Рабочая программа кружка Театральный
рабочая программа на тему

Вавилова Наталья Николаевна

Программа кружка разработана в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_teatralnyy.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

объединения дополнительного образования

«Театральный»

                                             

                         

                     

  Руководитель:  Вавилова Н. Н.

2018-2019 уч. год.             

Программа кружка «Театральный»

Программа  кружка рассчитана на 1 год занятий с детьми 3 класса с расчётом 2 час в неделю (68 ч.).

Вид программы: авторская.

Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;

театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;

театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;

при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.

Программа кружка «Театральный» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству;

Развитие творческого начала личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.

ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ:

В воспитании:

Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;

Привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;

Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе;

Воспитать художественный вкус;

В развитии:

Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;

Развивать пластические и речевые данные воспитанников;

Развивать воображение, фантазию и память.

В обучении:

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

Формировать умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Формировать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе кружка «Театральный»:

правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;

выполнять организаторскую функцию;

Знать

- Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.

- Игры и упражнения актерского тренинга.

- Основы сценической грамоты,  правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене.

Уметь

- Исполнить роль в постановке.

- Организовать и провести  игру со сверстниками и младшими товарищами,

- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.

- Четко и выразительно говорить,

- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,

- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.

Овладеют средствами творческого самовыражения

- Основами выразительной речи, пластики, движения.

Будут сформированы

- Навыки общения.

- Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.

- Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

- Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

Способы проверки результата:

1.Педагогическое наблюдение.

2.Собеседование.

3.Самооценка.

4.Отзывы детей и родителей.

5.Коллективное обсуждение работы.

6.Участие в  концертах, фестивалях и конкурсах.

7.Анкетирование.

8.Тестирование

9.Творческая практика.

10.  Сценарии постановок.

11. Постановки.

12.Коллективная рефлексия.

13.Самоанализ.

Способы фиксации результата.

1.Фото-видеоотчеты.

2 Грамоты, дипломы.

3.Сценарии.

4.Анкеты.

5.Тесты.

6.Портфолио.

7.Отзывы.

8.Афиши.

9.Презентация творческого альбома «Мои достижения»

В программе используются следующие методы и формы:

1. По источнику передачи и восприятию информации:

- словесный (беседа, рассказ, диалог);

- наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы   показ   педагога,   индивидуальные    занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);

- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).

2. По дидактическим задачам:

- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;

- применение знаний через постановку спектаклей;

- закрепление через генеральные репетиции;

- творческая деятельность - показ спектаклей;

- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.

3. По характеру деятельности:

- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;

- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

В программе используются следующие педагогические:

1. Приемы:             .

- исключения - умение  обнаружить  и  устранить  внутренние

препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;

- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;

- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;

- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.

2. Принципы:

- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;

- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы   в   студии   предполагает   развитие   всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;

- сотрудничества - в процессе работы    педагоги  и  студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще   всего используется принцип работы творческой мастерской;

- организации  процессов  актерской импровизации  в условиях театральной образности;

- систематичности,   последовательности - обучение   ведется   от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;

- индивидуализации - учитывая   психологические   особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.

Организационные формы:

  • Коллективная  эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
  • Парная — рассчитать работу на двоих.
  • Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.

Форма педагогической деятельности — учебное занятие.

Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.

Содержание программы (68 часов)

1 раздел. (1 час) Вводное занятие. 

2 раздел. ( 10 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

3 раздел. ( 9 часов) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

4 раздел. ( 10 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

5 раздел. ( 5 часов) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи учителя.  Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

6 раздел. ( 32 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)  базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

7 раздел. ( 1 час) Заключительное занятие 

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

Литература, используемая для написания программы:

 

  1. Гарбузова С. А. "Театр, в котом играют дети"
  2. Новикова Т.В. «Театральная мастерская».
  3. Таберко Н.М. «Интерактивный театр»
  4. Сарафанова Е.Н. Программа театральной студии «Карусель»
  5. Андрющенко А.И. Театральная студия. Журнал. Начальная школа. 2009. №12. 72с.
  6. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
  7. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. – Журнал – Начальная школа. 2009. №12.- 68с.
  8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
  9. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  10. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  11. С.С. Богданова, В.И. Петрова «Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов» М. «Просвещение» 1990 г.
  12. Сурина Т.Б. Театральная работа в классе: год за годом. – Журнал. Начальная школа. 2009. №12. – 71 с.

