Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Радуга творчества"
рабочая программа (2 класс)

Наталья Сергеевна Козловская

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Радуга творчества».  Возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс),

срок реализации: 1 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_tvorchestva.docx68.26 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПОРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области

Принято на заседании педагогического совета протокола №    от  

Утверждено

Приказ №    от    

директор школы                          Пчелка Л. Ф.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технологической направленности

«Радуга творчества»

возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс)

срок реализации: 1 год

д. Засижье 2023

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.

Программа «Техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует научно-техническую направленность. Творческая деятельность на занятиях в кружке позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально- психологическое благополучие.

Актуальность данной программы в том, что объединение начального технического моделирования является наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству, т.к. в условиях школы дети не могут удовлетворить в полной мере свои интересы в техническом творчестве. Данный кружок даёт возможность учащимся познакомиться с различными видами техники, приобрести начальные умения и навыки постройки и запуска моделей.

Практическая значимость состоит в том, что занимаясь техническим моделированием, младшие школьники знакомятся с большим количеством материалов и инструментов для технического творчества, приобретая, таким образом, полезные в жизни практические навыки.

Начальное техническое моделирование – это своеобразный компас на дороге технического творчества, который не определяет конечную цель, не говорит, куда и как идти, он указывает только направление движения, задает правильный вектор.

Дополнительное образование технической направленности детей имеет значительные образовательные возможности, обеспечение доступности этой направленности для детей с разным уровнем материального обеспечения.

Программа «Техническое моделирование» неразрывно связано с основами других наук. Знания же и навыки, которые получают учащиеся на уроках кружка позволяют осмыслить учащимся необходимость применения на практике знаний по математике, изобразительному искусству и т.д.

Программа предоставляет широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами. Занятия техническим моделированием решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели,

трудолюбие.

Техническое творчество способствует также расширению политехнического кругозора школьников, что предполагает получение информации о технических новинках и способах решения технических задач из разных источников – специальной литературы, консультации специалистов, электронных источников и т.д.

Вид программы - модифицированная.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим

творчеством.

Задачи:

Обучающие:

- создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами;

  • обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;
  • сформировать умение планировать свою работу;
  • обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;
  • вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;
  • воспитание творческой активности;
  • воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.

Развивающие:

  • создать условия к саморазвитию обучающихся;

- содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;

  • развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;
  • пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;

Особенности возрастной группы детей

Возраст детей, изучающих данный курс - 7-8 лет.

Главная особенность детей этого возраста - первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.

Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия ученик умеет плохо.

Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.

Место в учебном плане

Возраст учащихся: 8 лет. Сроки реализации: данная программа ориентирована на детей 2 класса общеобразовательной школы. Количество часов в неделю – 1 час, в год – 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут в соответствии с внутренним режимом работы школы и требованиям СанПиН. Программа рассчитана на 1 год.

Результаты освоения курса Первый уровень результатов:

  • научатся первоначальным графическим понятиям;
  • узнают технико-технологические свойства бумаги и картона;
  • научатся способам и приемам измерений;
  • научатся способам и приемам изготовления изделий из разных материалов (бумага, картон, ткань);
  • узнают технику безопасной работы по начальному техническому моделированию;
  • будут следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • научатся создавать изделия технического моделирования, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в  технике моделирования;
  • закрепят знания о техническом моделировании;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формируемые УУД

Личностные результаты:

воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе и способность радоваться успехам одноклассников.

Метапредметными результаты:

Регулятивные УУД:

  • осуществление пошагового контроля по результату;
  • умение самостоятельно планировать и контролировать выполнение работы.

Познавательные УУД:

  • систематизация и расширение представления о новых приёмах технического моделирования и использовании их при создании новых форм;
  • развитие творческого воображения;
  •  соблюдение правил по технике безопасности при работе с клеем и ножницами.

Коммуникативные УУД:

  • допускать существование различных точек зрения во время обсуждения;
  • формулировать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Система отслеживания и оценивания результатов

Формами подведения итогов и результатов обучения детей выступаютна:

  • выставках творческих работ;
  • во время проведения соревнований и конкурсов;
  • на праздниках;
  • в ходе проектной деятельности.

Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.

На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.

Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы. Работа, выполненная своими руками - огромная

радость для ребят.

Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность ребенка.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

-игра,

-труд,

-учение,

-общение,

-творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

-виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных

интересов членов группы;

-деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на

роли лидеров, чьѐ влияние благотворно;

-необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.


При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

-воспитывающего характера труда;

-научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)

-связи теории с практикой;

-систематичности и последовательности;

-учѐт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

-доступности и посильности;

-сознательности и активности;

-наглядности;

-прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
  2. общетрудовые: организаторские, конструкторские;
  3. специальные: обработка бумаги, картона, ткани, использование вторсырья, природных (гербарий, ракушки, песок, крупы, камушки, зерновые, бобовые) и пластичных материалов (пластилин, солѐное тесто, глина);
  4. овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, выставка, экскурсия, творческая мастерская.

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приемы:

-формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

-организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

-стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

-сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнѐрами в увлекательном процессе образования;

-свободного выбора.

В результате реализации рабочей программы кружка декоративно – прикладного творчества разработанной для организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учащиеся получат возможность более глубокого и расширенного знакомства:

  • с художественными материалами и техникой работы художественными

материалами (гуашь, восковые мелки, акварель, цветная бумага, фломастеры, бумагопластика);

  • с цветоведением: основные и составные цвета;
  • с декоративно – символической ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве;
  • с пропорциями: соотношение целого и частей;
  • с произведениями декоративно – прикладного искусства.

Формы подведения итогов реализации данной программы:

выставки, творческие отчѐты и проекты.

