Конкурсно- игровая программа на тему: «Числовые суеверия»
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс)

Марамыгина Елена Анатольевна

Цель и задачи:  в игровой форме прививать интерес к точным наукам, развитие  логического мышления, расширение кругозора,  воспитание  любознательности, формирование коммуникативных навыков, развитие личностного потенциала ребенка (активности, инициативности, общения)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislovye_sueveriya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД

«Центр детского творчества»

           научно – технический отдел

Познавательное занятие

Тема: «Числовые суеверия»

конкурсно - игровая программа

                         

                                                                                         

                                                                                              Подготовила: педагог ДО

                                                                                              Марамыгина Е. А.

                                           

Надым, 2007 ноябрь

Содержание:

  1. Беседа «Числовые суеверия».
  2. Загадки о числах.
  3. Ребусы с цифрами.
  4. Наисложнейшие задачи.
  5. Задачи - шутки.  
  6. Задание на внимание.  
  7. Веселые задачи в стихах.
  8. Бой скороговорок.
  9. Викторина «Из истории чисел».  
  10. Загадки с вычислениями.
  11. Подведение итогов.
  12. Литература

  Цель и задачи:  в игровой форме прививать интерес к точным наукам, развитие  логического мышления, расширение кругозора,  воспитание  любознательности, формирование коммуникативных навыков, развитие личностного потенциала ребенка (активности, инициативности, общения)

           Оформление и оборудование: поделки изготовленные детьми ранее на занятиях - аппликации на тему « Мир чисел»; листочки и ручки у каждого участника.

         Литература: Педсовет № 2, 2002

 

               Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание умных и смекалистых, находчивых и умелых. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем играть в очень интересные игры, отгадывать загадки и ребусы решать. Наступил тот звёздный час, когда вы можете показать нам всем, здесь сидящим, ваши знания, способности, эрудицию. В процессе игры за правильные и интересные ответы будут выдаваться жетоны, по окончании  занятия, у кого окажется больше жетонов, ожидает сюрприз.                                                                                                                            Условия игры:                                                                                                                                                                       быть весёлым и находчивым;                                                                                                                                                       не оставлять ни одного вопроса без ответа;                                                                                            набрать как можно больше  жетонов;                                                                                                                         до последнего вздоха бороться за победу;                                                                                                                    не подглядывать, не подслушивать и не проникать в чужие мысли.                                      

На наших занятиях, в конструировании и моделировании, мы с вами очень часто соприкасаемся с миром чисел (при вычерчивании геометрических фигур, разверток изделия и т. п.). А что вы знаете о числах? Сегодня мы это и выясним.  

             Итак, тема нашего сегодняшнего занятия -

ЧИСЛОВЫЕ СУЕВЕРИЯ.

              Числовые суеверия, как и всякая мистика, достались нам в наследство от старого мира. Прошли века и тысячелетия, но вера в то, что числа могут приносить удачу или беду, прочно удерживается в сознании суеверных людей. На языке древней Индии «0»- это число «сунья». Арабы перевели это слово на свой язык, и стало оно называться  «сифр». Не правда ли, напоминает что-то. Правильно, «сифр» - цифра. Так какое это число? ( Ответ: 0).

              У многих народов продолжительное время пределом счёта было число «3». Его считали символом полноты, совершенства. Так, у древних греков это  число считалось счастливым, а в древнем Вавилоне поклонялись трём божествам: Солнцу, Луне и Венере.  

С числом «3» связано много названий сказок и мифов: «Три истины» (Африка), «Три  

сокровища» (Япония), «Три истины» (Турция) и др.

     -А вы, ребята, знаете, какие-нибудь сказки, рассказы, где упоминается число «3»? Перечислите их.                                                                                                                                                                                                  В другие времена и  у других народов предельным числом  было «7» , потому что люди обратили внимание на семь небесных  светил, семь движущихся планет. Число «7» считали  святым в Древней Греции и Риме, в странах ближнего Востока.

             По преданию, Вавилонская башня  имела семь этажей, Рим и Киев были  построены на семи  холмах. Не случайно в неделе семь дней,  в радуге семь цветов, а в музыке семь нот.        

             Нередко, приписывают числу семь таинственную силу, знахари вручают больному семь разных  лекарств, настоянных на семи  травах, и советуют пить семь дней.

