Доклад
занимательные факты

Кувандыкова Гузель Ринатовна

   « Оценка и отметка в современной образовательной системе»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Байназарово

муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан

 

    Тема:      « Оценка и отметка в современной образовательной системе»

                                                         Выполнила:   Кувандыкова Гузель Ринатовна,

                                               учитель начальных классов МОБУ СОШ д.Байназарово

                                                   

Оценка и отметка в современной образовательной системе

«Слова оценки — знамена, водруженные там, где было найдено новое блаженство... новое чувство».

Ф. Ницше

Есть такие педагогические темы, вокруг которых общественный шум никогда не утихает, ничего не меняя по существу. Школьные отметки — несомненно, из их числа. Нужны ли они? Какие критерии должны стоять за школьными отметками? В каком конкретно виде оценки  и отметки должны даваться ребенку? Эти и многие другие вопросы не теряют своей актуальности многие десятилетия.

«Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее»  (Б.Г. Ананьев)

«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А. Сухомлинский)

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель.

В начале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования закономерно возник вопрос о необходимости совершенствования существующей пятибалльной (в реальности 3-х бальной) системы отметок.

«Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса» (В.М. Полонский)

«Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными,  а с другой - насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Вот это - та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью от меток» (Ш.А. Амонашвили)

«Главные противоречия и недостатки сущствующей системы контроля и оценки учебной работы у учащихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены» (Л.М. Фридман)

Таков разброс мнений о школьной оценке в психолого-педагогической науке и школьной практике.

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

 В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся 'понимают   выявление   и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требования ми программы. В практике работы школы  используются  отметки  и оценки.  Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой  в российском образовании понимается оценка и наоборот.          

«Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в раз вернутом   оценочном   суждении,  выражается  в вербальной форме.

 «Оценка» - это процесс соотношения реальных результа тов с планируемыми целями.

«Оценка» может быть разнооб разной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.

Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний.

Оценка  должна   предшествовать отметке.  

Функции оценки:  обрат ная связь и подкрепление (поощрение).

Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школь ного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.

Отметка - это цифровое выражение знаний уча щихся, фиксирующее уровень их обученности,   выражается  в  баллах.

Отметка  выводится  из оценки.

Отме́тка (Оценка) в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.

Отметка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.

Немного истории

В школах России и стран СНГ приняты циферные отметки (чем выше — тем больше цифра). При этом в России существует пятибалльная система, унаследованная от СССР, на Украине — двенадцатибалльная, в Молдавии, Белоруссии и Латвии ввели 10-балльную шкалу. Как правило, в пятибалльной системе первая цифра (1) не использовалась и более распространена для оценки нижнего уровня знаний — 2. Кроме того, неофициальными оценками (в тетрадях, школьных дневниках), расширяющими имеющуюся пятибальную систему были + и — (например, 5+ означало наивысший возможный результат, однако в школьный журнал ставилась только 5).

При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций: "отлично" ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

"Хорошо" ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной-двух).

"Удовлетворительно" - за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

"Неудовлетворительно" - за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.

Проблема оценки знаний очень актуальна. Многие преподаватели к пятибалльной оценке прибавляют " + " или "-", получается как бы 10-балльная система. В качестве примера можно прибегнуть к следующей десятибалльной шкале:

1 - нет знания предмета,

2 - очень плохие знания,

3 - плохие знания,

4 - неудовлетворительные знания,

5 - малоудовлетворительные знания,

6 - удовлетворительные знания,

7 - недостаточно хорошие знания,

8 - хорошие знания,

9 - очень хорошие знания,

10 - отличные знания.

Такая система облегчила бы конкурсный отбор абитуриентов, а у студентов при ее применении повышается мотивация, появляется больше возможностей проявить себя как личность. Заслуживает внимания оценочная шкала в дореволюционных средних учебных заведениях и за рубежом. Так, например, в Мариинском институте благородных девиц существовала дифференциация четверки: хорошие знания, очень хорошие, весьма хорошие.

В Доминиканской Республике на курсах испанского языка применяется 100-балльная система.

С 2008 года в России был внедрен обязательный ЕГЭ (Единый государственный экзамен) для выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования (ПТУ, профессиональный лицей и др.), среднего профессионального образования (техникум, колледж и др.) и абитуриентов, поступающий в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. Для него была принята стобалльная система оценки.

