с обучающимися. Ознакомление с программой.

2

2

Роль театра в культуре

28

2

26

2 неделя октября

Здравствуй, театр!

2

2

3 неделя октября

Игры и упражнения: «На что похоже?»  «Пластилиновая кукла»

4

4 неделя октября

 Игры и упражнения: «Я ваза», «Ледяная кукла»

4

1 неделя ноября

Игры и упражнения: «Кукла марионетка», «Разговор предметов»

2

Репетиция сказки «Теремок»

2

2 неделя ноября

Репетиция сказки «Теремок»

2

В мире пословиц

2

3 неделя ноября

Игры и упражнения: «Слушаем тишину»

2

Игры и упражнения: «Бусы из слов», «Угадай, что я ем?»

2

4 неделя ноября

Игры и упражнения: «Где я был не скажу, но покажу»

2

Игры и упражнения: «Где я был не скажу, но покажу»

2

Театрально-исполнительная деятельность

8

2

6

1 неделя декабря

Виды театрального искусства

2

2

2 неделя декабря

Правила поведения в театре

2

Кукольный      театр

2

Занятие сценическим искусством

24

2

22

3 неделя декабря

Чтение произведения К. Чуковского «Айболит»

2

2

4 неделя декабря

Чтение произведения   «Перчатки»

2

2

1 неделя января

Скороговорка с разной ин тонацией: сплетничаем, хвалимся, жалуемся, болеем…

2

Мимика и  жест

2

2 неделя января

Упражнения на дыхание «Сплетня», «Чистоговорка в образе» в движении

2

Упражнения на дыхание «Егорка»

«Резиновая Зина» - в движении

2

3 неделя января

Чтение произведения С. Михалкова «Сами виноваты»

2

Чтение произведения С. Михалкова «Сами виноваты»

2

4 неделя января

Чтение стихов «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается

2

Чтение стихов «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается»

2

Культура и техника речи

20

2

18

1 неделя февраля

Инсценирование постановки

2

2

2 неделя февраля

Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»

2

Упражнения «Надуваем щёки»

2

3 неделя февраля

Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

2

Ритмопластика

2

4 неделя февраля

Ритмопластика

2

Создание образов с помощью жестов, мимики.

2

1 неделя марта

Образы животных с помощью выразительных пластических движений.

2

Чтение в лицах стихов А. Барто, Токмаковой, Э.Успенского

2

Работа над серией мини спектаклями

40

1

39

2 неделя марта

Инсценирование сказки «Любяная избушка»

1

1

Инсцениро вание сказки «Лубяная                      избушка»

2

3 неделя марта

Подготовка декораций к инсценированию произведения  С. Михалкова «Сами виноваты»

4

4 неделя марта

Инсценирование произведения С. Михалкова «Сами виноваты»

4

1 неделя апреля

Подготовка декораций к инсценированию произведения  С. Маршака «Волк и лиса»

4

2 неделя апреля

Инсценирование произведения  С. Маршака «Волк и лиса». Театральная игра

4

3 неделя апреля

Подготовка декораций к инсценированию произведения  М. Пляцковского  «Солнышко на память»

4

4 неделя апреля

Инсценирование произведения  М. Пляцковского  «Солнышко на память».

4

1 неделя мая

Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью

4

2 неделя мая

Подготовка к заключительному концерту

4

3 неделя мая

Заключительный концерт

4

Итоговое занятие

4

4

4 неделя мая

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок

4

Итого

128

Рекомендации по проведению занятий и методическое обеспечение программы

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Организация работы в группе строится с учета ряда условий: учет индивидуальности каждого ребенка, возможности его психики, эмоционального благополучия,поддержания интереса к деятельности, систематического посещения занятий.

При подготовке каждого занятия педагог должен:

оценить сформированность у каждого ребенка необходимых знаний и умений;

предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, индивидуальная).

