"Как играть с гиперактивными детьми"
картотека

Игры и упражнения для коррекции гиперактивности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._kak_igrat_s_giperaktivnymi_detmi.odt29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Как играть с гиперактивными детьми.

Игра "Запрещенное движение"

Описание игры: подвижная игра, развивающая координацию, внимательность, память.

Правила игры:

1) Воспитатель или ведущий становится в центр зала, площадки. Дети выстраиваются в колонну друг за другом.

2) Перед началом игры выбирается одно «запрещенное движение», например, «прыжок» или «руки вверх», несколько раз демонстрируется детям.

3) Дети ходят по кругу и повторяют движения, которые им показывает ведущий. Задача детей не повторить именно «запрещенное движение».

4) Если ребенок сделал «запрещенное движение», он становится в конец колонны.

5) Тем самым более внимательные дети-победители останутся в начале колонны.

Совет: Время от времени можно менять «запрещенное движение», таким образом, усложняя игру.

Игра «Передай мяч» позволяет быстро находить контакт с любым человеком, ведь такая способность есть не у каждого. Игра также научит быстро решать нестандартные задачи.

Цель: Формирование навыка быстрого сближения с людьми, налаживания вербального и невербального контакта, раскрепощение участников.

Реквизиты: мячик небольшого размера (можно использовать теннисный, но лучше иметь красивый авторский мячик)

Тайминг - От двух до пяти минут

Количество участников - любое, но при большом количестве (свыше 8) игроки делятся на подгруппы

Инструкция: Вам всем нужно встать в круг. Одному из вас я даю в руки мячик, и он должен очень быстро перекинуть его другому человеку. За короткое время мяч должен побывать у каждого. Я буду засекать секунды, в течение которых вы это сделаете. Попробуем это упражнение выполнить 3-4 раза и, по возможности, максимально быстро. Желательно, чтобы каждый из вас не тратил на мяч более 1 секунды. Попробуйте этого добиться. Получается?

А теперь новая задача: придумайте, каким образом можно перекинуть мячик так, чтобы он успел за 1 секунду побывать у каждого участника. Это общее время, которое я даю на всю группу. Возможно, вам придется хорошо подумать и применить нетривиальный способ выполнить задание.

Группе дается 3-4 минуты на размышления.

После этого участники начинают общаться между собой, стараясь найти способ перекинуть мячик за 1 секунду.

Правильное решение

Чаще всего спустя некоторое время они решают эту проблему следующим образом.

Все участники игры должны сложить руки «лодочкой» друг над другом. Один из них поднимает мяч вверх и отпускает его. Остальные должны развести ладони в стороны после того, как он коснется их рук. Мяч в течение 1 секунды успеет побывать в ладонях у каждого человека.

Вопросы, которые обсуждаются после игры

Почему вы не смогли сразу же найти решение этой задачи, мешал ли этому какой-нибудь стереотип?

Кто первый предложил мяч ронять, а не подбрасывать, и почему вдруг такая мысль пришла ему в голову?

Были ли в реальной жизни такие ситуации, в которых стереотипное мышление не давало возможности найти самый простой и креативный вариант решения вопроса (какие), и как удалось избавиться от этих стереотипов?

Таким образом, игра «Передай мяч» способствует раскрепощению участников, формированию навыка быстрого сближения с людьми.

Упражнение «Броуновское движение»

Это задача на здоровый эгоизм – упражнение помогает каждому участнику выяснить, чего хочет его тело. Группа изображает броуновское движение: участники ходят по помещению, не вступая ни в какие контакты. Потом, по сигналу, они могут вступать в любые невербальные контакты друг с другом. При этом они должны прислушиваться к своим ощущениям: что с ними происходит, когда другие пытаются идти на контакт с ними, и что происходит, когда они пытаются идти на контакт, а им идут или не идут навстречу.

После этого задача усложняется: участники должны передвигаться с закрытыми глазами и, столкнувшись с другим участником, пытаться опознать друг друга.

Море волнуется

Увлекательная игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она нацелена на проявление фантазии ребенка и отчасти помогает развитию усидчивости.

Возраст игроков: От четырех лет

Игра развивает: Внимательность Усидчивость

Подвижность игры: Малоподвижная

Количество игроков: Три и более

Место игры: Не важно

Описание игры: Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:
«Море волнуется раз, Море волнуется два,
Море волнуется три, Морская фигура на месте замри!»
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

Правила игры: Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и т.д.)

Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не резрешено докасаться до играющих.

Примечания Количество участников игры не ограничено.
Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

Игра «Съедобное-Несъедобное»

Очень интересная, познавательная и развивающая быстрое мышление игра. Данная игра учит детей быстро и логически размышлять, отличать одну категорию предметов от другой. Позволяет учиться быстро принимать решения в ситуациях, где это нужно. Часто в эту игру учат играть воспитатели в детских садах на занятиях.