Календарно-тематическое планирование.

№ занятия

Тема занятия

Дата проведения

1 раздел. Вводное занятие. (1 час)

Вводное занятие.

2 раздел. Театральная игра. ( 10 часов)

Упражнение «Зеркало»

Упражнение «Зеркало»

Упражнение «Зеркало»

Игра, Игра!

Игра, Игра!

Упражнение «Зонтик»

Упражнение «Зонтик»

Упражнение «Зонтик»

Упражнение «Пальма»

Упражнение «Пальма»

3 раздел. Ритмопластика. ( 9 часов)

«Расскажи стихотворение»

«Расскажи стихотворение»

«Расскажи стихотворение»

Роль реквизитов в инсценировке

Роль реквизитов в инсценировке

Игра «Цветик-семицветик»

Игра «Цветик-семицветик»

Игры-пантомимы

Игры-пантомимы

4 раздел. Культура и техника речи. ( 10 часов)

Сценическая речь. Работа над скороговорками.

Сценическая речь. Работа над скороговорками.

Готовимся к Новому Году.

Готовимся к Новому Году.

Готовимся к Новому Году.

Готовимся к Новому Году.

Готовимся к Новому Году.

Готовимся к Новому Году.

Готовимся к Новому Году.

Готовимся к Новому Году.

5 раздел. Основы театральной культуры. ( 5 часа)

Музыкальные пластические игры и упражнения

Музыкальные пластические игры и упражнения

Музыкальные пластические игры и упражнения

Музыкальные пластические игры и упражнения

Посещение кукольного театра

6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой). (30 часов)

Игра «Шляпа джентельмена»

Игра «Шляпа джентельмена»

Игра «Шляпа джентельмена»

Игра «Шляпа джентельмена»

Готовимся к Масленице!

Готовимся к Масленице!

Готовимся к Масленице!

Готовимся к Масленице!

Готовимся к Масленице!

Готовимся к Масленице!

Сценическая речь. Инсценировки о школе.

Сценическая речь. Инсценировки о школе.

Сценическая речь. Инсценировки о школе.

Сценическая речь. Инсценировки о школе.

Сценическая речь. Инсценировки о школе.

Музыкальные постановки.

Музыкальные постановки

Музыкальные постановки

Музыкальные постановки

Придумываем афишу.

Придумываем афишу.

Пишем сценарий.

Пишем сценарий.

Оставь свой след

Оставь свой след

Игра «Цветик-семицветик»

Игра «Цветик-семицветик»

Подготовка концерта ко Дню Именинника.

Подготовка концерта ко Дню Именинника.

Подготовка концерта ко Дню Именинника.

Подготовка концерта ко Дню Именинника.

Проведение Дня Именинника.

7 раздел. Заключительное занятие. ( 1 час)

Заключительное занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по театральному кружку "Маски"

Программа разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школыПрограмма разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начал...

Программа кружка "Театральный зонтик"

Программа кружка  для 3 класса "Театральный зонтик"...

Программа кружка «Театральная мастерская»

Программа кружка "Театральная Мастерская"...

Рабочая программа занятий театрального кружка

Программа написана для занятий с детьми 6,5 - 8 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....

Программа кружка "Театральная студия"

Программа кружка «Театральная студия» для учащихся младшей школы 1-4 классов имеет социально-педагогическое направление. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление –  «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13  - 14  летсрок реализа...

Рабочая программа кружка - Театральное искусство

    Программа «Театральное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования....