Доклад "Сотрудничество классного руководителя и родителей в условиях реализации ФГОС"
материал (1 класс)

Тищенко Марина Витальевна

«Сотрудничество классного руководителя и родителей в условиях реализации ФГОС»

 

      Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». С введением ФГОС большое внимание уделяется педагогическому просвещению и образованию родителей, укреплению сотрудничества классного руководителя с родителями. Следовательно, организовать работу с родителями учащихся чрезвычайно важно. Как известно, родители – главные воспитатели ребёнка. Вот почему необходимо тесное сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся.

Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Классный руководитель получает класс, с которым он должен работать на протяжении нескольких лет. Он ещё совсем не знает ни детей, ни их родителей, поэтому должен собрать как можно больше информации о семьях своих воспитанников, ближе познакомиться с самими воспитанниками, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Всё это необходимо для того, чтобы правильно, с максимальной эффективностью спланировать работу в классе.

Для изучения семей использую различные методики психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры, которые позволят построить нужную модель взаимодействия с родителями, корректировать поведение ребёнка, влиять на его взаимоотношения с родителями.

Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания предлагаю родителям ответить на следующие вопросы:

1.С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.

4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?

5. Создаёт ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят предлагаю родителям заполнить следующую анкету:

1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?

2.Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?

4. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

Например, для изучения традиций и обычаев, нравственных ценностей семей учащихся, использую следующие вопросы проективной методики, на основании результатов которой можно проводить индивидуальные и тематические консультации:

Вопросы для учащихся:

Я радуюсь, когда…

Я огорчаюсь, когда…

Мне нравится, когда…

Мне не нравится, когда…

Если у меня хорошие новости, то я…

Если у меня плохие новости, то я…

Если у меня что-то не получается, то я…

 

И соответствующие вопросы для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребёнок...

Я огорчаюсь, когда мой ребёнок…

Я плачу, когда мой ребёнок…

Я злюсь, когда ребёнок…

Мне нравится, когда мой ребёнок…

Мне не нравится, когда мой ребёнок…

Я не верю, когда мой ребёнок…

Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…

Если у моего ребёнка хорошие новости, то…

Если у моего ребёнка плохие новости, то…

Если у моего ребёнка что-то не получается, то…

 

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить как детям, так и родителям на одну и ту же тему. Например, выбираются следующие темы: "Выходной день в моей семье", "Наша семья", "День рождения в моей семье". Детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, куда нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи, в соответствии с темой. После выполнения задания проводится сравнительный анализ рисунков. Это позволяет ему обратить внимание родителей на те моменты в воспитании их ребёнка, которым они в повседневной жизни не всегда придавали должного значения.

Классный руководитель в общении с каждой семьёй должен быть искренен, уважителен и дружелюбен. Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями;

Общение с родителями ученика должно служить во благо ребёнку;

Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

Классный руководитель может предотвратить многие конфликты с родителями, если без амбиций, внимательно отнесётся к их критическим замечаниям.

Особая роль в установлении контактов между семьёй и школой принадлежит родительским собраниям. Чтобы избежать конфликта, заслужить доверие родителей трудных детей, я никогда не говорю на родительских собраниях ничего плохого об их детях, не сравниваю их с другими учениками. С такими родителями я беседую отдельно, стараясь найти в ребёнке что-то положительное.

На родительских собраниях я обсуждаю с детьми и родителями, как подготовить тот или иной праздник, другие мероприятия.

Главное – правильно организовать познавательную, трудовую деятельность, досуг.

Привлекая родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, самое серьёзное внимание обращаю на поощрение самых активных родителей.

 

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Семья является важным социальным институтом общества, которая определяет развитие ребёнка, выстроена система взаимодействия с родителями: проведение общих родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных консультаций педагогов, а также различных досуговых мероприятий.

Вот требования, которые предъявляет сейчас ФГОС к работе с родителями.

Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся.

Участие со своим ребенком в конкурсах.

Работа с портфолио своего ребенка-это дело каждого родителя.

Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей.

Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и учащихся.

Сотрудничество семьи и классного руководителя должно строиться на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает, прежде всего, всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Основными аспектами этого изучения должны быть:

1) активность участия родителей в воспитании детей;

2) ценностные ориентации родителей и детей;

3) выполнение ребенком режима дня;

4) досуг родителей и детей;

5) распределение обязанностей в семье;

Классный руководитель также выявляет возможности родителей для привлечения их к организации учебно-воспитательной работы в классе и школе, выполнению различных видов работ.

Родительское собрание

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть:

  • организационными;
  • текущими или тематическими;
  • итоговыми;
  • общешкольными и классными.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений учащихся класса.
  • Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
  • Психолого-педагогическое просвещение.
  • Обсуждение организационных вопросов.
  • Личные беседы с родителями.

Советы психологов:

  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.

Не стоит:

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон.

Правила подготовки классного родительского собрания:

  1. Тема родительского собрания должна быть актуальной для родителей.
  2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
  3. общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сотрудничество классного руководителя и родителей в условиях реализации ФГОС»

      Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». С введением ФГОС большое внимание уделяется педагогическому просвещению и образованию родителей, укреплению сотрудничества классного руководителя с родителями. Следовательно, организовать работу с родителями учащихся чрезвычайно важно. Как известно, родители – главные воспитатели ребёнка. Вот почему необходимо тесное сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся.

Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Классный руководитель получает класс, с которым он должен работать на протяжении нескольких лет. Он ещё совсем не знает ни детей, ни их родителей, поэтому должен собрать как можно больше информации о семьях своих воспитанников, ближе познакомиться с самими воспитанниками, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Всё это необходимо для того, чтобы правильно, с максимальной эффективностью спланировать работу в классе.

