«Доходы и расходы. Гармония в бюджете»
материал

Практическое занятие по семейному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byudzhet.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Доходы и расходы. Гармония в бюджете».

Форма проведения: практическое занятие.

 Подготовила  и провела :Кривощекова Н.И.

Цель:

Дать понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.

Задачи: Образовательные:

    Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства.

    Познакомить со статьями доходов и расходов.

    Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики.

Коррекционно-развивающие:

    Корригировать зрительное восприятие в процессе просмотра мультимедийной презентации.

    Развивать навыки диалогической речи воспитанников  при ответах на вопросы.

    Расширять и активизировать словарь детей  через усвоение новых терминов.

    Развивать познавательную активность ребят  при постановке вопросов.

  Воспитательные:

    Способствовать подготовке воспитанников  к самостоятельной жизни .

Педагогические средства и оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Организационный момент.

Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину. Внимательно слушайте вопросы, потом вы должны будете ответить на вопрос: «О чем пойдет речь на нашем занятии?»

1. Кто хозяин банка? (банкир)

2. Сколько орехов в пустом стакане? (0)

3. Место покупки, где можно торговаться (рынок)

4. В какие ворота нельзя въехать? (закрытые)

5. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Сколько кошек (4)

6. Место, где деньги дают в долг, хранят и выплачивают (банк)

7. Сколько ушей у трех мышей? (6)

8. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата, пенсия)

9. Место, где продают товар по строго установленным ценам (магазин)

10. Почему нельзя торговаться в магазине, как на рынке (на рынке цены свободные)

Сообщение темы и задач урока.

А сейчас ответьте на вопрос - «О чем пойдет речь на нашем занятии?»

- Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?

- Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?

- Все вы что-то да покупаете. А на что? Откуда берёте деньги? Кто из вас слышал, что такое « Семейный бюджет»

- Вот сегодня мы откроем вам тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.

- Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.

- И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

Рассказ воспитателя

- Часто именно неумение правильно вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться теми средствами, которые у нас есть, приводит партнеров к взаимному разочарованию, обидам и недовольству, а некоторые семьи и к разводу.

Для счастливой семейной жизни, помимо всего прочего, необходимо ещё и финансовое благополучие, умение правильно вести семейный бюджет. Чтобы  бюджет, как говорится, ломился от денег. Для этого не обязательно каждый месяц зарабатывать по миллиону долларов (хотя и это можно), необходимо всего лишь научиться правильно вести семейный бюджет и распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша семья.

Вот уже несколько раз я повторила - «семейный бюджет», а что это такое

    БЮДЖЕТ — (англ. budget) - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год).

    Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.

С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.

    Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.

    Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.

Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? Как сделать так, чтобы не только хорошо зарабатывать деньги, но можно было откладывать деньги на крупные покупки, инвестиции, обучение?

         Обычно, если возникают подобные ситуации, то советуют либо больше зарабатывать, либо экономить.  Это, в общем, разумные советы. Только чтобы воплотить их в жизнь, требуется не только желание, а и знание некоторых приемов и технологий.

Фронтальная работа.

 – Важно ли планировать бюджет семьи?

 – Важно, чтобы расходы не превышали доходы.

При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.

 – А есть ли бюджет у нашего государства?

– Есть.

– Кто его планирует?

 – Правительство.

– Кто планирует бюджет в вашей семье?

 – Мама, папа, бабушка, вся семья.

 – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?

– Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.

Ролевая игра «Источники доходов семьи».

На доске карточки прикреплены магнитами.

Бабушке – платок, очки.

Папе - галстук.

Маме – фартук, куклу.

Старшему брату – студенческий билет.

Задание.

 - Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).

- А вы должны проверить правильность выбора.

Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.

Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно.

– Бабушка – Пенсия.

 – Папа.– Зарплата.

– Старший брат.– Стипендия.

 – Мама с маленькой дочкой. – Пособие.

- Что же такое доход семьи и с чего он складывается? Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату) Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию). Словарная работа.

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)

- Детям платят детское пособие

- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает: Что? (Стипендию) Словарная работа.

- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от приусадебного хозяйства и другие).

Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.

- Ребята, из чего складываются доходы вашей семьи?

- Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что мама за свой труд (повара) получает 19 тысяч рублей, папа работает на стройке плотником и получает 29 тысячи рублей, дочка за учебу в училище получает 1600 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц?

Задание. Подсчет совокупного дохода семьи.

- В этом месяце дочь за не очень хорошую учебу не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько?

