Конспект внеурочной деятельности "Учусь обобщать" (3 класс)
план-конспект занятия (3 класс)

Болгар Екатерина Александровна

Цель: формирование представления о понятии «обобщение».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Школа № 104        Студенты: Дьяченко Екатерина,

Учитель: Расчектаева Светлана Васильевна

Оценка за проведение:

                                                                                           Ленда Виктория                              

                                Методист: Гарбуз О.А.

                                Подпись: ___________              

 

Конспект внеурочной деятельности

Курс «Мир деятельности»

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная

Класс/возраст детей: 3 В класс, 8-9 лет.

Тема: «Учусь обобщать».

Планируемые результаты: личностные: познакомить детей с алгоритмом обощения, развивать мотивы внеучебной деятельности; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, рефлексия.

Цель: формирование представления о понятии «обобщение».

Задачи: уточнить представление учащихся о сравнении объектов, построить алгоритм сравнения двух объектов, сформировать первичное умение применять данный алгоритм на простейших примерах, научить

фиксировать результаты сравнения, используя опорную схему.

Форма проведения: беседа

Дата проведения: 19.10.2022 г

Челябинск, 2022

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

5 мин

- Здравствуйте. Напоминаем, что нас зовут Екатерина Александровна и Виктория Алексеевна. Сегодня на уроке мы с вами будем открывать новое знание. Это знание — необычное. Дело в том, что данное новое знание само является инструментом для открытия нового.

— Хотите узнать, что это за инструмент для открытия нового знания? Тогда начнём. Сегодня Смайлик приглашает вас отправиться в космическое путешествие. Мы отправляемся на планету под названием Трямдия.

Приветствуют учителей.

Отвечают на вопрос.

К: общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме;

Л: умение ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях;

 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

10 мин

1) Задание на повторение алгоритма сравнения. — Посмотрите, кто нас встречает? Это инопланетный житель Трям.

— На кого похож Трям?  

— Давайте сравним Смайлика и Тряма по внешнему виду. Откройте задание № 1 учебника. Что нам нужно вспомнить, чтобы выполнить задание?

 — Что значит сравнить два объекта?

— Что мы с вами повторили и для чего?

2) Задание на пробное действие.  Послушайте историю о наших героях.

— Какие необычные! Я хочу их попробовать! — сказал Смайлик. — Подожди. Только половина из них съедобные. Между собой съедобные ягоды похожи. Их легко отличить от несъедобных, но ты не знаешь как. Поэтому я сам сорву тебе ягоду, — остановил его Трям. Он собрал три ягоды. Смайлик рассмотрел ягоды, подумал немножко и сказал: — А последнюю я смогу найти сам! И Смайлик сорвал ягодку. — Я прав? — уточнил Смайлик, ведь подтвердить правильный выбор мог только Трям. — Да! Но как ты смог это сделать? Ты обладаешь даром чародейства??? — удивился Трям. — Нет, для этого волшебства не нужно. Всё очень просто. Я обобщил свойства съедобных ягод, сделал вывод о том, как выглядят съедобные ягоды Трямдии. Этот вывод помог мне составить правило, как на вашей планете находить съедобный ягоды. — Чудеса! Научи меня скорее делать выводы и составлять правила! — Для того чтобы научиться делать выводы и составлять правила, надо уметь обобщать. Я попробую составить для тебя алгоритм обобщения. Но для этого мне понадобится помощь моих друзей из 3-го класса. Один, боюсь, я не справлюсь.

— Ребята, а вы бываете в похожих ситуациях? Нужно ли вам уметь делать выводы, уметь обобщать?  — Помогите Смайлику составить алгоритм обобщения. Дополните запись.

— Кто не смог справиться с заданием? В чём ваше затруднение?

 — Кто смог записать алгоритм, обоснуйте свой ответ.

На Смайлика.

Алгоритм сравнения.

Найти их различные и одинаковые свойства.

Алгоритм сравнения, т.к. сравнение является ключом к открытию нового.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить сообщения в устной и письменной форме;

К: общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме; работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Основной

20 мин

3. В чем было затруднение?

4. Построение проекта выхода из затруднения. — Какую цель вы поставим перед собой?

 — Кто в нашей истории сумел правильно провести обобщение?

 — Что же может послужить нам средством (ключом) для дополнения шагов алгоритма?

— А ещё что?

 — Попробуем все вместе восстановить действия Смайлика во время обобщения. Обратимся к учебнику. Рассмотрите задание №3а.

ШАГ 1 — Вспомним, как действовал Смайлик. «Смайлик рассмотрел ягоды, немножко подумал…» Что нам потребуется, чтобы повторить это действие? — Посмотрите на корзинку. В ней съедобные ягоды. Как вы считаете, о чём думал Смайлик, пока он рассматривал ягоды?

 — Мы ищем одинаковые свойства предметов во время какого действия?  

— Значит, что необходимо записать на первом шаге?

— Какой алгоритм вам поможет сделать это?