Список литературы для учителя:

  • Р. Ганелин Программа обучения детей основам сценического искусства Школьный театр .  ...
  • biblioteka.teatr-obraz.ru
  • Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.
  • Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
  • Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы теат рального искусства».
  • Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников.
  • Методический конструктор» пособие для учителей https:(//studfiles.net/download.php?id=1622320&code=7183c36b615847f2 2c9cf865281083d8)(распечатка с интернет ресурса)
  •  А.П.Ершова, В.М.Букатов “Театральные подмостки школьной дидактики”, История социоигровой педагогики, драмогерменевтика
  • А. П. Ершова. Театральная педагогика
  • Театральная педагогика | Театральная библиотека: пьесы, книги
  • biblioteka.teatr-obraz.ru › Книги / Статьи › Актерское мастерство Самоучитель актерского мастерства: Монолог | Театральная ... biblioteka.teatr-obraz.ru › Актерское мастерство
  • театральная педагогика в современной школе - Издательская ...
  • www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925.pdf
  • Гиппиус «Гимнастика чувств» (распечатка с интернет ресурса) З.Я.Караготский «Этюд и школа»

Список литературы для детей:

  • К.С.Станиславский «Работа актера над собой»  
  • К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»
  • Детская энциклопедия, т.12 «Искусство».- М.: «Просвещение», 1968.

Учебно-методический и дидактически комплекс внеурочной деятельности

«Театральное искусство» 1-4 класс

Обра- зова-

тельная область

Программное обеспечение

Методическое

обеспечение

Дидактиче- ское Обеспечение

Дидактическое Обеспечение

Вне- урочная деятель тель- ность

«Теат- ральное искус- ство»

Рабочая про- грам-

ма        вне- урочной дея- тельности

«Театральное искусст-

во» разра- ботана для обучающих- ся 1-4 клас- сов на основе

- программы курса «Те- атр» для на- чальной школы. Ав- тор И.А. Ге- нералова (Образова- тельная сис- тема «Школа 2100» Сбор- ник про- грамм. До- школьное образование.

Начальная школа (Под научной ре- дакцией Д.И. Фельдштей- на). М.: Ба- ласс, 2008. И на основе

Р . Ганелин Программа обуче- ния детей основам сценическо- го искусства Школьный театр

.  ...

biblioteka.teatr-obraz.ru

Генералов И.А. Программа курса

«Театр» для начальной школы Образовательная система

«Школа 2100» Сборник про- грамм. Дошкольное образование.

Начальная школа (Под науч- ной редакцией Д.И. Фельдштей- на). М.: Баласс, 2008.

Похмельных А.А. Образо- вательная программа «Основы театрального искусства».

/dyts/programs/2009/o_tea.doc

Д.В Григорьева,

П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» пособие для учителей https:(//studfiles.net/download.php? id=1622320&code=7183c36b6158 47f22c9cf865281083d8)(распечат ка с интернет ресурса)

. А.П.Ершова, В.М.Букатов “Театральные подмостки школьной дидактики”, Исто- рия социоигровой педагогики, драмогерменевтика

А. П. Ершова. Театральная пе- дагогика izumzum.ru›health…ershova- teatralenaya-pedagogika… Театральная педагогика | Те- атральная библиотека: пьесы, книги ...

biblioteka.teatr-obraz.ru › Книги / Статьи › Актерское мастерст- во

Самоучитель актерского мас-

Сказки: «Те- ремок»,

«Пых», «Лу- бяная избуш- ка», «3 поро- сенка»

Басни И.Крылова:

«Волк и ягне- нок», «Стре- коза и мура- вей», «Квар- тет», «Слон и Моська»,

«Ворона и Лисица»,

«Зеркало и обезьяна» Репродук- ции:

«Опять двой- ка», «Прибыл на побывку»,

«Пятерка»

Карточки

С диалогами Со словами для подбора рифмы

С пословица- ми

Для диалога с инопланетя- нином

С заданием

Презентации

«История теат- ра»

«Виды и жан- ры театра»,

«Виды теат- рального ис- кусства»

«Театры г.Челябинска»