            -А где  ещё  упоминается число семь?   (На  Руси  любимая  поговорка: «Семь раз отмерь, один отрежь»).                                                                                                                                                                                                                                                                        

Таинственную силу приписывают  числу  «9» ,причём  в одни времена – добрую, а в другие -  недобрую. « У девяти  не будет пути» - говорили в древности. Название картины  Айвазовского И. «Девятый вал» отражает народные поверья  о грозных  силы природы, из которых  девятая  волна – самая  опасная.  У  древних  греков  за  числом  «9»  установилась  добрая  слава.  Жюри  на  Олимпийских   играх  состояло  из  девяти  судей,  существовало  девять  покровительниц  науки  и  искусства.  В  русских  народных  сказках  действие  часто  происходит  «в  тридевятом  царстве, в  тридевятом  государстве»,  «за  тридевять  земель».  

            -  Как  вы  думаете  почему?   (Десять  это  очень  далеко, а  девять далеко, но  не  очень.)

              Символом  гармонии  и  полноты   выступило  число  «10».  Этим  числом,  выражающимся   суммой   1+2+3+4,  символизировался   философский  камень.  Золоту  приписывалось  число  192. 192= (1*2*3*4)*8

             Счастливое  число  40, а  41  таит  в  себе  неизвестность,  мрак.  Охотившийся  на  Руси, на крупного зверя, боялся числа  41. Это  поверье нашло отражение в стихотворении  Н. Некрасова «На  селе»:

Сорок медведей  поддел  на  рогатину,

 На  сорок  первом  сплошал.

Число  4:  пуд- 40  фунтов,  бочка  в  40  вёдер.

Вавилоняне  считали  «божьим»  число  60.  Это  число  легло  в  основу   Вавилонской  системы счисления  - градусы,  минуты,  секунды.

Мистическим  (необъяснимым)  считалось  число  1001  (Сказки «Тысяча  и  одна  ночь».)

 Число  13  считается   несчастливым.  До  революции  в  Петербурге  не было  тринадцатого маршрута. В  Лондоне  и  сейчас  нет  таких  номеров  на  домах.  В  Америке, в  некоторых  многоэтажных  домах, нет  13  этажа.

-  Почему  говорят:  «Семеро  одного  не  ждут?»  А  восемь  или  девять  - ждут?

- А  сейчас  отгадаем  загадки,  на  какую  они  тему  вы  узнаете,  отгадав  уже  первую  загадку.

1.  Проживают  в трудной  книжке  хитроумные  братишки.

     Десять  их,  но  братья  эти  сосчитают  всё  на  свете.                         (Цифры)

2.  Чёрненькая,  хвостатенькая,  не  лает,  не  кусает,    

     А  из  класса  в  класс  не  пускает.                (2)

3.  А  это  что  за  акробатки?

                 Отгадайте-ка,  ребятки!

                 Если  на  голову  встанет,

     Ровно  на  три  больше  станет.                (6)

4.  Я  так  мила,  я  так  кругла,

                 Я  состою  из  двух  кружочков,

     Как   рада  я,  что  я  нашла                                                                                                                        

     Себе  таких,  как  вы,  дружочков.                  (8)

 5.  Вид  её  -  как  запятая,

     Хвост  крючком,  и  не  секрет:

     Любит  всех  она  лентяев,

    А  её  лентяи  -  нет.                   (2)

6.  Не  похож  он  на  пятак,

    Не  похож  на бублик,

    Круглый  он,  да  не  дурак,

    С  дыркой,  да  не бублик.           (0)

7.  У  кого  одна  нога,

    Да  и  та  без  башмака?        (7)

8.  Отгадайте,  ребятки,

    Что  за  цифра  -  акробатка?

    Если  на  голову  встанет,

    Ровно  на  три  меньше  станет.       (9)

9.  Два  кольца,

    В  середине  нет  гвоздя,

    Если  я  перевернусь,

   То  совсем  не  изменюсь.

   Ну,  какая  цифра  я?          (8)

10.  Есть,  друзья,  такая  птица:

      Если  сядет  на  страницу,

      Очень  рад  бываю  я,  

 А  со  мною  вся  семья.      (5)

Попробуйте расшифровать ребусы:

;                  40а;        ме100;     с3жи;      3тон;     сви100к;

семья,      сорока,       место,        стрижи,      тритон,    свисток;

Наисложнейшие задачи:

 Для того, чтобы решить задачу, нужны не только знания, но и смекалка. Давайте проведем небольшую разминку.

