Рабочая программа "Азбука успеха"
рабочая программа

Рабочая программа "Азбука успеха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_azbuka_uspeha.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Холмовская средняя школа имени Героя Советского Союза

П.М. Михайлова»

Холм-Жирковского района Смоленской области

Рабочая программа

по выявлению и развитию способностей обучающихся

начальных классов

«Азбука успеха»

Выполнил

учитель начальных классов

высшей категории

Никитина Марина Николаевна

пгт. Холм-Жирковский, 2020 год

Пояснительная записка

Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.

Учитель, в свою очередь, должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. У одних детей есть художественные способности, у других – спортивные, кому-то дан дар слова, а у кого-то хорошо развиты математические способности. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению. Есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Способности – это совокупность индивидуальных особенностей людей, способствующих достижению успехов в творчестве, учебе, спорте и т.д.

Начальная школа – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.

Эффективность данной программы способствует активному участию детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах.

Целью программы является выявление, обучение, воспитание, развитие и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Задачами данной программы являются:

  • обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, интеллектуальном предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
  • адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
  • «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
  • учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
  • разработка системы диагностики одаренных детей.

Основными направлениями реализации программы являются:

  • создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми:
  • внедрение передовых образовательных технологий,
  • формирование банка данных по проблеме одаренности,
  • укрепление материально-технической базы.
  • методическое обеспечение работы с одаренными детьми:
  • повышение уровня профессионального мастерства педагога,
  • организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми,
  • мероприятия по работе с одаренными детьми:
  • участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня - школьного, окружного, городского, международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Реализация цели и задач программы основывается на принципах:

  • дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
  • максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности младшего школьника;
  • свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;
  • усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Предлагаемые формы работы с одаренными детьми:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
  • психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • создание детских портфолио.

Реализация программы по выявлению и развитию способностей обучающихся рассчитана на четыре года поэтапно:

1 этап - диагностико-организационный включает в себя:

  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
  • изучение контингента учащихся класса с целью выявления типов одаренных детей;
  • анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  • разработка программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

2 этап - организационно-практический, этап реализации – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

3 этап - рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап. На этом этапе проводится контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов. Предполагается провести:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  • мониторинг личных достижений учащихся;
  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Ожидаемые результаты программы:

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,
  3. Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  4. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Прогнозируемые результаты программы:

  1. Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях.
  2. Призовые места или дипломы в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.
  3. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
  4. Развитие творческого и логического мышления учащихся.

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

#1059;мение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Способность к рефлексии.

5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

6. Уровень коммуникативной культуры.

  • Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.
  • Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся»
  • Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.
  • Опросник субъектного отношения

одаренного ребенка к деятельности,

самому себе и окружающим.

  • Методика самооценки обучающегося «Как я вижу себя»
  • Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
  • Метод незаконченного предложения.
  • Тест «Исследование школьной мотивации»…

Удовлетворенность учащихся,

педагогов и родителей жизнедеяельностью одаренных детей в школе

#1059;довлетворенность педагога содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы.

2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

  • Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
  • Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.
  • Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность

одаренныхучащихся

1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

2. Участие обучающихсяв смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

  • Методики статистического анализа

данных, их динамика.

  • Методика «Карта одарённости»

Примерный план работы по выявлению и развитию способностей обучающихся

№ п/п

Мероприятия

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей.

Психологическая диагностика по выявлению одарённых детей.

Создание банка данных по одарённым детям.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

Дополнительные занятия обучающихся на платформах «Учи.ру» и «Яндекс. Учебник».

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «Пегас», «Золотое руно».

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 3-4 классов.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Подготовка учащихся к городским интеллектуальным конкурсам.

Участие в районном конкурсе Веб-проектов.

Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам конкурсов.

Участие в предметных неделях.

Контроль и организация сети занятий по интересам.

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

Анализ и корректировка результативности и выполнения этапов программы.

Педагогическая диагностика по выявлению одаренных детей по учебным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мой личный успех - в успехе моих учеников».Моя педагогическая философия.

Учитель! Сколько надо любви и огня, Чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая  успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...

Рабочая программа по математике УМК "Алгоритм успеха" (1 класс) ,авторы Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Федорова Л.И., Булычев В.А.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса  составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, требований к результатам освоения ОО...

Презентация на тему:"Успех порождает успех".

"Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться"...

От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех

Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...