Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Папье - маше"
рабочая программа (2 класс)

Наталья Сергеевна Козловская

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Папье-маше». Возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс), срок реализации: 1 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pape_-_mashe.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПОРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области

Принято на заседании педагогического совета протокола №    от  

Утверждено

Приказ №    от    

директор школы                          Пчелка Л. Ф.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технологической направленности

«Папье-маше»

возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс)

срок реализации: 1 год

д. Засижье 2023


 Актуальность данной  программы внеурочной деятельности «Папье - маше» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта,  Основной образовательной программы школы и  Примерной программы внеурочной деятельности.

     Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

      Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной,  трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Практическая значимость состоит в том, что занимаясь творческим моделированием, младшие школьники знакомятся с таким материалом как «бумажная глина».  Осваивают различные техники работы с этим материалом, развивают пространственное воображение, измерение, мелкую моторику.

Программа «Папье-маше» неразрывно связана с основами других наук.

Знания и навыки, которые получают учащиеся на уроках кружка, позволяют осмыслить учащимися цветовидение, пропорции предметов, симметрию предметов

     Внеурочные занятия по выклейке папье-маше позволят решить многие образовательные и воспитательные задачи. Обязательным условием достижения успеха в работе является хорошее знание руководителем кружка программы трудового обучения начальных классов. Важное значение имеет также знание педагогом объема и уровня трудовых умений и навыков обучающихся, особенно тех умений и навыков, на которые будет необходимо опираться при работе с папье-маше.


Цели и задачи программы

Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи :

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с техникой «Папье-маше»;
  • углубить знания и умения по технологии обработки бумаги;
  • выработать у обучающихся определенные умения и навыки;    
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
  • способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской работы;

Развивающие:

  • способствовать развитию разносторонних художественных интересов обучающихся, художественного вкуса и эстетических потребностей;
  • содействовать  развитию  индивидуальных способностей   ребёнка;
  • способствовать развитию потребности к самообразованию и творчеству;
  • способствовать развитию целеустремленности, ответственности;
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
  • развивать умение планировать, организовывать и контролировать свой труд;

Воспитывающие:

  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, уважительное отношение друг к другу и результатам труда;
  • осуществлять политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
  • прививать культуру общественного поведения, коллективного взаимодействия, сотрудничества.

Особенности возрастной группы детей

Возраст детей, изучающих данный курс - 7-8 лет.

Главная особенность детей этого возраста - первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.

Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия ученик умеет плохо.

Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.

Место в учебном плане

Возраст учащихся 7-8 лет. Сроки реализации: данная программа ориен6тирована на детей 2 класса общеобразовательной школы. Количество часов в неделю-1 час, в год – 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут в соответствии с внутренним режимом работы школы и требованиям СанПиН. Программа рассчитана на 1 год.

Результаты освоения курса

  • научатся первоначальным графическимпонятиям;
  • узнают технико-технологические свойства бумаги и клея;
  • научатся способам и приемам измерений;
  • научатся способам и приемам изготовления изделий из бумажной глины
  • узнают технику безопасной работы по начальному моделированию;
  • будут следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий;
  • научатся создавать изделия из бумажной глины;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в  технике паье-маше;
  • закрепят знания о моделировании;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формируемые УУД

Личностные результаты:

воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе и способность радоваться успехам одноклассников.

Метапредметными результаты:

Регулятивные УУД:

  • осуществление пошагового контроля по результату;
  • умение самостоятельно планировать и контролировать выполнение работы.

Познавательные УУД:

  • систематизация и расширение представления о новых приёмах технического моделирования и использовании их при создании новых форм;
  • развитие творческого воображения;
  •  соблюдение правил по технике безопасности при работе с клеем и ножницами.

Коммуникативные УУД:

  • допускать существование различных точек зрения во время обсуждения;
  • формулировать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Система отслеживания и оценивания результатов

Формами подведения итогов и результатов обучения детей выступают на:

  • выставках творческих работ;
  • во время проведения соревнований и конкурсов;
  • на праздниках;


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Общее

кол-во

часов

из них

теор

практ

1

Вводное занятие.

1

1

2

Рабочее место и его оборудование

1

1

3

Технология изготовления предметов в технике папье-маше. (Видеофильм)

1

1

4

«Удивительные фрукты».

Изготовление фруктов: яблоко, груша, банан, лимон и др.

10

1

9

5

«Удивительные овощи».

 Изготовление овощей: свеколка,  морковочка, болгарский перчик  и др.

