Программа по ПДД " Страна Светофор и Я"
рабочая программа (2 класс)

Грудцына Наталья Михайловна

Программа расчитана на младших школьник с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetofor_i_ya.docx107.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Малиновский

Рабочая программа

профилактики детского

дорожно-транспортного травматизма

«Страна Светофор и Я»

для 1-4 классов

Составила: учитель начальных классов Грудцына Н.М.

первая квалификационная категория

п. Малиновский

2018 г.

Структура программы:

1.        Паспорт…………………………………………………..2-4

2.        Обоснование необходимости создания и внедрения

    данной программы………………………………………….5-9

А. Актуальность, рациональность, перспективность.………..5 -8

Б. Пояснение к программе………………………………… ….8- 9

3.        Цель и задачи…………………………………………….9

4.        Место программы в плане развития школы………..10

5.       Основные принципы реализации программы………10-11        

6.       Основные методы реализации программы…………..11-12

7.        Основные направления просветительской работы...12

8.        Система мероприятий и сроки их реализации….…..13-14

9.        Механизмы реализации..……………………………… 14-15

10.     Организация деятельности всех участников, организаторов программы……………………………………………………...15-17

11. Оценка эффективности и перспектива развития…….17-18

12. Литература…………………………………………………19

Приложения к программе……………………………………20-24

1. Паспорт

комплексной  программы профилактики детского-дорожно-транспортного травматизма « Страна Светофор и Я»

Название

Комплексная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Страна Светофор и Я»

Цель:

Создание условий для организации профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся начальных классов с привлечение общественности, родителей, учителей и работников ГИБДД.

Задачи:

  1. Создание материально-технической базы для организации профилактической работы в рамках программы «Страна Светофор и Я».
  2. Создание организационного комитета по реализации программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с привлечением общественности.
  3. Составление перспективного плана работы и путей реализации программы.
  4. Реализация  вариативной  программы на базе МБОУСОШ п. Малиновский  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Страна Светофор и Я»

Сроки реализации:

2018-2023 учебные годы

Вид программы

вариативная

Основные направление программы

1. Профилактическая работа.

2. Изучение и применение правил дорожного движения.

3. Основы безопасности жизнедеятельности  на дороге.

4. Выбор правильного решения  в экстремальных условиях.

5. Первая медицинская помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на  дороге.

6. Педагогическая и психологическая помощь, поддержка и ориентировка в условиях улицы и дороги.

Участники реализации

Организационный комитет по реализации программы при МБОУ СОШ п. Малиновский,  ГИБДД Советского района, департамент образования, администрация Советского района, администрация поселка Малиновский, органы ГО и МЧС, департамент здравоохранения.

 Контингент

Дети  в возрасте 6-12 лет.

Социальные партнеры

Департамент образования, администрация Советского района, администрация городского поселения Малиновский, органы ГО и МЧС, департамент здравоохранения, центр «Созвездие», ГИБДД Советского района, ДК «Орфей».

Дополнительные сведения

Реализация программы проходит на базе МБОУСОШ п. Малиновский в 2018-2023 учебном году с привлечение общественности, жителей поселения и работников организаций, родителей, учителей, проживающих в городском поселении Малиновский.

Количество детей – 130 человек в возрасте 6-12 лет.

Ожидаемый конечный результат

Сокращение числа дорожно-транспортных происшествий  на территории поселка  с участием детей.

  Повышение социальной и гражданской  ответственности водителей и пешеходов за благоприятные условия на дорогах городского поселения.

Активное участие детей и общественности в реализации программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Создание пилотной площадки для обучения учащихся,  населения поселка, с привлечение общественности с целью реализации вариативной программы «Страна Светофор и Я».

Организация контроля

за ходом исполнения

Ежегодный анализ работы организационного комитета по реализации программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Страна Светофор и Я».

Административный контроль МБОУСОШ п. Малиновский в лице директора школы Куклиной И.В., заместителя по УВР Казанцевой Н.В.  и заместителя по ВР Барановой Л.В. за ходом реализации программы.

Перспективы

1.Создание материально-технической базы  в МБОУСОШ п. Малиновский по программе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на дорогах.

 2.МБОУСОШ п. Малиновский может стать замечательной площадкой для проведения экскурсий, лекций, викторин, КВН и других форм работы по профилактике детского травматизма.

3.На базе школы можно будет проводить различные соревнования , интеллектуальные игры по профилактике

детского травматизма на дорогах, совершенствованию и закреплению знаний, умений и навыков спасательного дела   и применение правил дорожного движения.

Авторы программы

 Грудцына Наталья Михайловна - учитель начальных классов,  первой квалификационной категории.

Заказчики программы

Администрация МБОУ СОШ п. Малиновский, департамент образования Советского района.

Реализаторы программы

Организационный комитет программы,

родители, учителя, представители организаций городского поселения Малиновский.

2. Обоснование.

А. Актуальность, рациональность, перспективность.

    Данная программа очень актуальна в наше «скоростное» время. Еще 20 лет назад в нашем поселке было в три раза меньше машин,  90 % дорог в поселке были грунтовыми и не в самом лучшем состоянии, даже и знаки дорожного движения в нашем поселке были не так необходимы (их не было вообще). Сегодня уже 2018 год и обстановка в поселке стала совсем другой: дорожное покрытие стало на 50% заасфальтированным (причем на самых главных, «загруженных»  дорогах), количество транспорта на душу населения увеличилось в три раза, поставлен ограничительный забор вокруг школы, поставлен предупреждающий светофор вокруг школы, имеется дорожная разметка и дорожные знаки… Но как и 20 лет назад на некоторых улицах нет тротуаров, нет специальных дорожек для велосипедистов, многие дети пересели на скутеры и т.д. Дорога стала более опасной и непредсказуемой!          Так за два года 2017, 2018     произошло два наезда на школьников по вине водителей. Наезды были на пешеходном переходе вблизи школы. Все дети отрабатывают на классных часах и уроках безопасности свои дорожные маршруты из  дома в школу и из школы домой, все дети носят с собой светоотражающие элементы, однако случаи нарушения дорожных правил все же есть как со стороны школьников, так и со стороны водителей.                    Анализ статистических данных показывает, что  причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе дети, особенно учащиеся младшего школьного возраста, не умеют управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на путях у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

     Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всей учебы в школе. Педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в снижении детского дорожно-транспортного травматизма, в борьбе за жизнь и здоровье детей, в воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

   По  данным статистики федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре  за 2017, 2018  года получены следующие сведения:

Сведения о дорожно-транспортных происшествиях и пострадавших

(по данным УГИБДД УВД Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) за 2017, 2018 г.г.