Для изучения семей использую различные методики психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры, которые позволят построить нужную модель взаимодействия с родителями, корректировать поведение ребёнка, влиять на его взаимоотношения с родителями.

Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания предлагаю родителям ответить на следующие вопросы:

1.С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.

4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?

5. Создаёт ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят предлагаю родителям заполнить следующую анкету:

1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?

2.Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?

4. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

Например, для изучения традиций и обычаев, нравственных ценностей семей учащихся, использую следующие вопросы проективной методики, на основании результатов которой можно проводить индивидуальные и тематические консультации:

Вопросы для учащихся:

Я радуюсь, когда…

Я огорчаюсь, когда…

Мне нравится, когда…

Мне не нравится, когда…

Если у меня хорошие новости, то я…

Если у меня плохие новости, то я…

Если у меня что-то не получается, то я…

И соответствующие вопросы для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребёнок...

Я огорчаюсь, когда мой ребёнок…

Я плачу, когда мой ребёнок…

Я злюсь, когда ребёнок…

Мне нравится, когда мой ребёнок…

Мне не нравится, когда мой ребёнок…

Я не верю, когда мой ребёнок…

Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…

Если у моего ребёнка хорошие новости, то…

Если у моего ребёнка плохие новости, то…

Если у моего ребёнка что-то не получается, то…

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить как детям, так и родителям на одну и ту же тему. Например, выбираются следующие темы: "Выходной день в моей семье", "Наша семья", "День рождения в моей семье". Детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, куда нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи, в соответствии с темой. После выполнения задания проводится сравнительный анализ рисунков. Это позволяет ему обратить внимание родителей на те моменты в воспитании их ребёнка, которым они в повседневной жизни не всегда придавали должного значения.

Классный руководитель в общении с каждой семьёй должен быть искренен, уважителен и дружелюбен. Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями;

Общение с родителями ученика должно служить во благо ребёнку;

Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

Классный руководитель может предотвратить многие конфликты с родителями, если без амбиций, внимательно отнесётся к их критическим замечаниям.

Особая роль в установлении контактов между семьёй и школой принадлежит родительским собраниям. Чтобы избежать конфликта, заслужить доверие родителей трудных детей, я никогда не говорю на родительских собраниях ничего плохого об их детях, не сравниваю их с другими учениками. С такими родителями я беседую отдельно, стараясь найти в ребёнке что-то положительное.

На родительских собраниях я обсуждаю с детьми и родителями, как подготовить тот или иной праздник, другие мероприятия.

Главное – правильно организовать познавательную, трудовую деятельность, досуг.

Привлекая родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, самое серьёзное внимание обращаю на поощрение самых активных родителей.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Семья является важным социальным институтом общества, которая определяет развитие ребёнка, выстроена система взаимодействия с родителями: проведение общих родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных консультаций педагогов, а также различных досуговых мероприятий.

Вот требования, которые предъявляет сейчас ФГОС к работе с родителями.

Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся.

Участие со своим ребенком в конкурсах.

Работа с портфолио своего ребенка-это дело каждого родителя. 

Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей.

Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и учащихся.

Сотрудничество семьи и классного руководителя должно строиться на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает, прежде всего, всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. 

Основными аспектами этого изучения должны быть:

1) активность участия родителей в воспитании детей;

2) ценностные ориентации родителей и детей;

3) выполнение ребенком режима дня;

4) досуг родителей и детей;

5) распределение обязанностей в семье;

Классный руководитель также выявляет возможности родителей для привлечения их к организации учебно-воспитательной работы в классе и школе, выполнению различных видов работ.

Родительское собрание

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть:

  • организационными;
  • текущими или тематическими;
  • итоговыми;
  • общешкольными и классными.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. 

Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений учащихся класса.
  • Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
  • Психолого-педагогическое просвещение.
  • Обсуждение организационных вопросов.
  • Личные беседы с родителями.

Советы психологов: 

  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.

Не стоит:

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон.

Правила подготовки классного родительского собрания:

  1. Тема родительского собрания должна быть актуальной для родителей.
  2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
  3. общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сотрудничество классных руководителей с родителями в условиях реализации ФГОС «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.» «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» В.А. Сухомлинский

Слайд 2

ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей педагогическими знаниями; активное участие родителей в воспитании детей. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ+ СЕМЬЯ Психолого – педагогическое просвещение родителей Вовлечение родителей в учебно -воспитательный процесс Участие семей в управлении учебно –воспитательным процессом

Слайд 3

диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся; диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе; психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся; анкетирование при выборе внеурочной деятельности индивидуальные собеседования, беседы с родителями на классных собраниях; общешкольные родительские собрания и конференции

Слайд 4

Рейтинг индивидуальных достижений учащихся класса № Ф.И. ребенка Общественная активности Выполнение поручений Творческая деятель. Учебно- исслед . работа ЗОЖ Занятость во внеуроч . время Итого 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 5

-Портфолио обучающихся - Наше творчество - День здоровья - Экскурсии - Совместные классные часы

Слайд 6

Тесное взаимодействие учителя с родителями – важное условие успешного решения задач воспитания и обучения зрители помощники участники

Слайд 7

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы взаимодействия образовательного учреждения и родителей в условиях реализация ФГОС

Проблемы взаимодействия образовательного учреждения и родителей...

Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении ...

Выступление на МО классных руководителей: «Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС»

Выступление на МО классных руководителей: «Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС»...