Классный час: Традиции и обычаи Сагаалгана: Золгохо ёho. Разработка.
классный час

Бимбаева Жаргалма Викторовна

Традиции и обычаи Сагаалгана: встреча гостей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час "Золгохо ёhо"

Цель: Познакомить с одним из обычаев праздника Сагаалган: "Золгохо ёhо"

Задачи:

Образовательные: продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный

запас детей словами на бурятском языке, характеризующими семью и обозначающими настроение человека.

Развивающие:   развивать у детей  умение правильно отвечать на поставленные

вопросы, использовать речь.

Формировать навыки применения диалогической и монологической речи на бурятском языке.

Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству. Воспитывать внимательное, доброжелательное, чуткое отношение к взрослым, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. Поддерживать и сохранять семейные обычаи и традиции: "Золгохо ёhо".

Актуальность: Все начинается с родного дома и родителей. Поэтому и гуманные чувства должны воспитываться у младших школьников, прежде всего, по отношению к членам семьи. Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к родному дому. Прежде всего, ребёнок, должен получить представление о доме, как общечеловеческой ценности. Ребёнок должен понимать, что иметь свой дом - большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом.

Материал и оборудование:

- проектор, экран, презентация;

- 12 шт. хадаков; молоко в пиале, пачки чая.    

Учитель: АУДИО Звучит мелодия: «Амаршалнабди».

         -Сайн байна, үхибүүд! Сайн байна хүндэтэ айлшад! Мүнөөдэр олон айлшад ерээд байна, бодожо мэндэшэлэе. hуугты даа. Анхаралтайгаар экран харая.

         -Энэ зурагуудые хараад, хэлэгты даа, нэгэ үгөөр юун гээд нэрлэжэ болохоб?

Показ презентации «Семьи бывают разные». СЛАЙД 1

Дети: Гэр булэ.

Учитель:  Зүб, бидэ элдэб янзын гэр бүлэнуудые харанабди. Энэ муноо жэлнай манай гурэндэ «Гэр булын жэл» гэжэ нэрлэгдэнхэй. Указом Президента России наступивший 2024 год объявлен Годом семьи.

-Муноо манай хоорэлдоон гэр булэдэ зорюулагдана. Тема нашего занятия посвящена году семьи.

Наада наадая:

- Асуудалнуудтамни харюусагты даа:

- Дүүрэн харюу үгэхэ гэжэ оролдохот:

- Я вам раздам предложения – помощники, с пропущенными словами. Вы должны догадаться, у кого мой вопрос. Вставить подходящие пропущенные слова в предложения и ответить.

Вопросы: 

-Шинии эжы хэн гэжэ нэрэтэйб? (Минии эжы ________гэжэ нэрэтэй.)

-Абашни хэн гэжэ нэрэтэйб? (Минии аба ________ гэжэ нэрэтэй.)

-Үбгэн абашни хэн гэжэ нэрэтэйб? (Минии үбгэн аба ________ гэжэ нэрэтэй.)

-Хүгшэн эжышни хэн гэжэ нэрэтэйб? (Хүгшэн эжымни _______гэжэ нэрэтэй)

-Ши хэды аха дүүнэртэйш? (Сколько братьев и сестёр?)(Би ______ дүүнэртэйб)

-Хэдыбта гэр бүлэдөө? (Сколько вас в семье?) (Бидэ гэр бүлэдөө__________)

-Танай гэр бүлэдэ эгээ аха хүн хэн бэ? (Кто в семье самый старший?)

-Ши гэр бүлэдөө хэнтэй ажаhуудагбши? (Назови, пожалуйста, братьев и сестёр)

Учитель: hайн даа! Асуудалнуудтамни харюусаhандатнай  баярланаб! Муноо манай буряад арадай ямар ехэ hайндэр боложо байнаб? (Сейчас в Бурятии идёт какой большой праздник?)

Дети: Сагаалган.

Учитель: Зүб даа, Сагаалган – буряад арадай ехэ hайндэр, Сагаалган - буряад зоной hур hулдэ ургэхэ, зониие харилсуулха, нэгэдуулхэ гэhэн элинсэгуудэймнай  холын туухэтэй hайндэр.

-Таанад гэр булэдоо яагаад энэ hайндэртэ бэлдэдэгбта? Үнгэргэдэгбта?

- Ответы Детей.

(Сагаалганай  урда Yдэрнуудтэнь гэрээ сэбэрлэдэгбди,  буузая шанадагбди, гал гуламтадаа, бурхандаа мяхан, сагаан эдеэнэйнгээ дээжэ Yргэдэг.)

- hайнтадаа.

             -Эртэ урда сагhаа хойшо буряад арад зон турэhэн эхэ эсэгээ бурхан шэнгеэр хундэлжэ ябадаг байна. Ундэр наhатай эжы абаяа hайханаар ургэхэ хэрэгтэй. Уреэлдэнь хургэхэ гээшэ залуу уетэнэй арюун уялга гэлсэдэг. Эхэ эсэгээ хундэлжэ "та" гэжэ хандаха ёhо бии.