В США принята буквенная система отметок (от лучшей A до худшей F), а также рейтинговая система. В Германии шестибалльная система имеет противоположное, по сравнению с Россией, направление оценивания (1 — лучшая оценка).

Учитель, ставя отметку в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегриро ванным показателем:

  • уровня учащегося относительно определенного эталона,
  • уровня учащегося относительно класса в целом,
  • уровня учащегося относительно себя самого в предшествующий пе риод.

На практике мы наблюдаем обратную картину: учи теля в начале ставят учащимся от метки и лишь затем комментируют их. Это не верно. Более того, ком ментарии   часто   носят   краткий, свернутый характер.

      Ведь смысл комментирования отметок, а если быть точным - оценочных сужде ний   учителя,   заключается,  

во-первых,  в указании на наиболее ти пичные ошибки в учебной работе ученика,

во-вторых, в стимулирова нии интереса к учению, открытии перспектив перед ним,

 в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с   выставляемой   ему  отметкой.

       Эффективность отметки возраста ет, если ученик внутренне согласен с ней. Ученик ведет оценку своих знаний (во время опроса, при вы полнении письменных, контрольных работ) параллельно с учителем. Как показывают исследования, учащие ся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учите ля не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем ре же он соглашается с учительской оценкой. Несов падение собственной оценки с учи тельской у средне - и слабоуспе вающих учащихся говорит о неадек ватности их самооценки, завышен ном представлении о собственных познавательных возможностях.

Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе ко торого учащиеся оспаривают справедливость отметки.

    Небезынтересной является

       Позиция педагога в ситуации не согласия ученика с учительской отметкой

  • таких ситуаций в  практике не возникает,
  •  предпочитают просто не реаги ровать на подобные высказыва ния учеников,
  • начинают убеждать ученика в неправомерности его высказы ваний.
  • сначала  проверяют свою точку зрения,  затем уточняют позицию ученика, дают возмож ность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке

Недостатки системы и ошибки учителей.

Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного  и субъективного характера, к последним  можно отнести - ошибки учителей.

Ос тановимся на этих недостатках

1) Традиционный контроль, 

Проводится главным образом в форме опроса, является выбо рочным и случайным:

  • про верке подвергаются лишь неко торые учащиеся, хорошо успевающих учащихся  опрашивают в три раза чаще, чем слабоуспевающих.

 «Успевающих школь ников учитель вызывает отвечать на уроке чаще, чем неуспевающих, даже в тех случаях, когда неус певающий школьник вызывается отвечать сам, выбор учителя чаще останавливается не на нем, а на его успевающем одно класснике» (Р.Берне).

 Такое отношение со стороны учителя имеет для слабоуспевающего школьника пе чальные последствия.

«Естест венно предположить,  что с течением времени неуспевающий учащийся привыкает к такому обращению и все реже поднимает руку, даже если он готов ответить на во просы, которые учитель ставит перед классом» (Р.Берне)

2) В момент опроса  создается нервно-напряжен ная обстановка, обусловленная боязнью отдельных учеников быть вызванными к доске. 

О пси хологическом состоянии учеников «со страхом ожидающих вопроса учителя, делаемого для того, чтобы против воли принуждать детей следить за преподавани ем», писал еще Л.Н. Толстой, создавший оригинальную систе му обучения в яснополянской школе, основанную на принципах свободного воспитания, исклю чающую всякое насилие и прину ждение, отвергающую контроль и оценку знаний учащихся.

3) Внешний контроль и оценка (со стороны учи теля) препятст вуют формированию самоконтроля и самооценки.

4)  Традиционные  формы контроля, не учитывают рацио нальность учебной деятельности учащихся:   приемы   и   способы, обеспечившие усвоение учебно го материала.

  Разные учащиеся ис пользуют   различные   способы усвоения  учебного  материала. Один ученик усваивает новый материал путем многократного повторения (механическое запо минание), а другой - используя рациональные (логические) приемы - составляет краткий или развернутый план изложе ния, выделяет основные мысли в тексте, проговаривает во внут реннем плане содержание пара графа и т.д.).

5)  На процесс оценивания знаний не влияет каче ство работы самого учителя. Это, возможно, связано с убежденно стью учителя в безупречности своей обучающей деятельности. Если учащиеся не овладевают знаниями  на должном уровне, рассуждает такой учитель, то это только   вина   самих  учащихся, следствие отсутствия у них инте реса и прилежания к учебному труду.