Погибшие по ХМАО-Югра

Годы

2017

2018

Число погибших в ДТП

186

113

    К великому сожалению и разочарованию данные о дорожно-транспортном травматизме  в интернете по ХМАО-Югра отсутствуют или разняться. Даже на официальном сайте ГБДД России многие данные по регионам и областям не совпадают. Найдена статистика нарушений и травматизма за 2000-2014 год. Дальше информация просто отсутствует.

  1. Обстановка на дорогах нашего округа за последние два года улучшилась на 40%.
  2. Однако произошло 4 дорожно-транспортный происшествий с участием наших учеников.
  3. Криминальная обстановка на дорогах, не соблюдение правил дорожного движения участниками движения: водителей, пассажиров и пешеходов,  ставят всех нас в  жесткие рамки и условия, в которых необходимо выжить и принять быстрое и правильное решение.

    Наверно каждый из нас хоть раз в жизни бывал в ситуациях, когда нужно принять быстрое и правильное решение, помочь людям, быстро сориентироваться в сложившейся ситуации, оказать первую помощь людям,  оказавшимся на грани жизни и смерти. Только считанные доли секунд, верное и правильное решение, знания правил дорожного движения, умения и практические навыки оказания первой помощи,  рациональное и квалифицированное решение и действия позволяют человеку выйти из этих экстремальных ситуаций победителем.

   Вот почему и была разработана вариативная  программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Страна Светофор и Я»,  для учащихся начальной школы, потому что именно эта категория детей более не защищена, более уязвима на дорогах, более безрассудна и требует к себе более полного внимания со стороны нас -  взрослых.

   Главная цель программы направлена на то, чтобы создать наиболее рациональные и правильные условия по профилактике ДТП в условиях жизни на территории городского поселения с привлечением не только педагогов школы, но и работников различных общественных организаций, жителей поселка, родителей и т.д.

      В нынешней ситуации работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий ведется, но только учителями школы и редкими профилактическими беседами работников ГИБДД, и этого недостаточно. На сегодняшний день детям необходимы не только теоретические знания, но и  практические умения и навыки, которые пригодятся им  в дальнейшем, помогут выжить и победить. И что бы эти знания они получали от разных информационных источниках: телевидения, работников ГИБДД, водителей и пешеходов движения, общественности, родителей и самих детей.

  Вариативная программа профилактики  детского дорожно-транспортного травматизма «Страна Светофор и Я» разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации;

Правила дорожного движения;

Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ " (с изменениями от 2 марта 1999г., от 25 апреля 2002г., от10 января 2003 г., от 22 августа 2004 г.) "О безопасности дорожного движения";

Приказ Министерства образования № 354 "О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России".

   Настоящая программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитанию, умению оказать первую медицинскую помощь ;

Данная программа реализуется не только педагогическими работниками школы, но для реализации данной программы приглашаются родители учащихся, общественные организации, работники ГИБДД, полиция, участники дорожного движения: пешеходы, водители, пассажиры и т.д.

В данной программе заложен системный подход учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся школы и их родителям;

В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;

   В программе изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

     Данная программа направлена на комплексное взаимодействие всех структур: Центров гражданской обороны и МЧС, полиции, ГИБДД, департамента образования, медицинских учреждений, администрации городского поселения, администрации школы.

   Программа содержит и подпрограмму часов обучения,  учащихся начальных классов,  по темам правил дорожного движения, норм поведения на дороге и тем профилактических бесед и практических занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Б. Пояснения к программе обучения.

   В рамках внедрения ФГОС на 2011 год говориться о том, что Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

И действительно современному и развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу других людей.   Поэтому главной целью программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Страна Светофор и Я»  остается ребенок, воспитанный на толерантности ко всем участникам дорожного движения, способный  самостоятельно принять правильное решение в экстремальной ситуации на дороге.

 3. Цели и задачи программы.

   Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах, с привлечением различных общественных организаций.

Задачи:

1.Создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспорта на основе формирования механизма безопасного поведения на дороге;

2.Сформировать у учащихся убежденность в необходимости безукоснительно выполнять ПДД;

3. Совершенствовать культуру поведения участников дорожного движения.

4.Создать условия для вовлечения детей в активные формы пропаганды правил дорожного движения;

5.Содействовать сокращению детского дорожно-транспортного травматизма по средствам профилактических бесед, встреч, викторин, интеллектуальных игр с другими участниками дорожного движения: родителями, водителями, инспекторами, медицинскими работника, работниками МЧС.

6.Обеспечить взаимодействие педагогов, родителей, общественность и других участников дорожного движения в обучении  учащихся начальной школы, для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков.

4. Место программы в плане развития школы

Программа по детского дорожно-транспортного травматизма «Страна Светофор и Я» по  изучению правил дорожного движения среди учащихся начальной школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы на 2018-2023 учебный год.

  1. Основные принципы реализации программы

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития, что способствует культуре поведения в сфере дорожного движения.

Принцип взаимодействия “Дети – дорога”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения, чем чаще ребенок видит визуально дорогу и опасные места на дороге тем лучше его восприятие дороги. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их на дороге, по дороге из дома в школу и обратно.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому не только педагог должен воспитывать, но и приглашать для воспитания других участников программы: инспекторов, водителей, медицинских работников, взрослых, других детей.

  1. Основные методы реализации программы

Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).

Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

7. Основные направления просветительской работы:

А. Организация деятельности учащихся по изучению ПДД:

-формирование знаний, умений и навыков учащихся по сознательному и ответственному выполнению ПДД;

-вовлечение детей в активные формы пропаганды ПДД;

-организация взаимодействия между образовательным учреждением, отделом ГИБДД.

Б. Работа с педагогическим коллективом:

- информационно-просветительская;

-обобщение и распространение опыта работы лучших педагогов;

- организация внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров. Изучение опыта работы по профилактике ДДТТ

В. Работа с родителями и общественностью:

-информационно-просветительская деятельность;

-организация родителей и других специалистов, участников дорожного движения,  на участие в массовых мероприятиях, конкурсах.

Г. Деятельность кружка  ЮИДД:

-создание и работа кружка «ЮИДД;

-агитационная работа – организация агитационных акций, плакатов, аншлагов в школе и на улицах поселка;

-информационная работа;

-участие в школьных, районных, региональных и всероссийских конкурсах о правилах дорожного движения

  1. Система мероприятий и сроки их реализации.

№ п.п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

Изучение правовых документов, изучение литературы, разработка и написание программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Страна Светофор и Я»

Сентябрь  2018 года

Грудцына.Н.М.

Баранова Л.В.

2.

Создание рабочего организационного комитета по реализации программы,  плана работы организационного комитета.

Сентябрь-октябрь 2018 года

Баранова Л.В.

Грудцына Н.М.

3.

Разработка и утверждение плана работы организационного комитета по программе профилактики ДДТТ.

Октябрь 2018года

Председатель организационного комитета

4.

Создание материально-технической базы для профилактической работы с младшими школьниками (оборудование комнаты по изучению правил дорожного движения).

Обустройство детской площадки в школьном дворе для проведения соревнований «Безопасное колесо»  и  т.д.

Сентябрь - июль 2018-19 года

Администрация городского поселения Малиновский,

Администрация школы, Департамент образования Советского района,

Инспектора ГИБДД,

Организационный комитет по реализации этапов программы.

5.

Составление тематического планирования по профилактическим мероприятиям разными специалистами.

ноябрь

2018 года

Организационный комитет по реализации программы.

6.

Обсуждение, дополнение, изменения и утверждение плана работы по программе «Страна Светофор и Я».

декабрь

2018 года

Организационный комитет  по реализации программы.

Специалисты, которые должны будут работать в лагере.

7.

Реализация программы профилактики ДДТТ «Страна Светофор и Я»

Проведение теоретических и практических занятий.

Декабрь 2019-

Декабрь 2022 года

Организационный комитет, учителя, другие специалисты, реализующие программу

9.

Анализ результатов работы программы.

май 2023года

Организационный комитет.

10.

Планирование дальнейшей работы.

Сентябрь 2023года

Организационный комитет.

  1. Механизмы реализации.

Кадровое обеспечение.

Для успешной и полной реализации программы необходим тщательный подбор специализированных кадров, способных вести беседы с детьми, проводить практические и теоретические занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Для реализации данной программы «Светофор и Я» требуется следующий перечень специалистов, активистов:

-учитель ОБЖ,

-медицинский работник,

-психолог,

-инспектор ГИБДД,

-классный руководитель,

-специалист по ГО и ЧС,

-профессиональные водители,

-активные участники дорожного движения ( из числа родителей, общественности) и т.д. 

Этапы и сроки реализации программы

I. Подготовительный этап (сентябрь-декабрь 2018 г.) включает:

Написание программы профилактики ДДТТ «Страна Светофор и Я» Создание организационного комитета.

Планирование совместных мероприятий по профилактике ДДТТ.

Составление плана работы организационного комитета на текущий учебный год

II. Практический этап (январь 2019- май 2023года) включает:

Реализация программы.

Анализ работы по программе за текущий учебный год.

Коррекция программы.

Написание нового планирования на новый учебный год.

III.Аналитический этап (май- сентябрь 2023 года).

Анализ работы по программе.

Оформление и описание результатов работы по программе.

Поощрение и награждение активных участников реализации программы.

Формирование новой рабочей модели системы профилактической работы по профилактике ДДТТ.

  1. Организация деятельности всех участников, организаторов  программы

№ п.п

Планируемые мероприятия

Ответственные

1

Планирование различных мероприятий (бесед, встреч, классных часов, практических и теоретических занятий, викторин, презентация  и т.д.) на 2018-2023 год, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни и соблюдения личной безопасности (обучение и воспитание через школьные предметы и систему дополнительного образования).

Зам. директора по ВР, кл. рук., учителя- предметники, школьный врач, учитель ОБЖ, специалист по охране труда, социальный педагог, психолог, инспектора ГИБДД и др. участники реализации программы.

2

Проведение уроков безопасности, классных часов с привлечение родителей.

Классные руководители

Оформление уголка безопасности в классах.

Классные руководители, актив класса.

3

Оформление общешкольного уголка по профилактике ДДТТ.

Организационный комитет

4

Проведение  воспитательных, профилактических мероприятий по реализации программы «Страна Светофор и Я»:

  • просмотр  видеороликов по ПДД ;
  • создание и просмотр презентаций по ПДД;
  • развитие волонтерского движения «Светофор и Я»;
  • классные часы по темам, предложенным классными руководителями;
  • профилактические беседы;
  • рисование агитационных аншлагов;  
  • участие в акции «Водитель, внимание, дети!»;
  • проведение информационных минуток;
  • участие в смотрах конкурсах на лучшую организацию работы по ДДТТ;
  • викторины для пешеходов и велосипедистов;
  • олимпиады по ПДД;
  • проведение спортивных соревнований, «вертушек» по правилам дорожного движения и оказания первой медицинской помощи;
  • рисование рисунков на заданную тему;
  • рисование безопасного маршрута следования от дома до школы и обратно;
  • участие в районных акциях «Безопасное колесо»;

организация детских рейдов на дорогах с целью агитации шоферов и пешеходов за безопасное движение на дорогах своего поселка.

Зам. директора по ВР, преподаватель ОБЖ, классные руководители, инспектора ГИБДД, активные участники дорожного движения ( водители, пассажиры и пешеходы), дети и их родители.