-Сагаалганай ямар ёhо заншалнуудые мэдэхэбта? (Какие обычаи и традиции Сагаалгана вы знаете?)

СЛАЙД 2

- Бурханаа дэлгээхэ;
- Үндэр наhатай зониие хүндэлхэ;
- Хадагаар золгохо ёhо;
- Сагаалганай хүндын эдеэн - сагаан эдеэн;

- Үбсүүнэй мяха шанаха.
- hайндэрэй бэлэг (хадаг дээрээ бэлэг табидаг);
- Үреэл;

   -Сагаалганай тYрYYшын Yдэр Yндэр наhатай турэлоо Сагаалдаг, хундэлдэг, золгодогбди.

- Золгохо еhо:

        -Золгоходоо залуушуул ундэр наhатай эжы абадаа хадаг дээшэнь харуулжа баряад лэ, хоер гарыень тохоногhоонь дунгэжэ, хундэлдэг “Сагаан hараар!” гэдэг. Урдаhаамнай бидэндэ гое hайхан уреэл хэлэхэ, тэрэ уреэлээ хэлэжэ дуургэтэрнь байгаад, тогтоожо абаха.

Бэе-Бэеэ амаршалаяа, муноо айлшадаа золгоео, хундэтэ айлшаднай бидэндэ уреэл хэлэхэ. (Поздравим с Сагаалганом наших гостей и примем благопожелания) Показ с хадаками. Приветствие гостей с хадаками, с подарками. Учитель первый подходит с хадаком к самому старшему из комиссии, жюри. Подносит в пиале молоко, дети с хадаками подносят подарки остальным.

Учитель: 

   -Бэрхэнууд, hайндаа! Бидэ мунөөдэр юун тухай хөөрэлдөөбибди? Юу хадуужа, ойлгожо абаабта?

 – Юун тухай мэдэжэ абаабта?

-Ямар шэнэ ёhо мэдэхэ болообта? (Золголго)

-Тон зуб, хадуужа абаhан байнат. Бэрхэнууд!

- Бидэ муноодэр Сагаалганай аха захын  хундэлэлгын, мэндэшэлгын ёhо заншалтай танилсаабди, хайшан гээд хадагаар золгохо ёhотойб. Айлшаниие угтахадаа дуу хун туруулэн мэндэшэлхэ ёhотой. 

Таанадай томо болоходо эжы абатнай  хүгшэрхэ ха юм. Тиимэ дээрэhээ  таанад томо болоходоо  гэртэхидээ, түрэлхидөө  ходо хайрлажа, гамнажа ябаха еhотой болонот.

Ямаршье бүлэдэ бэе бэедээ дуратай, бэе бэедээ hанаагаа зободог, бэе бэеэ хайрладаг, гамнадаг, бэе бэеэ хараад баярладаг.

Список использованной литературы:

  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие.- Улан-Удэ,2004 г.
  2. Ошоров Д.Д. Шэгшуудэй: Учебное пособие. Улан-Удэ, 2004 г
  3. Гунжитова Г.Х.Ц. Амар мэндэ-э!: Книга для учителя и родителей. Учебно-методический комплект. Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014 г

Приложение

Дуун «Амаршалнабди»

Yгэнь Н.Артугаевагай                           Хүгжэмынь В. Шобосоевагай.

Саһатайхан үбэл ерээ,

Сагаалгамнай айлшалаа,

Хүхюутэйхэн үхибүүднай

Хүлеэгээл даа айлшанаа.

Дабталга: Хүндэтэй үбгэн аба,

Хүгшэн эжы хоёрнай!

Арюун хадагаар золгон,

Амаршалнабди таанадаа!

Сахюусаднай баярланхай,

Сагаан эдеэн билтараа,

Амтатайхан буузын үнэр

Агаарта тунан тараа.

Дабталга:

Yлзытэйхэн үринэрнай

Уян һанаагаа дэлгээн,

Урданай заншалаа һэргээн,

Угтахал Сагаан Һараа.

Дабталга:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы кружка"Традиции и обычаи народов России"

В рамках внедрения ФГОС II поколения мною разработана и реализуется на базе нашей школы программа внеурочной деятельности кружка "Традиции и обычаи народов России". Презентация отражает деятельность э...

Роль традиций и обычаев в воспитании детей коренной национальности

Школьное детство – это самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений увоспитанников ещё небольшой. На сегодняшний ден...

Традиции и обычаи казахского народа.

                         Традиции и обычаи казахского народа.  Тема:«Утро на Джайляу»...

Национальные традиции и обычаи- основа воспитания

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

Классный час "Традиции и обычаи казаков".

Цель мероприятия - Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.Задачи:1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия ...

Классный час "Традиции и обычаи празднования Белого месяца Сагаалган"

Традиции и обычаи празднования Белого месяца "Сагаалган"...

Классный час для младших школьников "Традиции и обычаи русского народа"

Классный час "традиции и обычаи русского народа" подготовлен для обучающихся начальной школы с целью воспитания гармонично-развитой личности, привить чувство любви и гордости за свой на...