- Папа хорошо работал и получил 3000 тысячи рублей премии. Что такое премия? (Премия - это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе) Каким сейчас стал семейный бюджет?

- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.

Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.

Коллективная работа - А теперь выполним более сложную работу.

На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.

Нужно их распределить в два столбика: Доходы,  Расходы.

Пока звучит музыка, вы выполняете задание.

Проверка. На доске (за шторкой) правильно выполненное задание.

Доходы

Расходы Зарплата Квартплата Пенсия Транспортные услуги Стипендия Продукты

Итог урока.

Воспитатель: А теперь давайте разгадаем кроссворд, все зашифрованные слова в нем по нашей теме – семейный бюджет. Если мы правильно разгадаем весь кроссворд, у нас получится слово.

1.Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Основные)

2. Как называется доход студента. (Стипендия)

3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)

4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)

5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)

6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)

7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход

Воспитатель: Мы с вами правильно разгадали кроссворд, у нас получилось слово «спасибо». А это значит, что вы хорошо усвоили эту тему. Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.

– Что нужно для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство?

(Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет).

- Что такое бюджет? (план семьи) Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек», «сумка».  Бюджет – это планирование доходов и расходов семьи или лица на определённый срок.

- Скажите, пожалуйста, с какой целью составляется семейный бюджет? На какой период?

(Чаще всего он составляется на месяц и предназначен для контроля за текущими финансовыми делами семьи.)

Основная задача  при составлении бюджета – правильно распределить ожидаемые доходы на будущий период по различным статьям.

- Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета? (доходы и расходы.)

- Как они связаны между собой? (Зависят друг от друга)

- Что от чего зависит? (Расходы зависят от наших доходов)

- И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть? (Расходы не должны превышать доходы. Равновесие должно быть)

- Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (Нужно разумно тратить и правильно распределять)

Задание 8. Экзамен.

Задание - тест.

1) Из чего складывается бюджет:

из заработной платы, пенсии и стипендии;

из доходов и расходов;

из денег.

2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

расходы;

проценты;

доходы.

3) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:  

баранки

пенсия

стипендия

4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:

доходы;

расходы;

прибыль.

5) Лучшим считается бюджет, в котором:

доходы больше расходов

доходы равны расходам

доходы меньше расходов.

6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:  

доходов;

расходов;

IV этап игры. Анализ-рассуждение.

Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает.

- Что нужно делать, если денег не хватает? (экономить)

Посовещайтесь в семьях и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в наличии немного.

Как сэкономить?

Рассуждают, делают выводы.

1. Экономим на коммунальных услугах.

- Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? На какой части? На воде и электричестве. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.

2. Экономим на сладостях.

- Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.

3. Бережно относимся к вещам.

- Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового. Ремонт одежды, обуви своими руками.  

4. Экономим на транспорте.

 - Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.  

5. Внимательно изучаем цены в магазинах.

- Покупка более дешёвых продуктов или продуктов по различным акциям в магазине.

6. Ведение домашнего приусадебного участка.

- Заготовка на зиму картошки, лука, свеклы, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринованных овощей.

- Планировать и совместно обсуждать крупные покупки.

- Отказ от курения.

 Пословицы.

Прочитайте пословицы и объясните смысл.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.

Хуже всех бед, когда денег нет.

Наше сегодняшнее занятие будет проходить в форме деловой игры «Семейный бюджет». Для ее проведения вы разделились на команды-семьи. Вам выделяется семейная копилка, куда вы будете складывать заработанные деньги. Каждой команде будут предлагаться различные задания и от того, насколько правильно вы будете выполнять, как дружно вы будете работать зависит итог игры. За правильные ответы ваша семья будет получать деньги. У нас присутствуют эксперты – главные судьи. Они будут оценивать ваши ответы и назначать штрафы.

III Основная часть.

I этап игры. Организационный. Характеристика семьи.

Задание: Составить характеристику семьи, т.е. небольшой рассказ о вашей так называемой семье по плану.

Придумать фамилию семьи.

Распределить роли. Возраст.

Кем работает или место учебы. Увлечения.

Глава семьи должен представить свою семью.

II этап игры. Планирование доходной части.

Воспитатель раздает реквизит согласно роли. (Бабушке –очки, платок, папе – галстук, маме – фартук, ребенок дет сада – игрушка, старший брат – студенческий билет, кепка, дедушка – борода, палочка)

Задание 1: каждый член семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске). Дружная семья встает у доски и каждый держит карточку, указывающую на источник его доходов.

