Без прошлого нет настоящего
классный час

Без прошлого нет настоящего

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_proshlogo_net_nastoyashchego.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя  школа № 6

г. Бор Нижегородской области

Сценарий занятия

«Без прошлого нет настоящего»

4 – 5 класс

Учитель:

Дрожникова И.В.

г.о.г. Бор

2022 -2023 учебный год

Цель: воспитывать у обучающихся глубокое уважение к семье; способствовать пониманию важности семейных традиций, ценностей и реликвий,  необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважения друг к другу и взаимопомощи; формировать умения высказывать, аргументировать своё мнение и работать в группе.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, патриотизм, любовь, уважение, доброта, взаимовыручка, благодарность, совместный труд.

Планируемые результаты

Личностные: внимательное отношение ко всем членам семьи; развитие представлений о семейных ценностях и необходимости бережного отношения к традициям; понимание, что любовь к близким подкрепляется делами: оказанием помощи, бережным отношением и заботой, стимулирование творческой активности.

Метапредметные: работа с информацией;  участие в коллективной творческой работе и коллективном обсуждении вопросов занятия; формулирование своего мнения в процессе беседы; восприятие и актуализация информации с помощью зрительных образов, понимание их смысла и назначения; установление соответствия знаковых исторических событий страны с жизнью людей.

Предметные: расширение представлений о семье как коллективе близких людей.

Оборудование: перед доской на столах – выставка мини-проектов (семейных реликвий, фотоальбомов), которые будут представлять ученики, проектор, ноутбук.

                             

Ход занятия.

Часть 1. Мотивационная

Учитель начинает занятие, сообщая его тему: «Без прошлого нет настоящего». В свободной форме проводится краткая беседа с детьми, где они высказывают свои предположения о содержании занятия.

Показ мультфильма https://disk.yandex.ru/i/ALN-gN5JoI6fzA 

Часть 2. Основная

Учитель. Не случайно сегодняшнее занятие мы начинаем с мультфильма, посвященного семье. Речь сегодня пойдет о семейных традициях и реликвиях. Кто нам может о них рассказать? (Мама, папа, бабушка, дедушка)

Как же здорово, когда в семье есть мудрые, добрые, всегда готовые нам помочь мамы и папы, бабушки и дедушки! Почти в каждой семье есть свои особые семейные традиции. Некоторые из них передаются из поколения в поколение; есть те, которые появились недавно.

«Традиция»  - это (ответы детей)

«Традиция»  - переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее

Давайте попробуем назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «реликвия».

Реликвия – это (ответы детей)

….Итак, это, прежде всего, семейные фотографии, особо чтимые, дорогие вещи, оставшиеся после известных, уважаемых или дорогих вам людей. Вещи, с которыми связаны события, воспоминания, - и есть реликвия.

 Добрая память о родителях, дедушках, бабушках всегда переходила к их потомкам. Именно это заставляло большинство людей дорожить своим образцовым поведением, примером или поступками. Когда мы говорим о семейных реликвиях и традициях, мы видим фотографии родственников в доме на стене, бабушкино кольцо, которое передается из поколения в поколение, много других вещей. В каждой семье они свои. Я хочу предложить вашему вниманию рассказ о своей семейной реликвии.

Моей семейной реликвией являются старинные карманные часы. Эти часы передаются из поколения в поколение нашей семьи по линии моего отца.

Данные часы принадлежат моему дедушке Кирюхину Павлу Петровичу. Он работал на железной дороге машинистом. Мой папа Кирюхин Владимир Павлович был третьим ребёнком в семье. Часы для него являлись вещью, которая хранит светлую память об его отце. Ведь он был совсем маленьким мальчиком, когда не стало моего дедушки.

Они не кварцевые, они механические. Были изготовлены в Германии. Корпус у часов серебряный, стрелочки золотые, а циферблат фарфоровый.

Не смотря на то, что часы нерабочие, они для нашей семьи ценные. Эти часы – родные, близкие, памятные, волшебные, семейные, неприкасаемые.

Работа творческих групп

Ученики класса, готовясь к занятию, объединились в группы, каждая из которых имела отдельное задание (создание мини-проектов):

  1. я группа – представить семейную реликвию
  2. я группа - представить семейную традицию
  3. я группа - представить семейные фотографии

Учитель. Семейная реликвия - это невидимая нить, которая соединяет семью, это огонёк памяти, который согревает нашу душу. Мы делаемся добрее и чище, когда прикасаемся к реликвии. Она помогает нам чтить и любить свой род.

Ученик (ца)

У хозяев в каждом доме

Есть что-то такое, что всем дорогое.

О прошлом семьи расскажет оно,

О том, что в семье это было давно.

Семейной реликвией это зовётся,

И память о ней мы свято храним.