 Дока зано, что если у учителя в классе не успевают несколько учеников, то причину надо искать в самих учащихся; если же неуспеваю щими являются  много учеников, то причина скорее заключена в плохой   организации   процесса обучения, сложных взаимоотно шениях между педагогом и деть ми.

6) Учителя, (сами  не желая), предвзято (субъективно) относятся к раз личным учащимся.

 Субъективный подход к учащимся проявляется в частности в том, что одна и та же работа,   выполненная   разными учащимися, учителем оценивает ся с разностью в 2-3 балла. Этот недостаток генетически не зало жен в природе самой оценки, а является   следствием   ошибок учителей.

7)  Наличие различных объ ектов контроля и оценки:

  • факти ческий материал,
  • сформированность универсальных учебных действий,
  • способность переносить знания  в новые, нестандартные ситуации.

8) Контроль и оценка, не несут инфор мацию  о  потенциальных воз можностях учени ка,  его творческих способно стях, мышлении.

9)   Не  берутся во внимание   мотивы учения школьников.

Мотивы учения - сложное психологическое образование, и очень часто школьник сам не может ясно осознать тот мотив, который  лежит  в  основе  его учебной деятельности. Например: ученик блестяще ответил урок и полу чает заслуженную пятерку. В  большинстве случаев для учителя особого значения не имеет, какой побу дитель лежал в основе добросо вестного отношения ученика к учению - желание са моутвердиться, получить одоб рение со стороны учителя, одно классников или похвалу и награ ду от родителей.

10)  Оценивание знаний осуществляется по конечному результату, что  является показа телем качества учебного про цесса в школе.

Оценка знаний  в этом случае  отражает процент отлично ус певающих, хорошистов, слабоус певающих и плохо успевающих и является главным показателем работы учителя, школы в целом.

Оценка знаний по резуль татам вызывает определенные ложные установки и у учащихся: «Ориентация учителя только на знания, а не на процесс их приобретения порой приводит и самих учащихся к узкопраг матической  установке: полу чить правильный результат без освоения и анализа спо собов работы, с помощью ко торых этот результат может быть получен» (А.К. Маркова).

Предлагаем познакомиться с основными требованиями  «Системы оценивания знаний учащихся.

Основные требования

системы оценивания знаний учащихся:

1) Система оценивания  должна  давать воз можность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным ми нимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

2) Необходимо фиксировать  изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и  динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности.  Же лательно, чтобы фиксация данной информации была стантартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вер бальной.

3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации,  прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,

4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений  (рефлексия деятельности).

5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечи вать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, класс ным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллекти вом школы.

6)  Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.

7)  Система оценивания должна быть выстроена таким образом,  чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.

«Жить — значит оценивать», — сказал в свое время Ф. Ницше. Фраза многозначная, но одно из ее значений напрямую связано с обсуждаемой темой. Жить, действовать, включаться в активные, субъектные отношения с миром — значит постоянно оценивать то, что делаешь, и то, что происходит вокруг. Любое осмысленное действие предполагает его последующую оценку как минимум — самим автором, очень часто — окружающими.

Нормальное обучение, то есть обучение, существующее для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Другое дело, что совершенное ребенком действие должно быть оценено в полной мере — разнообразно и с различных сторон.

Оценка должна решать, как минимум, три важные задачи:

1.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Это первая задача. Ученик выполнил определенную учебную работу. Для того чтобы можно было поставить точку на этом этапе и перейти к следующему, необходимо оценить эту работу с точки зрения результата, самого процесса и субъективного состояния.

Если ребенок находится на такой стадии своего психологического развития, что является субъектом своей учебной деятельности, все эти оценки значимы для него, и он сам стремится их сформировать.

Если учеба отчуждена от ребенка, то есть он является объектом педагогических воздействий учителя, то учитель и формулирует ему все эти оценки. И очень важно, как он это делает.

Если учитель не заинтересован в том, чтобы ученик в результате всетаки присвоил учебный процесс, превратил его в собственную деятельность, он четко сформулирует оценку результата работы ученика и на этом остановится. В обратном случае учитель не будет давать оценки сам, но организует ситуацию так, чтобы ребенок сумел оценить свою учебную работу и с точки зрения результата, и с точки зрения процесса, и в субъективном, эмоциональном аспекте.