5

Организация профориентационной работы по специальностям связанным с ПДД.

Зам. директора по ВР, преподаватель ОБЖ, преподаватель  профильного обучения.

6

Проведение в школе профилактической декады по ПДД «Страна Светофор и Я»

Зам. директора по ВР, преподаватель ОБЖ, организационный комитет, классные руководители, активы классов.

7

Проведение ежеквартальных недель безопасности движения на дорогах по предупреждению ДДТТ.

Зам. директора по ВР, классные руководители, родители, инспектора ГИБДД, другие участники дорожного движения ( водители, пассажиры и пешеходы).

8

Организация работы кружка «Юные инспектора дорожного движения»

Зам. директора по ВР, инспектора ГИБДД, руководитель кружка, организационный комитет.

9

Организация и проведение среди педагогов школы открытых внеклассных мероприятий, разработок или презентаций на тему правил дорожного движения.

Классные руководители, зам. директора по ВР.

10

Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения, проведение школьных олимпиад на заданную тему

Организационный комитет.

11

Создание методической базы учебной литературы, компьютерных дисков по профилактике ДДТТ и правилах дорожного движения.

Организационный комитет.

12

Проведение агитбригад по темам «Я и дорога»

Классные руководители

  1. Оценка эффективности и перспектива развития

       Программа носит социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на различные стороны жизни детей младшего школьного возраста на протяжении длительного времени

Ожидаемыми результатами являются:

-повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей 6-11 лет;

-снижение уровня детского дорожно-транспортных травматизма, сохранение здоровья и жизни детей младшего школьного возраста;

-повышение культуры поведения на улице, в транспорте;

-увеличение количества учащихся, занимающихся волонтерским движением и пропагандой ПДД;

-эффективное взаимодействие с родителями в целях обеспечения сознательного участия семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей и подростков;

-развитие системного и комплексного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях городского поселения.

Критерии оценки эффективности программы

           -снижение и  отсутствие  дорожных происшествий с учащимися школы;

           -повышение уровня общей культуры, коллектива учащихся;

-умение быстро принимать решения в разных экстремальных условиях на дорогах --быть физически и психически здоровым.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

1-4-х классов.

Знать:

-основные знаки правил дорожного движения;

-общие положения Правил дорожного движения;

-правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;

-правила посадки и высадки из общественного транспорта;

-правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.

Уметь: 

-правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;

-пользоваться общественным транспортом;

-самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

  1. Литература.

  1. Дорожная безопасность: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений/Под ред.В.Н.Кирьянова – М., 2005.-80с.
  2. Мы – пешеходы, мы – пассажиры: Учебно-методическое пособие для учителей нач.школы/ автор-состав.М.Н.Плесовских.-Ханты-Мансийск, 2006.-76с.
  3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под ред.В.Н.Кирьянова.-М.,2007.-56с.
  4. Дружим с азбукой дорог: Метод.рекомендации по организации в школах работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, 1997г.
  5. В лучах светофора/Ред.-сост.Л.И.Жук, 2003.-128с.
  6. О работе по пропаганде безопасности дорожного движения и по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, Оренбург, 2003.
  7. Комлева Л.А. Дети и дорога. -Каменск-Уральский:Калан, 1997.
  8. Правила дорожного движения РФ.-М: Издательский Дом Третий Рим.
  9. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей «Добрая Дорога Детства». №4,2008г; №14,2007г. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: 10-11 кл.: пособие для учащихся / А.Л.Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2008.-142с.
  10. Бурьян В.М., Извекова Н.А. и др. Классные часы по Правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2014г.
  11. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2009.-80 с.
  12. Е.А.Воронова «Красный, жёлтый, зелёный» (ПДД по внеклассной работе). ООО «Феникс», 2009г.
  13. Журнал «Внешкольник». - №4, 2002, №11, 2004
  14. Закон РФ «Об  образовании» от 10.07.92. № 3266-
  15. Конвенция ООН «О правах ребенка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11. 1989г.)
  16. Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили/Детская энциклопедия. М.:ООО «Издательство АСТ», 2012г.
  17. Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина «Классные часы по правилам дорожного движения». Москва, 2014г.
  18. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. Введены в действие с 01.06. 1994г. с изменениями и дополнениями от 01.04.2013г.
  19. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-56 с.
  20. Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196
  21. Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения («О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 7 мая 2009 г. №86-ФЗ.)
  22. Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-32 с.

        

Приложение

Календарно-тематическое планирование по изучению ПДД в 1 классе

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Город, в котором мы живем. Почему на улице опасно.

1

Сентябрь

Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.

1

Октябрь

Виды транспортных средств. Автомобили: легковые, грузовые, специальные.

Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи.

1

Ноябрь

Элементы дороги: проезжая часть, тротуар,

поребрик, пешеходные ограждения.

Как правильно ходить по тротуару.

1

Декабрь

Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам ГИБДД).

1

Январь

Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Дорога с двусторонним движением.

Что делать, если не успел перейти проезжую часть. Поведение пешехода, стоящего на середине проезжей части.

Дорога с односторонним движением. Правила перехода дороги с односторонним движением.

1

Февраль

Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

1

Март

Для чего нужен светофор. Сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. Как работает 3-х секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством.

1

Апрель

Какие транспортные средства называются маршрутными. Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначения. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса.

1

Май

Календарно-тематическое планирование по изучению ПДД во 2 классе

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Сложность движения по улицам большого города. Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе (по материалам ГИБДД ). Характеристики проспектов, улиц, на которых живут учащиеся.

1

Сентябрь

Элементы дороги. Правила поведения на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

1

Октябрь

Пешеходный переход и его обозначения. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.

1

Ноябрь

Сигналы светофора. Типы светофоров. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Регулируемые перекрестки в микрорайоне школы. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми на регулируемых переходах (по материалам ГИБДД). Анализ причин их возникновения.

1

Декабрь

Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную или троллейбусную остановку.

1

Январь

Группы дорожных знаков. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

1

Февраль

Опасность игр вблизи проезжей части. Места для игр и езды на самокатных средствах. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам ГИБДД ). Анализ причин их возникновения.