Попробуйте решить задачи.

Задача 1.  Три мальчика — Коля, Петя и Ваня — отправились на ярмарку. По дороге они нашли три рубля. Сколько денег нашел бы Ваня, если бы он один отправился на ярмарку?   (Ваня нашел бы те же три рубля.)

Задача 2. Три мальчика — Коля, Петя и Ваня — отправились на ярмарку. Навстречу им шли три бабушки. В руках у каждой бабушки — по три котенка. Сколько котят несли бабушки на ярмарку? (Ни одного. Котят несли с ярмарки.)

Задача З.  В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько кошек в комнате всего? (Четыре.)

Задача 4. Через два года Сережа будет вдвое старше, чем он был 2 года назад. Сколько лет будет тогда Сереже?  (8 лет.)        

Задача 5.  Володя через 3 года будет вдвое старше, чем З года назад. Сколько лет сейчас Володе?  (9 лет.)

Задачи - шутки.

  • Кто назовет 5 дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  • На березе сидели 2 вороны и смотрели в разные стороны: одна — на юг, другая — на север.

 - У тебя, — говорит первая ворона, лапки в грязи.

             - А у тебя, — отвечает вторая, — клюв в земле.

Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на                                                          друга, а это и есть — в разные стороны.)

Задание на внимание.

       1.    Ребята, мне вероятно, как и всем вам, часто приходится пользоваться городским транспортом. Однажды сидя в автобусе, я решила сделать несложный подсчет. Полагаю, что вы все сильны в математике и поможете мне в этом.

 Итак, я вошла в, автобус и пересчитала пассажиров. Их было 17. Автобус поехал. Затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 (будьте внимательны). На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло З человека, а вышло 8. На следующей остановке вошло 4 и вышло 7.

    А потом на остановке

    Гражданин один вошел

    С целой кучею обновок.

    Сколько было остановок?    (5)

        2.   В корзине лежит 5 яблок.  Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая полу по одному яблоку и чтобы одно яблоко  осталось в корзине?  (Дать четырем девочкам по яблоку, а пятой  девочке — оставшееся яблоко вместе с корзиной.)

Веселые задачи в стихах.

Мы — большущая семья,

Самый младший — это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Глаша, Даша,

И Наташа — тоже наша.

Мы по улице идем —        

 Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?      (8 детей.)

Мы за чаем не скучаём — По две чашки получаем.

Восемь чашек, восемь пар

Выпиваем самовар.

Чашек пьем всего по паре.

Сколько чашек в самоваре?      (16 чашек.)

Бой скороговорок.

Дальше «Бой скороговорок»

Разрешите, мне начать.

Кто три раза без ошибки

Фразу вслух произнесет,

Тот кто меньше ошибется,

Тот в бою и победит!

(Все произносят хором)

  • Раз дрова, два дрова, три дрова.
  • Как у горки на пригорке жили тридцать три Ёгорки.

- А теперь иной конкурс. На приготовленных листочках  напишет наибольшее количество  слов с числом «сто», будьте внимательны,  время ограничено.

Кто вспомнит наибольшее количество пословиц и поговорок с числами.

Викторина «Из истории чисел».

- Ребята,  из трех  предлагаемых вариантов ответов, вам надо выбрать один  верный.

  • Купцы какой страны называли цену товара, взяв друг друга за руки и нажимая на определенные суставы пальцев? Не оттуда ли пошли слова  «ударить по рукам», означавшие заключение торговой сделки?

Индия, Корея, Китай;

  • Чьи это дроби? Двоичные — половина, четь, полчете?

Франция, Россия, Германия;

В какой стране применили впервые «О»  1500 лет тому назад?

Индия, Тибет, Англия;

  • Кто утверждал, что числа правят миром?

Архимед, Пифагор, Цезарь;

  • Кто изобрел в 1623 году вычислительную машину?

Вильгельм , Шинкардов

  • Число 999.999 европейские математики древних времен уже знали, а дальше они считать не умели. В 14 веке новой эры венецианский купец совершил неслыханное путешествие. Когда он снова оказался дома, — рассказам не было конца. И чаще всего повторялось слово «миллион» — «большая тысяча». Так он назвал тысячу тысяч. Кто это был?   Марко Поло, Колумб;

  • Кто назвал миллион-миллионов словом «миллиард?  Шюке,  Шварцнегер.
  • - Как по вашему какое самое любимое число в сказках? У древних греков оно  считалось счастливым,  его считали магическим. Ну, а в далекие – далекие времена, когда люди с трудом учились считать, это число обозначало «все».   З ;   7;   13;
  • Какое число древние считали символом устойчивости и прочности? 20; 100;  4;

Как переводятся слова?