2.ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

Это вторая задача. Всесторонняя оценка позволяет развиваться и самому человеку, и его деятельности: стимулирует, дает возможность исправить совершенные ошибки, сделать работу более цельной и последовательной, увидеть личный смысл проделанного. Хорошая оценка — это старт для новой продуманной активности человека.

3. СРАВНЕНИЕ

Наконец, третья задача оценки — сравнение. Сравнение с самим собой, с эталоном, с конкретными людьми.

В данном случае человек помещает свое «Я» в разные системы координат и осуществляет сравнительную оценку своих достижений. Существующую систему школьного оценивания можно обвинить в явном социально-сравнительном уклоне, поэтому многие готовы удариться в другую крайность. Предлагается вообще отказаться от оценок, сравнивающих одного ученика с другим или с некоторым стандартом. Предлагается полностью перейти на другую систему: сравнивать ребенка с самим собой, отслеживать динамику его личных достижений. Я — за разнообразие сравнительных оценок.

С СОБОЙ И С ДРУГИМИ

Человеку очень трудно не сравнивать себя с другими. Так устроена созданная нами цивилизация, и в одночасье это не изменить. Да и нужно ли к этому стремиться? Да, личностный рост человека во многом обеспечивается тем, что человек стремится к постоянному продуктивному изменению, качественному и количественному наращиванию своих личных возможностей. И в этом ему может помочь сравнение с самим собой — вчерашним, позавчерашним и т.д.

Нужно всемерно развивать такую систему педагогической диагностики, которая позволяла бы ребенку оценивать себя с точки зрения динамики собственных достижений. («Вот столько ошибок на это правило у тебя было неделю назад. Вот столько их у тебя за эту неделю». Или: «Мы с тобой видим, что в течение всей четверти лучше всего дело у тебя обстояло с решением задач, хуже — с усвоением правил, еще хуже — с изложением теории»).

Итак, обучение не может быть безоценочным. Периодически оно может быть «безотметочным», но тогда нужно особенно тщательно продумывать форму трансляции ребенку внешних оценок его деятельности.

И в завершение темы — наставление У. Джеймса: «Желание ученика иметь сведения о своих успехах является нормальным конечным звеном в цепи его духовных функций... Поэтому знакомьте своих учеников с результатами их работ и с надеждами, которые они могут питать, и отступайте от этого правила только в отдельных случаях, когда вас останавливают какие-нибудь особые практические соображения».

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Один известный педагог писал: «Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения».

Оценивание, отметка оказывают огромное воздействие на ученика.

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок является (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Социально – психологическая служба проводила недавно опрос среди обучающихся 6-х и 9-х классов. Цель анкетирования: определить, насколько дети видят разницу между оценкой и отметкой.

Результаты анкетирования: большинство обучающихся 6-х классов (72,4%) и 86,6%  9-ков видят разницу между этими понятиями, подчеркивают их важность для человека.

Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому, что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой.

Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.

Отправляясь в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и поначалу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего-то любой человек стремится только при положительной оценке своей деятельности.

Ежегодные исследования школьной тревожности подтверждают, что она напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник, и двоечник. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх ситуации проверки знаний, страх в отношении с учителями, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. Очень часто ребенок, мыслящий нестандартно, сталкивается в школе с непониманием: «Тебе что, больше всех надо?», - говорят ему одноклассники; «Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую», - говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное - цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные - лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть,  внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного уровня. Но нельзя образовывать не воспитывая. Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей.

И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен. О чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? - об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? - отметки.

Оценивание – очень тонкий психологический момент. То, как тебя оценивают окружающие, понятно всем, даже малышам. Жесты, мимика, взгляды, наклоны и повороты корпуса – все без исключения чувствительны к ним, мгновенно реагируют на малейшие изменения.

Необходимо напоминать педагогам, что существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

  • При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе и глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
  • Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
  • Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную необходимо использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говорится хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность. Оценивается только действие, а не личность: не «Ты -  лентяй», а «Ты поленился сегодня».
  • Очень важно объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя обязательно получится», «Я верю в тебя» - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.
  • Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.
  • Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: «И я не хуже других!»
  • Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку!
  • Часто педагоги забывают  правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
  • Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Их травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы.
  • Еще одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять, как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: “Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме”.
  • Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).
  • Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя,  великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....