Как привлечь родителей в школу
статья (2 класс)

В настоящее время родители осваивают науку родительского мастерства сами, часто методом проб и ошибок. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе конструктивных способов воспитания. Поэтому вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении родительским мастерством являются актуальными, т.к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_privlech_roditeley_v_shkolu.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего, люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

Антон Макаренко

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ образовательными учреждениями. В основе ФГОС лежат Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая представляет собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации, и в первую очередь с семьей.

Несомненно, партнерами в воспитании ребенка являются семья и школа. Конечно, семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Где ребенок получает зачатки духовного и физического развития? Где формируются элементарные навыки и умения? Где ребенку прививаются первые критерии оценки добра и зла, истины и лжи? Конечно, в семье. Ведь именно родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу. В настоящее время родители осваивают науку родительского мастерства сами, часто методом проб и ошибок. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе конструктивных способов воспитания. Поэтому вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении родительским мастерством являются актуальными, т.к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы.

Вечная проблема, стоящая перед нами: как привлечь родителей в школу? Как создать такие условия, чтобы им захотелось сотрудничать с нами, посещать родительские собрания? Как сделать так чтобы общение не вызывало негативных эмоций, а приносило пользу?

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности школы и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. (Привлекать родителей к жизни и проблемам класса)
  • Объединить усилия семьи и школы для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов школы.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса нужно вовлекать их во внеурочную деятельность. И поэтому мы стараемся привлечь родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка. Чаще всего – это спортивные, конкурсно- игровые программы с участием взрослых и детей.

Работа с родителями это кропотливый труд. Родители имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Единство родителей, учащихся и педагогов помогает в решении разных проблем: в ситуации, когда все участники воспитательного процесса ставят перед собой единую цель. Цель одна, а путей достижения её много. Ведь сколько людей, столько разных мнений. Взаимодействие с родителями позволяет сделать их участниками учебного и воспитательного процесса, включить в общую сферу интересов детей и родителей. А достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития решается в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей.
  • вовлечение родителей в деятельность.
  • совместная работа по обмену опытом.

В школе мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и школа взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что школьник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между школой и семьёй.

Мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:

  • нетрадиционные формы организации родительских собраний,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  • совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
  • участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  • организация совместной трудовой деятельности,
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  • консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в школе. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

Взаимодействие школы с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:

  • Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста.), а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
  • Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
  • Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь школы. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
  • Организация и проведение дней открытых дверей;
  • туристические походы, прогулки-экскурсии с родителями;
  • в конце года с участием родителей проводим творческий отчет по итогам года.

Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. У взрослых появляется возможность заинтересовать ребёнка личным примером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, который собрали. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание и забота об окружающих и близких им людей. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:

  • уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
  • разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям, фотовыставки;
  • Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
  • Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками учителя, создана атмосфера взаимоуважения.

Об эффективности, проводимой в образовательном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с учителем и специалистами;
  • совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
  • размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.

Задача классного руководителя из родителей «зрителей и наблюдателей» сделать активных участников процесса образования и воспитания.

Важным шагом в работе с родителями было привлечение их к организации внеурочной деятельности учащихся, внеклассных мероприятий. Совместная досуговая деятельность направлена на формирование эмоциональной сферы ребёнка и содействует гармонизации семейных отношений. Она включает в себя проведение праздников, концертов, конкурсов, соревнований силами родителей или при участии родителей.

Значимость вовлечения родителей во внеурочную деятельность класса очень высока.

  • Во-первых, участие родителей способствует сближению родителя и ребёнка. Они вместе думают, строят, творят. Они находят общий язык.
  • Во-вторых, все мероприятия дают родителю информацию к размышлению.
  • В-третьих, совместная деятельность родителей и учащихся создаёт в классе атмосферу сотрудничества и сотворчества, атмосферу добра и понимания.
  • И последнее, самое главное, что участие родителей во внеурочной деятельности класса создаёт позитивное отношение к школе в целом, формирует убеждение, что школа, в котором учится ребёнок, является благотворной и необходимой средой для его развития. И тогда учитель, и родитель при решении проблем образования и воспитания ребенка становятся настоящими союзниками, что является основой успешной воспитательной деятельности.

Это направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

И в заключении хочу сказать: ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Главными в построение отношений семья-школа должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. А этого можно добиться, не останавливаясь на месте, путем проб и ошибок. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Помните, даже в самой современной школе, не отстающей от прогресса и использующей самые передовые технологии, главными должны оставаться гармоничные, уважительные отношения между педагогами и семьей. Именно от нас зависит, кем вырастут наши дети, и какое их ждет будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Наши родители – выпускники школы, в которой теперь учимся мы» (посвящено 20-тилетию школы)

Если  вашей школе  предстоит отметить юбилей, то я  предлагаю свою идею, в которой участвуют ученики начальных классов, чьи родители учились и были выпускниками этой же школы....

"ХОЧУ В ШКОЛУ ". ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ О ШКОЛЕ.

31 августаВолнуются мама, и папа, и я, Весь вечер волнуется наша семья. Давно всё готово – и форма, и бант. И чудо-цветы украшают сервант. А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» – И снова на...

Взаимодействие родителей и школы в рамках ФГОС или Вовлечение родителей в духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности огромна и только совместная работа с родителями даёт ощутимые результаты. Ребёнок опирается на два крыла, на учителя и на родителей.Я с ...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Методические рекомендации для родителей "Памятка для родителей начальной школы"

Методические рекомендации для родителей  "Памятка для родителей начальной школы"...