Солнце?      3;  8;  1  («Солос» - один.)

Мужчина?   4;    1;

Женщина?     5;  2;

Загадки с вычислениями.

* * *

Собрались лесные звери

На полянке возле ели.

Новый год! Новый год!

Закружился хоровод.

Серый волк с лисой-плутовкой

Так отплясывают ловко!

Восемь белок, три зайчонка

Пляшут весело в сторонке.

Сосчитайте побыстрей,

Сколько на полянке зверей?

* * *

По ельничку мама шла,

Восемь рыжиков нашла,

А малышка-дочка —

 Только три грибочка.

Отвечайте без запинки,

Сколько всех грибов в корзинке?

* * *

Любит порядок мальчик Егорка.

Книги свои расставил на палки:

Девять книжек на одной

И четыре на другой.

Сколько на двух полках

Книжек у Егорки?

* * *

Очень дружно мы живем,

В школьном хоре все поем.

Миша, Каля, Аллочка,

Света, Таня, Галочка,

Два Сережи и Марат.

Сколько всего в хоре ребят?

* * *

За три дня к Айболиту лечиться

Пришли восемь зайцев, четыре волчицы.

Сколько больных зверей

Вылечит Айболит за семь дней?

* * *

Красная Шапочка к бабушке шла,

Гостинцы в корзинке внучка несла.

Шла не спеша по знакомой тропинке,

Грибы собирала, их клала в корзинку.

Все расстоянье прошла незаметно,

В час проходя по два километра.

За три часа до старушки дошла.

Сколько она километров прошла?

* * *

На лыжах в поход ребятишки идут.

По полю и роще проходит маршрут.

Смотрите, какая кругом красота!

Весь путь прошагали за три часа.

Двенадцать всего километров прошли.

С какой они скоростью шли?

* * *

Три мальчика:

Коля, Сережа, Андрюшка

В песочнице дружно

Играли в игрушки.

Медведь — не у Коли,

Мяч — не у Сергея,

Но знаем мы точно,

Что танк у Андрея.

Какие игрушки у Коли, Сергея?

Подумай, дружок,

И ответь поскорее.

* * *

Растет на полянке

Береза, рябинка,        

А рядом в сторонке

Трепещет осинка.

Рябинка повыше осинки немножко,

И хоть не на много, но ниже березки.

Какое же дерево выше всех, дети?

Какое всех ниже? Кто быстро  ответит?

* * *

Муравьишка шел домой,

Вез в тележке груз такой:

Две травинки, две былинки,

Три тяжелые хвоинки.

Сколько разных вещей

Вез в тележке муравей?

* * *

День рожденья у лисицы.

Это кто к ней в дом стучится?

Волк, медведь, барсук, енот, даже серый Васька-кот.

Прискакала даже белка.

Сколько надо всем тарелок?

* * *

Есть помощница у мамы.

Посмотрите, дети, сами:

Перемыла пять тарелок,

Восемь ложек, чашек пять.

Перемытую посуду

Помогите сосчитать!

* * *

Ровно в семь часов утра

Собралась детвора

За грибами в лес идти

Ну, счастливого пути!

А к двенадцати часам

Возвратились по домам.

Сколько времени в пути

 Были наши грибники?

* * *

По тропинке кошка шла,

За собой котят вела:

Белых два и черных пять.

Кто успел их сосчитать?

* * *

Напекла лиса ватрушек,

Пригласила пять подружек.

Вот ватрушки. Надо их

Разделить на шестерых.

Всех ватрушек тридцать шесть.

Сколько каждой можно съесть?

* * *

Совушка-сова, большая голова,

Вывела совят, построила вряд:

Два смелых, два - неумелых,

Один во-от такой маленький!

Сколько всего совят?

* * *

В тихой речке под мостом

Жил усатый старый сом.

У него жена-сомиха

И четырнадцать сомят.

Кто всех вместе сосчитает?

Будет сом этому рад!

* * *

В гнезде у синичек

Лежат семь яичек.

Мама-синичка

Положила еще два яичка.

Сколько яичек в гнезде у синичек?

