Конспект внеурочной деятельности"Учусь моделировать" (3 класс)
план-конспект занятия (3 класс)

Болгар Екатерина Александровна

Цель: формирование представления о понятии «моделирование».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Школа № 104        Студенты: Дьяченко Екатерина,

Учитель: Расчектаева Светлана Васильевна

Оценка за проведение:

                                                                                           

                           

Ленда Виктория                              

                                Методист: Гарбуз О.А.

                                Подпись: ___________              

 

Конспект внеурочной деятельности

Курс «Мир деятельности»

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная

Класс/возраст детей: 3 В класс, 8-9 лет.

Тема: «Учусь моделировать».

Планируемые результаты: личностные: познакомить детей с алгоритмом моделирования, развивать мотивы внеучебной деятельности; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, рефлексия.

Цель: формирование представления о понятии «моделирование».

Задачи: уточнить представление учащихся о сравнении объектов, построить алгоритм сравнения двух объектов, сформировать первичное умение применять данный алгоритм на простейших примерах, научить

фиксировать результаты сравнения, используя опорную схему.

Форма проведения: кружок

Дата проведения: 26.10.2022 г

Челябинск, 2022

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

5 мин

- Здравствуйте. Напоминаем, что нас зовут Екатерина Александровна и Виктория Алексеевна. Как всегда, начнём урок с «Лесенки успеха». Оцените своё умение по предыдущей теме

«Учусь обобщать».

— Это ваша оценка своей работы, будьте честными перед собой, и тогда у вас обязательно всё

получится на следующих уроках.

— Тему сегодняшнего урока вы определите сами. Посмотрите на эти изображения.

— Как вы думаете, что нужно сделать?

— На какие две группы можно разбить эти объекты?

— Как можно назвать объекты в нижней группе?

— Какие ещё модели вы встречали в своей жизни?

— Так о чём же мы будем говорить на уроке?

— Вы будете открывать новое о моделях.

Приветствуют учителей.

Отвечают на вопрос.

Соединить человека и манекен, соединить настоящую пожарную машину и её «компьютерный рисунок».

На настоящие и ненастоящие

Модели.

О моделях.

К: общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме;

Л: умение ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях;

 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

10 мин

1)  Применение алгоритма анализа.

— Сегодня вам пригодится умение анализировать, вспомним этот алгоритм.

— А теперь по этому алгоритму нам предстоит проанализировать мячик для настольного тенниса.

— Какой из пунктов алгоритма уже выполнен?

— Закончите анализ, заполнив таблицу в задании № 1 учебника.

— Проверьте себя по образцу, для этого посмотрите на доску.

— Оцените результат своей работы. Кто выполнил анализ правильно, поднимите руки. У кого анализ выполнен неверно? Какие ошибки вы допустили?

2) Уточнение представлений учащихся о свойствах модели и её назначении.

— Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с мальчиком Мишей и его мамой. Миша — первоклассник. Он очень любознательный мальчик. В его жизни происходит много занимательных

случаев. Сейчас я расскажу вам две истории. Вы внимательно их выслушаете и ответите мне на вопрос: в чём помогли Мише модели?

Первая история: «Однажды Миша пришёл из школы расстроенный. В классе на стену повесили новые круглые

механические часы ярко-жёлтого цвета.

—  Мама, мой сосед по парте умеет определять время по этим часам, а я нет.

—  Я научу тебя, — ответила мама.

—  Ты не сможешь. У нас дома все часы электронные, а в школе — со стрелками.

—  Смогу. Мы сделаем модель часов. Сначала надо вспомнить всё, что мы знаем о часах. Часы бывают круглые, квадратные, прямоугольные и даже в форме рыбки или солнышка. Могут

быть маленькие и большие. И цвет может быть разный: жёлтый, белый, красный. На часах написаны цифры от 1 до 12 и есть три разные стрелки.

—  Теперь подумаем, какие свойства нам пригодятся. Цвет, размер и форма нам не важны, потому, что они не помогут научить определять время. Когда говорят о времени, называют часы

и минуты, поэтому секундная стрелка тоже не нужна. Остаются две стрелки. А вот цифры необходимы, без них время узнать нельзя. Мама сделала из картона прямоугольник, потому что его легче всего вырезать. Потом кнопкой

прикрепила две разные стрелки. Вместе с Мишей они написали на картонных часах цифры. Наконец модель часов была готова.

Учитель показывает изображения моделей часов на Слайде 5.

Мама двигала стрелки и рассказывала сыну, как определять время. Они пользовались моделью каждый день. И через неделю мальчик научился определять время сам!»

Вторая история.

Летом семья Миши решила съездить отдохнуть в Египет. Миша завалил маму вопросами.

—  Египет большая страна?

—  А что больше, Россия или Египет?

—  А мы полетим над морем?

