Родительское собрание на тему "Воспитание патриотизма в семье, школе"
материал

Куравская Татьяна Николаевна

"Патриотическое воспитание"- основа формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 4 классе по теме:

«Воспитание патриотизма в семье, школе».

«Любовь к Родине начинается с семьи»

Ф. Бэкон

Цель: Расширение знаний родителей (законных представителей) о роли семьи в патриотическом воспитании детей, формировании чувства гордости за родную страну.

Задачи:

  1. расширить знания о роли семьи в гражданском воспитании.
  2. познакомить родителей с приемами и методами патриотического воспитания;
  3. организовать взаимодействие родителей и учителя в организации патриотического воспитания детей.

Форма проведения: «Круглый стол»

Учитель: Родительское собрание я хочу начать словами В.А. Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

Перед собранием вам была предложена анкета. Ее результаты показали, что главными приоритетами для вас является семья, здоровье и образование. Главным акцентом школы и семьи вы назвали сочетание обучения и воспитания. Результаты анкеты лишний раз подтвердили, что школа и семья должны многие вопросы решать вместе. Одним из них является патриотическое воспитание.

«Патриотическое воспитание – основа формирования личности».

Что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом? Условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «Любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс, нацеленный на воспитание патриота, гражданина своей страны. А каким должен быть патриот в настоящее время? Большинство людей считает, что патриотизм – это чувство любви к своей Родине, способность на смелые и героические поступки, ответственность за свой вклад в развитие своей страны и общества.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.

Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.

Большое внимание отводится экскурсионной деятельности. Хочу отметить, что именно посещения историко-краеведческого музея, памятников, где учащиеся возлагали цветы к обелискам, также цветы к обелиску возлагали и на территории села, готовили сообщения о своих родных, которые воевали или трудились в тылу в годы Великой Отечественной войны – все эти мероприятия вносят достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся, помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, малой родины, нации, России.

К празднованию Великой Победы прошло ряд классных часов, например:

« Войной, украденное детство», « Я помню, я – горжусь!» и другие. Уже стала традицией ежегодно принимать участие в шествии «Бессмертного полка» на территории села. Итогом всех мероприятий стала Всероссийская акция ко Дню Победы - встреча «Поезда победы», на которую дети пришли вместе с родителями, воочию увидели технику тех далеких военных лет, побывали внутри вагонов, увидели интерьер оборудованных санитарных вагонов, узнали из рассказов сопровождающих поезда, как под бомбежками врачи и медсестры спасали раненых бойцов.

Тема патриотизма - ныне важная тема для нашей страны, для россиян. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Родители должны понимать, если они не смогут воспитать у ребенка трепетного отношения к своей Родине, своему народу, культуре, истории, то уважительное и трепетное отношение ребенка к своим родителям, близким, данное нам от природы, тоже не сформируется. Умение видеть во всем окружающем частичку себя, своих мыслей, чувств, поступков – это начало патриотического воспитания.

Актуализация темы.

С родителями было проведено анкетирование (Приложение 1).

Результаты таковы: основная часть родителей имеют не четкое представление в формулировке патриотического воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель патриотического воспитания. Несколько человек ответили, что будут испытывать затруднения в составлении родословной. Но все родители единодушно ответили, что большую меру ответственности за патриотическое воспитание детей несут родители, а потом уже школа.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для родителей и сегодня у нас будет возможность более конкретно разобраться в данном вопросе.

Мотивация родителей.

- Так с чего же начать? Какие вопросы появляются, когда идет речь о патриотическом воспитании ваших детей?

Родители ставят вопросы, которые относятся к темам «воспитание», «патриотизм», «национальные ценности», «методы и формы работы», «цели воспитания» и т.п.

Родительский всеобуч.

Первая ступень формирования патриотизма:

Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

Вторая ступень патриотизма:

Идёт через воспитание любви к малой родине – городу, селу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства любви к малой родине нет и большого патриотизма.

Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания помочь другим людям, своей стране. С заботы о других начинается нравственная активность. У человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле, перед страной.

Третья ступень:

Формирования патриотизма: Воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.

Использование государственных символов в патриотическом воспитании детей – важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества.

Четвертая ступень:

ВОЙНА

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.

К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не задумываемся о том, совершаем мы патриотические поступки или нет, но мы должны помнить о том, что любовь к своей семье, к своей Родине, являются ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина.

Работа в группах.

Объединение родителей в группы по 3 – 4 человека.