* * *

По траве бежал котенок,

А за ним бежал щенок.

Кто, ребята, сосчитает,

Сколько там бежало ног?

* * *

            Ежик по грибы пошел.

Десять рыжиков нашел.

Восемь положил в корзинку,

Остальные же — на спинку.

Сколько рыжиков везешь

На своих иголках, еж?

* * *

Три рамашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

* * *

Посадил я семь хороших

Белых бусинок-горошин,

А росточков из земли

Показалось только три.

Три горошины взошло.

Сколько же не проросло?

* * *

Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке

И четыре пескаря.

Посчитай-ка улов.

У кого ответ готов?

* * *

Я рисую Кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцам.

Наверху еще окошко,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки.

* * *

Пять лодок было у причала,

Волна их весело качала.

Три лодки взяли рыбаки,

Чтоб переплыть простор реки.

А сколько лодок у причала

Волна по-прежнему качала?

* * *

Скоро десять лет Сереже, Диме нет еще шести,

Дима все никак не может до Сережи дорасти.

А на сколько лет моложе мальчик Дима, чем Сережа?

* * *

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Подготовили уроки.

Сколько лодырей -сорок

Прилетело на урок?

* * *

Пять малышей -медвежат

Мама уложила спать.

Одному никак не спится,

А скольким сон хороший снится?

* * *

два щенка-баловника

Бегают, резвятся.

К шалунишкам три щенка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько будет всех друзей?

* * *

Я нашел в дупле у белки

Пять лесных орехов мелких.

Вот еще лежит один.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Ты орешки сосчитай-ка!

* * *

Кошка кот и шесть котят

 Ехать в Кошкино хотят.

Сели кошки у окошек,

Восемь окон, сколько кошек?

* * *

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою лисой

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,

Он считать ведь не умел.

Помоги  ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.

* * *

Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать забот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит.

А лисичек ровно шесть».

Ты попробуй все их счесть!

* * *.

Семь ежей мордашки чистят,

II катаются по  листьям,

Три глядят из-под ветвей

Сосчитай-ка всех ежей.

* * *

Двое шустрых поросят

Так замерзли, что дрожат.

Посчитайте и скажите.

Сколько валенок купить им?

* * *

Именины у синицы,

Гости собрались.

Сосчитай-ка их скорей

Да не ошибись.

Птичек дружная семья:

Три веселых воробья,

Три вороны, три сороки -

Чёрно-белых белобоки,

Три стрижа и дятлов три.

Сколько всех их, назови?

- Понравилось ли Вам наше необычное занятие?

- Что нового вы узнали, что особенно запомнилось?

            - Что было самое интересное?  

- Все ли у вас получалось, всегда ли вы правильно считали и вычисляли?

- Уютно ли Вам было на занятие?

- Ребята я благодарю вас всех за работу на занятие, а сейчас мы подведем итоги. У кого сколько жетонов. (Подчитают у кого наибольшее количество жетонов. Тот получает приз и титул: «Самый смекалистый», «Гений чисел», «Король (королева) точных наук».

Остальные получают поощрительные призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно – игровая программа для детей младшего школьного возраста «Дорога к доброму здоровью»

В данной статье приводится сценарий игровой программы «Дорога к доброму здоровью», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по д...

Конкурсная игровая программа к 23 февраля "Команда для капитана Врунгеля"

Данная разработка может использоваться для проведения внеклассного мероприятия в 1 классе....

Конкурсно-игровая программа «Мамочки – доченьки - сыночки»

Конкурсно-игровая программа «Мамочки – доченьки - сыночки». Это совместное мероприятие с учащимися и их родителями. Цель: Воспитывать любовь и уважение к матери, её труду, умение ценить её заботу о бл...

Конкурсно-игровая программа «В гостях у Светофора».

ЦелРебята повторяют правила дорожного движения, назначение светофора, знакомятся с основными дорожными знаками;занятие развивает память, мышление, вним быстроту и ловкость; воспитывает культуру ...

праздник "Юнармеец" к 23 февраля (конкурсно-игровая программа для 3 класса)

Данное мероприятие проводится наконуне 23 февраля для мальчиков. В ходе мероприятия проводится большая подготовка: оформляется газета с сочинениями детей "Где служили наши папы", читаются книги про ар...

Конкурсно - игровая программа «А ну-ка, мальчики»

Мероприятие проводится в форме игровой программы для мальчиков, поздравления от девочек....