Задание 2: Подсчитать доход семьи.

Доход семьи в марте месяце составляет:

Зарплата папы (рабочий) 15.000 рублей

Зарплата мамы (техслужащая) 10.000 рублей

Пенсия бабушки 13 000 рублей

Стипендия сына 500 рублей

Итого: 38500 рублей

Доход семьи в феврале месяце составляет:

Зарплата папы 20 000 рублей

Пенсия дедушки 15 000 рублей

Стипендия сына 1000 рублей.

Пособие на ребенка 200 рублей.

Итого: 36200 рублей

Задание 3: - Папа хорошо работал и получил премию в размере 5000рублей. Что такое премия?

Премия – деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе.

- А сейчас доходы семьи уменьшились или увеличились? На сколько? (5000) Почему увеличились? (дополнительная надбавка)

- В этом месяце сын за не очень хорошую учебу не получил стипендии. Доходы семьи увеличились или уменьшились? Докажите. На сколько уменьшились? (1000)

Задание 4: Папа работает на заводе. Его зарплата 15000 рублей. Каков будет доход папы за 3 месяца. (45000)

Каков будет доход папы за 6 месяцев, если его зарплата составляет 20000 рублей? (120000)

Физкультурная минутка.  

На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.

(Дорого – прыгаем вверх, дёшево – приседаем).

- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.

III этап игры. Планирование расходной части.

Задание 1. Распределить расходы и доходы.

- Перед вами находится список доходов и расходов семьи.

Уважаемые семьи, посовещайтесь и распределите их на 2 группы. Так что же относится к доходам и расходам?

Варианты статей дохода: премия, заработная плата, выигрыш в лотерею, продажа овощей со своего приусадебного участка, пенсия, вам подарили денежный подарок, пособие на детей, наследство, стипендия.

Варианты статей расхода: продукты, квартплата, билет в кино, оплата телефона, покупка промышленных товаров, оплата электроэнергии, транспортные расходы, платные медицинские услуги, налоги.

Задание 3. Посчитать расходы семьи за месяц.

Питание - 15 000 руб.

Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 2500 руб.

Хозяйственно- бытовые нужды - 500 руб.

Прочие нужды / лекарства, театр, кино / - 1000 руб.

Затраты на одежду – 4000 руб.

Транспортные расходы – 2000 руб.

(Итого – 25000 руб.)

- Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход 38500, а расход 25000? (Да 13500)

- Куда можно потратить эти деньги? (отложить и не тратить, копить на крупные покупки, на одежду)

Истратили на продукты - 18 000 рублей

Заплатили за квартиру, свет, телефон - 3000 рублей

Хозяйственно- бытовые нужды - 1000 руб.

Заплатили за ремонт холодильника - 2000 рублей

Купили подарок сыну- 2000 рублей

Прочие нужды / лекарства, театр, кино / - 2000 руб.

Затраты на одежду – 5000 руб.

Транспортные расходы – 3200 рублей

(Итого – 36200)

- Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход 36200, а расход 36200? (Нет. Получилось равновесие.)

Задание 4. Что выгоднее покупать.

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег она сэкономит? (30 р)

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 40 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? (2000 р.; экономия 400р)

Задание 5. Расходы на ком. услуги.

На счетчике за электроэнергию стоит число 8956, а показания счетчика в прошлом месяце были 8856. Сколько в этом месяце израсходовано киловатт энергии? (100). 1 кВт/ч = 3рубля. Сколько денег необходимо заплатить? (3х100=300 рублей.) Сколько рублей составит плата за электроэнергию?

На счетчике за водоснабжение стоит число 265, а показания счетчика в прошлом месяце были 255. Сколько в этом месяце израсходовано куб. м воды? (10). 1 куб. м = 5 рублей. Сколько денег необходимо заплатить? (5х10=50 рублей.) Сколько рублей составит плата за водоснабжение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Доброе слово доходит до сердца»

Основная цель занятия: способствовать благоприятному психологическому климату в коллективе.Задачи:1.Способствовать развитию  у учащихся познавательной активности и навыков устной речи;2.Развивать...

Доходы и расходы семей

Конспект урока в виде презентации для 11 класса...

Налоги как источник дохода государства

Урок - презентация для 11 класса...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...

Конспект урока математики «Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи» ( УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи»Цели деятельности учителя: формирование умения решать...

Конспект занятия по финансовой грамотности. Доходы и расходы семьи.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАна тему:Доходы и расходы семьи....