«Пословицы и поговорки в картинках

«Маски»

«Мир закули- сья»

Флэш карта

С подбором музыки для со- провождения этюдов, мини- спектаклей

терства: Монолог | Театраль- ная ...

biblioteka.teatr-obraz.ru › Актер- ское мастерство

театральная педагогика в со- временной школе - Издатель- ская ...

www.e- osnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925

.pdf

Гиппиус «Гимнастика чувств» (распечатка с интернет ресурса) З.Я.Караготский «Этюд и шко- ла» dramateshka.ru…methods…z- ya-korogodskiyj…nachalo Авторы: К: Корогодский З.Я., Театральная библиотека... theatre- library.ruauthors/k/korogodskiy В.Стеценко «100 уроков театра»htpss//studiofiles.net/ Сборник занятий по сцениче- ской речи и актерскому... infourok.rusbornik-zanyatiy- po…rechi…masterstvu…

Сборник игр и упражнений по актёрскому мастерству Феофанова davaiknam.rutext/sbornik-igr-i- uprajnenij-po…

Актерское мастерство - 4Brain https://4brain.ru/akterskoe- masterstvo/

Юмористические игры для детей. Содержание... booklot.rugenre/detskie/detskaya

…book…pantomima/

Список детей кружка «Театральное искусство»

на 2023-2024 учебный год

     №

Ф.И.О.

Дата рождения

Класс

Ф.И.О. родителей

Айсын Юсуф Ильфатович

19.10.2015

2 класс

Айсына  Гузель Экреметдиновна

Айсына Амина Ирековна

25.01.2016

 

2 класс

Айсына

Гелия Экреметдиновна

Гайнетдинова Азалия Азатовна

30.07.2015

2 класс

Гайнетдинова

Диляра Ирековна

Гильманов Айшат Рустемович

24.04.2015

2 класс

Гильманова Гульшат Измаиловна

Зарипова Адиля Ильгизовна

26.05.2015

2 класс

Зарипова

Лейсен Селимзяновна

Зинатуллина Гелсу Рестемовна

29.01.2016

2 класс

Зинатуллина

Назия Хасиятулловна

Салахутдинова Камила Маратовна

28.10.2015

2 класс

Салахутдинова Динара Рафиковна

Хабибуллин Камил Ирекович

30.04.2015

2 класс

Хабибуллина

Эльвира Тагировна

Хайртдинов Ранил Маратович

12.05.2015

2 класс

Хайртдинова Гельфия Расыховна

Хайртдинова Камиля Рустемовна

21.06.2015

2 класс

Хайртдинова Гузель Миназимовна

Хайртдинова Ралине Маратовна

12.05.2015

2 класс

Хайртдинова  Гельфия Расыховна

Хайрутдинов Карим Алмазович

14.07.2015

2 класс

Хайрутдинова Гельнара Минифаиковна

Хуснутдинова Камиля Ильнаровна

17.09.2015

2 класс

Хуснутдинова Алсу Миналимовна

Шайдуллина Алима Рустемовна

23.09.2015

2 класс

Шайдуллина Лейсан Рафаеловна

Шайхолов Алмаз Наелович

08.12.2015

2 класс

Шайхолова Алсу Жямиловна

Шакурова Азалия Риназовна

14.05.2015

2 класс

Шакурова

Лейсан Фазыловна

Ямалутдинова Мерьям Ниязовна

09.10.2015

2 класс

Ямалутдинова Чулпан Фидаиловна

        _________ /Багаутдинова Г.Г./        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

Рабочая программа по театральному кружку "Маски"

Программа разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школыПрограмма разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начал...

Рабочая программа занятий театрального кружка

Программа написана для занятий с детьми 6,5 - 8 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....

Рабочая программа кружка "Бумажное искусство"

Планирование кружка "Бумажное искусство" 1 год обучения 1-2 класс...

Рабочая программа кружка Театральный

Программа кружка разработана в соответствии с ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление –  «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13  - 14  летсрок реализа...