—  Я забыл, где Египет находится. В Жирафрике?

Измученная бесконечными вопросами мама ответила: «Пойдём со мной, я покажу тебе и Египет, и Россию, и моря, и океаны. И ты сам узнаешь всё, что нужно».

— Как вы думаете, ребята, что мама показала Мише?

— Верно, с их помощью Миша увидел и Египет, и Россию. Через минуту Миша сам смог ответить на свои вопросы.

— Почему мама не могла показать Африку и Египет на настоящем реальном объекте?

— Верно, в подобных случаях люди создают модель реального объекта и пользуются ею.        

— Посмотрите, на какой из картинок изображён реальный объект, а на какой его модель?

— Какое действие должен сделать человек, чтобы от реального объекта перейти к модели?  

— Итак, что же во всех историях помогало Мише справиться с трудностями?  

— Какие модели он использовал?

— Почему Мише не могли помочь настоящие объекты, а понадобились их модели?

— Попробуйте в группах дополнить моё предложение недостающими словами. Можете пользоваться карточками со словами, которые я вывешу на доске.

— Какие карточки вы выбрали?

— В какой истории Миша и мама использовали готовую модель?

— Как им пришлось поступить в первой истории?

— Правильно, они сами сделали модель, смоделировали часы.

— А теперь ответим на главный вопрос: в чём же мальчику помогли модели?

— Посмотрите на доску. Здесь написано предложение, но одно слово пропущено. Вспомните прозвучавшие ответы и дополните предложение.

— На уроках открытия вы тоже узнаёте новое. Иногда открыть новое о реальных объектах вам могут помочь модели. Нужно ли уметь моделировать ученику?

— На каком этапе урока вам может пригодиться умение моделировать?

— Что вы повторили и что узнали нового?

Первый.

Глобус, карту мира.

Планета слишком огромна, и её нельзя показать мальчику.

Моделирование.

Модели.

Глобус, карту и модель часов.

В первой истории не было под рукой настоящих часов со стрелками. Во второй истории планету нельзя было показать мальчику из-за её больших размеров.

        

Сделать модель самим.

В первой истории — он научился определять время по часам. Во второй истории — мальчик узнал местонахождение нашей страны и Египта.

Да, нужно, ведь мы открываем новое сами.

На этапе реализации

плана, если мы решим использовать модели для открытия.

Повторили, что в некоторых случаях человек использует не настоящий объект, а его модель. Узнали, для чего и в каких случаях используют

модели.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить сообщения в устной и письменной форме;

К: общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме; работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Основной

20 мин

3) Задание на пробное действие.

— Сегодня к нам в класс пришло необычное письмо — звуковое. Видимо, его автор не умеет писать. Давайте послушаем.

Письмо медвежонка:

«Э-э, хм-хм. Ребятки, здравствуйте. Тут беда у меня. Кролик теннисные ракетки и мячик подарил. Намекает, что похудеть мне надо. Всё ту историю забыть не может, как я в его норе застрял. А что такого? С каждым может случиться. Я мячик и ракетки подальше припрятал. Думал, это самое… забудет. А нет. Говорит, на той неделе тренировать меня начнёт. Ракетки-то я нашёл. А вот мяч… В коробке с другими мячами лежит. А какой из них теннисный — теперь и не разберу. У друга спросил. Он рассказал мне, какой он, но я пока до дома дошёл — забыл. В голове опилки, что тут поделаешь. Вот я и придумал. Пришлите мне теннисный мячик в посылке. Я в коробке своей такой же найду, а ваш мяч обратно верну. А ещё забыл

вам сказать… Теннис этот называется настульный или — нет — настольный. Ну, друзья мои,

жду от вас помощи. До свидания!»

— Что ж, нужно медвежонка выручать. У кого из вас в кармане найдётся теннисный мячик?

— Чем можно заменить настоящий предмет?

— Но готовой модели у нас тоже нет. Что будем делать?

— Правильно. Ваше задание — смоделируйте мяч для настольного тенниса, который поможет

медвежонку найти свой настоящий.

— Кто из вас готов помочь медвежонку, поднимите руки. А кто пока не может?

3. Выявление причины затруднения.

— Вспомните, какое задание вы выполняли?

Чего вы не знаете?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Какую же цель вы перед собой поставите?

— Какая тема урока?

— Вспомните, в какой из историй про Мишу мы встречались с правильно проведённым моделированием?

— Можете ли вы рассказать, как Миша с мамой моделировали часы?

— Попробуем с помощью их действий узнать алгоритм наших действий при моделировании.

— Что вы здесь видите?

— Что записано в первом столбике?

— Что должно быть записано во втором столбике?

— Эти шаги у вас на партах. Работать вы будете в группах, поэтому на группу я раздала набор нужных шагов и таблицу. Вам нужно выстроить эти шаги в нужном порядке и наклеить их на пустой лист.