 — Какое из свойств будет считаться общим, а какое различным, если мы сравниваем четыре объекта?

— Мысленно проведите сравнение и запишите в таблице его результат.

ШАГ 2 — Какие из свойств важны для нас, общие или различные?

— Какое общее свойство выделим у съедобных ягод?

— Запишем общее свойство под цифрой два.

 ШАГ 3 — Теперь вы можете сделать вывод, какие же ягоды съедобны.  Вывод поможет вам составить правило сбора съедобных ягод в Трямдии.

— Сравним ваши записи с выводом и правилом Смайлика, чтобы проверить, не ошиблись ли вы.  

— Теперь, когда мы уверены, что обобщение мы провели правильно, пользуясь правилом, найдите съедобные ягоды. Выполните задание № 3б.

— Проверьте себя.

— Действия Смайлика при обобщении нам известны. Можем приступать к заполнению пропусков в алгоритме.

— Составим план действий по составлению алгоритма.

План: 1. Читаем по порядку действия Смайлика. 2. Выбираем карточку для заполнения пропуска в каждом шаге алгоритма. 3. Проверяем получившийся алгоритм.

5. Реализация построенного проекта. — Давайте заполним алгоритм по нашему плану.

— Что вам необходимо сделать дальше?

— Теперь, когда наш алгоритм готов, прочитайте его ещё раз и подумайте, почему он так называется?

— Ребята, мы проверяли сегодня, правильно ли мы сделали обобщение. Что нам в этом помогло?

— Верно, вывод и правило Смайлика помогли вам доказать ваши предположения.

— Что было эталоном для Смайлика и почему?

 —Верно! Обобщение — это очень сложное действие, в котором легко допустить ошибку. К сожалению, мы не всегда можем сравнить все-все объекты. Объектов может быть огромное количество. Послушайте сказку, которая поможет вам понять, почему так легко ошибиться в обобщении. «Завела лиса курочку. Чтобы та стала пожирнее, лиса кормила её зёрнышками. Каждый день заходила лиса в курятник — и каждый раз в кормушке оказывались вкусные зёрнышки. Курица сделала вывод: появление лисы связано с появлением зёрнышек. Но в один прекрасный день лисица пришла в курятник и съела курицу. А зёрнышек так и не было. Этим лиса убедительно доказала курице, что не мешало бы ей осторожнее подходить к обобщению…» — Чтобы случайно не ошибиться, как этой курице, мы добавим в наш алгоритм важное примечание: Если есть возможность, сверяю вывод с эталоном: учебником, словарём, энциклопедией…

Только в этом случае мы будем уверены, что наше обобщение правильное.

— Рассмотрите эталон. Что вы увидели на правой стороне эталона?

 — Посмотрите внимательно и расскажите, как в этом примере проходило обобщение?

 — Молодцы! Теперь у нас есть эталон алгоритма обобщения, который вы составили сами!

 6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какой следующий шаг на уроке?

 — Но для начала попробуем его запомнить.

1) Упражнение на запоминание алгоритма.

— Поиграем в игру, которая называется «Верни на место». Некоторые слова из алгоритма поменялись своими местами, и попали из своего в другой шаг. Верните их на место. Какие карточки поменяете местами?

2) Применение алгоритма обобщения.

— Трям попробовал применить алгоритм обобщения, и вот что у него получилось 1) Трям сравнил фрукты яблоко, персик и апельсин, и сделал вывод: все фрукты Земли круглой формы.

 — Есть ли ошибки у Тряма?  ОШИБКА в 3-м шаге алгоритма: Трям сравнил только три фрукта, а вывод сделал обо всех фруктах, поэтому вывод неверный.

— Как вы думаете, почему ошибся Трям, ведь он сравнил все объекты, которые были представлены для обобщения?

— Правильно, чтобы сделать обобщение обо всех фруктах, нужно было сравнивать все фрукты, которые существуют. Как Трям должен был поступить?

— Какой вывод нужно сделать?

2. Трям сравнил числа 2, 5, 8, 11 и сделал вывод: Числа в ряду увеличиваются на 3. НЕТ ОШИБКИ.

3. Трям сравнил слова «кошка», «картофель», «компьютер», «качаться» и сделал вывод: все эти слова — существительные

ОШИБКА в 1-м или 2-м шаге алгоритма: Трям не сравнил все объекты: он выделил общее свойство у трёх первых объектов и не стал проверять четвёртый, или неправильно выделил общее свойство. Качаться — это глагол, а не существительное.

— Как он должен был поступить?

— Какой можно сделать вывод? Вывод: все эти слова начинаются с буквы К.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой. — Теперь пришло время провести самостоятельную работу.

«В гостях хорошо, а дома лучше. Пора Смайлику возвращаться на Землю. «Что бы такое подарить Тряму на прощание?» — задумался Смайлик. «Куплю ему кепку. Когда Трям будет её надевать — обязательно обо мне вспоминать будет», — решил Смайлик. — «Только вот, какую именно кепку подарить, чтобы Тряму понравилась?» — Ребята, помогите Смайлику узнать, какую одежду любит Трям. Для этого рассмотрите задание № 4 учебного пособия и сделайте обобщение, чтобы узнать, какую одежду любит Трям.

