Познавательно - речевое развитие
консультация (1 класс)

Загадки – неизменная составляющая многих занятий в детском саду. Педагоги активно используют их в работе с детьми. К сожалению, нередко из их уст приходится слышать вопросы такого рода: «Кто знает эту загадку?». Но задача педагога состоит не столько в том, чтобы научить разгадывать самые разные загадки и придумывать свои.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelno-rechevoe_razvitie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое развитие

Маленькая дверь в большой мир загадок.

Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Испытывает отгадывающего на сообразительность.

С древнейших времен загадки были своего рода поэтическим окошком, открывавшим ребенку окружающий мир с таких сторон, которые невидимы при поверхностном наблюдении. Загадки учили «смотреть в корень», видеть взаимосвязь всего сущего, находить схожее в различном и отличия в одинаковом. В загадках мир поэтизирован, предстает необычным, удивительным, наделенным душой, чувствующим, действующим, говорящим с человеком. Только слушай и учись понимать!

Загадки – неизменная составляющая многих занятий в детском саду. Педагоги активно используют их в работе с детьми. К сожалению, нередко из их уст приходится слышать вопросы такого рода: «Кто знает эту загадку?». Но задача педагога состоит не столько в том, чтобы научить разгадывать самые разные загадки и придумывать свои.

Работа, ограниченная только пересказом загадок и сообщением отгадок, не позволяет педагогам в полной  мере задействовать их развивающие возможности. Они действительно многогранны и велики. Как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.

Вместе с тем развивающий потенциал загадок определяется и заложенными в них возможностями, и формами работы с ними.


Дети и загадки

Загадки принято считать необходимым атрибутом дошкольного детства. Однако опытные педагоги и наблюдательные родители знают: «взаимоотношения» с  загадками у детей складываются непросто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется у них с отгадкой, а иногда ответ находится моментально, как бы без усилий. Вопросы о том, как дети догадались, ставят их в тупик. Они порой отвечают так: «Вдруг представили» или «Увидели (отгадку) в голове».

Это является следствием непредсказуемого сочетания свойств самой загадки и способностей ребенка. Срабатывает поистине загадочный механизм, объединяющий ресурсы образного мышления, воображения, аналитики, интуиции и опыта ребенка. Чтобы содействовать включению этого механизма, а также возникновению у ребенка ощущения загадочности и желания разгадать загадку, необходимо выразительные средства языка дополнять выразительными средствами голоса. Поэтому весьма важно правильно выбрать интонацию, тембр и громкость голоса, темп речи, верно расставить смысловые акценты.

От простого к сложному

Как же простроить работу по обучению детей разгадыванию загадок, если результат «встречи» конкретного ребенка с некой загадкой непредсказуем? Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь только на их восприятие детьми. Вместе с тем строение загадок дает принципиальную возможность распределить их по группам, внутри которых могут быть использованы единые способы разгадывания и виды работы с ними.

Можно выделить такие группы:

  1. загадки-описания, в которых приводятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действия;
  2. загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту;
  3. загадки, в которых описание дается через отрицание;
  4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки.
  5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки, построенные с использованием сравнений, метафор);
  6. загадки, отражающие изменение загаданного объекта со временем;
  7. загадки, имеющие несколько отгадок;
  8. загадки-шутки;
  9. загадки-задачи;
  10. рисунки-загадки и др.

Остановимся подробнее на первой группе загадок. Обучение составлению и анализу описаний является одним из важных разделов работы по развитию связной речи, а определенный уровень сформированности соответствующих умений – необходимая база для обучения детей разгадыванию и составлению загадок. В основу  описания, имеющего целью подробно и всесторонне охарактеризовать некий объект, явление, закладывается определенная схема. С задачей  выделения и систематизации представленных  в загадке элементов описания обычно лучше справляются дети, знакомые с логикой описания животных, растений, объектов неживой природы и рукотворного мира.

Чтобы разгадать загадку-описание, нужно выделить и перечислить признаки и действия загаданного объекта, собрать их воедино и пересказать загадку так, чтобы «разбросанные»  в ней элементы  описания сложились в единую картину - «портрет» отгадки.

На гвоздику он похож

С синей головою.

В поле ты его найдешь

И возьмешь с собою.

Не могу понять никак:

Говорят, что он – сорняк.

  • Сорняк, растущий в поле, похож на гвоздику синего цвета.

Прилетает  к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

  • Эта перелетная птица строит под окнами гнездо из глины и травы.

На первых порах детям можно задавать наводящие вопросы в соответствии со схемой составления описания: как вы думаете, в загадке речь идет о живом существе? О растении или животном? Что о нем говорится в загадке? Затем дети могут сами задавать друг другу подобные вопросы по прослушанным загадкам. Опыт грамотной формулировки вопросов, оперирования определенными категориями дети могут приобрести в игре «Пять вопросов». Водящий задумывает предмет или явление, остальные участники задают ему вопросы, которые помогут найти отгадку. По мере освоения правил и тактики игры число вопросов уменьшается.

Очень важно не упустить момент, когда дети уже готовы построить рассуждение и пересказ загадки без опоры на вопросы, и представить им возможность действовать самостоятельно.

Обычно детям намного проще выделить признаки и действия загаданного объекта, если в загадке нет сравнений, метафор, слов, используемых в переносном смысле, незнакомом детям. Настоящая загадка, прежде всего народная, предполагает как можно более хитроумное «запрятывание» отгадки, поэтому загадок, содержащих так называемое прямое описание, не так много. На начальных этапах работы по обучению разгадыванию загадок можно опираться на загадки-описания, создаваемые самими детьми, а также встречающиеся в художественных  и научно-популярных рассказах, сказках для детей (Н. Сладков. «С севера на юг»; В. Бианки. «Чьи это ноги?» и др.)

Вторая группа – загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета, традиционно признаются наиболее простыми. Опыт работы показывает: детям далеко не всегда удается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект. Помимо наводящих вопросов и пересказа эффективными могут стать игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД по познавательно-речевому развитию

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельностипо познавательно-речевому развитию во второй младшей группе...

КОНСПЕКТ НОД по познавательно-речевому развитию «Первоцветы»

Формирование представлений  детей о первоцветах.Проводится в подготовительной группе д/с...

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно- речевому развитию "Прогулка по городу"

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений...

Технологическая карта коррекционной непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Составление рассказа с опорой на собственный опыт"

Технологическая карта коррекционного занятия по развитию связной речи у детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС....

План-конспект коррекционной НОД по познавательно-речевому развитию. Составление рассказа с опорой на собственный опыт "Моя кукла".

Коррекционное занятие по развитию связной речи детей с ОВЗ 7-9 лет. Составление рассказа "Моя кукла" по коллективно составленному плану и опорным словам, опираясь на собственный опыт....

Консультация «Игры в познавательно-речевом развитии».

«Без игры нет, и не может быть полноценного                умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через кото...