Рабочая программа по театральному кружку "Маски"
рабочая программа (1 класс) по теме

Котлова Наталья Александровна

Программа разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школыПрограмма разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx51.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школы. Автор  И.А. Генералова Сборник программ. 2010г;

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

             Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

            Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

            Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 2 часа в неделю, 66 часов в  год в 1 классе,  68 часов в год во 2-4 классах.                      

Цели программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества,  развитие интеллектуальной и психоэмоциональной сферы личности средствами театрального искусства.

    Задачи:  

  • комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства;
  • создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик – учитель»,  «ученик – ученик»;
  • обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;
  • развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы;
  • повышать стрессоустойчивость и адаптивные возможности учащихся.

Задачи:

- воспитание уважения и любви к русской народной сказке;

- изучение и освоение театральной работы с куклой;

- формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;

- развитие творческих способностей;

           - комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка:     ум, волю, чувства;

- создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик – учитель»,  «ученик – ученик»;

- обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;

- развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы;

- повышать стрессоустойчивость и адаптивные возможности учащихся.

Формы занятий

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Для успешного освоения программы количество детей в группе - 15 человек.

Содержание программы

    Театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе.

   

    Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).

    Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику.  Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.

    В первом полугодии первого класса развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть урока посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре.  Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика.

Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

 Личностные результаты

1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.Овладение навыками смыслового чтения и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

4.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

4.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть

Читать выразительно стихи, басни.

Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и

Отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

Выход результатов:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров

 

        

Тематическое планирование

1 год обучения

Тема занятия

Кол – во часов

Содержание занятия

Дата

Корректировка

1

   Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя)

2

   Упражнения «маятник»,  «дерево на ветру»,  «Петрушка» на расслабление мышц рук и др.

02.09

03.09

2

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).

2

Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

09.09

10.09

3

Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики).

2

  Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.);  теневой театр рук.

16.09

17.09

4

   Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2

   Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

23.09

24.09

5

   Упражнение на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).

2

Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

30.09

01.10

6

   Упражнения на развитие произвольного внимания.

2

  Упражнения «Летает – не летает», «День  и ночь», «Совушка» и т. д.

07.10

08.10

7

   Упражнения на развитие памяти.

2

 Упражнения «Цепочка», «Что изменилось?»  

14.10

15.10

8

   Упражнения на формирование умения выполнять звуко – буквенный анализ.

2

  Упражнения «Всего один звук», «Запомни слова», «Буква заблудилась».

21.10

22.10

9

  Упражнения на ПФД (память физических действий) – действия с воображаемыми предметами.

2

   Игры «Иголка и нитка», «игра с кубиками и мячами», «Угадай профессию».

28.10

29.10

10

Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии.

2

   Этюды, сценки, «Сочиняем сказку»,  «Бином – фантазия и т. д.

11.11

12.11

11

   Игра-драматизация «Вершки и корешки», «Как лиса училась летать»

2

   Задания на время получить тот или иной результат

18.11

19.11

12

Игра-драматизация

 «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин»

2

  Коллективное  обсуждение игры

25.11

26.11

13

Игра-драматизация.

«Лиса и петух», «Медведь и лиса»

2

  Придумывание персонажей, их костюмов. действий.

02.12

03.12

14

   Игра – драматизация

«Пес и лиса»

«Мужик и заяц»

2

  Постановка спектакля.

09.12

10.12

15

Изготовление персонажей сказки «Теремок»

2

Продумывание внешнего вида персонажей сказки.

16.12

17.12

16-17

 Репетиция спектакля «Теремок».

4

Постановка сказки.

23.12

24.12

13.01

14.01

18

   Премьера спектакля «Теремок».

2

Показ спектакля.

20.01

21.01

19

  Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2

  Изготовление костюмов. Репетиция.

27.01

28.01

20-21

  Подготовка спектакля по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

4

 Работа над  декорациями. Репетиция.

03.02

04.02

10.02

11.02

22

   Премьера спектакля .

2

  Показ спектакля .

17.02

18.02

23

  Изготовление персонажей и декораций к спектаклю по сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр»

2

Изготовление персонажей, декораций, афиши. Подготовка спектакля.

24.02

25.02

24-25

Репетиция спектакля.

4

Подготовка к выступлению.

03.03

04.03

10.03

11.03

26

Премьера спектакля «Мойдодыр»

2

Выступление перед классом

17.03

18.03

27

   Изготовление декораций и костюмов к спектаклю по сказке «Гуси – лебеди»

2

Подготовка к спектаклю.

01.04

07.04

28-29

   Подготовка к спектаклю.

4

Репетиция.

08.04

14.04

15.04

21.04

30

  Премьера спектакля «Гуси – лебеди»

2

Выступление перед классом.

22.04

28.04

31-33

 Подготовка и проведение Творческого отчета кружка

6

29.04

05.05

06.05

12.05

13.05

19.05

2 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Средства развития творческих способностей

Репертуар

Дата

Корректировка

1-4

Знакомство с кукольным театром

4

Настольный театр, пальчиковые куклы, конусные игрушки

Этюды, развивающие внимание, память, выразительность жеста, эмоций, воспроизведения черт характера персонажей.

5-8

Способы изготовления кукол из бумаги, картона, подручных материалов

4

Развитие творческого воображения при создании куклы, костюма, декораций

9-12

Сочинение сказок – миниатюр, придумывать диалоги действующих лиц

4

Настольный театр игрушки из бросовых материалов (коробок, флаконов, пузырьков, фантиков и др.)

«Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Золушка», «В гостях у деда Мороза»

13-16

Сочинение сказок – миниатюр, придумывать диалоги действующих лиц

4

Настольный театр конусной игрушки, костюмы, декорации, атрибуты для спектакля

«Лиса и кот», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Три медведя»,«Красная шапочка»

17-22

Инсценировка хорошо знакомых сказок

6

Атрибуты, костюмы, необходимые для данной сказки

«Бабушка, внучка да курочка», «Заяц – хвастун», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», народн. сказки

23-26

Театрализованные игры для детей

4

Атрибуты, характеризующие осень, конусные куклы, декорации

Стихи, песни, игры

Сказка «Чиполино»

27-30

Знакомство с театральной ширмой и обучение приемам вождения верховых кукол

4

Ширма, верховые куклы

«Будь внимателен», «Флажок»,

«Запомни свою позу»

31-34

Активизация памяти и внимания

4

Фонограммы для упражнений. Театр ложек, ширма

«Колобок», русская народная сказка

35-38

Основные принципы драматизации. Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест)

4

Драматизация в костюмах и декорациях

«Теремок»

«Лисичка – сестричка и серый волк»

39-46

Проведение праздников, досугов, развлечений. Развивать желание выступать перед родителями, детьми, младшими ребятами.

8

Костюмы, атрибуты, необходимые для данного досуга.

«Новогодняя ёлка»

47-50

Основы актерского мастерства и кукловождения. Развивать способности правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами

4

Верховые куклы, ширма, работа у зеркала            

«Встреча лисы с зайцем», «Беседа мышки с лягушкой», «Пляска зверей», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает»

51-54

Основные принципы драматизации. Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, совершенствовать импровизационные способности детей

4

Верховые куклы, ширма, работа у зеркала, предметно-игровая среда            

«Под грибком» В.Сутеев

55-58

Познакомить с приемами кукловождения марионеток

4

Куклы-марионетки

Этюды М.Чехова на внимание, веру, наивность, фантазию

59-62

Приемы вождения кукол с «живой рукой»

4

Куклы с «живой рукой»: львенок, кот, лиса и др.

«Львенок и черепаха»

«Лиса Алиса и кот Базилио»

63-66

Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера

4

Работа у зеркала

«Потерялся», «Котята»,

«Робкий ребенок»

67-68

Праздник «Сказочная страна»

2

Костюмы, декорации, куклы различных систем, фонограмма

«Путешествие в страну сказок»

3 год обучения

№ п.п

Тема  занятия

Кол–во

часов

Средства развития творческих способностей

Дата

Корректировка

1

Основы театральной культуры

2

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Продолжить репетировать эпизоды спектакля в разных составах исполнителей.

2-16

Работа над спектаклем

«Мы в профессии играем»

15

Распределение ролей, знакомство со сценарием

Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.

17

        

1

Премьера спектакля «Мы в профессии играем»

18-32

Работа над спектаклем «Дюймовочка»

15

Распределение ролей, знакомство со сценарием

Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.

33

1

Премьера спектакля «Дюймовочка»

34-51

Работа над спектаклем «Волшебная лампа Алладина»

18

Распределение ролей, знакомство со сценарием

Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.

52

1

Премьера спектакля «Волшебная лампа Алладина»

53-66

Работа над спектаклем «Козленок, который умел считать до десяти»

14

Распределение ролей, знакомство со сценарием

Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.

67-68

2

Премьера спектакля «Козленок, который умел считать до десяти»

4 год обучения

 

№ п/п

Тема

 

 

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Раздел «Театр»

8

4

1-4

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

4

2

5-8

Театральные жанры.

4

2

 

Раздел«Основы актёрского мастерства»

32

2

30

9-10

Язык жестов.

2

1

11-16

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

6

3

17-20

Интонация.

4

2

21-24

Темп речи.

4

2

25-26

Рифма.

2

1

27-28

Ритм.

2

1

29-30

Считалка.

2

1

31-32

Скороговорка.

2

1

33-34

Искусство декламации.

2

-

1

35-36

Импровизация.

2

1

-

37-40

Диалог. Монолог.

4

1

1

 

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках»

8

4

41-48

Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках. Беседа после просмотра спектакля.

  1. «Сказки Пушкина».
  2. «Басни дедушки Крылова».

8

4

 

Раздел«Наш театр»

20

20

49-56

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова. Отчётный спектакль.

8

 

4

57-68

Работа над спектаклем по сказкам А.С Пушкина. Отчётный спектакль.

12

6

Итого

68

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности игровой театральной педагогики "Петрушка"

Представленная  программа  составлена  в соответствии с требованиями  по написанию  программы внеурочной деятельности. В пояснительной записке  указан перечень...

Рабочая программа занятий театрального кружка

Программа написана для занятий с детьми 6,5 - 8 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....

Рабочая программа студии театрального мастерства "Вдохновение"

Данная программа предназначена для занятий с детьми 2 класса во внеурочное время...

Рабочая программа кружка Театральный

Программа кружка разработана в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа курса "Театральная студия"

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного  направления....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление –  «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13  - 14  летсрок реализа...

Рабочая программа кружка - Театральное искусство

    Программа «Театральное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования....