Технологическая карта внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс Тема занятия Затруднение – мой помощник в учении
план-конспект занятия (1 класс)

Ершова Анна Александровна

Планируемые результаты:

Личностные: учить проводить самооценку деятельности

Познавательные: понимать значимость затруднений в учебном процессе

Цели: 

1. Сформировать представление о необходимости затруднений в учебной деятельности.

2. Сформулировать простейшие вспомогательные приёмы в учебной деятельности с затруднениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Школа 104

Учитель: Моцная Н.В

Оценка за проведение: _

Студенты: Ершова Анна, Антипенко Валерия

Методист: Гарбуз О.А

Подпись:_

Конспект внеурочной деятельности

Курс «Мир деятельности»

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная

Класс / возраст детей: 1В / 7-8

Тема: «Затруднение – мой помощник в учении»

Планируемые результаты:

Личностные: учить проводить самооценку деятельности

Познавательные: понимать значимость затруднений в учебном процессе

Цели: 

1. Сформировать представление о необходимости затруднений в учебной деятельности.

2. Сформулировать простейшие вспомогательные приёмы в учебной деятельности с затруднениями.

Форма проведения: кружок

Дата проведения: 19.10.2022

Челябинск, 2022

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

Мотивирует обучающихся на работу

- Здравствуйте, ребята, сегодня вы продолжите узнавать, что нужно ученику, чтобы успешно учиться.

– Вспомните, какое новое знание вы открывали на прошлом уроке?

– Давайте оценим своё умение применять это знание. Посмотрите на «Лесенку успеха» по предыдущей теме и поставьте себя с правой стороны «УМЕЮ» на нужную ступеньку. Как высоко, каждый решит сам.

– Какие результаты у вас получились?

– Сегодня на уроке вам предстоит открыть очень важное и неожиданное для вас правило, которое помогает не только в учении, но и в жизни!

– Желаю вам удачи!

Отвечают на вопросы учителя

- Как научиться быть внимательным.

Делают общий вывод и фиксируют его в учебном пособии на «Лесенке успеха» по предыдущей теме.

 

К: проявлять готовность, выполнять поручения.

Слайд 2

Актуализация знаний, введение в ситуацию

-А вы знаете, что во все времена ценилось больше денег и сокровищ?

– Мудрецы всего мира веками хранили эту тайну. Давайте её раскроем!

– Для этого надо подумать и ответить на вопрос: что ученик сам открывает на уроке?

– Догадались? Это новое ЗНАНИЕ.

– А теперь попробуйте разгадать новое слово. Оно обозначает помощника в учении.

– Никто не догадался? Наш друг Смайлик спешит вам на помощь. Он подготовил для вас подсказку. Прочитайте её.

«ЗАТРУДНЕНИЕ в ученье

К новым знаниям ведёт.

Кто дорогу сам осилит,

Непременно их найдёт!»

– Ребята, в подсказке, которую вы прочитали, есть слово «осилит». Как вы понимаете, что значит это слово?

– А вы как думаете, влияет ли на результат то, как ведёт себя человек, встретив затруднение?

-Почему?

– Конечно, открыть новые знания и достигнуть результата сможет лишь тот, кто правильно относится к затруднениям.

Организует задание на пробное действие

– Хотите сделать затруднение своим помощником в учении?

– Тогда объясните, как должен вести себя ученик, когда встретится с затруднением. Я предлагаю вам варианты ответов. Выберите верные ответы и запишите их номера:

1) расстроиться

2) относиться спокойно

3) спрятаться

4) испугаться

-А правильными были ваши ответы или нет узнаем к концу занятия.

Выявление причины затруднения

– Теперь вам пора определить причину трудности — чего вы не знаете. На какой вопрос вам надо ответить?

– Почему же вы не смогли на него точно ответить быстро и однозначно?

– Молодцы! Вы поняли, что вы не знаете.

Построение проекта выхода из затруднения

– Значит, что вы должны сегодня сами узнать? Поставьте перед собой цель.  

– Важно, что каждому из вас, как и всем настоящим ученикам, это знание поможет успешно учиться. Поэтому тема нашего урока будет звучать так: «Затруднение — мой помощник в учении».

Учитель открывает тему на доске.

Реализация построенного проекта

– С затруднениями сталкиваются не только ученики, но и люди самых разных профессий, умеющие добиваться успеха и получать новый результат.

Учитель по ходу рассказа последовательно выставляет изображения мореплавателя, альпиниста, космонавта

– Посмотрите, кто пришёл к нам в гости, чтобы помочь вам сделать своё открытие. Узнали их?

– Вам необходимо узнать секреты наших гостей. Они помогут вам открыть и объяснить, как должен вести себя ученик, встретившись с затруднением.

Учитель обращает внимание на доску, где размещены варианты ответов на пробное действие.

На выполнение задания отводится 1 минута.

1:

Мореплаватель: «Чтоб невиданные земли посмотреть, надо смело затрудненья одолеть!»

2:

Альпинист: «Чтоб на горные вершины подниматься, надо смело с затрудненьями справляться!»

3:

Космонавт: «Я с затрудненьями справляюсь, до звёзд далёких добираюсь!»

– Какой секрет поведал мореплаватель?

– Альпинист так же считает?

– Что рассказал космонавт?

– Оказывается, всегда в мире ценились люди, которые открывали что-то новое для себя и для других. Для достижения своего результата они преодолевали многие трудности. Представьте, что было бы, если бы не было трудностей и люди не ставили бы перед собой новые задачи.

– Итак, какой же вывод вы можете сделать?

– Мы часто можем наблюдать в жизни, как люди, столкнувшись с затруднениями, боятся их, расстраиваются. Как вы считаете, если альпинист расстроится и заплачет, поможет это ему взобраться на вершину?

– А если он испугается и спрячется?

– А если мореплаватель или космонавт, испугавшись трудностей, решит не отправляться в своё путешествие, узнает он новое?

– Смогут ли они преодолеть своё затруднение, если будут расстраиваться и убегут?

– Тогда подумайте, какой самый правильный вариант поведения для ученика при встрече с затруднением: расстроиться, относиться спокойно, спрятаться или испугаться?

– Вы молодцы! Вы смогли понять секреты успеха в преодолении затруднений.

Динамическая пауза.

Упражнение 1: Массаж мочек ушей. Обеими руками щипковыми движениями массировать мочку снизу вверх. Упражнение повторяется 2 раза. На третий раз нужно ладошками растереть всю ушную раковину.

Упражнение 2: Указательным пальцем правой руки найти точку под носом над верхней губой. Выполнять массирование точки в течение 20–30 секунд.

Упражнение 3: Закрыть глаза на 5–10 секунд, потом открыть. Упражнение повторяется 3 раза.

– Мы можем теперь открыть название и первое правило.

– Расскажите, как вы обычно действуете, когда встречаетесь с трудностями.

– Вы знаете поговорку: «Глаза боятся, а руки делают»? Как вы её понимаете?

– А чьи это слова: «Спокойствие, только спокойствие»?

– Правильно, так говорил Карлсон из сказки «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

Мы можем использовать его слова, когда встречаемся с затруднениями.

– Я предлагаю вам приёмы, которые помогут спокойно отнестись к затруднению.

Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся находят

ключевое слово — «ЗАТРУДНЕНИЕ».

-Да

-Как должен вести себя ученик, когда встретится с затруднением.

- Мы не знаем точно, как должен вести себя ученик, когда встретится с затруднением.

-Мы должны сами узнать, как должен вести себя ученик, когда встретится с затруднением.

 

-Это — альпинист, покоряющий вершины; мореплаватель, узнающий тайны морей и океанов; космонавт, открывающий новые знания о Космосе.

-Затруднение ведёт к новым знаниям, надо не бояться их, а смело преодолевать.

-Тогда ни один мореплаватель не открыл бы новые земли, никто не смог бы покорить вершины гор и полететь в космос…

- Без затруднений не бывает открытия нового.

-Он не сможет преодолеть его, взобраться на гору.

-Нет.

-Нет.

-Относиться спокойно.

Отвечают на вопросы учителя

-Надо спокойно отнестись к затруднению, начинать делать — и тогда всё получится.

- Карлсона.

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

П: ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.           

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П: прогнозировать возможное развитие процессов.

3 слайд

Анимация 1

Анимация 2

Анимация 3

Анимация 4

Анимация 5

4 слайд

Анимация 1-4

Слайд 5

Анимация 1–3

Слайд 6

Анимация 1

Слайд 7

Основной

Организует знакомство с приёмами сохранения спокойствия:

1. Улыбнуться.

– Покажите, как вы это делаете.

2. Пожелать себе и друг другу успеха: девиз, призыв, речёвка.

– Например, сказать себе: «У меня всё получится!»

– Теперь мы можем дополнить наш эталон: «Улыбнись и пожелай успеха», и это поможет достичь цели.

– Кто может по эталону рассказать о новом знании, которое вы открыли на уроке?

– Вы все молодцы! Теперь у вас есть ценное знание о том, что затруднение — ваш помощник, который позволяет, если к нему правильно относиться, стать умнее и сильнее. Особенно в учении, когда нужно узнавать много нового!

– Молодцы! Вы достигли цели и узнали секрет!

Первичное закрепление

– Что теперь нужно сделать?

– Сейчас вы послушаете истории учеников и определите, правильно ли они относятся к затруднению. Если вы с ними согласны, поднимите руку.

Учитель зачитывает тексты, которые иллюстрируют  .

1-я история

«Ох, уж мне эти задачи. Задали вчера задачу про яблоки. А она у меня не получается. Не знаю, что делать… Скажу учительнице, что голова болела, поэтому не решил задачу».

– С каким затруднением встретился ученик?

– Он понимает, для чего это затруднение ему важно преодолеть?

– Расскажите, как нужно поступить правильно и зачем?

– Какого качества не хватает этому ученику?

– Как бы в такой ситуации поступили вы?

2-я история

– Мама! Мне надо уроки делать.

– Делай!

– А я не могу решить эту задачу!

– Тогда не решай!

– Ага, а завтра что я учительнице скажу? Ну помоги мне!

– Тогда так и скажи, что не смог сделать сам!

– Нет, я лучше попробую! Как мы на уроке говорили: «Спокойствие, только спокойствие…»

- Вот и молодец! А если будет нужно, я тебе помогу.

– Да эта задача, в общем, лёгкая. Здесь надо найти часть. У меня всё получилось!

– Хорошо, сынок, ты всё правильно сделал!

– Расскажите, как выполнял задание этот ученик.

– Чему он научился?

3-я история

Возможна инсценировка от первого лица.

«На уроке русского языка я никак не могла запомнить новое правило. Сначала я очень рас-

строилась. Потом успокоилась, улыбнулась и приступила к выполнению задания. В результате

я поняла правило, и у меня всё получилось».

– Права ли ученица?

– Чем вы это можете подтвердить?

Самостоятельная работа с самопроверкой

– Вы потренировались, теперь настало время проверить, как вы самостоятельно сможете применять новое знание о том, как относиться к затруднению. Я буду зачитывать ситуации, а вы должны определить, правильно ученик относится к затруднению или нет.

– Если правильно, то рядом с нужной цифрой вы ставите «+», если нет «–».

Ситуация 1. «Кирилл хотел научиться складывать из бумаги самолёт. Он долго пытался это сделать, но у него ничего не получалось. Кирюша разозлился, выбросил листок и пошел гулять».

Ситуация 2. «Первоклассники на уроке труда учились делать панно. Все делали поделки сами, даже если не получалось. Ребята работали дружно, подбадривая друг друга. Всем очень хотелось научиться делать такое красивое панно и подарить его маме».

Ситуация 3. «Оксана не знала, как решить задачу. Она расстроилась и стала плакать».

Самостоятельная работа проверяется фронтально по образцу:

– Объясните свои варианты ответов те ребята, у кого ответы не совпали с образцом.

– Если не все ответы у вас совпали, поставьте себе «?», а если ответы совпали все, то «+».

 Включение в систему знаний

– Что нового сегодня вы узнали на уроке?

– Для кого новое знание, открытое сегодня на уроке, очень важно?

– А где, кроме школы, вы сталкиваетесь с затруднениями?

– Как обычно вы относились к ситуациям затруднения?

– Как вы теперь будете к ним относиться?

– Это знание пригодится вам не только в учёбе, но и в жизни, на работе, когда вы станете взрослыми.

– Итак, сделаем вывод: «Затруднения часто всречаются в жизни и в любой работе. Преодолевая затруднение, люди в результате открывают для себя новое, важное и интересное знание, учатся делать что-то новое».

Слушают учителя.

-Потренироваться.

Отвечают на вопросы учителя

-Нет.

- Настроиться, постараться решить задачу самому или попросить помощи, чтобы приобрести знание и умение решать такие задачи.

- Активности.

-Он сначала не мог сделать сам задание, у него возникло затруднение, потом он себя успокоил и справился с работой.

-Самостоятельно решать задачи на нахождение части.

-Да, права.

- Она встретила затруднение, вовремя успокоилась, поэтому получила хороший результат.

Учащиеся выполняют задание № 1 в учебном пособии

Осуществляют само проверку по образцу.

- Мы узнали о затруднении и о том, как к нему надо относиться.

- При занятиях спортом, в секциях, музыкальной школе, при домашних делах…

- Спокойно.

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Анимация 1

Слайды 8–10

Cлайд 11

Анимация 1

Анимация 2–4

Рефлексия

Подводит итоги.

- А наш урок подходит к концу. Какое новое знание вы сегодня открыли?

– Что на уроке вам понравилось больше всего?

– Что самое важное вы расскажете дома родителям?

– А теперь оцените свою работу.

-Кто совсем не понял новую тему, поставит себя на «Лесенке успеха» на нижнюю ступеньку

– У кого остались сомнения — на вторую ступеньку

– А кто считает, что точно знает, как надо относиться к затруднению, поставит себя на «Лесенке успеха» выше второй ступеньки — насколько выше, каждый решит сам

– Все молодцы! А тем, кто не испугался и поставил себя на нижнюю или вторую ступеньку, особенная благодарность за честность и смелость. Вы теперь знаете, над чем вам надо поработать, и обязательно преодолеете своё затруднение. Для этого дома ещё повторите изученный материал и запишите под звёздочкой свой способ, как преодолевать затруднения

Каждому ученику выдаются наклейки и эталон к уроку 8. Дома по желанию предлагается подумать и закончить предложение на стр. 19 учебного пособия: «Что тебе помогает справиться

с затруднением?».

-Мы узнали, что открытие нового не бывает без затруднений, и относиться к затруднению надо спокойно, не бояться преодолевать трудности.

Ученики работают с левой половиной лесенки «ЗНАЮ»

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Слайд 12

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...

Технологическая карта урока математики 4 класс, тема "Задачи на движение.Нахождение времени". УМК "Начальная школа XXI века".

Данная технологическая карта урока разработанна по требованиям ФГОС. В ней отражается технология проблемного обучения....

Технологическая карта урока математики 2 класс Тема : ,,Умножение\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Познакомить детей с понятием умножение. Раскрыть смысл действия умножения. Познакомить детей со знаком и записью действия умножения. Развивать умение решать текстовые задачи. Продолжать пропедевтическ...

Технологическая карта внеурочной деятельности "Здоровей-ка" Тема" Почему мы не слушаемся родителей?" 3 класс

Технологическая карта внеурочной деятельности "Здоровей-ка" Тема" Почему мы не слушаемся родителей?" 3 класс...

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...