1

Март

Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам ГИБДД ). Анализ причин их возникновения.

1

Апрель

Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).

1

Май

Календарно-тематическое планирование по изучению ПДД в 3 классе

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Марки автомобилей. История возникновения Правил дорожного движения.

1

Сентябрь

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.

1

Октябрь

Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в различное время суток.

1

Ноябрь

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам ГИБДД ). Анализ причин их возникновения.

1

Декабрь

Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации, возникающие при таком переходе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах дороги (по материалам  ГИБДД ). Анализ причин их возникновения.

1

Январь

Правила пользования автобусом и троллейбусом. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса. Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам ГИБДД ). Анализ причин их возникновения.

1

Февраль

Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено» и др. таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды.

1

Март

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома.

1

Апрель

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. Изменчивость ситуации на дороге. Умение видеть скрытую опасность. Почему ДТП бывает неизбежным. Как можно избежать ДТП.

1

Май

Календарно-тематическое планирование по изучению ПДД в 4 классе

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.

1

Сентябрь

Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в различное время суток.

1

Октябрь

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

1

Ноябрь

Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Государственная автомобильная инспекция (ГИБДД ). Цели и задачи, решаемые ГИБДД. Инспектор ГИБДД, его работа.

1

Декабрь

Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации, возникающие при таком переходе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах дороги (по материалам  ГИБДД ). Анализ причин их возникновения.

1

Январь

Правила пользования автобусом и троллейбусом. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса. Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам ГИБДД). Анализ причин их возникновения.

1

Февраль

Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено» и др. таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды.

1

Март

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома.

1

Апрель

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. Изменчивость ситуации на дороге. Умение видеть скрытую опасность. Почему ДТП бывает неизбежным. Как можно избежать ДТП.

1

Май

АНКЕТА    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Изучение отношения родителей  

к необходимости обучения детей

 правилам дорожного движения»

  1. Обучаете ли Вы своего ребенка правилам дорожного движения и культуре поведения в транспорте:

  • Да, регулярно
  • Редко, когда возникает в этом необходимость
  • Нет, с возрастом поймет все сам.

  1. Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?

  • Мой ребенок спокойно стоит на остановке, садится вместе с взрослым в переднюю или среднюю дверь, не шумит, если есть возможность – садится на свободное сиденье, не высовывается из окна, не сорит в салоне.
  • Мой ребенок бегает и прыгает на остановке, садится в любую дверь, не ориентируется на взрослого, пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, громко разговаривает в салоне транспорта.

  1. Считаете ли Вы необходимым обучать ребенка ПДД?

  • Да
  • Со временем он все поймет сам
  • Нет, не считаю.

  1. Кто должен взять на себя ответственность по обучению ребенка ПДД?

  • Только родители
  • Педагоги детского сада
  • Это совместная деятельность педагогов и родителей.

  1. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения ребенка в общественных местах и на улице?

  • Да  
  • Нет в этом никакой необходимости.

Спасибо за участие.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ПРАВИЛАМ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Уважаемые мамы и папы! Предлагаем вам ответить на вопросы

нашей анкеты. Анкета поможет узнать насколько наши дети

могут ориентироваться на улицах и дорогах города, и знают ли они

правила дорожного движения.

  1. Ваш ребенок знает:
  • Название города, в котором живет;
  • Свой домашний адрес, название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;
  • Свой домашний адрес не полностью.
  1. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:
  • Пешком;
  • На транспорте.
  1. Если вам приходится идти пешком и вы с ребенком:
  • Переходите дорогу только по пешеходным дорожкам, ориентируясь на зеленый сигнал светофора;
  • Переходите дорогу по пешеходным переходам, если нет машин, и не смотрите на сигнал светофора;
  • Переходите дорогу там, где вам кажется удобным.
  1. Различает ли ваш ребенок сигналы транспортные и пешеходные?
  • Мой ребенок стоит на месте, если горит красный сигнал светофора и зеленый сигнал для машин;
  • Мой ребенок путает сигнал транспортный и пешеходный, часто ошибается, выбирая момент для перехода улицы;
  • Мой ребенок не знает, что существует пешеходный и транспортный сигнал светофора, и ориентируется только на мое поведение.
  1. Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

  1. Когда вы последний раз показывали ребенку

дорожные знаки, пешеходный переход и светофор,

и рассказывали, что они обозначают?

  • Я делаю это постоянно, когда приходится переходить

дорогу или пользоваться транспортом;

  • Я делал это достаточно давно;
  • Не помню.
  1. Какие виды городского транспорта знает ваш ребенок?
  • Автобус
  • Троллейбус
  • Трамвай
  • Такси
  • Метро
  1. Как ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?
  • Мой ребенок спокойно стоит на остановке;
  • Садится вместе с взрослыми, через переднюю и среднюю дверь. Не шумит, если есть возможность садится на свободное сидение. Не высовывается из окна, не сорит в салоне.
  • Мой ребенок бегает и прыгает на остановке, садится в любую дверь, пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, громко разговаривает в салоне транспорта.
  1. Считаете ли вы, что усилия педагогов детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасности поведения на улице:
  • Будут эффективны только при поддержке с вашей стороны;
  • Будут эффективны без всякой поддержки с вашей стороны;
  • Не эффективны, так как научить безопасности поведения на улице могут только родители.

Спасибо за участие.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ПРАВИЛАМ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Уважаемые мамы и папы! Предлагаем вам ответить на вопросы

нашей анкеты. Анкета поможет узнать насколько наши дети

могут ориентироваться на улицах и дорогах города, и знают ли они

правила дорожного движения.

  1. Ваш ребенок знает:
  • Название города, в котором живет;
  • Свой домашний адрес, название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;
  • Свой домашний адрес не полностью.
  1. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:
  • Пешком;
  • На транспорте.
  1. Если вам приходится идти пешком и вы с ребенком:
  • Переходите дорогу только по пешеходным дорожкам, ориентируясь на зеленый сигнал светофора;
  • Переходите дорогу по пешеходным переходам, если нет машин, и не смотрите на сигнал светофора;
  • Переходите дорогу там, где вам кажется удобным.
  1. Различает ли ваш ребенок сигналы транспортные и пешеходные?
  • Мой ребенок стоит на месте, если горит красный сигнал светофора и зеленый сигнал для машин;
  • Мой ребенок путает сигнал транспортный и пешеходный, часто ошибается, выбирая момент для перехода улицы;
  • Мой ребенок не знает, что существует пешеходный и транспортный сигнал светофора, и ориентируется только на мое поведение.
  1. Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить.