1 задание.

Учитель: Каждой группе предлагаются бланки с утверждениями, которые Вы внимательно прочитайте, а затем в нужных, по вашему мнению, графах поставьте значок “галочка”. На работу отводится 3 – 5 минут (После окончания работы каждая группа высказывает групповое мнение по каждому утверждению). (Приложение 2)

2 задание.

Учитель: Групповая работа по бланку. Ответ на вопрос: «Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?». (Приложение 3)

Решение собрания (в виде рекомендаций):

#1054;бсудить материалы родительского собрания в семьях учеников класса. Для этого все родители получают памятки о воспитании патриотизма.

2. Вести работу по патриотическому воспитанию в семье согласно плану мероприятий.

Рефлексия.

Надеюсь, что собрание не прошло для Вас даром. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. Для вас я приготовила памятки (Приложение 4), прошу дома с ними ознакомиться и проводить со своими детьми больше мероприятий в семье, направленных на патриотическое воспитание.

(Приложение 1)

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание ребенка в семье и школе»

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе в рамках тематического контроля организации патриотического воспитания в школе. Анкета анонимная. Ваши ответы помогут нам проанализировать и спланировать работу с детьми по данному направлению.

1. Как Вы считаете, актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания детей?

да

нет

2. Какими качествами должны обладать взрослые, которые окружают детей, чтобы быть примером для воспитания у них чувства патриотизма?

Активная гражданская позиция

Бескорыстие

Любовь и привязанность к Родине

Толерантность

Готовность к самопожертвованию

Чувство долга

3. На Ваш взгляд, Вы обладаете данными качествами?

Да

Нет

Частично

4. Какие, по Вашему мнению, задачи нужно решать в рамках патриотического воспитания младших школьников?

Формировать у детей гражданско-патриотическое отношение и чувство сопричастности: к своей семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа

Воспитывать чувство собственного достоинства как представителей своего народа

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей

Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, родной край

5. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за патриотическое воспитание детей?

Родители

Общество

Педагоги

Все в целом

СМИ

6. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, памятными датами?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

7. Вы хорошо знаете город, в котором живете и работаете (историю его возникновения, достопримечательности, известных земляков и т. д.)?
Оцените свои знания по 5-балльной шкале:

1

2

3

4

5

8. Беседуете ли Вы с ребенком на нравственно-патриотические темы, читаете ли художественные произведения, посещаете ли музеи и тематические мероприятия?

Да

Нет

Иногда

9. Знаете ли Вы родословную своей семьи и знакомите ли с ней ребенка?

Да

Нет

10. К каким семейным традициям Вы приобщаете детей?

Уважение к старшим и родителям

Рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них

Изучение происхождения родословной своей семьи

Совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т. д.)

Совместный активный отдых (отпуск, экскурсии, походы и пр.);

Другое

11. Хотели бы Вы получать рекомендации педагогов по вопросам патриотического воспитания ребенка в семье?

Да

Нет

Не знаю

12. Как Вы считаете, на каком уровне школа организует работу по патриотическому воспитанию детей? Оцените ее по 5-балльной шкале:

1

2

3

4

5

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2.

  1. Патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

  1. Патриотизм – почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей родины, любовь и забота о данной территории, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни.

  1. Патриотизм – уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель этого – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства.

  1. Патриотизм – делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников.

  1. Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину, и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.

  1. Настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

  1. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.

Приложение 3.

Вопрос: Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?

Если да, то как?

Приложение 4

Памятка для родителей


1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Посещайте с ребёнком историко-краеведческий музей города, памятники известным личностям области, обращайте внимание на мемориальные доски на домах, в которых жили люди, заслужившие своим трудом звание – почетного гражданина.

5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, села.

6. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего села.

7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

8. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

9. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
10. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших Россию, область, район, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе по теме "Школа - дом - одна семья"

Первое родительское собрание - встреча с родителями первоклассников.  •Цели:создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родител...

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

Тематическое родительское собрание «Домашние задания обучающихся в начальной школе. Отношения семьи и школы».

Домашняя учебная работа– это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Пригото...

Тематическое родительское собрание как средство эффективного взаимодействия семьи и школы.

собрание проводится с родителями будущих  первоклассников. О взаимосвязи семьи и школы....

Тематическое родительское собрание как средство эффективного взаимодействия семьи и школы

Общие принципы  и темы проведения родительских собраний в начальной школе....