Чтоб в будущем все поколения наши

Могли бы гордиться предком своим!

1-я группа - представить семейную реликвию.

Беседа

Понравилась ли вам презентация? Почему?

Учитель. Прекрасным способом выражения уважения к семье, роду, предкам являются национальные обычаи и традиции.

Ученик (ца)

Наши семьи (и все это знают)

Ценностей много объединяет.

И очень любит русский народ

Традиции наши под Новый год.

9 мая всех нас сближает,

В бессмертном полку все семьи шагают

Традиции  - радость встречи несут,

Сближают, к патриотизму ведут.

2-я группа представляет семейные традиции.

Беседа

«Корни семьи – это ее традиции». «В той семье, где нет традиций, нет единства и будущего». Согласны ли вы с такими утверждениями?

Учитель. Семейный альбом — это как имя и фамилия: в нем содержится история семьи, рода и целых поколений. Семейный альбом – это

машина времени, переносящая в уже ушедшие времена. Он нам нужен, как связь времен — прошлого, настоящего и будущего. Давайте заглянем в семейные альбомы наших участников.

Ученик (ца)

 Альбом возьму, перелистаю,

В нём фотографий череда.

О днях ушедших вспоминаю

Что не вернутся никогда.

Иные снимки пожелтели,

Тех, кто на них, давно уж нет.

Но эти фото уцелели

И берегутся столько лет.

Вот лиц знакомых вереница

И тех с кем мало был знаком.

В альбоме каждая страница

Святая память о былом…

3-я группа представляет семейные фото.

Беседа

1.Можно ли считать фотографии семейными реликвиями? Почему?

2.Согласны ли вы с тем, что семейные фото – это больше, чем история одного рода, это часть нашей истории? Аргументируйте свой ответ.

Учитель. Память о своих предках – это естественная потребность человека придерживаться своей родословной, оберегая таким образом семейные реликвии, традиции, и передавать их по наследству следующим поколениям. Родители не только пытались передать своим детям в наследство навыки труда и поведения, но и оставить о самих себе добрую память.

Часть 3. Заключение

Метод «Микрофон»С помощью воображаемого микрофона дополните предложение: «В семье для меня самое ценное…».

Учитель. Семейные фотографии, реликвии, рассказы о традициях, которые передаются от поколения к поколению, - это больше, чем история одного рода, это часть нашей истории. Каждый из вас живет в своей семье, среди близких и дорогих людей. И от вас зависит, какой будет память о ваших родителях, дедушках и бабушках. Дорожите этой памятью, преумножайте ее своими добрыми делами, чтобы увековечить в родословной.

Приложение 1.

Памятка для презентации семейных традиций.

  1. Выберите традицию, которой придерживается ваша семья.
  2. Выясните, с какими событиями она связана, когда эта традиция появилась, почему она прижилась в семье.
  3. Выясните, есть ли фотографии или какие-то другие вещи, связанные с этой традицией.
  4. Каково ваше отношение к этой традиции.
  5. Оформите полученную информацию для выступления.

Памятка для проведения презентации семейных реликвий.

  1. Посоветуйтесь с родителями, какие домашние реликвии вы можете взять на урок.
  2. Выясните, что это за вещи, когда они появились в вашей семье, при каких обстоятельствах.
  3. Расспросите, почему к этим вещам в вашей семье особое отношение, в чем их ценность.
  4. Каково ваше отношение к этим вещам?
  5. Почему сохранение этих вещей в семье в дальнейшем является важным?
  6. Оформите полученную информацию для выступления.

Памятка для презентации семейных фото.

  1. Спросите родных, какие фото из семейных альбомов для них особенно дороги.
  2. Соберите информацию: кто изображен на фото, какое событие.
  3.  Попросите родных поделиться воспоминаниями о тех временах, когда было   сделано фото.
  4. Почему сохранение этих фото в семье в дальнейшем является важным?
  5. Оформите полученную информацию для выступления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего »

Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого....

План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"

Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...

Классный час:"Герои Отечества: прошлое и настоящее"

Классный час "Герои Отечества: прошлее и настоящее"  содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего  Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к истор...

Тест по окружающему миру по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога". Программа "Школа России" 4 класс....

ИЗ ПРОШЛОГО – В НАСТОЯЩЕЕ

Урок русского языка по УМК «Гармония» 3класс,  наблюдение за окончаниями глаголов настоящего времени, за их способностью передавать значения числа и лица; развивать речь учащихся....

Связь прошлого с настоящим

Презентация для 2 класса на урок окружающего мира....

Смоленский Собор. Прошлое и настоящее

Собор во имя Смоленской иконы Божьей матери расположен рядом с нашей школой и естественно дети начинают интересоваться, а кто его построил, а когда. С группой учащихся мы решили написать реферат в кот...