  1. Когда вы последний раз показывали ребенку

дорожные знаки, пешеходный переход и светофор,

и рассказывали, что они обозначают?

  • Я делаю это постоянно, когда приходится переходить

дорогу или пользоваться транспортом;

  • Я делал это достаточно давно;
  • Не помню.
  1. Какие виды городского транспорта знает ваш ребенок?
  • Автобус
  • Троллейбус
  • Трамвай
  • Такси
  • Метро
  1. Как ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?
  • Мой ребенок спокойно стоит на остановке;
  • Садится вместе с взрослыми, через переднюю и среднюю дверь. Не шумит, если есть возможность садится на свободное сидение. Не высовывается из окна, не сорит в салоне.
  • Мой ребенок бегает и прыгает на остановке, садится в любую дверь, пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, громко разговаривает в салоне транспорта.
  1. Считаете ли вы, что усилия педагогов детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасности поведения на улице:
  • Будут эффективны только при поддержке с вашей стороны;
  • Будут эффективны без всякой поддержки с вашей стороны;
  • Не эффективны, так как научить безопасности поведения на улице могут только родители.

Спасибо за участие.

 

                                         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Малиновский

ПРОГРАММА

кружка

«Безопасное колесо»

на 2018-2019 уч. год

                                                     

Пояснительная записка

Увеличение скоростного режима и транспортных средств на дороге, качество или отсутствие дорог, создало ряд проблем на сегодняшний день. Травматизм на дорогах – это проблема, которая касается не только детей,  но и взрослых с их халатностью и самоуверенностью. Попадание ребёнка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия,  даже если ребёнок не получил дорожной травмы, ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Неправильное поведение детей на дорогах, приводящее к дорожно-транспортным происшествиям, может быть обусловлено как недостатками воспитания необходимых навыков соблюдения правил дорожного движения, так и причинами, заложенными в самом ребёнке. У разных детей наблюдаются различия в важных для безопасного поведения на дороге функциях организма, например, во внимании, восприятии (обстановке, сигналов), способности быстро и правильно реагировать на предупредительные сигналы и сигналы опасности.

Травматизм школьников – это проблема общегосударственного масштаба, а тем более травматизм при дорожно-транспортных происшествиях. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте. Проблема профилактики транспортного травматизма является актуальной в стране, и наше село не исключение. Разработке программы экспресс-курса предшествовало изучение сложившейся ситуации в области безопасного дорожного движения. 

Основные причины со стороны пешеходов-школьников кроются в их недисциплинированности, в недостаточном внимании со стороны взрослых, в играх и шалостях на проезжей части, и,  конечно же, в незнании правил дорожного движения и правил поведения на улице.

Ситуация осложняется еще и тем, что в школьной учебной программе по ОБЖ недостаточно уделяется внимания ПДД.

В связи с этим назрела необходимость разработки дополнительной общеобразовательной программы «Безопасное колесо» и её реализации для учащихся  образовательных учреждений  города.

Поскольку типовых программ, утвержденных Министерством образования РФ, по данному направлению в настоящее время не существует, программа разрабатывалась на основе авторской программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Красный, Жёлтый, Зелёный». Авторами программы являются педагоги дополнительного образования Центра детского технического творчества № 5 г. Набережные Челны Республики Татарстан -  О.В. Ретивых, Р.Ф. Хисамутдинова. В 2005 году программа завоевала 1-е место на республиканском конкурсе методических разработок по развитию технического творчества  в системе ДОД. Авторы программы награждены Дипломом министра образования и науки Республики Татарстан.        

Содержание программы простроено таким образом, чтобы его можно было реализовывать в учебных кабинетах и спортивных залах.

Для получения знаний и умений безопасного поведения на дороге, способных повлиять на снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, необходима система обучения, составляющими которой являются: программное обучение, преемственность обучения, регулярность обучения правилам дорожного движения. Это основные педагогические принципы, опираясь на  которые,  разработано содержание программы и осуществляется  её  реализация.

Содержательная направленность программы - социально педагогическая.  Основное содержание программы направлено на изучение Правил дорожного движения и применение их в практических жизненных  ситуациях. Программа состоит из 5-ти разделов: «Изучение Правил дорожного движения, дорожные знаки», «Оказание первой медицинской помощи», «Вождение велосипеда», «Агитационно-массовая работа», «Участие в массовых мероприятиях». Содержательные линии тесно взаимосвязаны между собой.

По цели обучения программа является социально-адаптационной и отчасти физкультурно-спортивной, по уровню освоения - специализированная, по форме организации – комплексная.

Целью данной программы является создание условий для формирования у школьников,  как в качестве пешеходов,  так и в качестве велосипедистов,  устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие организации профилактической работе с учащимися и снижению детского дорожно-транспортного  травматизма в городе.

Задачи программы: 

  • формирование у обучающихся потребностей в соблюдении ПДД;
  • вовлечение наибольшего числа учащихся в изучение ПДД и пропаганду здорового образа жизни, овладение методами профилактики ДДТП;
  • обучение учащихся  самостоятельному поиску  безопасного и рационального выхода из реальной дорожной ситуации;
  • овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;
  • обучение учащихся безопасному поведению на дорогах, улицах, в транспорте используя ПДД;
  • организация массовых мероприятий по пропаганде безопасного движения и активизация деятельности учащихся по пропаганде правил дорожного движения среди сверстников;
  • привитие учащимся практических навыков безопасной езды на велосипеде по дорогам и улицам города, соблюдая правила дорожного движения.

Программа рассчитана на учащихся 10-11 лет (4 классы). Занятия проводятся в группе постоянного состава из числа учащихся школы. Минимальный состав группы не менее 10 человек.

