Тематическое родительское собрание как средство эффективного взаимодействия семьи и школы
статья

Пчичетль Светлана Хазретовна

Общие принципы  и темы проведения родительских собраний в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_roditelskoe_sobranie_kak_sredstvo.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

          Тематическое родительское собрание как средство эффективного взаимодействия семьи и школы.

                    Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.

                                                                                                          Д.И.Писарев.

      Эффективность воспитания и обучения ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи принадлежит нам, педагогам. Мы являемся специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее к сотрудничеству. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей». Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Наша задача – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально - благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.                                                                                          На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Я придерживаюсь мнения В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться»,- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике,- все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».                                                                                                                          Я считаю очень важным, чтобы в начальной школе у ребенка не угасло  желание быть хорошим, а у матери не ожесточилось сердце. На мой взгляд, учителя ждет успех и в воспитании, и в обучении только тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители твердо уверены, что их ребенок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим такой, какой он есть.                        Основа нашей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребенка. И именно в начальной школе особенно важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. С первых дней знакомства с родителями я стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь родителей к нему. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Ребенок должен быть уверен в том, что его кто-то очень-очень любит; такая любовь создает у маленького человека чувство защищенности, душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от невзгод. При этом ребенок активно постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, нежность, ласка, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решать многие сложные проблемы. Сердечность, чуткость, отзывчивость - этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений. Эти отношения я стараюсь заложить еще весной, при первой встрече с родителями будущих первоклассников. Именно в это время, за полгода до учебы, начинаю изучение ребят, провожу первое родительское собрание « Готов ли ваш ребенок к школе». Намечаем с родителями работу по преодолению тех или иных слабых сторон развития у ребенка.                                                                                                                                  В сентябре собираю родительское собрание, на котором знакомлю родителей с возрастными особенностями детей, своим видением воспитания и образования. На этом собрании прошу родителей заполнить анкеты, где, помимо традиционных сведений, надо указать, чем ребенок любит заниматься в свободное время, какие игры предпочитает, как малыш ведет себя в детском коллективе, какие обязанности имеет дома, кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка и т. п. Затем вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на год, выписывая на доске темы родительских собраний. В 1 классе предлагаю примерно такие темы: « Вы и ваш ребенок впервые идете в школу», «Особенности физического и психологического развития детей 6,5-7лет. Трудности адаптации», « Особенности памяти и внимания младших школьников»,          « Телевизор, компьютер и дети»,…Так и в остальных классах, с учетом пожеланий родителей и возрастных особенностей  детей, планирую тематические собрания.                

        2 класс.

1.Роль книги в развитии ребенка.                                                                                   2.Поощрение и наказание в семье.                                                                                   3.Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.                              4.Ребенок с точки зрения астрологии.                                                                                  

                                3 класс.

1.Чтобы учение было в радость.                                                                                             2.Почему они такие разные. Об особенностях темперамента и характера младших школьников.                                                                                                             3.Мой ребенок становится трудным.                                                                               4.Учите детей вежливости.                                                                                                  

                               4 класс.

1.Защитим права детей.                                                                                                         2.Ваш ребенок стал плохо учиться.                                                                                         3.Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.                                                                                                         4.Разговор на трудную тему. Профилактика вредных привычек у младших школьников.

       Организуя родительские собрания, придерживаюсь следующих принципов: родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей; тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей; собрание должно носить как теоретический, так и практический характер ( разбор ситуаций, тренинги, дискуссии); общаться с родителями, давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него; родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность; каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.                                                                                        Каждое родительское собрание требует от учителя ( от классного руководителя) тщательной подготовки, создания своего рода « сценария» программы для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности при активном участии родителей.                                                                                    Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного пространства, часто руководствуюсь выражением: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». А этих домов у них теперь два - значит мы, учителя и родители,  должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях.

   

                                                                                                                                                         

                              Использованная литература.

1.Методическое пособие с электронным приложением « Мастер – класс учителя начальной школы»,-2-е изд., стереотип.- М.: Планета, 2011.                      2.Яценко И. Ф. Родительские собрания. Москва. Издательство «ВАКО». 2008.   3. Ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник как средство эффективного взаимодействия семьи и школы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся

Выступление на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Десятые Чередовские чтения»....

Педсовет "Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы"

Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.Задачи: Проанализировать систему работы с родителями.Вы...

Педагогический проект« Формы и методы эффективного взаимодействия семьи и школы в аспекте ФГОС»

Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя, особенно начинающего. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Учитель долже...

Тематическое родительское собрание как средство эффективного взаимодействия семьи и школы.

собрание проводится с родителями будущих  первоклассников. О взаимосвязи семьи и школы....

Родительское собрание по теме: «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы в учебно-воспитательном процессе»

Родитель и учитель связаны, то есть должны   взаимодействовать. Что мы должны предпринимать, чтобы помочь друг другу в обучении и воспитании детей?  Чтобы легче ответить на вопрос, пред...