10

1

9

6

Беседа «Основы построения композиции»

1

1

7

Композиция «В лесном царстве».

Грибы: мухомор, боровик и др.

4

1

3

8

 Композиция «Подводный мир»: рыбка, морская звезда, лягушка, ракушки и др.

4

1

3

9

Беседа «История хохломской росписи»

1

1

13

Выставки, экскурсии, праздники.

Дарим поделки родным, друзьям, детскому саду!

4

-

4

Итого

34


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы

1. Вводное занятие.

1)  Показать видеофильм « История возникновения работы с папье -маше».  

На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления. Показать готовые изделия из папье - маше .

2)  Обязательно провести инструктаж по технике безопасности.

Правила поведения в кружке. Правила безопасного обращения с острыми инструментами. Правила использования материалов, необходимых для работы.

2. Рабочее место и его оборудование. 

 Познакомить обучающиеся  с рабочим местом и его оборудованием. Показать презентацию, какие материалы и инструменты необходимы для изготовления изделий из папье – маше. Организация учебного процесса и рабочего места.

Содержание в порядке рабочего места.

3. Технология  изготовления  предметов  в  технике  папье-маше. (Видеофильм)

1.Показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о папье – маше.

2. Технология изготовления предметов из папье-маше.

1) Подготовка бумажной массы. Виды клеевой массы для папье-маше, рецепты приготовления клейстера из муки. Подбор макета или форм для изделий из папье-маше.

2) Лепка (техника лепки из пластилина и глины - учить самостоятельно подготовить материал для работы).

3) Матирование   первый  раз (техника матирования: можно обклеивать изделия, вылепленные из глины или пластилина, а можно использовать готовые предметы). Основные правила матирования. Использование вазелина, воды для облегчения снятия заготовки с макета или форм. Использование различных видов бумаги (белая, газетная), учет количества накладки слоев. Методы и правила просушки заготовок.

4) Матирование   второй  раз (научить самостоятельно разрезать оболочку заготовки папье-маше ножом и снимать с помощью учителя).

5) Грунтовка. Виды грунтовки (водоэмульсионный, мелово-клейстерный), правила применения грунтовки.

6)  Шлифование.  Правила и методы шлифовки изделий из папье-маше.

7)Покраска фона. Правила  окраски изделий из папье-маше (учить самостоятельно подбирать палитру для окраски папье-маше); познакомить со цветоведением -  основные и дополнительные цвета; теплые и холодные цвета. Подготовка изделий к покраске. Правильный выбор кистей, краски. Промежуточная просушка изделий.

8) Расписывание – рассказать, какие краски применять (гуашь, акварель, масляные краски); украшение теснением; Правильный выбор кистей, краски.  Промежуточная просушка изделий.

9) Покрытие лаком. Правила лакирования  изделий из папье-маше. Подготовка изделий к  лакировке. Правильный выбор кистей лаков. Промежуточная просушка изделий.

10) Правило хранения изделий из папье-маше. Сохранение изделий из папье-маше от сыворотки, ударов. Необходимые требования аккуратного отношения. Сохранения заготовленной впрок массы папье-маше в полиэтиленовых пакетах.

4. «Удивительные плоды».

Беседа «Чем полезны овощи и фрукты».

Изготовление фруктов: яблоко, груша, банан, лимон и др. Дети  под руководством учатся лепить из пластилина различные фрукты и использовать технику папье – маше для изготовления муляжей.

5. «Удивительные плоды».

 Беседа «Что растет на огороде».

Изготовление овощей: свеколка,  морковочка, болгарский перчик  и др.

Дети  используя  технику папье – маше, изготавливают муляжи различных овощей.

6. Беседа «Основы построения композиции».

 Понятие о композиции, построение орнамента. Показ презентации, таблиц о построении композиции.

7. Композиция «В лесном царстве». 

Показать презентацию о лесных обитателях; посмотреть таблицы «Съедобные и несъедобные грибы». Дети  используя  технику папье – маше, изготавливают муляжи различных грибов: мухомор, боровик и др.

8. Композиция «Подводный мир». 

Показать видеофильм об обитателях подводного мира. Дети  используя  технику папье – маше, изготавливают муляжи различных обитателей подводного мира: рыбка, морская звезда, лягушка, ракушки и др.

9. Выставки, экскурсии, праздники.

Дарим поделки родным, друзьям, детскому саду!

Провести итоговую выставку поделок, потом их подарить родным, друзьям, детям детского сада!


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата

проведения

Количество

часов

Вводное занятие (1 ч.)