— На что вы будете опираться при выстраивании последовательности шагов алгоритма?

— Найдите шаг алгоритма с пропуском. Что вы можете про него сказать?  

— Для этого ещё раз прочитайте, что делала Мишина мама, определяя свойства для модели

часов.

— По какому плану вы будете работать?

1. Прочитаем таблицу. 2. Подберём к каждому действию мамы и Миши соответствующий шаг алгоритма. 3. Заполним пропуск в последнем шаге. 4. Проверим себя. 5. Согласуем эталон.

5. Реализация построенного проекта.

Учащиеся работают в группах

4, наклеивая шаги алгоритма на лист А4. После этого они вывешивают свои варианты на доске, проговаривают и согласовывают общий вариант.

— Какой шаг должен быть первым? Вторым? Третьим?

— Как вы дополнили второй шаг алгоритма?

— Кто выбрал слово «все»? Почему нет?

— Кто выбрал слово «любые»? Почему?

— Кто выбрал слово «главные»? Почему?

— Молодцы! Теперь у вас есть алгоритм моделирования. Теперь сами составьте алгоритм моделирования в учебнике, используя наклейки с шагами алгоритма.

После этого учитель раздаёт учащимся эталоны и наклейки.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какой следующий шаг на уроке?

1) Упражнения на запоминание алгоритма моделирования.

А) Игра «Кто найдёт ошибку?»

— Но для начала попробуем его запомнить. Я предлагаю начать с игры «Кто найдёт ошибку?». Закройте глаза.

— Открывайте глаза. Итак, какие ошибки вы видите?

— Открывайте глаза. Итак, какие ошибки вы видите?

— Открывайте глаза. Итак, какие ошибки вы видите?

Б) Работа в парах.

— А теперь поработайте в парах. Расскажите друг другу шаги алгоритма.

— В какой паре ошибок не было?

2)  Применение алгоритма моделирования (фронтальная работа).

— Алгоритм мы составили и запомнили.

— Ребята, которые не смогли в начале урока сделать модель, давайте вместе сделаем модель.

Остальные смогут проверить свою модель, правильно ли она изготовлена.

Учитель обращается к ученику, который не сделал модель:

— Расскажи, с чего начнёшь моделирование?

Учитель ставит значок «Солнышко» на тот шаг алгоритма на эталоне, который выполняется.

— Сегодня мы в начале урока выполнили этот анализ. Посмотрите его результаты в задании № 1 учебного пособия.

— Подчеркните в учебнике те свойства, которые помогут медвежонку узнать мяч внешне.

— Зачеркните во втором столбике те результаты анализа, которые нам не пригодятся. Какие слова остались?

— Расскажите, как вы будете моделировать, используя оставшиеся слова.

— Теперь вы выполнили моделирование ПРАВИЛЬНО или смогли ДОКАЗАТЬ правильность

своих действий. Выберем считалочкой модель, которую будем отсылать медвежонку.

Учитель вкладывает модель в коробку с изображением медвежонка.

— Посмотрите, какие модели подготовили ученики из других классов.

— Давайте подумаем, какие из этих моделей могли бы помочь медвежонку?

— Почему первая и последняя модели не подойдут?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-А теперь выполним самостоятельную работу № 2в с опорой на эталон.

После этого учитель предлагает детям взять карандаши, лист бумаги и создать модель по своему описанию.

— Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Учитель показывает образец для самопроверки — лист с рисунком моделью.

— У кого есть ошибки?

Учитель разбирает допущенные ошибки фронтально, дети исправляют их в шагах алгоритма, которые они записывали в учебнике.

— Молодцы, вы разобрались в своих ошибках!

— У кого всё получилось? Поставьте себе «+». После урока мы используем ваши модели для организации выставки моделей.

8. Включение в систему знаний.

— Ребята, сегодня мы с вами уже рассматривали разные виды моделей. Положите перед собой две модели, которые вы сделали сегодня на уроке.

- Как вы думаете, какая из них называется предметной, а какая графической моделью?

— Чтобы узнать о других видах моделей, рассмотрите задание № 3 из учебника.

— Какие бывают модели? Перечислите их виды.

— Как вы думаете, все ли эти виды моделей используются вами на уроках? Для того чтобы правильно ответить на вопрос, выполните задание № 4 из учебника.

Все модели, которые в нём

изображены, встречались вам на разных уроках в 1, 2 и 3 классах.

При отсутствии времени на уроке выполнение задания № 4учебного пособия можно организовать на соответствующих предметных уроках или во внеурочной деятельности. При выполнении данного задания учитель организует фронтальную работу. Далее все модели распределяются в 4 группы (столбика) из задания № 3.

А) S = a · b, где S — площадь прямоугольника, a — длина, b — ширина.

Учитель задаёт вопросы:

1.  Что изображено под буквой А?