Задание № 4 Помоги Смайлику узнать, какую одежду любит Трям.

1. Результат сравнения. Названия различных свойств Названия одинаковых (общих) свойств форма синий цвет тип одежды есть карман 2. Общие свойства: синий цвет, есть карман.

 3. Вывод: Трям любит одежду синего цвета с карманом. А теперь помоги Смайлику выбрать кепку. Правило: Чтобы купить одежду в подарок Тряму, нужно выбрать одежду синего цвета с карманом.

8. Включение в систему знаний.

— Ребята, сегодня мы с вами, делая обобщения, составили два правила сами. Вспомните их.

— Эти правила нужны нам были только для того, чтобы научиться обобщать. Пригодятся ли они вам ещё?

— А где вы открываете правила, которые будут часто помогать вам в учёбе и в жизни?

— В начале урока я говорила вам о том, что сегодняшнее новое знание станет для нас инструментом для открытия нового знания. Так ли это? Приведите примеры новых знаний о Трямдии, которые вы получили при помощи обобщения?

 — До знакомства с обобщением знали ли вы это?

— Правильно, умение обобщать позволяет нам узнать то, чего мы не знали раньше. Найдя ответ на вопрос в виде вывода или правила, мы открываем новое знание. На уроке открытия вы часто делали вывод сами или с моей помощью, — оказывается, в этот момент мы очень часто пользовались обобщением. — Какой помощник у вас теперь есть?

— Полученными с его помощью выводами и правилами вы будете пользоваться на уроках постоянно. — Закончите мою запись

Отвечают на вопрос.

Ставят цель.

Смайлик.

Действия Смайлика во время обобщения.

Алгоритм сравнения.

Съедобные ягоды

Он думал, чем они похожи.

Сравнения

Смайлик сравнил съедобные ягоды.

Алгоритм сравнения.

Общее свойство — то, которое одинаково для всех четырёх объектов, различное свойство — то, которое различается хотя бы у двух.

Общие

Пятиугольная форма.

Это – пятиугольная форма.

Заполняют алгоритм.

Сравнить свой результат с эталоном.

Вывод и правило Смайлика.

Правило о том, какая ягода съедобная, которое знал Трям. Он точно знал, какая ягода съедобная в Трямдии.

Пример проведения обобщения.

Сначала фигуры сравнили, потом выделили одинаковое свойство — зелёный цвет. После этого сделали вывод, что все эти фигуры зелёного цвета.

Мы должны потренироваться проводить обобщение, применяя алгоритм.

Да

Потому что он не знал, что есть ещё и другие фрукты, некруглой формы.

Сделать вывод только об этих трёх фруктах.

Все эти фрукты круглой формы.

Сравнить все объекты и выделить их общее свойство.

Выполняют задание.

Как найти съедобный фрукт, как купить подарок для Тряма.

Нет

На уроках

Мы узнали, какие фрукты съедобны на Трямдии, какую одежду любит Трям.

Нет

Алгоритм обобщения.

П: делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; ребенок  формулирует  проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.     строить сообщения в устной и письменной форме;

Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор; умение ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях;

К: работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Слайды; работа с учебным пособием «Мир деятельности», работа в группах, парах.

Рефлексия

10 мин.

9. Рефлексия деятельности на уроке. — Чему был посвящён наш урок?

 — Какие цели вы ставили? Вы достигли их?

— Чем вы можете доказать, что первая цель достигнута?

— Вы полностью реализовали вторую цель?  

— А где вы будете тренироваться делать обобщения? — Молодцы! А теперь пришло время для оценки результатов своей работы с помощью «Лесенки успеха».

— Все молодцы! Большое спасибо вам за работу. На всех уроках мы будем продолжать учиться обобщать, теперь вам будет намного легче и интереснее делать это

Обобщению.

Построить алгоритм обобщения и научиться его применять; да.

У нас есть алгоритм, и мы выполнили самостоятельную работу.

Нет. Нам надо ещё потренироваться.

На уроках, в разных жизненных ситуациях.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

Л: умение ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях;

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Слайды, работа с «Лесенкой успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия 2 класс тема "Где найти витамины весной" УМК "Школа России" + презентация

Название кружка: «Разговор о правильном питании» Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное Форма работы: коллективная      Тема...

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Башмаки" УМК "Перспектива"

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Башмаки" УМК "Перспектива"...

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Архитектурное оригами" УМК "Перспектива"

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Архитектурное оригами" УМК "Перспектива"...

«Периметр геометрических фигур» конспект внеурочного занятия 3 класс

конспект внеурочного занятия по математике в 3 классе «Периметр геометрических фигур»...

Конспект внеурочного занятия 3 класс "Экскурсия в музей "Огни Москвы" "

Цель: ознакомление детей с музеем «Огни Москвы», с его структурой и экспонатами....