Вид группы учащихся – профильная. В программу принимаются учащиеся, заинтересованные в получении знаний умений и навыков по ПДД для обучения в будущем вождению транспортного средства, а также представление своего образовательного учреждения на муниципальном конкурсе – соревнованиях «Безопасное колесо».  

Срок реализации программы – 1 год в количестве 34 часа. Занятия, продолжительностью 1 академического часа (академический час=40минут), проводятся 1  раз в неделю.

Теоретические и практические занятия проводятся в кабинете и на улицах села.

Основные  методы работы с учащимися включают в себя:  

  • в обучении – практический, наглядный, словесный, работа с литературой, видеометод;
  • в воспитании - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, конкурсы, поощрения).

При проведении практических занятий используются различные формы организации деятельности учащихся:

  • различные упражнения с моделями, тренажерами, с игровым материалом транспортных средств;
  • изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств;
  • беседы, лекции, инструктаж;
  • экскурсии, профессионально-ориентированные игры;
  • самостоятельная работа, тестирование;
  • соревнования, конкурсы ;
  • показ слайдов (видеороликов);
  • пропаганда, работа в группах (парах).

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться учащимся в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Как показывает жизненная практика, очень много ребят после окончания школы желают по разным причинам получить права и водить транспортное средство. Данная программа имеет высокую практическую значимость для учащихся, поскольку полученный ими начальный багаж знаний, умений и навыков облегчит их дальнейшее обучение вождению. По окончанию обучения ребята получат практические умения не только по вождению транспортного средства (велосипед, ) с соблюдением правил дорожного движения, но и по оказанию первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях.

Профессиональная составляющая программы заключается в ее профориентации на профессии водителя, работника автотранспортного
предприятия, сотрудника ГИБДД и др.

Ожидаемым результатом обучения по программе является приобретение учащимися устойчивых навыков по ПДД; принятия участия в муниципальных соревнованиях «Безопасное колесо»; умений применять полученные знания в жизни; правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах и помогать людям, попавших в них; сознательно следовать нормам и Правилам дородного движения,  и как следствие -  снижение травматизма на дорогах и улицах нашего города.

В процессе обучения  у школьников развивается качества личности (составляющие ключевых компетентностей) такие,  как самостоятельность в принятии решений, внимательность, сосредоточенность, сообразительность, умения ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность; творческие и мыслительные способности; вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения; навыки здорового образа жизни.  

По окончанию первого полугодия проводятся муниципальные соревнования «Безопасное колесо», выявляющие результаты обучения по программе, а в конце года победители муниципального этапа примут участие в соревнованиях регионального уровня. В рамках итоговых занятий проводятся тестирования по проверке теоретических знаний ПДД (приложение 1). Полученные практические умения и навыки оцениваются педагогом во время занятий на улице, в кабинете ПДД, во время экскурсий, конкурсов и соревнований.

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: развитие умений и навыков, проявление самостоятельности и творческой активности, количественные параметры проведенных мероприятий, количественные параметры занятых призовых мест на мероприятиях различного уровня, в том числе результаты участия во Всероссийских соревнованиях «Безопасное колесо». Проводится мониторинг уровня воспитанности учащихся (приложение 2), мониторинг здорового образа жизни (показатели физического здоровья и здорового образа жизни), мониторинг социальной успешности (удовлетворенность знаниями, полученных на занятиях, проявление активной жизненной позиции и т.д.).

В рамках работы по программе предусмотрено сотрудничество  со службами ГИБДД в осуществлении практической деятельности.

        Деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма школьников способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению опасных ситуаций на дорогах, приобретению навыков самостоятельной деятельности, пропагандирует соблюдение Правил дорожного движения, и в итоге – сохранению жизни и здоровья детей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем

Общее количество учебных часов

Количество часов

теория

практика

I.

Введение в курс. Знакомство с профессиями: сотрудник ГИБДД, работник автотранспортного предприятия, водитель и др. 

1

1

II.

Изучение ПДД.

10

10

2.1

Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми. Пешеходы на дороге.

1

1

2.2

Сигналы светофора и регулировщика.

1

1

2.3

Дорожные знаки

1

1

2.4

Обгон, остановка, стоянка транспортных средств.

1

1

2.5

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

1

1

2.6.

Проезд перекрёстков.

1

1

2.7.

Требования к движению велосипедов и мопедов.

1

1

2.8.

Применение специальных сигналов.

1

1

2.9.

Дорожные знаки разметка.

1

1

2.10.

Решение билетов по ПДД

1

1

III.

Оказания первой медицинской помощи.

4

2

2

3.1

Первая помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.

1

1

3.2

Первая помощь при травмах и переломах.

1

1

3.3

Правила наложения стерильных повязок.

2

2

IV.

Вождение велосипеда.

9

3

6

4.1

Освоение техники вождения велосипеда .

1

1

4.2

Обязанности велосипедиста и пешеходов их взаимоотношения на дороге.

1

1

4.3

Требования перевозки грузов на велосипеде.

1

1

4.4

Сборка-разборка велосипеда.

3

3

4.5.

Фигурное вождение велосипеда

3

3

V.

Агитационно-массовая работа, участия в массовых мероприятиях среди сверстников.

10

4

6

5.1

Беседы

2

2

5.2

Акции

3

1

2

5.3

Игровые программы

3

1

2

5.4.

Соревнования.

2

2

ИТОГО:

34

20

14

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

недели безопасности в начальной школе

Дата

Содержание

Классы

Ответственные

1. Беседы-пятиминутки на последних уроках о безопасности поведения на улицах

        1-4

Учителя начальных классов и учителя-предметники, которые проводят последние уроки

2. Контрольные диктанты (по материалам ПДД).