2.  Какого вида эта модель?

В случае затруднения учитель обращает внимание детей на таблицу предыдущего задания.

3.  В каком столбике находится формула в таблице из задания № 3?

4.  Какое название у моделей третьего столбика?

5.  Какого вида формула площади?

Найдите модели, которые помогают вам решать задачи на уроках математики. Обведите их.

— Модели под какими буквами вы обвели?

— Зачем вы составляете схему к задаче?

— Встречались ли вам задачи, в которых сложно сразу разобраться? (Да.)

— А если к задаче составить схему, решать её будет легче? (Да.)

— А знаете почему? Схема — это модель, а вы теперь поняли, что в модели отражены только самые важные свойства. Поэтому ничего лишнего, того, что вас может отвлекать в задаче, в схеме

уже нет. Схема отражает только главное — связи между величинами, о которых говорится в этой задаче. Именно это и помогает решить задачу.

— Мы говорили, что модель заменяет какой-то объект. Чем в схемах мы заменяем реальные значения величин: количество, длину и т.д.?

— А какие ещё модели вы составляете для задач?

— Посмотрите на задание № 3и ответьте, какие виды моделей помогают учиться?

 

— Вот, оказывается, как много моделей нас окружает не только в жизни, но и в учёбе.

Почему же так важно использовать модели?

— Нужно ли уметь моделировать самому?

— Для чего нужно уметь составить модель?

Моделью

Сделаем модель сами.

Нужно было выбрать мяч

для настольного тенниса, сделав модель.

Мы не знаем, как правильно моделировать.

Узнать, как правильно моделировать, составить

алгоритм моделирования.

Моделирование, учусь строить модель…

В истории про часы.

Да.

Таблицу.

Действия мамы и Миши.

Шаги алгоритма.

Будем ориентироваться на действия мамы в первом столбике таблицы.

Его надо дополнить нужным словом (все, главные,любые).

Мама не брала некоторые свойства, например цвет,

размер, форма.

Мама взяла только определённые свойства, которые

были нужны.

Мама выбрала главные свойства, которые помогают

научиться определять время.

Мы должны потренироваться, научиться применять алгоритм.

Отсылать модель медвежонку не нужно.

Анализирую настоящий объект, а не модель.

Выделяю ГЛАВНЫЕ свойства, их может быть и три, и меньше, и больше.

С анализа настоящего объекта.

Цвет, форма, размер.

Беру маленький кусок пластилина, использую белый цвет и катаю шар.

Это модели не теннисного мяча.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Пластилиновая модель — предметная, а нарисованная — графическая.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Это формула.

Знаковая.

В третьем.

Знаковые модели.

Б,Г

«Одевая» схему, мы разбираемся в условии задачи, понимаем взаимосвязи между величинами

Отрезками.

Таблицы.

Предметные, смешанные, знаковые.

Модели помогают учиться, узнавать новое.

Да

Чтобы узнать что-то новое о реальном объекте, чтобы использовать модели для решения разных задач.

П: делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; ребенок  формулирует  проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.     строить сообщения в устной и письменной форме;

Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор; умение ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях;

К: работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Слайды; работа с учебным пособием «Мир деятельности», работа в группах, парах.

Рефлексия

10 мин.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

— О чём мы с вами говорили на уроке?

— Что нового узнали?

— Какую цель ставили на уроке? (Построить алгоритм моделирования.)

— Вы достигли её? (Да.)

— Чем вы можете доказать это утверждение?

— Оцените результаты своей работы с помощью «Лесенки успеха»

О моделях и моделировании.

Сегодня мы увидели, какое множество моделей нас окружает, узнали их

виды и учились моделировать сами.

У нас есть эталон.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

Л: умение ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях;

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Слайды, работа с «Лесенкой успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности («Учусь писать красиво») для 2 класса на тему:

Цель: формирование умения проверить написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.Задачи:1.      Образовательная:упражнение в написании слов с глухими и звонк...

Конспект по внеурочной деятельности «Учусь называть своё затруднение», 2 класс

Конспект Внеурочной деятельностиНазвание курса: “Мир деятельности”Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальнаяКласс / возраст детей: 2 “А” / 8 летТема: «У...

Конспект внеурочной деятельности «Театр», 2 класс.

Курс: «Моя малая Родина»Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная Класс / возраст детей: 2-5 / 7-8 летТема: «Театр»Планируемые результаты: Личностн...

Разработка конспекта внеурочной деятельности в 4 классе по теме "Робототехника"

Разработка конспекта внеурочной деятельности  в 4 классе по теме "Робототехника"...

Конспект внеурочной деятельности "Учусь сравнивать" (3 класс)

Цель: формирование представления о понятии «сравнение»....

Конспект внеурочной деятельности "Учусь обобщать" (3 класс)

Цель: формирование представления о понятии «обобщение»....