1

Техника безопасности при работе на занятиях кружка «Папье-маше»

07.09

1

Рабочее место и его оборудование (1 ч)

2

Использование рабочего места и оборудования

14.09

1

Технология изготовления предметов в технике папье-маше (1 ч)

3

Что такое техника папье-маше?

21.09

1

«Удивительные фрукты» (10 ч)

4

Изготовление апельсина.

28.09

1

5

Изготовление апельсина.

05.10

1

6

Изготовление яблока

12.10

1

7

Изготовление яблока

19.10

1

8

Изготовление груши

26.10

1

9

Изготовление груши

09.11

1

10

Изготовление банана

16.11

1

11

Изготовление банана

23.11

1

12

Изготовление персика

30.11

1

13

Изготовление персика

07.12

1

«Удивительные овощи»(10 ч.)

14.12

14

Изготовление свёклы

14.12

1

15

Изготовление свёклы

21.12

1

16

Изготовление моркови

28.12

1

17

Изготовление моркови

11.01

1

18

Изготовление баклажана

18.01

1

19

Изготовление баклажана

25.01

1

20

Изготовление томата

01.02

1

21

Изготовление томата

08.02

1

22

Изготовление огурца

15.02

1

23

Изготовление огурца

22.02

1

Композиция ( 10 ч)

24

Основа построения композиции

29.02

1

25

Изготовления грибов: подосиновик, подберёзовик, боровик.

07.03

1

26

Изготовления грибов: подосиновик, подберёзовик, боровик.

14.03

1

27

Изготовления грибов: подосиновик, подберёзовик, боровик.

21.03

1

28

Композиция «В лесном царстве»

04.04

1

29

Изготовление жителей подводного мира: рыба, лягушка, ракушка.

11.04

1

30

Изготовление жителей подводного мира: рыба, лягушка, ракушка.

18.04

1

31

Изготовление жителей подводного мира: рыба, лягушка, ракушка.

25.04

1

32

Композиция «Подводный мир»

02.05

1

33

Беседа «История хохломской росписи»

16.05

1

34

Выставка «дарим поделки родным, друзьям, детскому саду»

23.05

1

ЛИТЕРАТУРА

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения. [Текст]: программы. Под ред.  Е.С.Савинова.—2е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с.

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. [Текст]: программы. Под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2010. — 204 с.                  

3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Стандарты второго поколения. [Текст]: пособие для учителя. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. — 204 с.     4. Ясинский, А.В. Организация кружковых занятий. [Текст]: пособие для учителей.  А.В.Ясинский. -  М.: Просвещение, 1984.-192  с.5.

5. Шалимова, О.Д. Формирование у младших школьников  умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения. [Текст] // Начальная школа (журнал).  №8. – 1989. - с. 69-71.

6. Попова, О.С. Русские художественные промыслы. [Текст]: книга для учителя. О.С. Попова - М.: Знание, 1984. - 144с.

7. Гибсон, Рэй. Поделки. Папье - маше. Бумажные цветы. [Текст]: книга для обучающихся. Рей Гибсон. - РОСМЭН, 1998. – 64 с.

8. Алебастрова, А.А. Лучшие поделки, игрушки и сувениры из папье – маше.  Серия «Умелые руки». [Текст]: книга для обучающихся. А.А. Алебастрова. – М.: «Академия развития», 2010. – 192 с.

9. Зайцева, А.А. Папье – маше. Коллекция оригинальных идей. Серия «Азбука рукоделия». [Текст]: книга для обучающихся. А.А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. –  64 с.

10. Лыкова, И.А. Наше папье – маше: детский дизайн. Серия «Мастерилка».  [Текст]: книга для обучающихся. И.А.Лыкова. – М.: Карапуз, 2009. – 16с.

Электронные источники: http:www.texnomagia.ru;

www.papp-art.net/objekte.htm;       http://handmade.idvz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка...

Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе

Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе...

Рабочая программа кружковой деятельности "Игровичок"

Программа физического развития «Игровичок» по кружковой работе в  оздоровительном лагере дневного пребывания детей рассчитана на вовлечение детей младшего школьного возраста в игровую...

Рабочая программа кружковой деятельности «Всезнайка»

Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математи...

Рабочая программа кружковой деятельности для обучающихся 2 класса "Тайны природы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Тайны природы» возраст обучающихся: 7-8 лет (2 класс) срок реализации: 1 го...

Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Удивительное рядом"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Удивительное рядом». Возраст обучающихся: 9-10 лет ( 4 класс), срок реализа...

Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Радуга творчества"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Радуга творчества».  Возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс),срок реализаци...