Правила игры: Во время игры можно использовать любой мяч, который легко ловить и отбивать деткам, средних размеров и не тяжелый.
Игра рассчитана как для двоих человек, так и для большой компании. В большой компании играть в эту игру одно удовольствие.
Играющие должны встать в круг, чтобы удобно было кидать друг другу мяч. При перекидывании мячика другому игроку, ребенок должен назвать любой предмет, который придет ему на ум.
Если это слово относится к категории съедобного, тот игрок, кому кинули мячик, должен его словить.

Если слово относится к несъедобным предметам, ребята заранее договариваются, и либо отталкивают мяч от себя, либо вообще не касаются его руками.
Во время игры получаются довольно забавные ситуации, особенно когда названо «несъедобное» слово, а ребенок мячик поймал. Получается он «съел» этот предмет. Например, игрок кидает другому мяч и произносит слово «кот» или «тарелка», а другой игрок ловит в этот момент мяч, выходит очень смешно.

Если мячик пойман случайно, когда назвали «несъедобный» предмет, человек, который его поймал, становится «водящим». И так же наоборот, если было сказано «съедобное» слово, а мяч оттолкнули или не поймали, игрок, которому кидали мяч, становится «водящим».

Игра «Говори!»

Взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь, потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:

«Какие времена года вы знаете?» ... «Говори!»

«Какой сегодня день недели?» ... «Говори!»

«Какого цвета платье у Маши?» ... «Говори!»

«Какого цвета столы в комнате?» ... «Говори!»

Включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной.

Сиамские близнецы. Игра

Игра, способствующая закреплению гиперактивным ребенком умения общаться

Спросите у ребенка, знает ли он, кто такие сиамские близнецы. Если он об этом не слышал, расскажите ему, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Чтобы воображение ребенка не нарисовало ему ужасную картину на эту тему, утешьте его, что современная медицина способна их разделить и они живут, как и все остальные. Но в древние времена врачи еще не умели делать такие операции. Поэтому сиамские близнецы жили всю жизнь не только душа в душу, но и имея почти общее тело. Узнайте мнение ребенка, трудно ли так жить. В каких ситуациях им нужно было проявлять согласованность в совместных действиях?

После того как эмоциональное отношение к проблеме высказано, переходите к делу. Скажите ребенку, что наверняка такие братья или сестры становились просто гениями общения, ведь чтобы сделать хоть что-нибудь, им приходилось все согласовывать и подстраиваться друг под друга. Поэтому вы сейчас поиграете в сиамских близнецов, чтобы научиться хорошо общаться.

Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте детям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям.

Предупредите играющих, что жюри (то есть вы или другие взрослые) будет оценивать не только качество полученной картины, но и течение самой работы.

Примечание. После того как рисунок будет закончен, обсудите с художниками, трудно ли им было работать и понравилось ли им создавать картину вместе. Можно ненавязчиво остановиться на ошибках в сотрудничестве, допущенных детьми. Однако не забудьте перед этим отметить положительные стороны их общения.

Игра «слепой и поводырь».

Коррекция агрессивного поведения у детей. Конструктивные навыки общения.

Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.

Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.

Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.

Трудным может быть для детей объяснение со «слепым» человеком, так как фразы типа: «А теперь ставь ногу вот сюда» - ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со «слепым» в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.

Примечание. В этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш «слепой» норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.

"Кричалки-шепталки-молчалки" 
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. 
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку" - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчалками".

"Гвалт" 
Цель: развитие концентрации внимания. 
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку. 
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

"Колпак мой треугольный"
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. 
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: "Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак". После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. 
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

"Расставь посты"
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. 
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

"Замри" 
Цель: развитие внимания и памяти. 
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в кругу останется всего один игрок.

Час «тишины» и час "можно"
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением. 
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. 
"Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. 
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их "не слышит").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».

Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...

Как играть с гиперактивными детьми

Как играть с гиперактивными детьми...

Мастер-класс для конкурса "Педагог года" "Как играть с гиперактивными детьми?"

Данный материал включает разработку занятия  и сопроводительную презентацию....

ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Цель данного материала: научить детей общению, способствовать возникновению доверия между ними, успокоить  в моменты выброса отрицательной энергии!...

Игры и упражнения для индивидуальных занятий с гиперактивными детьми.

Прежде чем направлять гиперактивного ребёнка в группу для коллективных занятий, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий. В этом особенно нуждаются расторможенные дети, затор...

"Как играть с гиперактивными детьми"

Как играть с гиперактивными детьмиПодбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую ак...