  1-4

Учителя начальных классов

Проведение родительских собраний по вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма

Классные руководители

Беседы по вопросам предупреждения ДДТТ, неосторожного поведения на льду, воде, небрежного обращения с незнакомыми предметами

        1-4

Классные руководители, воспитатели ГПД

Конкурс рисунков «Я и дорога», «Долгожданная зима снова в гости к нам пришла…»

                         

 нампришла пришла…»

        1-4

Учитель рисования; учителя начальных классов

Занятия с учащимися по отработке профилактических навыков поведения на дороге

       1-4

Классные руководители, воспитатели ГПД

Открытые уроки по ПДД

       1-4

Классные руководители

ПЛАН

занятий с отрядом юных инспекторов движения

Занятия с юными инспекторами движения проводит общественный инспектор по безопасности движения 2 раза в месяц.

Занятие № 1 (сентябрь).

Положение об отрядах юных инспекторов движения. Определение структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Выбор девиза, речевки. Разучивание песни «Марш юных инспекторов движения».

Занятие № 2 (сентябрь).

История развития автомототранспорта.

Проблемы безопасности движения.

Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды.

Правила дорожного движения в нашей стране.

Провести с учащимися 1-4 классов беседы о развитии отечественного автомобилестроения. Предложить детям нарисовать различные автомобили, автобусы, мотоциклы.

Занятие № 3 (октябрь).

Элементарные вопросы теории движения автомобиля - разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя.

Задание: нарисовать схему остановочного пути автомобиля и с помощью этой схемы провести в младших классах беседы о недопустимости перехода проезжей части дороги перед приближающимся транспортом.

Занятие № 4 (октябрь).

Правила дорожного движения. Общие положения. Обязанности водителей и пешеходов.

Задание: изучить общие обязанности участников движения. Изготовить макет дорожного знака «Пешеходный переход» и провести с детьми 1-4 классов беседу об этом знаке.

Начертить с детьми перекресток (или воспользоваться транспортной площадкой) и изучить с детьми правила перехода улицы.

Занятие № 5 (ноябрь).

Правила дорожного движения. Разметка части дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды. Островки безопасности.

Задание: изучить разметку проезжей части. Вывести детей на экскурсию на ближайший перекресток и объяснить наглядно.

Занятие № 6 (ноябрь).

Организация дорожного движения в селе, городе. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования.

Провести беседу с младшими школьниками «Какими станут улицы нашего села».

 

Занятие № 7 (декабрь).

Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора. Поведение пешеходов на регулируемых перекрестках. Спецмашины.

Задание: изучить фазы цикла светофора.

Провести занятие с детьми «Трехцветный друг». Изготовить модель действующего светофора и продемонстрировать ее работу в детских садах и в начальных классах.

Занятие № 8 (декабрь).

Правила дорожного движения, дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков. Установка дорожных знаков.

Задание: в рабочей тетради зарисовать дорожные знаки, написать и выучить их название.

Занятие № 9 (январь).

Сигналы регулировщика, тренировка в подаче сигналов регулировщика. Наблюдение за работой регулировщика на перекрестке.

Задание: отработать все сигналы регулировщика. Изготовить жезлы на весь отряд. Провести в младших классах занятие «Регулировщик - постовой».

Занятие № 10 (январь).

Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов.

Задание: с помощью макета усвоить принципы проезда перекрестка. Провести в детских садах игру «Мы на перекрестке».

Занятие № 11 (февраль).

Права, обязанности и ответственность граждан за нарушение правил движения.

Задание: выпустить газету «Светофор».

Занятие № 12 (февраль).

История ГИБДД. ГИБДД на страже безопасности движения. Роль отрядов ЮИД в решении вопросов предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Занятие № 13 (март).

Номерные, опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения.

Задание: нарисовать в тетради номерные, опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения.

Провести в младших классах утренник «Светофор - твой друг».

Занятие № 14 (март).

Устная пропаганда правил дорожного движения среди учащихся и дошкольников. Подготовка и проведение бесед. Проведение игр по безопасности движения.

Задание: в тетради придумать и записать текст беседы, игры по правилам движения.

Занятие № 15 (апрель). Правила движения для велосипедистов.

Задание: Взять на учет всех велосипедистов, провести с ними теоретические и практические занятия, зачеты (кому исполнилось 14 лет) с выдачей «Удостоверения велосипедиста».

Занятие № 16 (апрель).

Оформление уголка безопасности движения. Роль кабинета безопасности в пропаганде правил движения.

Задание: оформить «уголки безопасности» в младших классах и детских садах.

Занятие № 17 (май).

Документация отряда юных инспекторов движения. График патрулирования, контроль.

Задание: провести рейды «Юный пешеход» и «Юный велосипедист». Профилактическая работа с нарушителями.

Занятие № 18 (май).

Зачет по программе ЮИД. Оформление дневника отряда ЮИД о проделанной работе.

Задание: провести беседы, игры, соревнования, зачетные занятия в младших классах и детских садах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Путешествие в страну Светофорию"

Данный праздник способствует с помощью разных методов и приёмов изучать правила дорожного движения....

Классный час: "Путешествие в страну Светофорию"

Познакомить детей с дорожными знаками; расширить кругозор детей о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жизни; в игровой форме учить детей культуре поведения на улицах города....

Конкурсная программа "В стране Светофории"

Данный сценарий можно использовать в воспитательной работе в рамках программ ,обучающих детей безопасному поведению на дорогах.С помощью игры и элементов театрализации ,учащиеся знакомятся с элементар...

Сценарий развлекательно-игровой программы по ПДД "Путешествие в страну Светофория"

Данный сценарий предназначен для детей 1-4 классов,  чтобы сформировать устойчивый познавательный  интерес у детей к данной т еме. Он научит ребят правильно анализировать и оценивать свои по...

Сценарий развлекательно-игровой программы по ПДД «Путешествие в страну Светофорию»

Цель: формировать представление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дороге.Задачи:- формирование устойчивого познавательного интереса у учащихся к данной теме;- учить анал...

Развлекательно-игровая программа по ПДД «Путешествие в страну Светофорию»

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Час здоровья»...

Сценарий развлекательно-игровой программы по ПДД «Путешествие в страну Светофорию»

Сценарий развлекательно-игровой программы по ПДД«Путешествие в страну Светофорию»           Цель: формировать представление школьников о п...