Технологии обучения в кружке:

  • технология развивающего обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • проектная технология;
  • техология разноуровнего обучения;
  • информационные технологии.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Форма организации внеурочной деятельности по программе «Радуга творчества» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.

Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.

Решение проблем социального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия и практические занятия:

  • творческие конкурсы
  • выставки декоративно-прикладного искусства
  • коллективные творческие дела
  • проектная деятельность
  • экскурсии
  • творческая мастерская

Содержание курса

Вводное занятие (1 ч).

Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем и другими инструментами и материалами. Повторение элементов, изученных в прошлом учебном году.

Аппликация из геометрических фигур (12 ч.)

Знакомство с видами бумаги. Выбор картона и бумаги. Разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки.

Аппликация из кругов «Божья коровка». Аппликация из кругов «Сова». Аппликация из кругов «Аистенок». Сюжетная композиция из кругов, квадрата «Рыбки в аквариуме»

Сюжетная композиция из треугольников «Деревья» Сюжетная композиция

«Космос. Ракета». Сюжетная композиция «Наш дом»

Оригами (8 ч.)

История оригами. Азбука оригами. Условные обозначения Квадрат – основная форма оригами. Базовая форма: «Треугольник». Лисёнок и собачка. Базовая форма: «Воздушный змей». Сова. Базовая форма: «Двойной треугольник». Рыбка и бабочка. Базовая форма

«Конверт». Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».

Поделки из разного материала (6ч.)

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы. Изготовление из стаканчиков. Подставка под ручки. Ваза. Знакомство с историей использования спичек, с техникой изготовления поделок. Работа со спичками. Стул, стол.

Объёмное моделирование. (7ч.)

Знакомство с Лего. Исследователи цвета и формы, кирпичиков. Волшебные кирпичики. Строим стены. Исследуем устойчивость. Модель «Пирамида». Легофантазия. Раз, два, три, четыре, пять или строим цифры. Работа с пластилином. Моделирование геометрических тел из пластилина. Конус. Шар. Цилиндр. Пирамида. Моделирование из пластилинового листа. Макет жилища. Выставка детских работ.

Тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «Радуга творчества»


№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Количество часов

Вводное занятие (1 час)

1

Техника безопасности при работе на занятиях. Знакомство с материалами и инструментами

05.09

1

Аппликация из геометрических фигур (12 часов)

2

Бумага. Виды бумаги. Способы работы с бумагой.

12.09

1

3

Аппликация из кругов «Божья коровка»

19.09

1

4

Аппликация из кругов «Медвежонок»

26.09

1

5

Аппликация из кругов «Сова»

03.10

1

6

Сюжетная композиция из кругов, квадрата, треугольников «Рыбки в аквариуме»

10.10

1

7

Аппликация из кругов «Аистёнок»

17.10

1

8

Аппликация из квадратов и треугольников «Городок»

24.10

1

9

Сюжетная композиция из треугольников «Деревья»

07.11

1

10

Сюжетная композиция «Космос. Ракета»

14.11

1

11

Сюжетная композиция «Наша школа»

21.11

1

12

Сюжетная композиция «Наш дом»

28.11

1

13

Итоговое задание. Выставка детских работ.

05.12

1

Оригами (8 часов)

14

История оригами. Азбука оригами. Условные обозначения.

12.12

1

15

Квадрат-основная форма оригами.

19.12

1

16

Базовая форма: «Треугольник».

Лисенок и собачка.

26.12

1

17

Базовая форма: «Воздушный змей». Сова.

09.01

1

18

Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбка и бабочка.

16.01

1

19

Базовая форма «Конверт». Пароход и подводная лодка.

23.01

1

20

Пароход и подводная лодка. Композиция «В море»

30.01

1

21

Итоговое занятие. Выставка детских работ.

06.02

1

Поделки из разного материала (6 часов)

22

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.

13.02

1

23

Изготовление из втулок. Подставка под ручки.

20.02

1

24

Изготовление из стаканчиков. Ваза.

27.02

1

25

Изготовление из одноразовых тарелок. Декоративные часы.

05.03

1

26

Изготовление из ватных палочек. Цветы

12.03

1

27

Итоговое занятие. Выставка детских работ.

19.03

1

Объемное моделирование (7 часов)

28

Знакомство с Лего. Исследователи цвета и формы кирпичиков.

02.04

1

29

Волшебные кирпичики. Строим стены.

09.04

1

30

Исследуем устойчивость. модель «Пирамида»

16.04

1

31

Легофантазия. Строим цифры

23.04

1

32

Работа с пластилином. Моделирование геометрических тел из пластилина. Конус, шар, цилиндр.

07.05

1

33

Моделирование из пластилинового листа. Макет жилища.

14.05

1

34

Итоговое занятие. Выставка детских работ.

21.05

1

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

Для учителя:

  • Внеурочная деятельность школьников. Методический               конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение,2017.
  • Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек ,2017.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение,2017.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь: цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей, зубочистка, спички, конструктор

«Лего».

Инструменты: ножницы, карандаши простые, кисточки для клея, салфетки, клеенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"

      Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе

Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе...

Рабочая программа кружковой деятельности "Игровичок"

Программа физического развития «Игровичок» по кружковой работе в  оздоровительном лагере дневного пребывания детей рассчитана на вовлечение детей младшего школьного возраста в игровую...

Рабочая программа кружковой деятельности «Всезнайка»

Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математи...

Рабочая программа кружковой деятельности для обучающихся 2 класса "Тайны природы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Тайны природы» возраст обучающихся: 7-8 лет (2 класс) срок реализации: 1 го...

Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Папье - маше"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Папье-маше». Возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс), срок реализации: 1 г...

Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Удивительное рядом"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Удивительное рядом». Возраст обучающихся: 9-10 лет ( 4 класс), срок реализа...